Аннотация. В статье приводится пример инновационного подхода к изучению литературных произведений в школе на примере четырех произведений, объединенных проблемой взаимоотношений со сверстниками. В статье сделан вывод о важности функционального чтения как одного из подходов к изучению литературы, а также о необходимости изучения дополнительной литературы в рамках уроков внеклассного чтения.
Ключевые слова: детская литература, Федеральный государственный образовательный стандарт, инновации в образовании, функциональная грамотность, взаимодействие со сверстниками, критическое мышление.
В связи с внесением изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) необходимо пересматривать методы преподавания, включать в образовательный процесс воспитательную работу: формировать «личностные ценностно-смысловые ориентиры и установки», «опыт переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях» (18.2.1.), «потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире» (11.1) [7]. И одним из возможных методов работы на уроках литературы и внеклассного чтения может стать функциональное чтение, направленное на поиск информации и решение определенной задачи или проблемы с помощью полученных знаний [6]. Функциональное чтение в нашем случае подразумевает, во-первых, подробное изучение литературного произведения со школьниками, выявление в тексте и анализ актуальных для учеников проблемных ситуаций. Во-вторых, обсуждение того, как можно применить полученные знания в жизни: например, как выйти из конфликта, как общаться со сверстниками, что делать в случае буллинга и т.д. Стоит пояснить, что функциональное чтение не заменяет традиционный филологический анализ текста, а дополняет его.
Обратимся к психологическим особенностям предподросткового возраста (10–12 лет), чтобы определить, с какими проблемами может сталкиваться ребенок. Этот период характеризуется возрастающей ролью общения со сверстниками, дети стремятся работать в группе и быть похожими на окружающих [9]. Взаимодействие со сверстниками не может не влиять на психическое развитие ребенка, его успеваемость и самооценку, именно поэтому с детьми предподросткового возраста необходимо обсуждать особенности бесконфликтного поведения и взаимодействия и развивать навыки такого общения. И целесообразным здесь видится изучение литературных произведений и перенос ситуаций, происходящих с героями, на те проблемы, с которыми сталкивается ребенок.
В статье приведем пример функционального чтения литературных произведений в 5-6 классах на примере повестей «Первые товарищи» Л.А. Чарской, «Веселая семейка» Н.Н. Носова (не входят в основную программу), «В дурном обществе» В.Г Короленко и рассказа «Уроки французского» В.Г. Распутина.
Главный герой повести Л.А. Чарской, восьмилетний Сережа, оказывается в типичной для многих школьников ситуации: он попадает в новый коллектив. Стоит обратить внимание, что Сережа думает, будто «все мальчики на свете должны были быть такими же хорошими, как он». Однако нужно обратить внимание школьников, что в течение жизни нам встречаются разные люди – с разными темпераментами, интересами и ценностями.
Сережа становится жертвой буллинга – травли, которая может угрожать психологическому комфорту ребенка и его жизни [1]. Рыжий, один из пансионеров, начинает задирать Сережу: называет мартышкой, причиняет ему боль, крадет котлету, ломает фарфоровую куклу, подаренную герою сестрой. Все эти ситуации очень обижают и злят мальчика: «Сережа обиделся на данное ему прозвище; дома его называли Сереженькой, Сергунчиком, Сергушком…»; «<…> при виде разбитой Адочкиной любимицы он разрыдался навзрыд». Рассматривая данные эпизоды, можно обратить внимание школьников на ценность имени для человека: очень легко задеть или оскорбить собеседника, назвав чуждым ему именем. Важно учитывать это в общении и не искажать имен, что является элементом манипуляции в общении.
Необходимо понимать ценность личных вещей. Рыжий не знал, что кукла была подарена Сереже сестрой, он основывался на гендерных стереотипах: «Мальчик не должен играть в куклы». Это и стало поводом для насмешек.
Через действия Сережи можно показать один из возможных вариантов реагирования на буллинг: герой не отвечает злом на зло, сохраняет спокойствие.
