Аннотация. В статье рассмотрены воспитательные возможности и особенности использования средств театрализации в режиссуре народных календарных праздников. Специальное внимание уделено анализу теоретических основ и методов театрализации, раскрытых в трудах российских ученых, а также педагогическим источникам, посвященным проблемам воспитательного потенциала народной культуры и его реализации в современных социокультурных условиях.
Ключевые слова: театрализованные праздники, театрализация, народная культура, народные календарные праздники, этнокультурное воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание.
Сохранение и развитие традиционной народной культуры, включая народные календарные праздники, является одной из приоритетных задач современной государственной российской культурной политики. Такие праздники обладают огромным воспитательным потенциалом, поскольку в них воплощены духовно-нравственные ценности и идеалы, актуальные для воспитания новых поколений в современном российском обществе. Не случайно 2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Театрализованные формы праздничной народной культуры имеют глубокие исторические корни в древних религиозных праздниках и ритуалах. В современных условиях театрализация народных праздников помогает организаторам и режиссерам ярче и полнее реализовывать их потенциал в патриотическом, духовно-нравственном, этнокультурном воспитании граждан РФ.
Воспитательное значение народных календарных праздников наиболее глубоко раскрыто в научных и учебно-методических трудах Т.И.Баклановой и некоторых других авторов [2], [3], [4], [8].
Многими учеными затронуты проблемы использования средств театра в воспитании детей (Ш.А. Амонашвили, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, Г. Винекен, Я. Корчак, С. Штейнер и др.), выявлена роль театрализованной деятельности в создании благоприятных условий для формирования основ духовно-нравственной культуры личности.
Режиссуре театрализованных праздников посвящены научные труды И.Э. Горюновой, Е.В. Дольгиревой, И.М. Туманова, И.Г. Шароева, И.Б. Шубиной, и др.
Театрализация имеет значение драматургического метода художественно-образного решения в организации массовых праздников, поэтому наиболее полно рассматривается в исследованиях ученых, которые изучали драматургические основы и выразительные средства режиссуры театрализованных праздников (Д.М. Генкин, А.А. Конович, О.И. Марков, И.М. Туманов, И.Г. Шароев, А.И. Чечетин, И.Б. Шубина).
Театрализацию отечественные педагоги и психологи рассматривают как специфический вид художественно-творческой активности, имеющую огромное значение для развития детей (Л.В. Артёмова, Л.С. Выготский, Н.С. Карпинская, Б.М. Теплов).
По мнению отечественного сценариста и режиссера А.А. Коновича, под театрализацией понимается «организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации» [5].
Поскольку театрализация подчиняется законам театра, необходимо отметить важность использования театральных средств. Великий педагог-практик А.С. Макаренко считал, что средства театра – «это «инструмент» формирования коллективного сознания, «эстетики» коллективных отношений, объединения детей общей целью, которая дает стимул духовному росту; в его постановках занято большое количество исполнителей, дело находится каждому члену коллектива» [6]. Педагог утверждал, что такое использование театрализации способствует личностному росту всех участников праздничных постановок и развитию чувства единства с коллективом.
Режиссерами театрализованных программ метод театрализации используется с целью синтеза звукового и художественного оформления сценического пространства, создания образного воплощения идеи в драматургически обработанном материале. Материал являет собой содержание сценария, выполненного по законам театра и имеющего завязку, экспозицию, кульминацию, развязку и финал. Также метод целесообразен педагогически, так как позволяет эффективно активизировать внимание участников, стимулировать различные виды праздничной деятельности. Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно-досуговой программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое педагогическое обоснование.
Дети, принимая участие в театрализованных праздниках народного календаря, усваивают этнические традиции и ценности, формируют поведение легко и через игру.
Существует несколько видов детской деятельности, возникающей в различных театрализованных формах праздничных мероприятий.
Костюмирование участников. Знаковая система праздника состоит из грима, костюма, реквизита. Детям должен быть предоставлен выбор: использовать костюм или нет, какой образ им больше нравится, какие его элементы они бы хотели использовать в своем сценическом перевоплощении.
