Аннотация. Данная статья посвящена процессу подготовки к Кембриджскому экзамену КЕТ а рамках дополнительного образования. Особое внимание уделяется реализации лексической компетенции в учебных пособиях Кембриджского издательства. Рассматривается основная тематика лексических единиц, которые необходимо знать для успешной сдачи всех частей экзамена. Также проводится анализ основных учебных пособий, использующихся для подготовки к КЕТ, на предмет заданий для тренировки лексики. Предлагаются методические рекомендации для широкого охвата материала с использованием заданий, представленных в учебных пособиях.

Ключевые слова: лексическая компетенция, экзамен КЕТ, дополнительное образование, пособия Кембриджского издательства.

На сегодняшний день в связи с ростом научно-технического прогресса представители одних стран все больше взаимодействуют с представителями иных стран по ряду вопросов. В связи с этим возрастает потребность в изучении языков. Реализация процесса обучения иностранным языкам происходит не только в рамках школьного обучения, но и дополнительного образования. Языковые центры предоставляют возможность обучения языкам, повышая уровень владения и подтверждая его при помощи сдачи Кембриджских экзаменов [1, с. 126]. Ниже, в таблице 1 представлена линейка экзаменов:

Таблица 1. Классификация Кембриджских экзаменов

Starters (YLE Starters) Данный экзамен является первым в линейке экзаменов для младших школьников. Соответствует уровню pre-A1.
Movers (YLE Movers) Данный экзамен предназначен для младших школьников и соответствует уровню А1 (Beginner).
Flyers (YLE Flyers) Данный экзамен предназначен для младших школьников и соответствует уровню А2 (Elementary).
Key (KET) Первый в линейке экзамен для подростков и взрослых. Соответствует уровню А2 (Elementary).
Preliminary (PET) Данный экзамен предназначен для подростков и взрослых, имеющих уровень В1 (Intermediate).
First (FCE) Данный экзамен предназначен для подростков и взрослых, имеющих уровень В2 (Upper-Intermediate).
Advanced (CAE) Данный экзамен предназначен для подростков и взрослых, имеющих уровень С1 (Advanced).
Proficiency (CPE) Данный экзамен предназначен для подростков и взрослых, имеющих уровень С2 (Proficiency).

Каждый из представленных экзаменов соответствует уровню владения языком по Общеевропейской шкале языковой компетенции (CEFR). Подготовится к ним, позволяют учебные пособия издательства Кембриджского университета. Данные пособия содержат в себе материал, соответствующий уровню владения и типичные экзаменационные задания для тренировки. Однако все чаще встречаются случаи, когда кандидат не проходил предварительно перед сдачей курсы, а имея предыдущий опыт, хочет сдать экзамен и получить сертификат, подтверждающий уровень владения языком. Для таких случаев также существует не только комплект учебников для подготовки, а тренажер, в котором представлены лишь тренировочные экзаменационные задания.

Особое внимание хочется уделить экзамену KET, так как он является базовым и наиболее сдаваемым экзаменом среди подростков и взрослых. В рамках дополнительного образования сдача экзамена КЕТ может осуществляться двумя способами:

1. Обучение на курсах (прохождение курса английского языка, соответствующего уровню А2 – длительность от полу года до года, продолжение дальнейшего обучения, соответствующего уровню выше – В1 и параллельная подготовка к экзамену КЕТ, подтверждающего имеющийся уровень владения языком после прохождения курса).
2. Регистрация на экзамен в любом языковом центре без представительного прохождения курсов.

