Научный руководитель: Вачкова Светлана Николаевна, директор института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, доктор педагогических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: УДК 372.83

Аннотация. В статье рассмотрена проблема разграничения понятия «компетенция» и «компетентность», проблема формирования ключевых компетенций, приведены примеры заданий, которые служат развитию необходимых социальных компетенций средствами обществознания - основы для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, социальные компетенции, образовательные результаты, обществознание.

В психолого-педагогической литературе понятия «компетенция» и «компетентность» получили широкое распространение с середины 60-х гг. прошлого века, став основой становления компетентностного подхода в образовании (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равенн, Ж. Делор, В. Хутмахер, Т. Хоффманн).

В России данной проблематикой по отношению к различным видам деятельности занимаются В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, В. Ландшеер, А.К. Маркова, Н.С. Сахарова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.

В обобщающем докладе В. Хутмахера было отмечено, что само понятие «компетенция», входя в ряд таких понятий, как умения, компетентность, компетенция, способность, мастерство, содержательно до сих пор точно не определено.Тем не менее, как отметил докладчик, все исследователи соглашаются с тем, что понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что». Вслед за Н. Хомским, В. Хутмахер подчеркивает, «что употребление есть компетенция в действии» [3, с. 17].

В дефиницию компетенций ученые включают знания, умения, опыт и личностные качества, иначе говоря, содержание компетенций очень широко. Однако есть то, в чем ученые достигли согласия: если компетенции выступают в качестве целей образовательного процесса, то компетентность - это конечный результат овладения компетенциями. В общем, как убедительно выразился А. Хуторской, «под компетенцией мы будем понимать некоторое отчуждённое, наперёд заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество [7, с. 28].

Многие авторы рассматривают компетенции в качестве образовательных результатов в контексте ФГОС. Их позиция такова: компетенция разлагается на результаты, которые служат необходимыми и достаточными условиями сформированности компетенции [6, с. 4]. В какой-то мере это помогает избежать терминологической путаницы [5].

Позиция довольно справедлива, если учесть, что сами компетенции мы не можем измерить, а образовательные результаты могут служить индикаторами овладения учащимися определенными умениями или знаниями. На это различие между образовательными результатами и уровнями компетенций указывает Н.Ф. Ефремова, которая отмечает, что, в отличие от образовательных результатов, компетенции как наиболее глубокие личностные качества обучающегося могут проявляться и быть оценены только в условиях действия и достаточно высокой мотивации достижения результата этих действий. Потому удобно оценивать образовательные результаты как показатели уровня сформированности компетенций [2, с, 218].

Еще один консенсус ученых - признание особого значения ключевых компетенций. Еще в 1996 году на заседании Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования. В итоге были выделены пять основополагающих компетенций:

  • политические и социальные (способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, способность разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
  • компетенции, связанные с жизнью в поликультурном обществе (принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, толерантность к разным этнокультурам и религиям);
  • компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;
  • компетенции, связанные с информатизацией общества (овладение информационно-коммуникационными технологиями и критическое суждение в отношении информации, распространяемой СМИ);
  • персональная компетенция как способность учиться на протяжении всей жизни, готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию [2, с. 36-37].

И.А. Зимняя и А.В. Хуторской, признавая справедливость подобной классификации, конкретизируют и дополняют ее. Так, А.В. Хуторской вводит ценностно-смысловую компетенцию [7, с. 32] (умение выбирать ценностные и смысловые установки для своей деятельности), а И.А. Зимняя интерпретирует её как сосредоточенность на ценностях семьи и культуры [3, с. 18], как общекультурную компетенцию (усвоение особенностей мировой и национальной культуры) [7, с. 32] - которая, впрочем, встраивается во вторую компетенцию, выделенную Советом Европы. Наконец, обозначенная им же информационная компетенция (умение осуществлять поиск, отбор и анализ информации, а также ее преобразование и передачу) [7, с. 33] в последнее время приобретает все большее значение в силу расширения и усложнения потока информации.

Так как ключевые компетенции имеют надпредметный характер и составляют основу жизнедеятельности человека, их усвоение обеспечивает функциональную грамотность, а та в свою очередь - социализацию, потенциальную эффективность в общественной жизни. В этом смысле ключевые компетенции отвечают главной задаче дисциплины «обществознание». Авторы недавно созданной Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации сформулировали эту задачу следующим образом: «быть основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности» [4].

Приоритет социальных компетенций в курсе обществознания отмечает и известный автор учебных пособий по обществознанию Л.Н. Боголюбов. По его справедливому замечанию, курс сконструирован с предпосылкой формирования знания о способах социального познания и опыта практической общественной деятельности [1, с. 101].

