Научный руководитель: Семёнова Мария Александровна, профессор департамента изобразительного, декоративного искусств и дизайна Института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 37.012.7

Аннотация: в статье автор рассматривает понятие «Коллаж», его роль и значение в развитии композиционных способностей учащихся. Описан опыт проведения занятий по выполнению коллективной работы над композицией с применением приёма «Цветной коллаж». Рассказывается какую практическую пользу для учащихся можно получить на уроках по изобразительному искусству, проводя такие занятия.

Ключевые слова: творчество, коллаж, цветной коллаж, художественный приём, композиция, коллектив, коммуникация.

На сегодняшний день остаётся актуальным проблема повышения качества дошкольного, среднего и высшего образования. Обществу, как никогда, нужны образованные, серьёзные люди, умеющие работать в коллективе. Если речь идёт о художественном образовании, то первоочередным и наиважнейшим автор данной статьи считает знание и понимание законов композиции.

«Художественное решение живописного произведения невозможно без изучения теории и практики композиционного построения картины, на которые художник опирается в процессе выполнения работы» [2, с. 87].

Вопросами композиции занимались многие исследователи искусства. Это такие знаменитые учёные и личности как М.В. Алпатов, Н.Н. Волков, В.В. Кандинский, А.Ф. Кибрик и многие другие.

Преподаватель Московского государственного педагогического университета С.П. Рощин в учебном пособии для студентов и преподавателей «Живопись. Основы теории и практики» пишет, что «композиция, как художественное понятие, в контексте создания художественного образа, занимает ведущее место в изобразительном искусстве. Целостность и неделимость композиции как понятия предполагает такое состояние художественного произведения, где все сюжетные, пластические и другие решения направлены на выражение образа, подчинены общей идее и находятся в состоянии внутреннего равновесия» [7, с. 78]. «В этой связи не возникает сомнений в актуальности занятий композицией с детьми и поисков новых методов ведения этой работы» [8, с. 255]. Таким методом может стать прогрессивный приём «Цветной коллаж».

«Коллаж (от фр. «Collage» – приклеивание), – технический приём в искусстве, состоящий из наклеивания на основу материала, отличающегося от неё по фактуре и цвету» [3, с. 139].

При проведении занятий с применением приёма «Цветной коллаж» учащиеся имеют возможность изучать, экспериментировать и практиковаться в создании композиций. На занятии обучающиеся используют заготовленные образцы, фрагменты изображений (вырезанные из картона или бумаги), которые можно двигать, перемещать, и, тем самым, развивать композиционное мышление.

Необходимо упомянуть также и о доступности материалов для создания коллажей. Это цветная бумага, картон, ненужные газеты, журналы, книги, клеящий карандаш, ножницы, а также всевозможный бросовый материал.

Особый вид работы над коллажем – это работа в группе. «При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого» [9, с. 240].

Это могут быть такие темы урока или занятия как коллаж «Весёлая грядка» для дошкольников, коллаж «Аквариум с рыбками» для учащихся младшего школьного возраста, и коллаж «Городская среда» для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Каждый участник коллективной работы сначала работает самостоятельно над своим фрагментом будущей большой работы, и далее все участники коллектива под руководством педагога, составляют общую композицию, располагая составляющие части композиции на листе (можно взять тонированную бумагу большого формата, например формата А-1, А-0).

В процессе коллективной работы над коллажем развиваются не только композиционные способности, но также и коммуникативные навыки, а именно дети учатся:

  • договариваться, приходить к общему решению;
  • понимать, что возможны различные мнения и точки зрения;
  • излагать собственное мнение и позицию, и обосновывать их;
  • задавать вопросы по существу;
  • координировать действия свои и партнёра;
  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь.

Как пример коллективного занятия, можно привести мастер-класс на тему: Коллаж «Весенний город», которое было проведено в общеобразовательной школе № 504, в художественном 6 классе. На занятии присутствовало 10 человек.

