Аннотация. В статье представлен этнокультурный педагогический проект, разработанный в рамках выпускной квалификационной работы, посвященной повышению роли нематериального культурного наследия народов Российской Федерации в содержании внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся московских школ. Проект включает несколько культурно-досуговых мероприятий, посвященных традиционной культуре русского и других народов России, и занятия со школьниками 1-4 классов по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам «Русский мир» и «Русские народные календарные праздники».

Ключевые слова: этнокультурный проект, нематериальное культурное наследие, культурно-досуговая деятельность, народный праздник, дополнительное образование детей.

В современных условиях особую актуальность приобрели проблемы приобщения детей и подростков нашей страны к культурному наследию русского и других народов России. Обучающиеся являются полноценной частью не только современного, но и будущего российского общества. Ответственная миссия современной школы состоит в формировании у школьников интереса к культурному наследию, вовлечение их в культуротворческую деятельность по его сохранению, развитию и популяризации. Для того, чтобы традиционная культура наиболее положительно влияла на воспитание школьников, она должна составлять основу не только содержания общего гуманитарного образования, но и культурной рекреации.

Рассмотрим наш проект «Сохраняя прошлое – строим будущее», разработанный для московской школы №1412, где автор статьи работает несколько лет педагогом-организатором. В проекте отражены некоторые особенности этнокультурной педагогической деятельности в условиях столичного мегаполиса, с учетом сохранившегося в Москве культурного наследия русского народа и его «живых» этнокультурных традиций.

Актуальность проекта обусловлена целью Национального проекта «Образование» (2019-2024гг.) – «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Особую актуальность данная цель приобрела в текущем 2022 году, объявленном Президентом Российской Федерации Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ.

Уникальность проекта состоит в том, что он разработан для московской школы и отражает, преимущественно, культурное наследие Москвы и москвичей, сохраненное в современном столичном социокультурном пространстве. Проект выполнен в рамках научной школы Т.И.Баклановой «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры». При его разработке были проанализированы: публикации, касающиеся этнокультурного образования московских школьников [2], [3], [5], [7], [8]; материалы о русском этнокультурном образовании в России и за рубежом [1], [4], [9], [10]; проекты участников Первого международного конкурса этнокультурных педагогических проектов «Наше наследие», в котором участвовало более 20 студентов департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств МГПУ [6].

Проблема, на решение которой направлен проект: низкая вовлеченность московских школьников в изучение, сохранение, развитие и популяризацию культурного наследия народов Российской Федерации.

Цель проекта: вовлечение школьников в изучение, сохранение, развитие и популяризацию культурного наследия народов России в г. Москве в условиях внеурочной культурно-досуговой деятельности и дополнительного образования детей.

База проекта: ГБОУ СОШ № 1412 г. Москвы.

Аудитория проекта: обучающиеся 1-11 классов.

Сроки реализации проекта: январь-май 2022 г.

Основные мероприятия проекта:

  • Занятия по дополнительным общеразвивающим программам и учебным пособиям Т.И. Баклановой «Основы духовно-нравственно культуры народов России: русские традиционные народные праздники» (4 кл.) и «Азбука народной культуры: русская культура для соотечественников» (1-4 кл.) (январь – май 2022 г.).
  • Конкурс – выставка творческих работ школьников «Живые народные традиции» (январь 2022 г.).
  • Театрализованный школьный праздник «Масленица» (февраль 2022 г.).
  • Интерактивные экскурсии в музеи г. Москвы: Всероссийский музей декоративного искусства, Музей русской гармоники Альфреда Мирека (март – апрель 2022 г.).
  • Просмотр спектакля «Русский календарь» Московского государственного историко-этнографического театра (апрель 2022 г.).
  • Конкурс чтецов «Читаем книгу И.С. Шмелева «Лето Господне» (о народных календарных праздниках в г. Москве начала ХХ в.) (май 2022 г.).
  • Знакомство с информационными ресурсами Московской электронной школы (МЭШ), посвященными культурному наследию русского и других народов России (январь – май 2022 г.).

Ожидаемые педагогические результаты реализации проекта:

  • повышение интереса обучающихся к культурному наследию русского и других народов России;
  • знакомство обучающихся с объектами культурного наследия и традициями народной культуры, представленными в столичных музеях, театрах и других учреждениях культуры, а также в библиотеке Московской электронной школы;
  • формирование мотивации и потребностей обучающихся в познавательной и культуротворческой деятельности в сфере культурного наследия народов России в условиях столичного мегаполиса.

Основные материально-технические, финансовые и другие ресурсы, необходимые для успешного достижения ожидаемых педагогических результатов, отражены в представленных ниже таблицах 1-6.