Для подготовки к данному экзамену существует ряд учебных пособий Кембриджского издательства (см. таблицу 2, 3):

Таблица 2. Учебные пособия Кембриджского издания, соответствующие уровню А2

Название пособия: Автор:
Cambridge English Empower Adrian Doff, Craig Thaine, Herbert Puchta, Jeff Stranks, Peter L
Compact Key for Schools Emma Heyderman, Susan White, Frances Treloar
Complete Key for Schools David McKeegan
Connect Jack C. Richards, Carlos Barbisan, Chuck Sandy
English in Mind (2nd Edition) Herbert Puchta, Jeff Stranks
English Unlimited Elementary Alex Tilbury, Theresa Clementson
Guess What! Susannah Reed, Kay Bentley
Objective Key Annette Capel, Wendy Sharp
Open World Key Student's book Anna Cowper, with Sheila Dignen, with Susan White
Prepare (2nd) 2 Student's Book Joanna Kosta, Melanie Williams

Таблица 3. Пособия, содержащие подготовительные и экзаменационные задания, для подготовки к экзамену КЕТ

Cambridge English Key 1 for Revised Exam Cambridge University Press
Common Mistakes at KET Liz Driscoll
Key for Schools Trainer 1 for the Revised Exam Cambridge University Press
Exam Booster Key Cambridge University Press
A2 Key Practice Tests Cambridge University Press

Данный экзамен состоит из трех частей: reading and writing, listening, speaking. Лексика является средством реализации речевой деятельности. Формирование и дальнейшее совершенствование лексических навыков отвечает требованиям достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования на всех ступенях обучения ИЯ. Это имеет важное значение и при реализации процесса обучения в рамках дополнительного образования, подготовки к Кембриджским экзаменам.

«Под лексической компетенцией понимается знание словарного состава языка, включающего лексические и грамматические элементы и способность их использования в речи» [2, с. 10].

Исходя из определения, реализация лексической компетенции ориентировано на активное использование лексических единиц в речи. Для каждого уровня владения языком существует свой лексический минимум – лексические единицы, которые должны быть усвоены за определенный промежуток времени. Для успешной сдачи всех частей необходимо знать и употреблять лексические единицы и фразы, соответствующие уровню А2 относительно следующей тематики (см. таблицу 4):

Таблица 4. Основная тематика лексических единиц для подготовки к экзамену KET

Appliances Entertainment and Media Measurements Shopping
Clothes and Accessories Family and Friends Personal Feelings, Opinions and Experiences Sport
Colours Food and Drink Places: Buildings The Natural World
Communication and Technology Health, Medicine and Exercise Places: Countryside Time
Documents and Texts Hobbies and Leisure Places: Town and City Travel and Transport
Education House and Home Services Weather

Однако наблюдается тенденция сокращения активного словаря благодаря забыванию слов. Чтобы предотвратить данную тенденцию нужно отрабатывать слова в рамках определённого контекста, соединение смежных семантических полей, ставить проблемный характер речевой установки. Н.И. Гез в своих исследованиях подчёркивает тот факт, что примерно к середине курса обучения иностранному языку встает проблема повышения эффективности обучения лексике. Это вызвано тем, что у учащихся накапливается лексический запас, им становится все труднее запоминать новые слова и сохранять их в памяти [2, с. 38]. В это время, по мнению психологов А.Н. Леонтьева и Р.С. Немова, начинается процесс забывания лексических единиц. В связи с этим страдает качество речи (как устной, так и письменной), так как оно находится в прямой зависимости от сформированности лексических навыков. Кроме того, расширяющийся круг ситуаций общения требует большего объема лексических единиц и более прочного уровня сформированности лексического навыка [3, с. 218-219].

В связи с этим, рассмотрим, как в вышеупомянутых учебных пособиях реализуется лексическая компетенция. В комплектах учебных пособий данного уровня (Open World, Power Up Level 5, Prepare Level 3) в рамках каждого раздела представлены задания для формирования лексики по определенной тематике, соответствующей уровню. Реализация процесса обучения лексики представлена основными этапами, соответствующими стадиям работы над лексическим материалом по Н.Д. Гальсковой:

1. Введение и семантизация слова. На данном этапе учащиеся знакомятся с лексическим единицами, в основном они представлены наглядно (картинки, видео по теме): Watch video and discuss the questions; Match words with pictures.
2. Автоматизация лексического навыка. При работе с новой лексикой представлены следующие типы упражнений:
– имитативные (построение фраз по заданным моделям, с использованием новых лексических единиц): Work with your partner, use adjectives to describe words.
– подстановочные (заполнение пропусков в тексте, предложениях): Fill in the sentences with words.
– трансформационные (изменение заданной фразы, предложения, словообразование): Rewrite sentences, using new words.
3. Окончательное формирование навыка. Использование лексических единиц в устной и письменной форме при работе с аутентичными аудио материалами, текстами (репродуктивные упражнения): Discuss in groups questions according to the topic; make a poster and describe it.
4. Контроль сформированности навыка (дополнительные задания в конце учебного пособия по теме: кроссворды, игры).

