Аннотация. Статья посвящена изучению и возможной оптимизации обучения студентов-медиков в современном цифровом мире. Появление виртуального обучения позволило внедрить новые методы и способы быстрого освоения образовательных программ, отдельных тем и разделов. В связи с новыми технологиями наблюдается потребность в разработке и внедрении дистанционных платформ и онлайн-ресурсов в процесс медицинского образования. В статье рассматриваются такие понятия, как «медицинский английский» и «онлайн-технология», основные черты и преимущества применения новых технологий при обучении студентов медицинского колледжа. С помощью анкетирования студентов и анализа научной литературы были сформулированы теоретические и практические положения, касающиеся непосредственного влияния образовательной платформы на успешное освоение студентами медицинской лексики.
Ключевые слова: медицинский английский, профессиональная лексика, студенты-медики, онлайн-технология, образовательная платформа, образовательный процесс.
В современных условиях образования наблюдается резкий переход от традиционного метода (использование книжных носителей и передачи информации в очном формате) к новому, смешанному формату обучения, предполагающему применение онлайн-технологий и Интернет-ресурсов на очных занятиях и в дистанционном формате. Появление новых цифровых возможностей изменило всю систему обучения и отдельных программ во многих образовательных учреждениях. В частности, в медицинском колледже наблюдается тенденция к реализации высокомодернизированного виртуального класса, где возможно взаимодействие преподавателя со студентами в режиме реального времени и в параллельном режиме (несколько групп изучает материал с одним преподавателем при помощи различных платформ). При таких условиях обе стороны могут получать непрерывную обратную связь и поддержку для устранения технических и иных проблем в образовательном процессе [5, с. 378].
На сегодняшний день изучение медицинского английского языка становится более интегрированным, гибким, многофункциональным. Благодаря различным способам и методам обучения появляется необходимость в новых ресурсах и источниках информации, которые будут наглядными, информативными для студентов медицинского колледжа. В изучении медицинского английского профессиональная лексика играет первостепенную роль. Овладение словарным запасом является специфическим и узконаправленным по своей структуре и общим правилам. В связи с этим студентам-медикам необходимо преподнести профессиональный вокабуляр на иностранном языке в том виде, в котором они смогут воспринимать его и применять в своей дальнейшей практике.
Современные исследователи выделяют следующие ключевые особенности медицинского английского. Согласно Л.А. Гизятовой и Н.Ф. Плотниковой, в профессиональной лексике присутствует значительное количество аббревиатур и сокращений, что усложняет восприятие и понимание терминов и базовых слов, встречающихся в медицине [1, с. 70]. Однако А.Я. Рамазанова отмечает, что медицинская лексика в английском языке отличается своим контекстуальным содержанием и отсутствием падежной системы; данный порядок связывает слова в их лексическом окружении [3, с. 112]. Следовательно, медицинский английский подразумевает сложную схему, состоящую из различных взаимосвязанных элементов. Каждая лексическая единица имеет свой определенный статус и значение. Несмотря на сложную структуру, студент может использовать ключевые лексические элементы для того, чтобы понять фразу или общий смысл предложения без необходимости вчитываться в каждое слово. Наличие заимствований из латинского и греческого языков также способствует быстрому восприятию информации, позволяет проводить аналогии и сравнивать уже известные термины.
Для успешного овладения и закрепления профессиональной лексики необходимо использовать различные приемы и способы введения нового материала при изучении английского в медицине. Для наглядности представляют рисунки, схемы, карточки с заданиями. Но данный метод претерпевает изменения в силу появления новых образовательных технологий, включающих интерактивную цифровую среду и увлекательное для молодежного возраста содержание.
Понятие «онлайн-технология» стремительно распространяется в образовании. На данный момент изучение английского в профильных организациях стало более доступным и динамичным благодаря внедрению образовательных платформ и виртуальных классов. Из существующих учебных ресурсов наиболее востребованы технологии, поскольку каждая из них включает в себя несколько режимов, переходов и может быть представлена в бесплатном доступе на различных Интернет-сайтах.