Таблица 1. Ресурсы проекта

РесурсНаименованиеИсточники финансирования, спонсоры
1. Материально-технические Техническое оборудование (мультимедийное оборудование, звуковое оборудование, фото – видеоаппаратура). ГБОУ Школа №1412
2. Информационные Информационная база школы, специальная литература, официальные аккаунты школы в социальных сетях. ГБОУ Школа №1412
Освещение информации о реализации проекта. Московский образовательный телеканал (Мос.обр.ТВ)
Размещение информации для помощи проведения данного проекта на базе других школ. Московская электронная школа (МЭШ)
3. Кадровые Организаторы проекта: методист по воспитательной работе, педагог- организатор, вожатый, библиотекари, учителя. ГБОУ «Школа №1412»
Приглашенные гости. Представители учреждений культуры и дополнительного образования детей, авторы детских книг о культурном наследии России, и др.

Таблица 2. SWOT-анализ проекта

S - СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫW - СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Соответствие проекта целям и задачам Года народного искусства и культурного наследия народов РФ.
Реализация потенциала внеурочной деятельности в приобщении школьников к культурному наследию народов РФ.
Охват разных возрастных групп школьников.
Заинтересованность и поддержка педагогов и родителей.
Консерватизм в руководстве, предпочтение традиционных форм проведения мероприятий.
Отсутствие опыта по реализации масштабных проектов.
Слабая популяризация культурного наследия народов РФ среди школьников.
О - ВОЗМОЖНОСТИТ - УГРОЗЫ
Получение обратной связи от участников проекта и совершенствование проекта.
Выход проекта на муниципальный уровень.
Выход проекта на разные уровни СМИ.
Не будет пользоваться спросом у целевой аудитории.
Из-за нехватки времени организаторов не реализуются некоторые мероприятия проекта.

Таблица 3. Риски и гарантии

Фактор рискаМероприятие
Незаинтересованность у обучающихся принимать участие в проекте. Провести онлайн собрание с педагогическим составом и объяснить социально-культурную значимость проекта.
Параллельно проводить рекламную акцию с использованием инфостендов, радиолинеек.
Формальное проведение мероприятий. Приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта.
Недостаточность финансирования для успешной реализации проекта. Привлечение внебюджетных и спонсорских средств.

Таблица 4. Финансирование и информационная поддержка проекта

Главный источник финансирования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 1412
Информационная поддержка Московский образовательный телеканал


Таблица 5. Примерная смета проекта

НаименованиеЕдиница измеренияЦена за единицу (руб.)КоличествоИтоговая стоимость (руб.)
Сувениры (подарки) победителям конкурсов рисунков и чтецов Шт. 2 000 6 12 000

Атрибуты праздника «Масленица»

  • костюмы скоморохов;
  • перчаточные куклы для представления народного театра «Петрушка»;
  • кукла Масленица;
  • блины,
  • призы победителям конкурсов (народные игрушки - изделия народных художественных промыслов) книги
Шт.
3 000

1 000
2 000
10


500

5

7
1
300


20

15 000

7 000
2 000
3 000


10 000
ИТОГО: 37 000

Таблица 6. Система партнерских отношений

ПартнерЧто может предоставитьЧто получит
Представители учреждений культуры и дополнительного образования детей Спикеры для проведения тематических уроков, лекций, круглых столов. Больше школьников узнают об московских организациях, занимающихся сохранением, изучением, развитием и популяризацией культурного наследия народов РФ.
Типография Изготовление полиграфической продукции. Получение возможности прорекламировать свою компанию.

Предполагаемая эффективность проекта

Количественные показатели:

  • Количество обучающихся, удовлетворенных участием в проекте, составит не менее 75%.
  • Количество обучающихся, принявших участие в проекте будет не менее 1500 человек.
  • Количество положительных отзывов в социальных сетях составит не менее 55%.

Качественные показатели:

  • Предоставление возможности каждому участнику проявить свои знания и творческие способности.
  • Привлечение финансового инвестирования в проект.
  • Поддержка и заинтересованность проекта государственными структурами.

Программа продвижения проекта:

  1. Проведение информационных радиолинеек в школе.
  2. Создание группы проекта в социальных сетях.
  3. Размещение информации о мероприятиях проекта на официальных сайтах, в социальных сетях школы, в чатах педагогов, в родительских чатах.

Реализация нашего проекта будет успешной при условии участия в нем не только детей и педагогов школы, но также родителей. Проблемы создания в школах детско-взрослых общностей для совместной разработки и реализации этнокультурных педагогических проектов – одна из актуальнейших научно-практических задач современных московских и всех российских школ.

Ethnocultural project «Preserving the past – building the future» for students of the Moscow school

Malinina V.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Baklanova Tatiana Ivanovna,
Professor of the Department of Socio-Cultural Activities and Performing Arts of the Institute of Culture and Arts of Moscow Pedagogical State University, Moscow, Doctor of pedagogical sciences, Professor

Annotation. The article presents an ethno-cultural pedagogical project developed as part of the final qualification work dedicated to enhancing the role of the intangible cultural heritage of the peoples of the Russian Federation in the content of extracurricular activities and additional education for students in Moscow schools. The project includes several cultural and leisure events dedicated to the traditional culture of the Russian and other peoples of Russia, and classes for schoolchildren in grades 1-4 on additional general educational general developmental programs «Russian World» and «Russian Folk Calendar Holidays».
Keywords: ethnocultural project, intangible cultural heritage, cultural and leisure activities, folk festival, additional education for children.


