Научный руководитель: Колышева Елена Юрьевна, доцент кафедры русского языка и методики преподавания филологических дисциплин Института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.882

Аннотация. В данной статье подготовлен проект организации мероприятий для улучшения взаимодействия школ с музеями в рамках изучения творчества А.И. Солженицына в средней и старшей школах. Рассмотрены направления работы музеев писателя, а также школьного музея.

Ключевые слова: А.И. Солженицын, музей, музейная деятельность.

В наши дни происходит активная цифровизация системы образования. Мы можем наблюдать внедрение новых форм представления материала на каждом уроке в современной школе. Этот процесс не миновал и уроки литературы. Благодаря данным технологиям, у учителей уже нет необходимости с такой же частотностью, как раньше, устраивать экскурсии в музеи, ведь они могут вывести все необходимое на электронную доску. Однако значимость музеев в свете данных изменений только продолжает возрастать, потому что ученики XXI века с самых малых лет погружены в информационную среду, их уже не удивишь двигающейся картинкой или показом видеофрагмента на уроке. Музейная среда всегда дает нам прежде всего атмосферу, погружает в нужную историческую эпоху, активизирует внимание учащихся, позволяет включать в работу каждого.

Музейная педагогика «<…> определяется как междисциплинарная область научного знания, которая занимается исследованием целей и задач, принципов, содержания, методов, форм реализации образовательной деятельности музеев, ориентированной на передачу культурного опыта» [5]. «Образовательными организациями недостаточно используется потенциал учреждений культуры (музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки и др.), обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и воспитания, а также для иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой» [4].

Мы видим, что актуальность музейной педагогики стремительно растет, а вместе с ней и музейной деятельности, ведь именно она направлена на организацию взаимодействия школы с музеями, посредством разработки системы уроков в контексте музея, урока-экскурсии, просмотров документальных или художественных фильмов, научных мероприятий для школьников [2].

Роль музейной деятельности возрастает на уроках, посвященных изучению творчества А.И. Солженицына, так как его произведения невозможно понять без углубленных знаний истории, биографии писателя, литературной жизни эпохи. Изучение произведений А.И. Солженицына проходит обзорно, на последнем году обучения, поэтому уроки должны быть очень насыщенными, плотными. Такие уроки и внеурочные мероприятия лучше всего организовывать с опорой на музейную деятельность.

«Дом русского зарубежья имени А. Солженицына» с февраля 2018 года провел большое количество образовательно-просветительских мероприятий со школами города Москвы. Так, в течение года было проведено 50 просветительских мероприятий для 1458 человек. Среди них: образовательных программ – 14, экскурсий – 5, городских пешеходных экскурсий – 9, лекций – 15, абонементов – 2, мастер-классов – 1, литературно-музыкальных композиций – 3 [1].

Особенно следует отметить лекции, тематикой которых стала история России. Так, например, была проведена интересная встреча «Александр II и великие либеральные реформы в России», в ходе которой ученикам рассказали о личности императора, его вкладе в развитие нашей страны, материал был изложен понятно, просто и увлекательно.

Были проведены лекции и по литературе, например, «Марина Цветаева. «Чердачное». «Лебединый стан». Она была прочитана в рамках акции Московского многофункционального культурного центра «Студент в музее».

В частности, ведущий научный сотрудник «Дома русского зарубежья имени А. Солженицына» Юлия Евгеньевна Павельева разработала викторину по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор». Викторина строится следующим образом: на заданный вопрос представлены три варианта ответа, при этом правильным является только один вариант; далее размещается правильный ответ, подтвержденный текстом произведения или мнением исследователя, при необходимости к ответу прилагается библиографическое описание; в следующем разделе приводится комментарий, представляющий собой фрагмент научного изыскания; комментарий всегда сопровождается библиографическим описанием [3].

Задания викторины можно отнести к нескольким типам. Ряд вопросов ориентирует читателя на знание текста, формируя культуру внимательного чтения. Например, у учеников спрашивают, какой населенный пункт, упомянутый в рассказе, является символом исконной России. Им нужно выбрать один верный ответ из трех предложенных: «Торфопродукт». Ряд вопросов носит исследовательский характер, развивая, в первую очередь, аналитические способности. При этом важно отметить, что речь идет о работе с литературно-художественным произведением, для анализа которого необходимы знания не только историко-литературного или теоретико-литературного характера, но и общеисторической, культурологической, политологической сферы.