Конфликт между пансионерами решается в тот момент, когда по вине Рыжего Сереже оказалась необходима медицинская помощь. Мальчик, несмотря на боль и злость по отношению к своему обидчику, заступается за Рыжего, при этом клевеща на себя (гл. 20 «Он не виноват!»). Позже Рыжий захотел измениться сам, осознав, какой поступок он совершил. Кроме того, к признанию своих ошибок и извинению подтолкнуло отсутствие мнимой поддержки, которая ранее была у Рыжего, все встали на сторону Сережи: «Молодец, Сережа! Добрый, Сережа! Да здравствует Сережа!». Более того, можно предположить, что доброта Сережи также подталкивает героя к изменениям. На примере поведения Рыжего можно отметить, что не всегда безнравственный поступок остается безнаказанным. Действия иногда приводят к серьезным последствиям, которые могут быть отсрочены по времени.
В повести присутствует антагонист Рыжего, пансионер Принц. На протяжении всего произведения герой использует принципы бесконфликтного поведения: он не становится зачинщиком драк, конфликтов. При возникновении неприятной ситуации он «резко» отвечает обидчику, «не стесняясь присутствием воспитателя за столом».
Примером взаимовыручки и благородства является поступок всех пансионеров, когда у одного из мальчиков, Мартика Миллера, заболела мама. Ребята не стали отворачиваться от Мартика, игнорировать проблему, они поддержали его делом, пожертвовав самой ценной вещью ради своего товарища (гл. 30 «По секрету»). Мальчики устроили аукцион, в котором принимали участие сотрудники пансиона: взрослые поддержали намерение ребят, они выкупили ценные вещи и вернули их хозяевам.
Взаимодействие сверстников в формате командной работы показывает Н.Н. Носов в повести «Веселая семейка». Школьники на примере ребят-юннатов, которые хотели вывести цыплят в инкубаторе, могут увидеть основные принципы создания «стартапа» (сейчас эта форма работы активно внедряется в образовательный процесс): как и в дружбе, так и при проектной работе необходимо делить ответственность за совершенные поступки между всеми участниками в равном объеме, привносить равноценный вклад: «<…> ты уже пять ночей отдежурил, теперь я».
Главные герои, Коля и Мишка, стали недосыпать, получать двойки и замечания учителей, так как даже ночью следили за инкубатором, выполняя работу вдвоем из-за страха осуждения. На примере этого эпизода стоит обсудить со школьниками, что не стоит бояться общественного неодобрения и насмешек, а при возникновении трудностей следует поделиться своими замыслами и обратиться за помощью к взрослым или сверстникам, ведь любое новое дело требует усилий. Рассматривая данный эпизод, также можно заметить, что новаторские идеи могут показаться глупыми и непосильными, однако они могут вызвать интерес у окружающих.
Все ребята в повести добросовестно выполняли свою часть проекта. После удачного его завершения школьники не забыли про важнейший этап работы над проектом – празднование результатов: юннаты отмечали день рождения цыплят.
Стоит отметить, что данное произведение показывает пример только хороших взаимоотношений между сверстниками. Каждый из ребят переживал за своих товарищей, так как их объединяла общая цель. Выходя за рамки текста, можно предложить школьникам поделиться своими размышлениями или наблюдениями, что еще поможет сохранить дружественные отношения в команде: командный дух, личная заинтересованность и ответственность каждого за конечный результат.
Рассмотрим произведения, включенные в школьную программу: «В дурном обществе» В.Г. Короленко и «Уроки французского» В.Г. Распутина. Стоит отметить, что повесть Короленко входит в программу в 5 классе [2], хотя изначально произведение не было предназначено для детского возраста, а сокращенный, «обкромсанный» вариант, по мнению Короленко, не может дать полного представления как о повести, так и о самом писателе: «Есть у меня некоторое предубеждение против специальных изданий для юношества: ведь это нужно заручаться специальными одобрениями «для школьных библиотек». «В дурном обществе», например, так и идет в десятках тысяч экземпляров дешевых изданий в сокращенном и обкромсанном виде. А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в этом обкромсанном виде, а уже потом получать его в полном» [3]. Рассказ Распутина входит в программу 6-8 классов (произведение входит в программу 6 класса по учебникам под редакцией В.Я. Коровиной, В.Ф. Чертова, И.Н. Сухих; в 7 классе – Л.А. Ланина; в 8 классе – Г.С. Меркина).