  1. Бакланова Т.И. Азбука народной культуры. Русская культура для соотечественников. Учебно-методическое пособие для внеурочной деятельности и дополнительного образования детей / Т.И. Бакланова, Е.А. Меньшикова // Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Общероссийское межотраслевое объединение работодателей «Союз народных художественных промыслов и ремесел». Москва; Чебоксары: Интерактив плюс, 2018. 256 с.
  2. Бакланова Т.И. Московские школы с русским этнокультурным компонентом / Русская национальная школа. 2008. № 1. С. 37-50
  3. Бакланова Т.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России: русские традиционные народные календарные праздники. 4 класс. Учебное пособие. Москва: Изд-во АСТ, 2014. 96 с.
  4. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование», «Народная художественная культура», «Социально-культурная деятельность». Изд. 2-е, стер. Санкт-Петербург: Лань; Планета музыки, 2017. 156 с.
  5. Русская культура. 1-4 классы: программа и методические материалы / Т.И. Бакланова [и др.]. Саратов: Вузовское образование, 2015. 79 c. (дата обращения: 02.04.2022).
  6. Музыка в синтезе искусств и науки: История и современность // Материалы Международной научно-практической конференции и Первого Международного конкурса этнокультурных педагогических проектов «Наше наследие» (в рамках V Московского Международного фестиваля искусств «Звуки Дутара») / Под научной редакцией Т.И. Баклановой. Москва-Воронеж: Изд-во «Ритм», 2019. 262 с.
  7. Русская культура в современной московской школе. Учебное пособие / Департамент образования города Москвы, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), институт культуры и искусств, кафедра социально-культурной деятельности; [авторы-составители: Т. И. Бакланова и др.]. Москва: МГПУ, 2015. 223 с.
  8. Русские народные праздники в школе. Учебное пособие для студентов, учителей и организаторов внеурочной деятельности / Т.И. Бакланова [и др.]. Саратов: Вузовское образование, 2016. 303 c. (дата обращения: 02.04.2022).
  9. Традиционная народная культура в современной социально-культурной деятельности и образовании: коллективная монография / Л.Ю. Аксакалова [и др.]. Саратов: Вузовское образование, 2016. 143 c. (дата обращения: 02.04.2022).
  10. Этнокультурные процессы в современном мире: коллективная монография / Л.Ю. Аксакалова [и др.]. Саратов: Вузовское образование, 2016. 198 c. (дата обращения: 02.04.2022).
  1. Baklanova T.I. ABC of folk culture. Russian culture for compatriots. Teaching aid for extracurricular activities and additional education of children / T.I. Baklanova, E.A. Menshikova; Association «Folk arts and crafts of Russia», All-Russian intersectoral association of employers «Union of folk arts and crafts». Moscow; Cheboksary: Interactive plus, 2018. 256 pages.
  2. Baklanova T.I. Moscow schools with a Russian ethno-cultural component / Russian National School. 2008. № 1. Page: 37-50.
  3. Baklanova T.I. Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia. Russian traditional folk calendar holidays: grade 4: study guide. Moscow: AST, 2014. 95 pages.
  4. Baklanova T.I. Pedagogy of folk art. A textbook for university students studying in the areas of «Pedagogical education», «Folk art culture», «Social and cultural activities». Ed. 2nd, erased. St. Petersburg [and others]: Lan; Planet of Music, 2017. 156 pages.
  5. Russian culture. Grades 1-4: program and teaching materials / T.I. Baklanova [and others]. Saratov: Higher education, 2015. 79 pages. (date of the address: 02.04.2022).
  6. Music in the synthesis of arts and sciences: History and modernity // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference and the First International Competition of Ethnocultural Pedagogical Projects «Our Heritage» (within the framework of the V Moscow International Festival of Arts «Sounds of Dutar») / Under the scientific editorship of T.A. Baklanova. Moscow-Voronezh: Ritm Publishing House, 2019. 262 pages.
  7. Russian culture in a modern Moscow school. Textbook / Department of Education of the City of Moscow, State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the City of Moscow «Moscow City Pedagogical University» (GAOU VO MGPU), Institute of Culture and Arts, Department of Social and Cultural Activities; [authors-compilers: T.I. Baklanova and others]. Moscow: MGPU, 2015. 223 pages.
  8. Russian folk holidays at school. Textbook for students, teachers and organizers of extracurricular activities / T.I. Baklanova [and others]. Saratov: Higher education, 2016. 303 pages. (date of the address: 02.04.2022).
  9. Traditional folk culture in modern socio-cultural activities and education: collective monograph / L.Yu. Aksakalova [and others]. Saratov: Higher education, 2016. 143 pages. (date of the address: 02.04.2022).
  10. Ethnocultural processes in the modern world: collective monograph / L.Yu. Aksakalova [and others].Saratov: Higher education, 2016. 198 pages. (date of the address: 02.04.2022).