Однако для того чтобы обучающийся мог применять полученные знания в последующей социальной деятельности, необходимо, чтобы деятельность, требующая такого применения, была включена в содержание курса. С этой целью нами были разработаны модели заданий, которые служат формированию необходимых социальных компетенций преимущественно в рамках обществознания. Ориентиром при их составлении являлся подход того же Л.Н. Боголюбова. Из всего спектра выделенных им компетенций мы выбрали:

  • компетенцию в сфере гражданско-общественной деятельности. Курс обществознания способствует выполнению типичной социальной роли гражданина, умению брать на себя ответственность, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов, (К-1);
  • компетенцию, касающуюся жизни в поликультурном и поликонфессиональном обществе (курс дает представление об опасных последствиях любых проявлений этнического и религиозного экстремизма, содействует воспитанию толерантности) [1, с. 147-148], (К-2);
  • компетенцию, связанную с формированием электоральной культуры [1, с. 151-152], (К-3).

Задание 1 (К-1)

Формирует умение на теоретическом уровне избирать способы для регулирования конфликтов ненасильственным путем, а также формулировать на основе анализа фактической информации собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Прочитайте данные фрагменты литературных произведений и ответьте на вопросы.

1) В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. <...> И был в городе голод сильный.

Один старец <...> послал за городскими старейшинами и сказал им:
- Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.
И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и поставить в него кадку и поискать меду <...>.
Наутро повелел он послать за печенегами <...>. И пришли они в город, и сказали им люди:
- Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? <...>. Ибо мы имеем пищу от земли. <...>.
И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром и вылили в горшки <...>. И пришли к другому колодцу и почерпнули меду, и стали есть сами и дали печенегам. <...>. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.
(Сказание о белгородском киселе)

2)

- … Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть полцарства моего!
- Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, - 
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: 
- Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь. 
Сам себя ты грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока! 
Оттащите старика!

(А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

3) Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
«Сломайте!»
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:

«Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь - вас всякий легко погубит».
(Л.Н. Толстой. «Отец и сыновья»)

  1. Выразите свое мнение: в каких из приведенных фрагментов участники выбрали наиболее приемлемые с точки зрения общественных норм способы разрешения конфликтов? Объясните ваш выбор.
  2. Укажите цифру того фрагмента, в котором стороны не разрешили конфликт. Пользуясь обществоведческими знаниями, приведите не менее 2-х способов разрешения конфликта, помимо описанных в пункте (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Критерии оценивания задания 1

№ заданияСодержание верного ответа и указания по оцениваниюБаллы
1.1. Правильный ответ должен содержать ответ на вопрос и аргументацию своего выбора:
  • приведены номера фрагментов 1,3;
  • аргументация: герои произведений применили переговоры и арбитраж, являющиеся приемлемыми с точки зрения общественных норм способами разрешения конфликтов.Возможны иные формулировки аргументов, не искажающие сути фрагментов текстов.
2
Приведены номера верных фрагментов, но аргументация приведена только к одному из фрагментов или приведены номера верных фрагментов, но аргументация неточно передает суть выделенного способа разрешения конфликтов, или не приведены номера верных фрагментов, но аргументация точно передает суть выделенного способа разрешения конфликтов 1
Приведены только номера верных фрагментов, аргументация отсутствует, или ответ неверный 0
1.2. 1.2. Правильный ответ должен содержать ответ на вопрос и названы два способа разрешения конфликтов, помимо описанных в пункте 6.1.
  1. приведен номер фрагмента, в котором стороны не разрешили конфликт;
  2. названы два способа разрешения конфликтов: компромисс, посредничество, избегание. Возможны иные формулировки аргументов, не искажающие сути фрагментов текстов.
1
Часть ответа отсутствует или ответ неверный. 0
 Максимальный балл 3

Задание 2 (К-2)

Содействует воспитанию толерантности, а также формирует умение выражать мнение на основе приобретенных обществоведческих знаний, формулировать на основе анализа фактической информации собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Ознакомьтесь с фактами различных религий и выполните задание.

  1. Миллионы буддистов совершают паломничество к дереву Бодхи, возле которого принц Гаутама тысячи лет назад достиг просветления;
  2. Золотое правило христианства - «Возлюби ближнего своего, как самого себя»;
  3. Образ Христа запечатлен в шедеврах искусства, в том числе в иконописи;
  4. Будда считается учителем многочисленных богов в буддизме.
  5. Нравственный идеал буддизма - человек, который поборол в себе злые наклонности;
  6. Для иудеев наиболее почитаемым святым местом является Стена плача - остаток Второго храма, разрушенного римлянами в 70 г. н.э;
  7. Одно из правил ислама - очищение души ежедневной пятикратной молитвой, обращенной к единому богу - Аллаху;
  8. Конфуций учил: «Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок»;
  9. Каждый из огромного количества мусульман хотя бы раз в жизни должен посетить Каабу - храм, возведенный, по преданию, небесными ангелами;
  10. В исламе не принято изображать облик пророка Мухаммеда.

На основе приведенных фактов выскажите свое мнение по вопросу: можно ли считать, что мировые религии имеют много общего? Обобщите их возможные общие черты (не менее 2-х) и подтвердите фактами, данными выше, указывая только их цифры. Критерии оценки - в Таблице 2.

