Научный руководитель: Колышева Елена Юрьевна, доцент кафедры русского языка и методики преподавания филологических дисциплин Института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.882

Аннотация. Данная статья предлагает ряд заданий, направленных на организацию систематической деятельности школьников по формированию представлений о художественной детали и символе, их сопоставлению и тем самым различению.

Ключевые слова: художественная деталь, символ, М.Ю. Лермонтов.

Во время обучения в школе я постоянно путала два литературоведческих термина – художественную деталь и символ. Вечно задавалась вопросами: «В чем разница между двумя этими понятиями? Почему, например, описание глаз литературного героя – это деталь его портрета, но в то же время глаза – это «зеркало души» следовательно, особый знак? Выделение в тексте художественных деталей и символов – это сложная задача, требующая от школьников знания определенной теоретической информации, ее понимания и навыков применения этих знаний на практике.

Мы проанализировали наиболее распространенные в современной школе программы школьного литературного образования с целью выявления систематичности и соотношения в формировании представлений о художественной детали и символе на уроках литературы. Мы получили следующие результаты (см. таблицу 1).

Таблица 1. Формирование представлений о художественной детали и символе на уроках литературы

КлассПрограмма под ред. В.Ф. ЧертоваПрограмма под ред. В.Я. КоровинойПрограмма под ред. Г.С. Меркина
1 символ (при изучении лирики) художественная деталь деталь
2 художественная деталь, символический образ, символ символ художественная деталь, символ
3 символ, художественная деталь символ, деталь
4 символ деталь как средство создания образа, символ художественные средства
5 символ символ (только «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова) символ, своеобразие поэтической лексики и синтаксиса

Можно сделать вывод о том, что понятия «художественная деталь» и «символ» вводятся не одновременно и развиваются не параллельно. В связи с чем может возникнуть путаница в понимании этих понятий. И не на каждом уроке, где отрабатывается, например, деталь, отрабатывается и символ тоже.

В связи с выявленной проблемой мы предлагаем систему заданий, направленную на систематическое формирование и развитие представлений учащихся о понятиях «художественная деталь» и «символ», освоение которых целесообразно выстраивать на основе работы с текстами художественных произведений с учетом преемственности в изучении литературы в тех или иных классах. Система заданий разработана нами на примере изучения творчества М.Ю. Лермонтова в 5-9 классах.

5-6 класс

Цель: формирование начальных представлений о детали как о литературоведческом термине.

Задание 1

Ответьте на вопросы.

Деталь – это… Это часть или целое? Всегда принадлежит одному предмету или нет? Может ли существовать самостоятельно? У нее одно назначение или несколько (выполняет одну функцию или много)? Она может быть значимой или незначительной?

Задание 2

1) Изучите словарную статью из Толкового словаря С.И. Ожегова.

«ДЕТАЛЬ, -и, ж. 1. Мелкая подробность, частность. Изложить со всеми деталями. 2. Часть механизма, машины, прибора, а также вообще какого-н. изделия. Тракторные детали. Детали одежды» [9, с. 114].

2) Если слово «деталь» имеет значение небольшой части какого-либо целого, то что может означать деталь как часть художественного произведения?

3) Изучите словарную статью из «Школьного словаря литературоведческих терминов» О.М. Бушко.

«Деталь художественная – подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ» [4, с. 27].

4) Изучите словарную статью из Краткой литературной энциклопедии.

«ДЕТА́ЛЬ ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ (от франц. detail – подробность, мелочь) – выразительная подробность произв., несущая значит. смысловую и идейно-эмоц. нагрузку, отличающаяся повышенной ассоциативностью; обычно к Д. х. относят преим. подробности предметные в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, частной ситуации, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи, когда она становится предметом воспроизведения» [5, с 266-268].

5) Дайте свое определение художественной детали и запишите в тетрадь.

Задание 3

1) Изучите фрагмент стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
<…>
Слились в протяжный вой… [6, с. 281-284]

2) Выпишите из фрагмента стихотворения «Бородино» все детали Бородинского сражения, переданные М.Ю. Лермонтовым. Какое значение имеют найденные Вами детали в данном стихотворении?

В тексте стихотворения ученику необходимо выделить следующие художественные детали: дым летучий; французы, как тучи; уланы, драгуны; носились знамена, как тени; звучал булат, картечь визжала; гора кровавых тел, земля тряслась; смешались в кучу кони, люди; протяжный вой.