Онлайн-технология – это, прежде всего, инновационное пространство в условиях виртуальной среды, состоящее из множества функций, которые соответствуют определенной сфере деятельности человека. В образовании технологии нацелены на поиск самостоятельной работы студента, его умение анализировать и разделять определенные задачи, стоящие перед ним. Создание образовательной платформы носит исследовательский и творческий характер, поскольку каждый участник данной среды должен работать в различных условиях, находить варианты из малого количества [2, с. 36].
Благодаря образовательным технологиям обучение стало строиться на методах, основанных на потребностях и интересах учащихся. Изучение медицинского материала представляет новый формат – освоение и запоминание слов с помощью онлайн-игр, понимание грамматических правил с помощью кратких обзорных видео, практика аудирования при прослушивании подкастов, закрепление пройденной лексики при помощи тренировочных упражнений с интерактивными элементами (медицинский фон, звук в больнице, двигающиеся фигуры).
Таким образом, важно отметить значимость и практичность онлайн-технологий в современном мире. Данный этап модернизации делает образование независимым, нацеленным на студента, менее директивным.
Из значимых характеристик образовательных онлайн-платформ можно выделить следующие особенности:
- предоставление быстрого доступа и получения учебной информации в полном объеме [6, с. 459];
- возможность пользования в разных режимах (очном и дистанционном);
- наличие интерактивного содержания, динамичного освоения материала и яркого интерфейса;
- индивидуализирующий подход в обучении студентов (учебные материалы могут быть составлены в соответствии с возможностями и интересами студентов).
Наличие образовательных платформ значительно превысило уровень мотивации учащихся в медицинских учреждениях благодаря богатому содержанию информации, возможности применения различных форм работы на занятии по иностранному языку. Активная работа наблюдается как со стороны учителя, так и со стороны студентов-медиков, готовых оценить свои ответы или предложенное задание. Следовательно, в получении медицинского образования учащимся необходимо осваивать учебные материалы с использованием современных онлайн-технологий, необходимых для формирования коммуникативных навыков в дальнейшей профессиональной деятельности [4, с. 48].
Во многих медицинских колледжах используются образовательные платформы на занятиях для студентов в возрасте от 17 до 35 лет. В связи с недостаточным содержанием научной исследовательской базы, связанной с изучением и анализом роли онлайн-технологий в обучении учащихся медицинских учреждений, в работе было проведено анкетирование среди студентов-медиков Рязанского медицинского колледжа. В данном опросе приняли участие 56 человек – учащиеся 1-4 курсов. Основная цель анкетирования заключалась в определении количества студентов, изучающих медицинскую лексику при помощи образовательных технологий и анализ работы онлайн-технологии, ее эффективность в обучении. Согласно полученным данным, стоит отметить, что большая часть студентов медицинского колледжа до сих пор не знакома с современными образовательными платформами, изучает материал по традиционной системе. Однако 32,1% опрошенных осваивают учебную программу с помощью онлайн-технологий, что подтверждает релевантность новой системы обучения в медицинском колледже (см. рисунок 1). Такой результат объясняется тем, что применение современных информационных методов в образовательном процессе только начинает распространяться, повышая уровень и качество подготовки обучающихся [4, с. 48].
Рис.1. Сравнительные показатели пользования онлайн-технологией в образовании
Рассматривая структуру онлайн-технологии и ее возможные режимы, необходимо представить следующие данные. В анкетировании студентам, знакомым с образовательными платформами, было предложено выбрать наиболее интересные варианты работы. Самым увлекательным форматом оказались игры (78,9%), тренировочные упражнения (57,9%), медицинские блоги (52,6%), онлайн-сайты (42,1%). Наименьший процент занимают подкасты (10,5%), научные статьи (5,3%) (см. рисунок 2).
Рис. 2. Сравнительные показатели различных форм работы в онлайн-технологии
Представленные данные анкетирования являются подтверждением идеи о том, что новые информационные технологии в образовании интересны для учащихся медицинского колледжа. Наличие онлайн-ресурсов и платформ способствует развитию нового типа мышления у студентов, повышению качества образовательного процесса. Постепенно будет увеличиваться процент студентов-медиков, изучающих учебный лексический материал при помощи современных технологий. На данном этапе онлайн-ресурсы ограничены, имеют ряд определенных функций. По мере развития технологии будут многофункциональными, охватывать несколько учебных модулей, включать задания согласно индивидуальным потребностям пользователя.
