Соавторы: Володина Ольга Антоновна, магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», учитель ГБОУ «Школа №1534 «Академическая», г. Москва
Научный руководитель: Чернецова Наталья Леонтьевна, доцент кафедры технологических и информационных систем Института физики, технологии и информационных систем ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 373.1

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования одаренности обучающихся, их подготовка к предметным олимпиадам. Предлагаются этапы по подготовке к олимпиадам.

Ключевые слова: олимпиадное движение, формирование одаренности, подготовка к олимпиадам, современное образование.

Олимпиадное движение в системе образования растет с каждым годом. Олимпиада – интеллектуальное соревнование не только среди детей, но и взрослых. Участие в таком мероприятие напрямую коррелирует с качеством образованности и подготовленности по разным дисциплинам. Выявление детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 47, ст. 6602; 2020, № 22, ст. 3526).

Самое же олимпиадное движение в России имеет довольно давнюю историю. Еще в XIX веке «Олимпиады для учащейся молодежи» проводило Астрономическое общество Российской Империи [1].

Проведя анализ среди психологической и методической литературы следует отметить отсутствие четкого понимания сущности олимпиадного движения. Опираясь на Федеральной закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.; в соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 02.12.2009 г. № 695 «Об утверждении Положения о Всероссийской олимпиаде школьников») можно выделить следующее определение: Предметная олимпиада – интеллектуальный конкурс для обучающихся, который позволяет выявить особенных людей, способных мыслить нестандартно, творчески, которые обладают не только достаточным предметным знанием, но и могут решать задачи повышенной сложности [2].

С каждым годом возможность участия в различных олимпиадах увеличивается за счёт проведения дистанционных этапов. Проведение такого рода конкурсов по всевозможным учебным дисциплинам ставят также определённую задачу перед преподавателями. Например, для олимпиады по информатике перед учителем становится вопрос не только на знание языков программирования, но и на общую концепцию понимания информатики: алгоритмы, системы, общие конструкции в языках программирования, эффективность программ и возможность уменьшения времени работы программы [4].

В положении о Всероссийской олимпиаде школьников действует следующая схема проведения Олимпиады, состоящей из четырёх этапов: школьный, муниципальный, региональный, заключительный.

На рисунке 1 отображаются этапы проведения Всероссийской олимпиады школьников согласно последнему положению. Иллюстрация содержит в себе информацию об: организаторах каждого из этапов проведения Всероссийской олимпиады школьников, возрастах участников.

Рис. 1. Этапы Всероссийской олимпиады школьников

Рис. 1. Этапы Всероссийской олимпиады школьников

Участие обучающихся в любых этапах олимпиад различного уровня имеет достаточно много положительных сторон, как для будущих студентов, так для родителей, и для учителей:

  • повышается интерес к изучаемому предмету;
  • демонстрируя школе свои успехи в олимпиадах обучающиеся призывают участвовать и других детей, тем самым увеличивая шанс на победу школы в данном соревновании;
  • выступая за свою школу, обучающиеся защищают её честь, показывая уровень подготовки, что воспитывает чувство патриотизма.

По результатам проведения Олимпиады учителя, обучающиеся и их родители могут получить результаты по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населённым пунктам, для того чтобы сравнить его с лучшим результатом.

Существует общий порядок организации учебного процесса по подготовке участников к Олимпиаде [2]:

  • подготовка к олимпиадам на соответствующих уроках;
  • подготовка после уроков (внеурочная деятельность, система дополнительного образования);
  • самообучение;
  • занятия для подготовки к предметной олимпиаде на занятиях по тому или иному вопросу.

Наиболее эффективное преподавание олимпиадного движения включает в себя системное развитие каждого обучающегося. Развитие детей перед участием должно быть поэтапным. Начинать заниматься нужно заранее, лучше с начала учебного года. При этом необходимо создать индивидуальную траекторию для каждого обучающегося, с помощью которой были бы отражены успехи отдельно взятого ученика.

На сегодняшний день для подготовки к предметной олимпиаде, чаще всего, используются задания прошлых лет, которые издаются в бумажном виде, либо же размещаются на специальных порталах в сети Интернет. Также не стоит забывать о большой популярности использования тренингов и специальных тренажеров для подготовки обучающихся в формате онлайн. Для получения доступа к банку заданий достаточно зарегистрироваться на выбранном информационном ресурсе [3].