Рассмотрим направления работы школьного музея.

В школе № 1948 с 2016 года открыт музей А.И. Солженицына. Экспозиция музея состоит из фотографий писателя, собрания сочинений, подаренного Наталией Дмитриевной Солженицыной, представлены вырезки из газет со статьями о жизни писателя, даны сведения по биографии А.И. Солженицына.

Музей активно участвует в жизни школы: проводятся экскурсии, лекции, беседы. Чаще всего тематикой таких мероприятий становятся годовщины исторических событий (например, победы в Великой Отечественной войне), дни рождения писателей. Наиболее распространены литературные темы, например, «Поэзия тревожной мысли» – мероприятие, посвященное 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Также в рамках работы музея проводятся уроки по творчеству А.И. Солженицына. Так, 26 апреля 2021 года был проведен урок для десятых классов «Чем люди живы?» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» и повести А.И. Солженицына «Раковый корпус». Татьяна Владимировна Краснокуцкая, учитель русского языка и литературы, познакомила учащихся с ведущим научным сотрудником Музея-квартиры А.И. Солженицына на Тверской, 12, кандидатом исторических наук Еленой Алексеевной Герасимовой, которая провела данный урок. Перед учениками были поставлены проблемные вопросы, что такое взаимопонимание, уважение, любовь, сострадание, милосердие, совесть. Данные понятия нужно было раскрыть, используя в качестве аргументации поступки, высказывания героев из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и повести А.И. Солженицына «Раковый корпус». Учащиеся вместе с Е.А. Герасимовой, анализируя, сопоставляя поступки персонажей, пришли к выводу, что А.И. Солженицын в «Раковом корпусе» продолжает традиции Л.Н. Толстого, в частности, ученики давали сравнительную характеристику образам Анатоля Курагина и Русанова.

Проведение подобных мероприятий способствует укреплению связей школы и музея, организации взаимного плодотворного научного сотрудничества, без которого невозможно представить себе жизнь современного школьного музея, ведь именно такие события привлекают учеников, открывают им художественный мир произведений великих классиков русской литературы, пробуждают интерес к исследованию биографий писателей, поисков новых смыслов в еще малоизученных рассказах, повестях, пьесах А.И. Солженицына.

Музей А.И. Солженицына в школе № 1948 планирует находить новые пути взаимодействия с ведущими музеями писателя в России, чтобы работа по организации внеклассных мероприятий продолжалась систематически и более масштабно. В планах у музея развивать виртуальную экспозицию, проводить круглые столы, литературные встречи, конференции, пополнять экспозиционный фонд.

Перейдем к рассмотрению наших идей по организации взаимодействия школы с музеями.

1. «Скачок во времени»

Цель: знакомство с жизнью и творчеством А.И. Солженицына как начальный этап литературно-аналитической работы.

Для проведения данного мероприятия необходимо организовать игру-путешествие в классе (с 9 по 11), сделав маршрут по специально организованным станциям, каждая из которых рассказывает о каком-либо значимом событии в жизни писателя. Например, одной из станций сделать 9 февраля 1945 г. «Арест», с фотографиями и видеоматериалами. Учитель выступает в роли экскурсовода, а один ученик из класса назначается ведущим, который поможет организовать после каждой станции обсуждение услышанного между ребятами. В конце «путешествия» класс делится на три группы, каждая выбирает себе одну из станций, которая показалась самой интересной и делает краткое сообщение (примерно на десять минут) на тему: «Мои впечатления от услышанного». Заключительный этап мероприятия – обсуждение докладов, ученики анонимно голосуют за наиболее успешное, по их мнению, выступление. Победившая группа становится «экскурсоводом» для следующего класса.

Предлагается классу, который одним из первых принял участие в игре-путешествии, самому провести данное мероприятие только с другой параллелью. Можно предложить ребятам придумать свои задания для их сверстников.