Однако в «тренажерах» для подготовки к экзаменам задания на тренировку лексики представлены в рамках выполнения одного вида упражнений – подстановочных. Задания в таких пособиях для активизации лексики данного уровня не представлены в своем разнообразии. В связи с этим, дополнительными ресурсами для подготовки могут служить образовательные Интернет-ресурсы, содержащие в себе собранную по тематике лексику и предоставляющие задания для ее активации. Данные ресурсы позволят создать интерактивную модель обучения [5, с. 98], а также креативную образовательную среду для повышения мотивации к сдаче экзаменов [4, с. 80].

Таким образом, материал пособий Кембриджского издательства соответствует заявленному уровню владения языком. В разнообразии представлены основные и дополнительные задания для тренировки лексики. Обучаясь с использованием данных пособий, можно широко охватить весь материал, необходимый для успешной сдачи Кембриджского экзамена. Однако при использовании «тренажера» типичных экзаменационных заданий, необходимы дополнительные материалы для наиболее полной работы над лексическими единицами. В связи с этим дальнейшая перспектива исследования – создание дополнительных заданий с учетом тематики лексических единиц уровня А2 для использования их в рамках подготовки и дальнейшей успешной сдачи экзамена КЕТ.

Implementation of lexical competence in preparation for exams in the textbooks of the Cambridge publishing office

Martynova T.V.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Bokova Tatyana Nikolaevna,
Deputy Director of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of RAO

Annotation. This article focuses on the process of preparing for the Cambridge KET exam as part of additional education. Particular attention is paid to the implementation of vocabulary in the textbooks of the Cambridge publishing office. The deep topic of lexical units that you need to know to achieve the results of all parts of the exam is considered. The analysis of the textbooks is held to find the tasks to practice vocabulary. Guidelines are proposed to cover the whole material using the tasks presented in the tutorials.
Keywords: lexical competence, KET exam, additional education, textbooks of Cambridge publishing offices.


  1. Богданова О.С. Учитель иностранного языка или учитель – медиатор языков. Вестник Московского городского педагогического университета. 2020. № 1. С. 123-130.
  2. Гез Н.И. Общая методика обучения иностранным языкам. Русский язык. М.: 1991. 357 с.
  3. Немов Р.С. Психология образования. Просвещение. М.: 1995. 496 с.
  4. Сороковых Г.В. Интерактивные технологии в иноязычном образовании: исследование стратегий и опыта применения: Коллективная монография. Москва: ООО «Перспектива». 2013. 172 с.
  5. Тарева Е.Г. Коммуникативный подход: в поисках лингводидактических инноваций. Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 98-103.
  6. Cambridge University Press Key for Schools Trainer. Cambridge. 2019. 214 pages.
  1. Bogdanova O.S. A foreign language teacher or a teacher-mediator of languages. Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. 2020. №. 1. Page: 123-130.
  2. Gez N.I. General methodology for teaching foreign languages. Russian language. Moscow: 1991. 357 pages.
  3. Nemov R.S. Psychology of education. Education. Moscow: 1995. 496 pages.
  4. Sorokovykh G.V. Interactive technologies in foreign language education: a study of strategies and application experience: Collective monograph. Moscow: LLC «Perspektiva». 2013. 172 pages.
  5. Tareva E.G. Communicative approach: in search of linguodidactic innovations. Pedagogical education and science. 2014. № 5. Page: 98-103.
  6. Cambridge University Press Key for Schools Trainer. Cambridge. 2019. 214 pages.