Коллективная импровизация – спонтанная творческая реакция большого количества людей на празднуемое событие. Вероятные формы: хороводные танцы и хоровое пение. Импровизационное народное творчество всегда окрашено эмоционально и поэтому может служить для передачи чувств, отношения к тому или иному событию. По мнению специалиста режиссуры А.А. Коновича «все это делает хоровую или танцевальную импровизацию важнейшим структурным элементом народного действия» [5].
Художественно-творческие, спортивные конкурсы и забавы создают приподнятое эмоциональное настроение, позволяя выплеснуть детскую накопившуюся энергию [1].
Важное значение в театрализованных праздниках имеет и театрализация ритуальных действий: «Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками, такими, как встреча весны, приход лета, проводы зимы, так и с выполнением определенных обрядовых действий трудового цикла: вспашка первой борозды, окончание уборки урожая, выгон скота и пр.» [7].
В процессе режиссуры народного праздника происходит следующая работа по созданию эмоционально-выразительного фона театрализованного действа:
- создание эпизодов и их художественная организация в единую систему;
- подбор сочетающихся видов деятельности при постановке праздника: творческая, игровая, педагогическая, исполнительская;
- организационная работа с различными группами: исполнители, артисты, ведущие, участники и зрители;
- выбор и эффективное применение различных эмоционально-выразительных средств: художественные, игровые, документальные;
- использование приемов монтажа.
Режиссеры используют метод театрализации с целью организации художественного и исторического материала в гармоничную выразительную структуру. Важным считается включение приемов активизации аудитории в ход театрализованного народного праздника. Режиссер отбирает материал, выбирает средства художественной выразительности, которые наиболее эффективно оказывали влияние на внимание и интерес участников.
Автор книги «Массовые театрализованные праздники и представления» А.А. Конович подчеркивает важность правильного использования приемов вовлечения зрителей в действие, и выделяет три вида активизации аудитории в театрализованном действии – вербальный, физический и художественный [5].
Вербальные приемы созданы для того, чтобы участники проявили себя с помощью слова. Конферансье общается с залом, проводит викторины, загадывает загадки и шарады.
Физическими приемами активно пользовался В.Э. Мейрхольд, который размещал актеров среди зрителей. Также конферансье может проводить различные интерактивы, условно разделяя зрителей-участников на команды.
В театрализованных праздниках происходит активизация аудитории с помощью игр, забав и состязаний.
Художественные приемы осуществляются через правильно подобранное музыкальное и сценическое оформление.
Создание ситуаций успеха обуславливает детскую радость от собственных результатов, и побуждает детей к раскрытию потенциала.
Театрализованные формы обладают мотивационным свойством к раскрытию творческих способностей.
Использование средств театрализации в постановке народных календарных праздников позволяет решить ряд педагогических задач:
- переход из статуса пассивных зрителей в активных участников, создающих вместе с исполнителями-артистами массовое праздничное действо;
- обеспечивает целостность и глубину воспитательного процесса в празднично-игровом пространстве;
- через создание ситуаций коллективной импровизации во время народного праздника повышает степень свободного самовыражения;
- позволяет участникам эффективно осваивать модели ответственного и уважительного поведения, сохраняя праздничные традиции этноса;
- усиливает эффект эмоционального фона для коллективного переживания праздника народного календаря;
- создает ситуации, не требующие оценки, а значит, освобождающие детей от страха неодобрения.
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализация народных календарных праздников способствует реализации их потенциала в воспитании и развитии зрителей и участников.
Theatricalization of folk calendar holidays in the context of topical educational tasks
Sazonova P.А.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Baklanova Tatiana Ivanovna,
Professor, Department of Socio-Cultural Activities and Stage Arts, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Annotation. The article deals with educational opportunities and features of the use of theatrical means in directing folk calendar holidays. Special attention is paid to the analysis of the theoretical foundations and methods of theatricalization, disclosed in the works of Russian scientists, as well as pedagogical sources devoted to the problems of the educational potential of folk culture and its implementation in modern socio-cultural conditions.
