Аннотация. В статье рассмотрена методика развития лексических навыков учащихся средних классов с использованием интерактивной платформы Quizlet. На основе изучения возможностей платформы, классификации упражнений была проведена апробация методики обучения лексическим навыкам учеников 8-х классов в среднем общеобразовательном учреждении. Проделанная работа позволила сделать выводы о возможностях и успешности развития лексических навыков учащихся с помощью Quizlet – карточек.

Ключевые слова: Лексические навыки, платформа Quizlet, первичная апробация, ученики средних классов.

Иностранный язык в настоящее время является незаменимым инструментом коммуникации, так как служит не просто средством взаимосвязи между людьми, но и помогает им в достижении личных, профессиональных и других целей. Школьникам предоставляется возможность за время обучения овладеть одним или несколькими иностранными языками, чтобы успешно адаптироваться в социокультурном пространстве современного мира. В связи с этим, в задачи учителя входит деятельность по повышению мотивации учащихся в приобретении иноязычных компетенций.

Актуальность обозначенной проблемы обуславливается несколькими факторами. Во-первых, большое количество учебных предметов и интенсивность обучения требуют от учителя использования различных программ, которые могут способствовать поддержанию интереса учеников к немецкому языку. Во-вторых, использование различных видов деятельности – например, выполнение интерактивных заданий в игровой форме, позволяет удерживать внимание учеников к предмету, вносит разнообразие и, тем самым, способствует повышению мотивации к изучению немецкого языка.

Целью данной статьи является обоснование эффективности развития лексических навыков по немецкому языку у учащихся основной общеобразовательной школы при помощи платформы Quizlet.

В современном мире с быстро развивающимися информационными технологиями меняется подача нового материала. Помимо учебников, которые, как утверждает С.А. Герасимова, не только содержат информацию о языке и культуре, но и ориентируют на индивидуализацию учебного процесса [1, с. 6], активно внедряются интерактивные технологии на уроках иностранных языков. Е.Г. Тарева подчеркивает, что постоянно происходит процесс изменения методологических концепций, например, от переводных методов к сознательным [5, c. 34]. С помощью технических средств, таких как планшеты, ноутбуки или компьютеры обучение может стать намного более эффективным. Также важным элементом в современном процессе обучения являются интерактивные доски, которые предоставляют возможность репрезентировать учебный материал классу по-новому и динамично, способствуя освоению новых приемов работы с учебным материалом.

Один из наиболее интересных способов обучения лексике – применение новых технологических средств. Например, активизирующее диалоговые формы работы занятие – это современный метод обучения, который решает несколько важных задач. Во-первых, использование передовых технологий делает преподавание и познавательную деятельность более захватывающей, предлагая учащимся менее стереотипную форму обучения, тем самым повышая или поддерживая их мотивацию к обучению. Во-вторых, учащиеся перестают быть пассивными слушателями, активно вовлекаясь в образовательный процесс.

Сейчас интерактивные онлайн-сервисы и платформы выходят на первый план и занимают основные позиции в обучении школьников. Они не только призваны мотивировать учащихся к освоению иностранных языков, но и помогают им получать информацию из различных источников и самостоятельно работать с ними. Таким образом, Интернет-ресурсы повышают интерес и мотивацию школьников, стимулируют их мыслительный процесс, что помогает добиться лучших результатов при обучении, способствуя расширению кругозора и улучшению словарного запаса учеников.

Речевая и языковая компетенции являются одними из важнейших задач в обучении иностранному языку. Для развития коммуникативных способностей необходимо расширение лексического словаря. Увеличение словарного запаса напрямую связано с успешностью овладения иностранным языком, так как без знания слов невозможно говорить на немецком языке, ведь лексика – это основной инструмент общения, а умение говорить – одна из главных целей изучения иностранного языка. Словарный запас необходим как при аудировании, так и при разговорной деятельности. Кроме этого, лексический запас влияет на качество письма.

Эффективными средствами обучения считаются комплексные учебные пособия и технические средства, которые способствуют осуществлению поставленных целей в обучении немецкому языку и регулируют деятельность учащихся по овладению этим языком. Например, в литературе уже упоминался огромный потенциал презентаций в обучении немецкому языку [4, c. 50]. Благодаря многочисленным средствам обучения процесс овладения языком становится результативнее. В современных школах заметен значительный рост использования компьютерных технологий. Такие технологии становятся наиболее популярными, потому что решают многие задачи: повысить заинтересованность школьников, разнообразить уроки, учесть личностные качества и потребности каждого учащегося, предоставить учителю большой выбор возможных вариаций заданий и типов упражнений, а также раскрыть потенциал каждого школьника. Однако, как подчеркивает М.Э. Рябова, «было бы наивно думать, что любое использование образовательных средств приведет к желаемым результатам» [3, c. 88]. Рассмотрим одну из интерактивных технологий, которая набирает популярность среди изучающих иностранные языки, за счет своей многофункциональности и легкости в применении. Речь идет о платформе Quizlet [7].