В полном варианте повести «В дурном обществе» автор показывает взаимоотношения между мальчиком Васей и представителями «дурного» общества, Вальком и Марусей. Главного героя удивляют условия жизни ребят, но, несмотря на разное социальное положение, они находят общий язык, чувствуют себя родными людьми, их объединяет чувство одиночества, несчастья. Вася так же, как и герои Чарской и Носова, пытается помочь: приносит яблоки, дает куклу сестры для новых друзей, однако стоит обсудить со школьниками, можно ли назвать это дружбой. Сравнивая полную и сокращенную версии повести, следует заметить, что социальная проблема в школьной версии не раскрывается в полной мере. Это может говорить о том, что проблема, ради которого было создано произведение Короленко, не рассчитана на детский возраст, а изучение сокращенного варианта повести может создавать неверное представление о тексте.
Один из эпизодов рассказа Распутина можно рассмотреть как пример того, что ребенок в связи с определенными жизненными трудностями может попасть в «дурную» компанию. Главный герой становится жертвой агрессии: «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй…». Стоит обратить внимание на те эмоции, которые испытывает мальчик: несмотря на то, что он является жертвой, герой чувствует стыд. Можно акцентировать внимание учеников на том, что в современном обществе все еще существует культура обвинения жертвы. Стыд и страх очень часто не дают людям обращаться за помощью. Важно обсудить с учениками, как выходить из подобных конфликтов. Главный герой старается не показывать синяков, не обращаться за помощью, однако при возникновении подобных ситуаций следует поступить иначе: не носить обиду и злость в себе, а найти в своем окружении доброжелательного взрослого, который способен поддержать и помочь.
Более того, необходимо обратить внимание на то, почему герой оказался в этой компании: ребята играли в «чеку» на деньги, мальчик же недоедал, у него не хватало еды и денег на нее. Проблема отсутствия денег для удовлетворения базовых потребностей, которую ставит Распутин, не является детской, как и решение, которое выбирает для себя герой.
Для наглядности нами была составлена таблица, которая показывает ситуации и конфликты, перечисленные ранее, и варианты их разрешения при переносе на действительность (см. таблицу 1).
Таблица 1. Конфликтные ситуации и примеры их разрешения в произведениях Чарской, Носова, Распутина и Короленко
Произведение | Ситуация | Пример решения |
---|---|---|
«Первые товарищи» Л.А. Чарской | Реакция жертвы на буллинг. |
|
Как обращаться к другому человеку? | Обращаться нужно так, как этого хочет сам человек. Не нужно искажать имя или придумывать обидные прозвища. Не настаивать на своем варианте имени. | |
Возникновение тяжелой жизненной ситуации в семье одного из детей. | Помощь делом (разовая). | |
«Веселая семейка» Н.Н. Носова | Страх неудачи, осуждения. | Стоит рассказать о своем начинании, не стоит бояться насмешек. |
Как работать в команде при создании проекта/стартапа? | Необходимо всем членам команды:
|
|
«В дурном обществе» В.Г. Короленко | Общение с неизлечимо больным ребенком. | Можно оказать поддержку, рассказать взрослому о ребенке, который находится в такой ситуации. Важно понимать, что у ребенка в силу возраста нет ресурсов для оказания помощи таким людям. Дополнительная информация: работа хосписов и благотворительных организаций. |
«Уроки французского» В.Г. Распутина | Человек находится в трудной жизненной ситуации. | Необходимо найти оптимальный выход из ситуации без причинения вреда самому себе; обратиться к взрослым. Дополнительная информация: всероссийский детский телефон доверия. |
На наш взгляд, произведения Короленко и Распутина, изначально не предназначенные для детей, при всех их достоинствах, могут оставлять у читателей ощущение беспомощности. Ребенок в предподростковом возрасте не сможет помочь голодающим детям, он не обладает достаточными ресурсами для этого. Более того, помощь в таких случаях должна оказываться систематически, что ребенок не в силах осуществить. Авторы показывают, что важно участие взрослого человека, для ребенка же эти ситуации безвыходные. Важная мысль, которая заключена в этих повестях – это факт, что у ребенка есть опора на взрослого человека и каждый может обратиться за помощью. Чарская и Носов показывают конфликты, способные разрешиться без вмешательства взрослых, что говорит о детской направленности произведений.