Keywords: theatrical holidays, theatricalization, folk culture, folk calendar holidays, ethno-cultural education, patriotic education, spiritual and moral education.
- Азизханова Д. Освоение и использование народного искусства в сфере культурно-досуговой работы. / Д. Азизханова, Г.Б. Бокирова // Культура. Духовность. Общество. 2013. № 3. С. 42-45.
- Бакланова Т.И. Азбука народной культуры. Русская культура для соотечественников: учебно-методическое пособие для внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. / Т.И. Бакланова, Е.А. Меньшикова. Москва; Чебоксары: Интерактив плюс, 2018. 256 с.
- Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование», «Народная художественная культура», «Социально-культурная деятельность». Изд. 2-е, стер. Санкт-Петербург [и др.]: Лань: Планета музыки, 2017. 156 с.
- Бакланова Т.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России: русские традиционные народные календарные праздники: 4 класс: учебное пособие. Москва: АСТ: Астрель, 2014. 95 с.
- Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: Высш. шк., 1990. 206 с.
- Макаренко А.С. О воспитании: [Сборник]; [Сост. и авт. вступ. ст., с. 3-26, В. С. Хелемендик]. М.: Политиздат, 1988. 255 с.
- Миргород Я.Ю. Сохранение традиционной культуры при постановках театрализованных представления народного жанра. // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: Сборник докладов III Всероссийской научно-практической конференции, Белгород, 16-17 апреля 2015 года / Ответственные редакторы Гричаникова И.А., Белогорцева И.Е. , Маматова С.И., Гуменникова Е.А.. Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2015. С. 254.
- Русские народные праздники в школе: Учебное пособие для студентов, учителей и организаторов внеурочной деятельности / Т.И. Бакланова, Э.И. Медведь, М.Г. Кайтанджян, Н.А. Опарина / Научн. ред.Т.И.Бакланова. Саратов: Вузовское образование, 2016. 303 с.
- Azizkhanova D. Development and use of folk art in the field of cultural and leisure work. / D. Azizkhanova, G.B. Bokirova // Culture. Spirituality. Society. 2013. № 3. Page: 42-45.
- Baklanova T.I. ABC of folk culture. Russian culture for compatriots: a teaching aid for extracurricular activities and additional education for children. / T.I. Baklanova, E.A. Menshikova. Moscow; Cheboksary: Interactive plus, 2018. 256 pages.
- Baklanova T.I. Pedagogy of folk art: a textbook for university students studying in the areas of «Pedagogical education», «Folk art culture», «Social and cultural activity». Ed. 2nd, sr. St. Petersburg [and others]: Lan: Planet of Music, 2017. 156 pages.
- Baklanova T.I. Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia: Russian traditional folk calendar holidays: Grade 4: study guide / T. I. Baklanova. Moscow: AST: Astrel, 2014. 95 pages.
- Konovich A.A. Theatrical holidays and rituals in the USSR. Moscow: Higher. school, 1990. 206 pages.
- Makarenko A.S. About education: [Collection]; [Comp. and ed. intro. Art., Page: 3-26, V. S. Helemendik]. Moscow: Politizdat, 1988. 255 pages.
- Mirgorod Ya.Yu. Preservation of traditional culture when staging theatrical performances of the folk genre. // Cultural trends of modern Russia: from national origins to cultural innovations: Collection of reports of the III All-Russian scientific and practical conference, Belgorod, 16-17 April 2015. / Managing editors Grichanikova I.A., Belogortseva I.E., Mamatova S.I., Gumennikova E.A. Belgorod: Belgorod State Institute of Arts and Culture, 2015. Page: 254.
- Russian folk holidays at school: A textbook for students, teachers and organizers of extracurricular activities. / T.I. Baklanova, E.I. Medved, M.G. Kaitandzhyan, N.A. Oparina / Nauchn. edited by T.I.Baklanova. Saratov: Higher education, 2016. 303 pages.