Quizlet – это интерактивная образовательная платформа, которая используется учителями и учениками для упрощения запоминания информации с помощью двусторонних электронных карточек. Она отлично подходит для изучения иностранных языков, но также может быть задействована при обучении других предметов, в которых есть необходимость, например, изучать и запоминать достаточно большое количество различных терминов. Платформа может рассматриваться учителем как дополнительный технологический ресурс на различных этапах обучения: при объяснении новой лексики, при отработке и закреплении выученных слов, при организации контроля качества усвоенных знаний, при планировании самостоятельного изучения материала учащимися или в качестве домашнего задания. Quizlet можно пользоваться как непосредственно на сайте, так и скачав автономное приложение, доступное на всех мобильных устройствах. Базовая версия платформы бесплатна, однако, в ней есть и дополнительные платные функции. При этом, для изучения иностранного языка вполне достаточно базовой бесплатной версии с основными инструментами.

Необходимо отметить, что данная платформа предоставляет учителю большую свободу в организации разных форм работ – можно проводить парную, индивидуальную, фронтальную или групповую работы. С «Quizlet Live» учащиеся в учебной группе могут соревноваться друг с другом в командах. Соревновательный дух может стать дополнительным стимулом к изучению новой лексики. Каждый, кто зарегистрирован на платформе, может в любое удобное время пользоваться материалами, созданными другими участниками и предоставленными ими в открытом доступе, также имеется возможность создавать свои учебные модули, доступ к которым можно оставить открытым для всех или предоставить только ограниченному кругу лиц.

Преимуществом платформы Quizlet являются сервисные настройки, предполагающие разные способы работы, развивающие лексические навыки. Платформа содержит: электронные карточки креативного типа, пять учебных режимов и две игры. Рассмотрим их подробнее.

Электронные карточки представляют собой режим заучивания слов, когда ученик на одной стороне карточки видит немецкое слово, нажимает на карточку, переворачивает ее, и на обороте есть русский эквивалент этого слова. Так, перелистывая карточки и постоянно повторяя определенный набор терминов, ученик запоминает новые слова. Также эти карточки позволяют при нажатии на него, прослушивать слово. Таким образом происходит усвоение слова на слух и предоставляется возможность тренировки правильного произношения слов. Следуя логике Е.Г. Таревой, прослушивание слов очень важно при изучении новой лексики, поскольку фонетико-фонологический компонент речи составляет материальную базу в методике обучения иностранным языкам [6, c. 311].

В режиме «Заучивание» можно создать индивидуальный план обучения. В данном разделе собраны все термины, которые были занесены в электронные карточки этого модуля. Ученику надо дважды ответить правильно на вопрос по каждому термину, представленному в карточке, тогда он сможет завершить этот этап. После завершения каждого этапа приложение группирует термины по степени их запоминания учеником, основываясь на его статистике данных правильных и неправильных ответов. Группировка слов происходит по следующему принципу: «знакомые» – ученик в задании один раз дал правильный ответ с этим словом, «усвоенные» – ученик дал два правильных ответа.

Также на платформе есть режим «Письмо», который автоматически определяет, насколько хорошо учащийся усвоил материал, проверяя в том числе знание правописания. Ученику дается определение или картинка, которые он должен подписать. Данный режим состоит из двух этапов. После успешного прохождения первого, во втором этапе, ученику предлагаются термины, в которых он сделал ошибки в первом этапе. Таким образом идет закрепление правописания. Для завершения режима «Письма» необходимо дважды правильно ответить в каждом задании.

Если рассматривать внедрение платформы в методический инструментарий урока немецкого языка, то как раз благодаря многорежимности Quizlet является достаточно эффективным средством. Она позволяет избежать монотонности, которая присутствует при пополнении словарного запаса традиционными способами – записями на бумаге или при использовании текстовых форматов на ПК. Также преимуществом является возможность дополнения выбранных для запоминания слов картинками и аудиоматериалами. Таким образом, за счет сочетания традиционных способов и возможностей платформы Quizlet, можно повысить эффективность усвоения иностранного (в данном случае – немецкого) языка.

При этом убеждения учителя в полезности внедрения новых интерактивных инструментов в процесс обучения недостаточно. Важно отношение к нему учащихся – примут или нет они новый инструмент, будут ли использовать его в своем образовании. В случае, если ученики посчитают Quizlet достаточно простым и полезным инструментом, они с большей вероятностью будут все чаще и чаще его использовать, пока он не станет привычным способом обучения. Для проверки выдвинутой гипотезы была проведена первичная апробация методики развития лексических навыков учащихся средней общеобразовательной школы с помощью платформы Quizlet.