Мероприятие будет проводиться два раза в год: в первой и третьей четвертях. Для школ – каждый год. Для музеев – систематически с разными интервалами.

2. «Знакомство с архипелагом ГУЛАГом»

Цели: изучение трагических страниц истории нашей страны; знакомство с «лагерной литературой»; изучение произведения А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Класс (10-11) делится на группы по три человека. Каждой группе предлагается на выбор одна из глав произведения «Архипелаг ГУЛАГ». Ребятам нужно сделать проект с презентацией, фотографиями, цитатами, в котором они должны будут емко, интересно представить содержание выбранной главы, ее основные моменты; передать свои впечатления от прочитанного; выразить свое отношение; попытаться погрузить нас в атмосферу главы, показать чувства и эмоции героев. Заключительным этапом проекта должна быть работа с другими группами в любой форме (интерактивное задание, опрос, дискуссия – не более 5 минут). После того как все группы представят свои работы, проводим анонимное голосование, какой проект понравился больше. Выигравшие ребята получают в подарок книги, а весь класс отправляется на экскурсию в «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына».

Рекомендуем проводить для школ – каждый год, для музеев – систематически с разными интервалами.

3. «Я(МЫ) Солженицын»

Цели: знакомство с культурно-исторической обстановкой эпохи; обзор критических материалов о писателе.

Направления работы:

1) Организовать внеклассное мероприятие, которое будет проводиться как круглый стол по следующим вопросам: публикация повести «Один день Ивана Денисовича»; отношение критики к повести; отношение читателей к повести. Можно будет сделать аналогичное мероприятие с использованием любого произведения А.И. Солженицына.

2) Познакомить учеников (10-11 классов) с библиотечным и архивным фондом музея писателя. Знакомство будет проводиться в два этапа:

  • сотрудник музея знакомит учеников с материалами советской критики и откликами общественности, рассказывает о личности писателя;
  • ребята делятся на три группы, каждая знакомится с оригиналом статьи того или иного литературного журнала о произведениях или личности А.И. Солженицына, изучает ее содержание, затем каждый из группы пишет развернутый ответ на вопрос: «Согласны ли вы с мнением журнала «…» или нет? Почему? Что бы вы исправили, а что убрали из статьи?»; учитель собирает работы, проверяет и выставляет оценки по одному критерию: насколько полно и аргументированно ученик выразил свою позицию.

Рекомендуем проводить для школ – каждый год, для музеев – систематически с разными интервалами.

4. «Живое слово»

Цель: знакомство с устаревшими словами и диалектизмами в произведениях А.И. Солженицына.

Направления работы:

1) В ходе изучения творчества писателя (9-11 классы) предложить ученикам составить словарь «устаревших слов». В словаре должно быть три графы: слово, значение, роль в тексте. Работа над ним должна идти в течение одной четверти. По завершении предлагаем провести внеклассное мероприятие с обсуждением взглядов А.И. Солженицына на грамматику и русский язык, в ходе которого несколько учеников выступят с сообщениями «Роль устаревших слов в произведениях(ии) А.И. Солженицына».

2) Ученикам предлагается создать страничку писателя в «Instagram», где каждый пост – одно «утерянное» слово из произведения А.И. Солженицына. Под постом должна быть информация, откуда взято слово, что обозначает, как образовано, какую роль в тексте оно играет. Ученики могут разнообразить страничку фактами биографии писателя, фотографиями, видеоматериалом. Творческий подход приветствуется.

Рекомендуем проводить для школ – систематически два раза в год. Для музеев – систематически с разными интервалами.

5. «Круглый стол невидимок»

Цель: более глубокое изучение и рассмотрение произведений писателя.

Рассмотрим возможные направления работы.

1) Организация круглого стола после изучения в классе повести «Один день Ивана Денисовича». Мероприятие предлагаем проводить два академических часа. Проблемный вопрос: можно ли обвинить главного героя и автора в воспевании рабского труда? Два ученика перед обсуждением представляют доклад, в котором они рассказывают о восприятии повести А.Т. Твардовским, Н.С. Хрущевым и читателями.