Ответ на задание может выглядеть так – М.Ю. Лермонтов передает масштаб Бородинского сражения («французы, как тучи», «земля тряслась»), его динамику («носились знамена, как тени», «смешались в кучу кони, люди»).

Вывод: в ходе выполнения данных упражнений школьники научатся определять художественную деталь как литературоведческий термин, выявлять роль деталей в тексте и их значения.

6-7 класс

Цель: формирование начальных представлений о символе как о литературоведческом термине.

Задание 1

Ответьте на вопросы.

Символ – часть чего-то или целое? Может ли существовать отдельно? Многозначен или однозначен?

Задание 2

1) Изучите словарную статью из Толкового словаря С.И. Ожегова.

«СИМВОЛ, -а, м. 1. То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь – с. мира. Якорь – с. надежды. Этот подарок – с. верности. 2. Принятое в науке условное обозначение какой-н. единицы, величины. *Символ веры – 1) краткое изложение основных догматов христианства в православии, кратко сформулированных в тексте, начинающемся словами «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя...»; 2) то же, что кредо. Символы государства – государственный герб, флаг, гимн. Символическое изображение. Символьная информация» [9, с. 505].

2) Изучите словарную статью из «Школьного словаря литературоведческих терминов» О.М. Бушко.

«Символ художественный (гр. Символон – знак, опознавательная примета) – образ, выражающий те или иные черты глубокой сути явления, действия, героя и т.п. настолько, что становится условным знаком, обозначением его» [4, с. 89].

3) Сравните эти определения, выделите общие черты. Дайте свое определение символа и запишите в тетрадь.

Задание 3

1) Прочтите стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус».

2) Какие образы мы встречаем в этом стихотворении? Как Вы думаете, являются ли они символами?

3) Изучите словарные статьи из словаря символов Джека Трессидера.

МОРЕ

«Во многих культурах – первичный источник жизни – бесформенный, безграничный, неистощимый и полный неожиданностей. <…> Оно также знак бесконечности познания, а в психологии – подсознания» [10, с. 112].

КОРАБЛЬ

«Символ безопасности, лунный, женский знак матки или колыбели. <…> Особенно известны погребальные костры викингов, на которых сжигали тела вождей, в полном боевом облачении лежащих на палубах боевых кораблей» [10, с. 82].

4) Выделите в статьях ключевые значения данных символов. Выпишите из стихотворения все образы-символы, дайте им трактовку. Заполните таблицу.

Пример выполненного задания может выглядеть так (см. таблицу 2).

Таблица 2. Образы-символы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»

СимволТрактовка по словарю символовВаша трактовка, наиболее подходящая данному стихотворению
Море Источник жизни, жизнь; символ превращения и возрождения; символ бесконечности познания. Жизнь, бытие, бесконечность.
Корабль Символ безопасности, символ поиска, небесное тело. Человеческая душа, которая ищет себя.

5) Много ли трактовок может иметь один символ? Все ли трактовки символов из словаря могут быть применены к символам из стихотворения?

Вывод: в ходе выполнения данного упражнения школьники научатся определять символ как литературоведческий термин; смогут выделять символ как полноценный образ в поэтическом тексте; смогут находить значение того или иного символа в словаре, выделять из всех предложенных трактовок нужную; научатся трактовать тот или иной символ в зависимости от контекста.

7–8 класс

Цель: развитие представлений о детали как о литературоведческом термине.

Задание 1

1) Что такое художественная деталь? Дайте развернутое определение.
2) Чем отличаются детали портрета, интерьера и пейзажа?

Задание 2

1) Прочтите фрагмент поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и выделите в тексте все детали пейзажа. Какую роль играют все найденные Вами детали в данном произведении?

Кругом меня цвел божий сад;
<…>
К ним птиц летал пугливый рой… [7, с. 442-443]

В тексте поэмы ученику необходимо выделить следующие художественные детали: божий сад; следы небесных слез; кудри виноградных лоз; грозды полные на них, серег подобье дорогих, висели пышно; птиц летал пугливый рой.