Таким образом, функциональное чтение помогает использовать полученные знания в жизни: не просто читать литературу, а выбирать способ реагирования в определенных жизненных ситуациях. Как следствие, школьник станет лучше понимать себя и других людей. Однако не все литературные произведения, включенные в школьную программу, могут предложить решение жизненных проблем на уровне ребенка, и в таком случае необходимо проговаривать, с чем ребенок сможет справиться самостоятельно, а в каком случае необходимо обращаться за помощью. Также в рамках уроков внеклассного чтения необходимо рассматривать произведения, которые показывают примеры хороших, теплых взаимоотношений, выхода из проблемных ситуаций, способных решиться без участия взрослых.
Functional reading in literature and extracurricular reading classes in grades 5-6
Ilyina D.M.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Gavrilina Olga Vadimovna,
Associate Professor of the Department of the Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor
Annotation. The article provides an example of an innovative approach to the study of literary works at school on the example of four works united by the problem of relationships between coevals. The article concludes about the importance of functional reading as one of the approaches to the study of literature, as well as the need to study additional literature in the framework of extracurricular reading lessons.
Keywords: children’s literature, Federal State Educational Standard, innovations in education, functional literacy, interaction with peers, critical thinking.
- Воронцов Д.Б. Особенности буллинга в школе. // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 2. С. 129-136.
- Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В.Я. Коровина, В.П. Коровин, В.И. Журавлев. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. 303 с.
- Короленко В.Г. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 10: Письма, 1879-1921. М.: Гослитиздат, 1956. 717 с.
- Короленко В.Г. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 2: Повести и рассказы. М.: Гослитиздат, 1954. 479 с.
- Носов Н.Н. Веселая семейка. М.: ЭНАС-КНИГА, 2015. 152 с.
- Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 5. С. 23-42.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287). (дата обращения: 15.09.2021).
- Чарская Л.А. Первые товарищи. М.: ЭНАС_КНИГА, 2017. 165 с.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
- Vorontsov D.B. Features of bullying at school. // Bulletin of the Cherepovets State University. 2020. № 2. Page: 129-136.
- Korovina V.Ya. Literature. Grade 5. Textbook. for general educational institutions with adj. to the electron. carrier. In 2 parts. Part 2 / V.Ya. Korovina, V.P. Zhuravlev, V.I. Korovin. 2nd ed. Moscow: Education, 2013. 303 pages.
- Korolenko V.G. Collected works. In 10 vol. Vol. 10: Letters, 1879-1921. Moscow: Goslitizdat, 1956. 717 pages.
- Korolenko V.G. Collected works. In 10 vol. Vol. 2: Stories and stories. Moscow: Goslitizdat, 1954. 479 pages.
- Nosov N.N. Merry family. Moscow: ENAS-KNIGA, 2015. 152 pages.
- Sapa A.V. Formation of the foundations of semantic reading in the framework of the implementation of the FSES of basic general education. // Experiment and innovations in school. 2014. № 5. Page: 23-42.
- Federal state educational standard of basic general education (Approved by order of the Ministry of Education of the Russian Federation of May 31, 2021 № 287). (date of the address: 15.09.2021).
- Charskaya L.A. First comrades. Moscow: ENAS_KNIGA, 2017. 165 pages.
- Shapovalenko I.V. Developmental psychology (Developmental psychology and developmental psychology). Moscow: Gardariki, 2005. 349 pages.