Код уникальной десятичной классификации: 373.3

Аннотация. В статье раскрываются основные проблемы оценки качества знаний обучающихся в начальной школе по результатам Всероссийской проверочной работы (ВПР) за последние 3 года в условиях сложившихся форматов обучения (онлайн, очно, смешанных типов) в эпоху пандемии.

Ключевые слова: начальная школа, качество образования, Всероссийская проверочная работа, дистанционное образование, повышение квалификации учителей.

Проблемы современного образования в Российской Федерации стали достаточно частым материалом для исследования в различных институтах. Например, Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) и Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) давно собирают статистические данные и публикуют графики положительных и отрицательных динамик по тем или иным предметным областям в разных видах достижений школьников. Темы исследований затрагиваются самые разнообразные: от Единого государственного экзамена (ЕГЭ) до Всероссийской проверочной работы (ВПР).

Также Россия давно участвует в TIMSS (Мониторинговое исследование математического и естественнонаучного образования), PIRLS (Международное исследование качество чтения и понимания текста) и не менее известной PISA (Международной программе по оценке учебных достижений). Международные мониторинги знаний показывают, что российские школы преуспевают в формальных знаниях, но при этом абсолютно критическое положение дел состоит в практических. Школьная программа насыщена, но диагностические работы выявляют отсутствие навыков интеграции знаний из разных областей у школьников: тяжёлое освоение комбинаторики и понимание метапредметности [5].

Среди проблем современного образования мы выделим одну и подробно рассмотрим на конкретных примерах. Тема, которая волнует нас, затрагивает уровень подготовки обучающихся начальной школы и дальнейшее проведение оценки качества подготовки на основе выполненных работ.

Всероссийская проверочная работа (ВПР) – комплексный проект в оценке качества образования, который направлен на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации. В её рамках также проводится мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающимися [7].

Данная практика была призвана для того, чтобы наладить регулярную проверку уровня знаний школьников. Впервые ВПР в России была проведена в 2015 году. В последующие годы Всероссийские проверочные работы стали регулярным инструментом диагностики и основной базой по выстраиванию стратегий методической работы школы [3].

Многие школы Российской Федерации проводили анализ данных на основании диагностических работ ВПР по всем предметам. Изначально ВПР показывали положительную динамику, например, в своих отчётах школы отмечают, что с 2018 по 2019 гг. видна положительная динамика результатов по русскому языку, математике, биологии, географии. В 2020-2021 гг. показатели и результаты школьников начали резко падать вниз. Некоторые эксперты связывают резкий спад знаний с вынужденным внедрением дистанционных технологий для обучения, в эпоху эпидемии COVID-19 [3].

Введение такого новшества как онлайн-уроки породило ряд проблем и для обучающихся, и для самих учителей. Выделяются следующие проблемы, возникшие в эпоху дистанционного обучения:

  • данный формат подходит для студентов высших учебных заведений, т.к. требует большего чувства ответственности, самостоятельности. Для школьников данный формат оказался не достаточен для полного восприятия материала, отсутствию концентрации внимания;
  • минимум коммуникации, а именно – живого контакта с учителем – негативно сказался на способностях излагать мысли, общественной и социальной адаптации и дискурсивному развитию мышления;
  • программы онлайн образования оказались недостаточно совершенными, так как создавались в спонтанных и импровизационных условиях. Они требуют модернизации, расширения инструментов обучения и увеличения часов на каждую тему, пересмотра хода занятий [1].

Все эти положения ведут к тому, что не только школьникам приходилось адаптироваться в современных условиях образовательных стандартов, но и учителям было необходимо повышать свои педагогические и методические навыки. Нестабильность карантинного режима в России для образовательных учреждений: то полный переход на дистанционное ведение уроков, то смешанный тип обучения (онлайн и очный режимы посещения занятий), то резкое возвращение в полный очный режим, спровоцировала волну вытекающих проблем, о которых мы поговорим далее.

Сначала стоит отметить то, что в направлениях использования полученных результатов ВПР (и других, например, НИКО – Национальное исследование качества образования) часто даются следующие трактовки по уровням:

  1. Общероссийский уровень: развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, мониторинг введения федеральных государственных образовательных стандартов.
  2. Региональный уровень: диагностика качества образования, формирование программ повышения квалификации учителей.
  3. Школьный уровень: самодиагностика, повышение квалификации учителей, повышение информированности обучающихся и их родителей об уровне подготовки школьников.
  4. Родители, школьники: выявление склонностей, проблемных зон, планирование повторения, получение ориентиров для построения образовательной траектории [6].

В данном исследовании нас интересует школьный уровень. На нем ставятся такие задачи как программы повышения квалификации учителей, то есть после статистического и комплексного анализа проведённых ВПР в школе, необходимо вырабатывать стратегии и алгоритмы для ликвидации пробелов в знаниях не только у самих школьников, но и для отработки и трансформации методических навыков учителей.

В проведённом нами анализе результатов ВПР в ГБОУ Школе № 1400 г. Москвы за последние три года (2019, 2020, 2021 гг.) по предмету русский язык, в четвертых классах участвовали:

  • (2019 год) количество обучающихся, прошедших ВПР по русскому языку – 76 человек;
  • (2020 год) количество обучающихся, прошедших ВПР по русскому языку – 82 человека;
  • (2021 год) количество обучающихся, прошедших ВПР по русскому языку – 69 человек.