Таким образом, изучив особенности и проанализировав роль применения онлайн-технологии в обучении студентов медицинского колледжа, стоит сделать следующие выводы:
- Профессиональная лексика медицинского колледжа предполагает постепенное изучение слов, их значений, форм, возможных заимствований. Благодаря наглядным материалам медицинский английский осваивается студентами гораздо быстрее, в то же время утрачивает традиционную форму работы в связи с появлением современных информационных технологий.
- Онлайн-технологии в образовательном процессе могут быть использованы параллельно с очным изучением темы занятия. Данные электронные ресурсы улучшают качество работы и подготовку будущих специалистов медицинского колледжа. Образовательные платформы включают в себя различные режимы, переход заданий, возможность бесплатного пользования.
- В ходе исследования было выявлено небольшое количество учащихся, которые уже пользуются онлайн-технологией в своем обучении. Данный результат подтверждает постепенное внедрение современной системы обучения и ее влияние на качество полученных знаний медицинскими специалистами.
Литература:
- Гизятова Л.А., Плотникова Н.Ф. Профессиональное ориентированное обучение английскому языку студентов медиков // Казанский лингвистический журнал. 2019. №4. С. 67-72.
- Коннова З.И., Семенова Г.В. Обучение иностранному языку студентов-медиков в рамках технологии виртуальной реальности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. №2 (дата обращения: 13.03.2023).
- Рамазанова А.Я. Специфика терминологической подготовки иностранных студентов медицинского вуза // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2016. №1. С. 112-113.
- Руденко Е.Е., Потехина Е.С., Ковалёва М.Б. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку студентов медицинских специальностей // Международный журнал экспериментального образования. 2021. №6 (дата обращения: 14.03.2023).
- Fan L., Zhu D. Application of Network teaching platform in Medical English teaching // Francis Academic Press. 2019. Page: 378-382.
- Guzacheva N. Zoom technology as an effective tool for distance learning in teaching English to medical students // Bulletin of Science and Practice. №5 (дата обращения: 13.03.2023).
The development of lexical skills among medical college students through online technology
Bulganina A.E.,
undergraduate of 2 course of the Moscow Pedagogical State University, Moscow
Research supervisor:
Ignatenko Irina Ivanovna,
Professor of the Department of English and Digital Educational Technologies Institute of International Education of Moscow State University, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Annotation. The article is devoted to the study and possible optimization of medical students’ education in the modern digital world. The emergence of virtual learning has made it possible to introduce new methods and ways to quickly master educational programs, individual topics and sections. Due to new technologies, there is a need to develop and implement remote platforms and online resources in the process of medical education. The article discusses such concepts as «Medical English» and «online technology», the main features and advantages of using new technologies in teaching medical college students. With the help of a questionnaire of students and analysis of scientific literature, theoretical and practical foundations were formulated concerning the direct impact of the educational platform on the successful development of medical vocabulary by students.
Keywords: Medical English, professional vocabulary, medical students, online technology, educational platform, educational process.
Literature:
- Gizyatova L.A., Plotnikova N.F. Professional oriented teaching of English to medical students // Kazan Linguistic Journal. 2019. №4. Page: 67-72.
- Konnova Z.I., Semenova G.V. Teaching a foreign language to medical students within the framework of virtual reality technology // Scientific result. Pedagogy and psychology of education. 2020. №2 (date of the address: 13.03.2023).
- Ramazanova A.Ya. Specifics of terminological training of foreign medical university students // Bulletin of medical Internet conferences. 2016. №1. Page: 112-113.
- Rudenko E.E., Potekhina E.S., Kovaleva M.B. Professionally oriented teaching of a foreign language to students of medical specialties // International Journal of Experimental Education. №6 (date of the address: 13.03.2023).
- Fan L., Zhu D. Application of Network teaching platform in Medical English teaching // Francis Academic Press. 2019. Page: 378-382.
- Guzacheva N. Zoom technology as an effective tool for distance learning in teaching English to medical students // Bulletin of Science and Practice. 2020. №5 (date of the address: 13.03.2023).