Учитель же, выступая в роли наставника, должен использовать в своей практике все имеющиеся уровни взаимодействия для подготовки: фронтальный, практикум, игра – соревнование и т.д. Олимпиада школьников для педагога – поле экспериментальной деятельности. Все навыки, умения и компетенции могут быть внедрены в педагогическую практику и внести весомые результаты.

Чаще всего подготовка к олимпиадам происходит в системе дополнительного образования. Отбираются группы с разным уровнем подготовки по предмету и разрабатывается специальная траектория для каждой группы так, чтобы к концу учебного года либо группы сравнялись, чтобы в дальнейшем привлечь ещё обучающихся, либо одна группа будет не сильно отставать от другой.

Хочется отметить, что многие образовательные организации практикуют проведение занятий в разновозрастных группах. Несомненно, это сделано для того, чтобы не терять обучающегося с хорошим уровнем подготовки, а наоборот протягивать его вперёд. В своей деятельности мы также прибегаем к такому варианту. Так, например, обучающийся шестого класса сможет писать олимпиаду за уровень седьмого, так как по информатике нет муниципального этапа в шестом, а обучающиеся восьмого класса выступают за девятый, чтобы заранее подготовиться к тому, что ждёт их в будущем году.

Обучающимся, занимающимся самостоятельной подготовкой к олимпиадам, стоит встроить в траекторию дистанционные образовательные технологии. Такая форма работы значительно повысит показатели успеваемости и обучающийся добьётся лучших результатов, однако такая траектория предполагает тщательное планирование каждого этапа обучения [5].

Предлагается рассмотреть один из вариантов организации подготовки к предметным олимпиадам, состоящего из трёх этапов [4]:

Первый этап. Приспособление.

На данном этапе происходит оценка своих интеллектуальных, творческих, а также учебных способностей. Обучающиеся сами себе дают ответы на вопросы:

  • «Что я могу?»
  • «Что я хочу?»
  • «Что я знаю?»

Обучающимся сложно осознать почему возникают трудности в решении задач. Самооценка может быть заниженной, либо завышенной. Обучающиеся принимают участие только в случае инициирования со стороны педагога.

Второй этап. Формирование у обучающихся индивидуальной неповторимости.

Задача педагога на данном этапе увлечь, показать насколько человек способен, показать, что у него всё получается. Необходимо выработать уверенность, что все старания не проходят даром, что есть успехи и прогресс.

На данном этапе показывать успехи надо на несложных задачах, оценить уровень каждого и показать, что они могут с этим справиться. Обучающиеся не прикладывают особые усилия, но начинают интересоваться и стараться для дальнейших успехов, так в них зарождается мотивация, которую в последствие они продемонстрируют на олимпиадах. Уже существует достаточно много командных олимпиад по разным направления, на которые также необходимо направлять обучающихся.

Третий этап. Выявление лидера.

Наиболее замотивированными в командных олимпиадах являются лидеры, они берут на себя задачу создания авторского решения задач повышенного уровня сложности. Именно они приносят наибольшее количество побед, именно у них наблюдается несомненно высокий уровень интеллектуального развития, креативность мышления и высокая продуктивность.

Стоит также отметить, что более старшие наставники при помощи полученных знаний в области коммуникации помогают взрастить «олимпиадников» из младших товарищей [5].

Что же такое олимпиада для наших детей? Это прежде всего самовыражение. Зачем обучающиеся приходят на дополнительные занятия? Чтобы поверить в себя, а также получить поддержку от преподавателя, чтобы научиться и узнать что-то новое, чтобы принимать себя, как часть интеллектуального сообщества, которые не только соревнуются друг с другом, но и работают за одно дело. Олимпиада позволяет участникам расширить кругозор, применить собственные знания, навыки и умения, эрудицию и логическое мышление в совершенно нестандартных ситуациях.

Development of the Olympiad movement of schoolchildren as a tool for achieving success

Skrylev V.A.,
undergraduate of 2 course of Moscow State Pedagogical University, Teacher Secondary school №902 «Dialogue», Moscow

Coauthor:
Volodina O.A.,
undergraduate of 2 course of Moscow State Pedagogical University, Teacher Secondary school №1534 «Academic», Moscow

Research supervisor:
Chernetsova Natalia Leontievna,
Associate Professor, Department of Technological and Information Systems, Institute of Physics, Technology and Information Systems, of Moscow State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. The article discusses the theoretical aspects of the formation of students' giftedness, their preparation for subject Olympiads. The stages of preparation for the Olympiads are proposed.
Keywords: Olympiad movement, formation of giftedness, preparation for Olympiads, modern education.