В рамках исследования, во время прохождения производственной практики в МБОУ «Щёлковская гимназия № 6» городского округа Щёлково, была проведена первичная апробация разработанной методики развития лексических навыков немецкого языка с использованием платформы Quizlet. В апробации приняло участие 19 учеников восьмых классов.

Проведение первичной апробации предполагало подготовительную работу, включающую отбор учебного материала, выбор участников апробации, определение оценки эффективности апробации.

На основе школьного учебника О.А. Радченко, Г. Хебелер [2] была взята новая лексика, из которой был составлен учебный модуль на платформе Quizlet. Модуль содержал 10 элементов: слова, выражения, короткие восклицательные предложения, украшающие и дополняющие речь, например, «du bist einsame Spitze!» (ты потрясающий), «von Anfang an» (с самого начала), «das gibt sich wieder» (всё наладится). Данный модуль был предложен учащимся в качестве домашнего задания. Сначала они начали изучение данных слов с помощью электронных карточек, на которых с одной стороны был немецкий эквивалент, а с другой – перевод на русский язык. Некоторое время они учили предложенные слова по этим карточкам. После первого знакомства со словами учащиеся выполняли разные задания на платформе, закрепляя изученные слова. Использовался режим «Заучивание», где к выражению на русском языке требовалось подобрать немецкий вариант из предложенных четырех. Слова и задания, в свою очередь, сопровождались картинками, которые должны были задействовать ассоциативное мышление и память. Также в этом режиме ученики сами писали перевод слов, активизируя механическую память. Ученики могли отдохнуть от изучения слов и поиграть в игру «Подбор», где было необходимо подобрать термин с его переводом на скорость.

Эффективность выполнения предложенного задания определялась сравнением результатов проведенного среза знаний (до апробации и после апробации). Целью среза до проведения апробации было выявление исходного уровня сформированности лексических навыков. Итоговый тест в качестве среза знаний после апробации определял достигнутые результаты. Он включал в себя задания по структуре похожие на задания теста, проводимого до апробации, и состоял из 3 блоков с разными типами заданий, активизирующих рецептивные и продуктивные лексические навыки.

Первый блок состоял из 3-х заданий на соотнесение и подбор. В первом задании ученикам нужно было соединить выражения на немецком языке с их русскими эквивалентами; во втором задании были даны слова на русском языке и нужно было из четырех предложенных немецкий слов выбрать правильный перевод; в третьем задании ученикам были даны выражения на немецком с переводом на русский, и нужно было определить, верно или неверно переведено слово.

Второй блок теста состоял из аудирования. В нем были разные задания на прослушивание слов. Например, нужно было прослушать диктора и отметить, какое выражение из предложенных он произнес; прослушать предложения и вставить в пропуски недостающие слова.

В третьем блоке ученикам были даны выражения на русском языке, и они должны были написать немецкие эквиваленты. Так как ученики учили в основном готовые выражения, им нужно было в одном из заданий упорядочить слова из предложенного набора, составив и записав получившееся предложение.

Результаты итогового теста были обобщены и показаны на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты итогового теста

На завершающем уроке после работы с платформой ученики также заполнили Google форму, которая содержала 7 открытых и закрытых вопросов. Ученикам были заданы такие вопросы, как «Считаешь ли ты, что важно изучать новые слова; легче ли учить новую лексику в приложении; почему понравилось приложение или почему оно не понравилось» и т.д. Ниже приведена диаграмма одного из вопросов (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. Результаты опроса учеников о приложении Quizlet

Цель апробации заключалась в том, чтобы проследить заинтересованность учащихся в изучении новых слов в целом и с помощью платформы увидеть, меняется ли лексический навык и мнение учеников после использования платформы. На основе проведенного опроса были получены следующие ответы на вопрос «почему понравилось приложение?»:

  • «разные функции карточек, тестов дают возможность запомнить новые слова в игровой форме»;
  • «если не запомнил, то много раз повторяешь новое, пока не выучишь. Понравилось»;
  • «это достаточно удобно и интересно, можно проверить себя в тесте».

Также в ходе опроса был получен ответ на вопрос: «Будешь ли ты дальше пользоваться платформой Quizlet для изучения слов немецкого языка?» (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3. Ответы учеников о приложении Quizlet

Анализ результатов итогового среза и ответов учеников подводит к выводу о приросте знаний, а также дает понять, что сами ученики выделяют преимущественно положительные стороны платформы, что не может не говорить об успешности первичного опыта внедрения Quizlet в процесс обучения в школе.

Выводы

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что платформа Quizlet является хорошим средством для освоения новой лексики, как в дополнение к программе, так и как самостоятельный вид деятельности на уроке, в домашней работе и при индивидуальном изучении языка.