Ответ на вопрос может выглядеть так – главный герой поэмы Мцыри впервые после долгого «заточения» в монастыре вырвался на свободу; все выделенные детали показывают, как сильно Мцыри ощущает красоту жизни, все чувства героя обострены, гипертрофированы, он идеализирует окружающий мир, потому что все вокруг прямо противоположно жизни героя в монастыре.

2) Прочтите фрагмент поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и выделите в тексте важные детали описания монастыря. Что, по Вашему мнению, передают данные детали?

Был монастырь. Из-за горы
<…>
Молящих иноков за нас. [7, с. 424]

В тексте поэмы ученику необходимо выделить следующие художественные детали: столбы обрушенных ворот, башни, церковный свод, кадильниц благовонный дым, пенье.

Ответ на вопрос может выглядеть так – для Мцыри монастырь – темница, которая ограничивает свободу героя. Монастырь – «мертвый», он противопоставлен «живому миру» за его пределами. Единственные звуки, которые можно услышать в монастыре, – это пение, молитвы. М.Ю. Лермонтов недаром описывает именно руины монастыря, оставшиеся после смерти главного героя. Обрушенный монастырь символизирует победу Мцыри над несвободой.

3) Прочтите фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и выделите в тексте важные детали описания портрета молодой грузинки, которую встречает Мцыри на воле. Как Вы думаете, почему именно на эти детали внешности обращает внимание главный герой?

Держа кувшин над головой,
<…>
Во мне, со мной пускай умрут. [7, с. 434]

В тексте поэмы ученику необходимо выделить следующие художественные детали: беден был ее наряд; шла она легко; покрыли тенью золотой лицо и грудь ее; зной дышал от уст ее и щек; мрак очей был так глубок, полон тайнами любви; стройна, как тополь, царь ее полей.

Ответ на вопрос может выглядеть так – Мцыри впервые после долгого заточения в монастыре увидел прекрасную девушку. Он романтизирует ее образ, идеализирует его, так как испытывает новое, непонятное для себя чувство влюбленности. Воспоминания о молодой грузинке, как самые прекрасные и волнующие, герой хранит до самой смерти.

4) Прочтите фрагмент поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и выделите в тексте важные детали описания «внутреннего» портрета Мцыри. Каким предстает перед читателем главный герой поэмы?

Однажды русский генерал
<…>
По стороне своей родной. [7, с. 425]

В тексте поэмы ученику необходимо выделить следующие художественные детали: пуглив и дик; слаб и гибок, как тростник; могучий дух; без жалоб он томился, даже слабый стон из детских губ не вылетал; пищу отвергал; гордо умирал; чужд ребяческих утех; бегал он от всех; безмолвен, одинок; гоним неясною тоской.

Ответ на вопрос может выглядеть так – эти детали передают очень яркие черты характера главного героя: гордость, силу воли, стойкость. Эти черты развивались в Мцыри с самого раннего детства, и будучи ребенком он уже противился своей судьбе. Это непринятие действительности, соединенное с гордостью, переросло в тоску, а затем и в чувство всепоглощающего одиночества героя.

Итог: в ходе выполнения данных упражнений школьники смогут определить художественную деталь как литературоведческий термин; разовьют навык выделения художественных деталей пейзажа, интерьера, портрета в тексте; научатся трактовать детали, выводить из них информацию.

7–8 класс

Цель: развитие представлений о символе как о литературоведческом термине.

Задание 1

Что такое символ? Дайте определение.

Задание 2

1) Прочтите стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи».
2) Какие образы мы встречаем в данном стихотворении? Как Вы думаете, являются ли они символами?
3) Найдите значения данных символов в словаре символов Джека Трессидера.

НЕБО

«Повсеместно связывалось со сверхъестественными силами <…> В большинстве традиций на небе располагалась область, через уровни которой души возносились к абсолютному свету и покою» [10, с. 115].

4) Можем ли мы найти значения всех этих символов в словарях? Все ли трактовки из словаря можно применить к символам данного стихотворения? Дайте символам «небо» и «тучки» трактовки, наиболее подходящие контексту стихотворения, заполните таблицу.

Пример заполненной таблицы может выглядеть так (см. таблицу 3).