Таблица 2. Критерии оценивания задания 2

№ заданияСодержание верного ответа и указания по оцениваниюБаллы
2.1 Правильный ответ должен содержать ответ на вопрос и аргументацию ответа:дан утвердительный ответ на вопрос о том, можно ли считать, что мировые религии имеют много общего;обобщены общие черты мировых религий: большое количество верующих, единая нравственная основа, особые места паломничества;подтверждены общие черты мировых религий фактами, данными в тексте задания (в цифровом выражении): 1,2,5,7,9. 3
2.2 Не дан ответ на первый вопрос, но обобщены черты мировых религий и подтверждены фактами из текста задания или дан ответ на первый вопрос, но в аргументации неточно обобщаются их общие черты, или дан ответ на первый вопрос, приводится верное обобщение, но указывается не вся совокупность цифр правильных фактов из текста задания. 2
2.3 Дан утвердительный ответ на первый вопрос, но общие черты выражены недостаточно точно / приведены не все общие черты, а также указаны не все цифры, подтверждающие общие черты. 1
2.4 Дан только утвердительный ответ без обобщения и подтверждения или ответ неверный. 0
 Максимальный балл 3

 

Задание 3 (К-3)

Удовлетворяет умению самостоятельно оценивать программные заявления партии с точки зрения нужд и реальных возможностей государства, что является элементом электоральной культуры, а также формулировать собственные предложения по вопросам, касающимся интересов общества.

Представьте, что вы - лидер московской партии «Зеленый континент». Вы подали в Министерство юстиции на регистрацию своей партии для выборов в Государственную Думу, представив следующую программу:

«Мы, партия, выступающая за чистый воздух, прозрачные водоемы, здоровье граждан и сохранение животных нашей страны, обещаем:

  1. Обеспечивать всем равную экологическую безопасность.
  2. Пресекать нарушения режима пользования природными объектами.
  3. Организовывать просветительские проекты для туристов в заповедниках.
  4. Заботиться о парках, находящихся в центральной части России.
  5. Предоставить равные возможности для доступа в ряды нашей партии.
  6. Остановить мясное производство, основанное на убийстве животных.

Наша опора - люди, чьи профессии связаны с охраной природы. Призываем их активно поддержать нашу партию!

Голосуйте за нас - и природа ответит вам благодарностью!».

Однако министерство вашу заявку отклонило, сославшись на то, что программа не соответствует правилам регистрации партии. Ответьте на следующие вопросы:

  • ориентируясь на программу партии, отметьте, почему министерство приняло такое решение (не менее 3-х аргументов)?
  • будучи лидером партии, каким образом вы откорректировали программу, учитывая свои ошибки?

При ответе укажите номера пунктов, которые вы оставите в программе без изменения, а также те пункты, которые вы исправите.

Ответ должен содержать конкретные предложения по устранению недостатков вашей программы. Каждому недостатку должно соответствовать не менее одного предложения (см. Таблицу 3-4).

Таблица 3. Критерии оценивания задания 3 (первая часть)

№ заданияСодержание верного ответа и указания по оцениваниюБаллы
3.1 Правильный ответ может содержать следующие аргументы:партия должна быть представлена не только на уровне одного региона;охраняются все объекты без учета их местонахождения;в программе не должны ущемляться чьи-либо интересы (в данном случае, интересы животноводческого комплекса);партия не должна отсекать возможных представителей электората, должна выражать интересы разных групп населения. -
Указаны три верных аргумента. 2
Указаны два верных аргумента. 1
Указан один верный аргумент, или ответ неверный. 0
 Максимальный балл 2

Таблица 4. Критерии оценивания задания 3 (вторая часть)

№ заданияСодержание верного ответа и указания по оцениваниюБаллы
3.2 Правильный ответ должен содержать конкретные предложения по устранению недостатков программы партии, соответствующие количеству указанных в ней недостатков. -
Приведено не менее трех предложений. 2
Приведены два предложения. 1
Приведено одно предложение, или ответ неверный. 0
Максимальный балл 2

Подобные задания подготавливают учащихся к выбору верной позиции в реальной общественной жизни - подчеркивают важность применения разумных, дипломатических способов разрешения конфликтов, внушают мысль о конфессиональном равенстве, что должно вести к толерантности, а также оценивать действия представителей общественных институтов и формулировать собственные предложения. В этом смысле они способствуют формированию ключевых социальных компетенций, что так важно осуществлять средствами обществознания.

The problem of definition and formation key competences in education (on the example of the course «social studies»)

O.S. Polikarpova,
undergraduate 2 courses, GAOU VO MGPU, Moscow

Abstract. In article the problem of differentiation of the concept "competence" and "competence", a problem of formation of key competences is considered, examples of tasks which serve development of necessary social competences by means of social science - bases for formation of the valuable relation, own position to the phenomena of social life, search of creative ways of activity are given.

Keywords: competences, competence, social competences, educational results, social science.