Можно сделать следующие выводы по полученным результатам:

ВПР по русскому языку за три года показывает, что показатель успеваемости и качества не удалось удержать в 2020 и 2021 учебных годах. В 2021 году успеваемость обучающихся снизилась почти на 12%, а качество на 28%, средний балл упал на 0,7.

Подробный анализ заданий ВПР 2020 и 2021 учебных годов по русскому языку для 4-х классов показывает в рамках отдельной московской школы следующие общие проблемы школьников при выполнении заданий следующих типов:

  1. Часть 2. Работа с текстом. Задание 6 – Определить и записать основную мысль текста;
  2. Часть 2. Работа с текстом. Задание 8 – Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос;
  3. Часть 2. Задание 15 – Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение «Правда глаза колет».

Как можно увидеть из приведенных данных выше, сложности вызывают задания, направленные на умение понимать письменную информацию, распознавать и адекватно формулировать мысль текста. Также задания имеют направленность на выявление уровня владения обучающимися речевыми нормами.

Проблемы с дистанционным и смешанным типами обучения, возникающие у школьников в настоящее время, подробно рассматривались нами ранее: минимум коммуникации, а именно – живого контакта с учителем, негативно сказался на способностях излагать мысли, общественной и социальной адаптации и дискурсивному развитию мышления; программы онлайн образования оказались недостаточно совершенными, так как создавались в спонтанных и импровизационных условиях. Они требуют модернизации и на сегодняшний момент: расширения инструментов обучения, увеличения часов на каждую тему, пересмотра хода занятий [1].

Из полученных данных мы можем сделать выводы, что учителя данной отдельной московской школы не смогли перестроиться в возникших современных условиях образования в эпоху пандемии. Педагогические и методологические подходы требуют повышения квалификации учителей и пересмотр форматов уроков. Необходимо сделать акцент на курсы с изучением продуктивных методов изложения мысли, работы с текстом и дискурсивному подходу. Некоторые программы требуют добавлений или исправлений в сложившихся переменных условиях образования.

Многие обучающиеся не смогли быстро перестроиться с форматов онлайн обучения на продуктивные методы очного образования. Возможно, что учителя нашли более удобные для них технологические решения на очных занятиях после активного использования отдельных инструментов в уроках формата онлайн, которые, в свою очередь, не возымели должного успеха и не привели к положительным результатам.

В подобных ситуациях проблемы необходимо решать на нескольких уровнях: школьном и на уровне родителей, школьников. Система исправления «пробелов» должна выстраиваться по алгоритму не от самих школьников, а от методов и инструментов, а также навыков учителей.

В условиях, когда каждая школа ориентирована на решение конкретных задач определённого формата необходимо уточнить, что не сами экзамены и диагностические работы являются категорической проблемой, а организованная подготовка к экзаменам и личная перспектива каждой отдельной школы, нацеленной на определенные рейтинги. Многие школы находятся в зависимости от получаемых результатов, так как все эти данные часто используются в ходе проверок и аттестации, поэтому мы сталкиваемся с ситуацией, когда школьные учителя умышленно тратят время на подготовку к тому или иному типу тестирования [5].

Как мы видим, данная проблема начинает быть заметной уже в последнем классе начальной школы, где функции такой проверки навыков и умений выполняют Всероссийские проверочные работы. Пока что, сам формат ВПР и условия, в которых оказались школы (переходы из онлайн форматов в очные, и обратно) не совсем продуктивно коррелируют друг с другом. Пока что, мы получаем снижение результатов общего уровня знаний в начальной школе.

Анализ результатов международных исследований качества образования (PIRLS, PISA) за период 2001-2021 гг., позволил выявить ряд общих проблем подготовки у российских школьников: проблемы с ответом на вопросы, которые требовали точности; проблемы с вопросами развернутого типа ответа; проблемы с поиском информации в тексте, представленной в явном виде [4]. Результаты ВПР конкретной московской школы, представленные нами, показывают схожесть дефицитов в знаниях обучающихся начальной школы.

В рекомендациях, данных по результатам анализов предыдущих циклов международных исследований, подчеркивается необходимость совершенствования содержательного оценивания обучающихся начальной школы. По действующему ФГОС НОО, сама образовательная организация разрабатывает систему оценивания, положения о контроле и оценке по предметам. В связи с этим образовательным организациям советуют разделять оценивание при проверке достижений по читательской грамотности на уровни, подобные уровням оценки в PIRLS. В них разработаны качественные характеристики уровней понимания текста младшим школьникам. Также важным направлением работы, которое необходимо предлагать на основе результатов международных исследований (например, PIRLS) – создание методик самооценки, самоанализа для учителя, которые смогут помочь разработать собственную методику обучения, выявить свои сильные и слабые стороны [4].

Данные рекомендации применимы в рамках проведенного анализа отдельной московской школы и её результатов ВПР по русскому языку с выявленными дефицитами, схожими с общими дефицитами школьников на основе результатов международных исследований.

Problems of assessing the quality of education in primary school based on the results of the All-Russian Verification Work (VPR)

Legas A.А.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Аnnotation. The article reveals the main problems of assessing the quality of knowledge of students in elementary school based on the results of the All-Russian Verification Work (VPR) over the past 3 years in the context of the existing learning formats (online, in person, mixed types) in the era of a pandemic.
Keywords: primary school, quality of education, All-Russian test work, distance education, advanced training of teachers.