2) После изучения повести «Матренин двор». Также выделить два академических часа. Проблемный вопрос: стоит ли село без праведника? Нужны ли нам в XXI в. такие праведники, как Матрена? Зачем? Считаете ли вы ее праведницей, а автор?

3) После мероприятия «Знакомство с архипелагом ГУЛАГ». Также выделить два академических часа. Проблемные вопросы: есть ли жизнь после лагеря? Как выйти живым? Можно ли остаться собой? Перед этим четверо учеников выступают с докладом, в котором рассказывают нам об условиях жизни в лагерях (по фрагментам из «Архипелага ГУЛАГ», а также по материалу повести «Один день Ивана Денисовича»).

Выводы, к которым придут ученики, предлагаем оформить в виде статьи для школьной газеты, по одной статье после каждого круглого стола.

Рекомендует проводить для школ – несколько раз в год: от 3-х и более. Для музеев – систематически, с разными интервалами.

6. «Конкурс эссе»

Классам (с 9 по 11) предлагается написать эссе на тему: «Кто для меня А.И. Солженицын?». Лучшие работы будут зачитываться отдельно после окончания мероприятия. Победителям рекомендуется вручить книги Солженицына.

Проводить рекомендуем раз в год в конце учебного последнего семестра.

Предлагаем каждый год давать ученикам разные темы для эссе, лучшие работы отбирать и выпускать в отдельном журнале.

7. «Литературная премия А.И. Солженицына»

Творческим ученикам класса (с 5 по 11) предлагается представить свои произведения (от стихов до романов) на соискание «Литературной премии А.И. Солженицына». Учитель выбирает несколько учеников из разных классов для создания независимого жюри, во главе которого сам педагог, который должен следить за ходом мероприятия и направлять работу жюри, решение по присуждению премии выносится учениками. Награждаются все походом в музей и в театр, а лучшие работы получают также отличные оценки и книгу с автографом Н.Д. Солженицыной.

8. «Учительские будни»

Предлагаем организовать семинары для учителей. Перед первым семинаром рекомендуем провести интернет-анкетирование учителей-словесников, чтобы выявить круг актуальных проблем.

Первый семинар в виде круглого стола посвящается выявлению проблем, с которыми сталкиваются учителя при преподавании творчества А.И. Солженицына в школах, колледжах. В ходе мероприятиям будет произведен поиск оригинальных путей выхода из трудных ситуаций, новых способов организации работы по произведениям писателя.

Все последующие семинары будут основаны на результатах работы первого семинара и посвящены открытию свежих и актуальных материалов по творчеству А.И. Солженицына, которые могут быть использованы в работе с учениками.

Проанализировав направления работы и взаимодействия школ и музеев, можно выделить ряд проблем: недостаточная вовлеченность учеников в процесс, чаще всего они выступают лишь пассивными слушателями; недостаточный охват школ и музеев, взаимодействие организовывается довольно односторонне, то есть конкретные школы сотрудничают из года в год с одним и тем же музеем; однообразие проводимых мероприятий, которые повторяются ежегодно, теряют свою актуальность, не вызывают интереса у учеников.

Таким образом, мы видим, что главная задача музейной деятельности в современной школе – активное вовлечение в процесс самих учеников, развитие их творческого потенциала, самостоятельности, инициативности. Мы считаем, что нужно как можно больше задач делегировать ученикам, давать им возможность использовать современные информационные технологии, ресурсы виртуальных библиотек, музеев. Только тогда возможно достижение высокого и наиболее продуктивного уровня взаимодействия между школами и музеями по всей России, когда руководители и сотрудники музеев, учителя, директора школ устремят все свое внимание на главных посетителей и творцов – детей.

The project of organizing museum activities for students based on the complex of museums A.I. Solzhenitsyn

Ryabtseva J.A.,
bacheleor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolysheva Elena Yurjevna,
Associate Professor of the Department of the Russian Language and Methods of Teaching Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. In this article is written a project of organizing special activities for students for developing the communication process between schools and museums based on teaching the work of A.I. Solzhenitsyn in the middle and high school. So, we studied the directions of the work of A.I. Solzhenitsyn’s museums, also of the school museum.
Keywords: A.I. Solzhenitsyn, museum, museum activities.