В ходе занятия применялись дидактические и раздаточные материалы по предмету, а также необходимые художественные материалы: цветная бумага и картон, простые карандаши, ластики, клеящие карандаши, ножницы, фломастеры.

Целью воспитательного мероприятия было: создание грамотной композиции коллективной творческой работы с применением приёма «Цветной коллаж».

Задачи мероприятия:

  1. образовательные: изучение нового для учащихся вида художественной работы, освоение особенностей и приемов работы в коллажный технике;
  2. воспитательные: приучение к аккуратности, умению планировать время при решении творческой задачи;
  3. развивающие: развитие коммуникации, умения слаженно работать в команде, развитие креативности, композиционного и объемного мышления.

Содержание воспитательного мероприятия:

Подготовительный этап: учителем-практикантом был найден и подготовлен наглядный материал для учеников, распечатаны примеры коллажей из цветной бумаги, были подготовлены материалы для работы: лист тонированной бумаги голубого цвета формата А-1, цветная бумага и картон, гофрированная бумага, несколько ножниц и клеящих карандашей.

Вступительное слово учителя было ёмким и по делу; у учителя был позитивный настрой, который он передавал ученикам на занятии.

В ходе работы между учителем и учениками велась беседа на тему работы над коллажем. В начале занятия учитель демонстрировал работу над коллажем, он создал фрагмент «Вода», «Дом» и «Трава» для общей работы, а ученики параллельно работали над своими выбранными объектами для большой общей композиции «Весенний город».

Когда все элементы композиции были готовы, учащиеся совместно с учителем определяли композицию коллективной работы, перемещая элементы на бумаге. Учитель при этом имел возможность наглядно объяснять учащимся законы композиции. В конце занятия обучающиеся очень увлеклись дорисовкой созданной композиции фломастерами и маркерами. Далее происходило обсуждение и анализирование законченной творческой работы коллективом учеников и учителем.

Таким образом, характер воспитательного взаимодействия был открытым и незаметным. Результат творческого сотрудничества на занятии оправдал все ожидания учителя (см. рисунок 1). Обучающиеся прекрасно справились с поставленными перед ними задачами. В коллективной работе учащиеся смогли применить свои творческие способности и навыки художественной работы и также приобрели новый опыт сотрудничества и навык коллективной работы.

Учащиеся развивали способность высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывая разные мнения; учились контролировать действия друг друга и оказывать взаимопомощь.

Рис.1. Результат коллективного занятия по живописи с использованием приёма «Цветной коллаж» для детей 10 лет в школе №504, Москва

Рис.1. Результат коллективного занятия по живописи с использованием приёма «Цветной коллаж» для детей 10 лет в школе №504, Москва

Коллективная работа над композицией с применением приёма «Цветной коллаж» в обучении основам композиции расширяет границы современной педагогики, ведь, как известно, композиция – это основа изобразительного искусства. Несмотря на сложность организации взаимодействия в процессе коллективной изобразительной деятельности на уроке, именно эта форма привлекает учителя изобразительного искусства и даёт широкие возможности для педагогического творчества.

Коллаж, раскрепощая творческое мышление, является идеальным приёмом развития композиционных способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству. Коллективный коллаж раскрепощает также и личность обучающегося, формируя коммуникацию учеников, что имеет также огромное значение для развития учащегося и для общества в целом.

Development of students' compositional abilities on the example of collective collage performance

Kalinina N.A.,
undergraduate of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Semenova Maria Alexandrovna,
Professor, Department of Fine, Decorative Arts and Design, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. In the article author touches upon the concept of «collage», its role and significance in the development of students' compositional abilities. Author describes his experience in conducting a group work session on a composition using the Color Collage technique. In this article, author describes the benefits of this type of classes in the development of students' compositional and communicative abilities in Fine Arts studies.
Keywords: creativity, collage, color collage, artistic technique, composition, team, communication.