Апробация инструментария платформы показала, что Quizlet – это не только электронные двусторонние карточки для запоминания новых слов, но и пять режимов для их заучивания с использованием разных видов деятельности и две игры для поддержания динамики учебного процесса. Подробно изучив возможности платформы, становится понятно, что она может использоваться учителем на различных этапах обучения, так как обладает широким спектром применения. Ученики получают дополнительную мотивацию и заинтересованность, поскольку интерактивная платформа вносит разнообразие в урок.

Платформа помогает структурировать изучение новой лексики, обращает внимание на слова, которые еще не очень сильно закрепились в памяти, чаще показывая их ученикам при изучении. Учащиеся меняют представление о скучном и трудоемком процессе запоминания большого количества слов благодаря интерактивности и игровой форме платформы. Они выделяют ее положительные стороны и активно внедряют в процесс обучения немецкому языку, отмечая, что платформа облегчает процесс заучивания новых слов и выражений. Результаты первичной апробации дают понять, что ученики всегда готовы и открыты к новым инструментам, облегчающим монотонность учебы. Это показывают их положительные ответы в предоставленной им Google форме.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс развития лексических навыков у школьников может заметно ускориться благодаря сайту и приложению Quizlet.

Литература:

  1. Герасимова С.А. Архитектоника индивидуально ориентированного учебника иностранного языка // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2016. №4(24). С. 95-103.
  2. Радченко О.А., Хебелер Г. Немецкий язык. 4-й год обучения. 8 класс. Учебник. Вертикаль // Серия «Alles klar!». Просвещение/Дрофа, 2021. 288 с.
  3. Рябова М.Э. Методика обучения монологической речи студентов языкового вуза на основе электронных ресурсов // Германские языки и сопоставительное языкознание: современные проблемы и перспективы развития / Институт иностранных языков ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Том Выпуск №4. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2022. С. 87-91.
  4. Рябова М.Э. Межкультурный потенциал презентации в обучении немецкому языку в художественном вузе / М.Э. Рябова, В.Н. Вельш // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2017. Т.6, №1. С. 48-52.
  5. Тарева Е.Г. Межкультурный подход к подготовке современных лингвистов // Межкультурное многоязычное образование как фактор социальных трансформаций: становление и развитие научной школы: сборник научных статей. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2021. С. 34-44.
  6. Тарева Е.Г. Подходы к изучению проблемы формирования фонологической компетенции в языковом вузе / Е.Г. Тарева, О.А. Малых // Язык и социальная динамика. 2013. №13-1. С. 310-312.
  7. Quizlet (сайт) (дата обращения: 01.02.2023).

Development of lexical skills of middle school students using the Quizlet platform

Dobrynina A.V.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Ryabova Marina Eduardovna,
Professor, Department of Germanic Studies and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages of The Moscow City University, Doctor of Philosophy, Professor

Annotation. The article discusses how it is possible to develop the lexical skills of middle school students using the interactive Quizlet platform. Based on the study of the platform's capabilities, classification of exercises, the study was tested on 8th grade students in a general education institution. Based on the work done, conclusions were drawn about the possibilities and success of developing students' lexical skills using Quizlet cards.
Keywords: Lexical skills, Quizlet platform, middle school students.

Literature:

  1. Gerasimova S.A. Architectonics of an individually oriented textbook of a foreign language // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Philology. Theory of language. Language education. 2016. №4(24). Page: 95-103.
  2. Radchenko OA, Hebeler G. German. 4th year of study. Grade 8. Textbook. Vertical // Series «Alles klar!». Enlightenment/Bustard, 2021. 288 pages.
  3. Ryabova M.E. Methods of teaching monological speech to students of a language university based on electronic resources // Germanic Languages and Comparative Linguistics: modern problems and prospects of development / Institute of Foreign Languages of the Moscow City Pedagogical University. Volume Issue №4. Moscow: «Languages of the Peoples of the World», 2022. Page: 87-91.
  4. Ryabova M.E. The intercultural potential of presentation in teaching German at an art university / M.E. Ryabova, V.N. Welsh // Scientific research and development. Modern communication studies. 2017. VOL. 6, № Page: 48-52.
  5. Tareva E.G. Intercultural approach to the training of modern linguists / E.G. Tareva // Intercultural multilingual education as a factor of social transformations: formation and development of a scientific school: collection of scientific articles. Moscow: «Languages of the Peoples of the World», 2021. Page: 34-44.
  6. Tareva E.G. Approaches to the study of the problem of phonological competence formation in a language university / E.G. Tareva, O.A. Malykh // Language, and social dynamics. 2013. №13-1. Page: 310-312.
  7. Quizlet (website) (date of the address: 01.02.2023).