Таблица 3. Образы-символы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи»

СимволТрактовка по словарю символовВаша трактовка, наиболее подходящая данному стихотворению
Тучки Мятежная человеческая душа, странник.
Небо Символ превосходства, властных полномочий, духовного просвещения и вознесения; источник космической силы; промежуточная область, через которую души возносились к свету и покою. Жизнь, бытие, бесконечность.

Задание 3

1) Прочтите фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». (Ученики уже должны хорошо знать содержание поэмы и вспомнить, что в данном ниже фрагменте главный герой умирает.)

И солнце сквозь хрусталь волны
Сияло сладостней луны…
<…>
Люблю как вольную струю,
Люблю как жизнь мою… [7, с. 442–443]

2) Что происходит с главным героем в данном фрагменте поэмы? Какой центральный образ появляется в этом фрагменте стихотворения (рыбка)? Выделите детали этого образа (золотая рыбка с зелеными глазами поет песню). Является ли этот образ символом?

3) Изучите словарную статью из словаря символов Джека Трессидера.

РЫБА

«Позитивный символ, связанный с плодородием... Однако известен, прежде всего, как раннехристианский символ Иисуса Христа. <…> Изображение трех сплетенных рыб (или трех рыб с одной головой) – символ Троицы» [10, с. 151].

4) Почему именно рыбу (с золотой чешуей и зелеными глазами) видит Мцыри перед смертью и слышит ее песню? О чем эта песня? Почему рыбка золотая с зелеными глазами? Посмотрите цветовую символику в словаре. Какое значение имеет этот символ в данном фрагменте?

Вывод: в ходе выполнения данных упражнений школьники смогут определять символ как литературоведческий термин; разовьют навык выделения символов в тексте, поиска значения символов по словарю и их трактовки в зависимости от контекста.

9 класс

Цель: сопоставление понятий художественная деталь и символ.

Задание 1

1) Дайте развернутые определения художественной детали и символа.
2) Чем художественная деталь отличается от символа? Заполните таблицу.

Пример заполненной таблицы может выглядеть так (см. таблицу 4).

Таблица 4. Отличия художественной детали и символа?

ДетальСимвол
Значимая подробность Полноценный образ
Всегда часть чего-то Самостоятелен
Однозначна Многозначен

Задание 2

1) Прочтите фрагмент из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», найдите все детали портрета Печорина и заполните таблицу.

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов <…> Скажу в заключение, что он был вообще очень недурён и имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским» [8, с. 331-333].

Пример заполненной таблицы может выглядеть так (см. таблицу 5).

Таблица 5. Детали портрета Печорина

Деталь (выписать цитату)Трактовка ЛермонтоваВаша трактовка (дополнительная)
Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи… крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побеждённое ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными Печорин физически очень крепок и силен; уделяет большое внимание своему здоровью
он не размахивал руками верный признак некоторой скрытности характера Герой очень сдержан и аккуратен, все его движения и жесты обдуманы 

2) Какую деталь портрета Печорина особо выделяет рассказчик (глаза)? Можем ли мы перенести «глаза» из области детали в область символа? Почему (глаза – зеркало души)? Есть ли в данном фрагменте текста еще символы?

3) Может ли деталь дополнять символ или быть его частью? Чего больше в данном тексте? Деталей или символов?

Задание 3

1) Прочтите воспоминания современника, Фридриха Боденштедта, о М.Ю. Лермонтове.

«Хотя он еще не достиг тридцатилетнего возраста, но уже казался уставшим от жизни; он был среднего роста и ничем особенно не выделялся, если не считать высокого лба и больших, печально сверкающих глаз» [2].

«А, Михаил Юрьевич!» – вдруг вскричали двое-трое из моих собеседников при виде только что вошедшего молодого офицера <...> У вошедшего была гордая, непринужденная осанка, средний рост и необычайная гибкость движений. <…> Большие, полные мысли глаза, казалось, вовсе не участвовали в насмешливой улыбке, игравшей на красиво очерченных губах молодого офицера.

<…> военный сюртук без эполет был не нов и не до верху застегнут, и из-под него виднелось ослепительной свежести тонкое белье» [3].

2) Сравните портрет М.Ю. Лермонтова в воспоминаниях современников и портрет Печорина из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Много ли схожих черт Вы смогли найти? Можно ли назвать прототипом Печорина самого М.Ю. Лермонтова?

Задание 4

1) Прочтите стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…».

2) Какова тема и идея стихотворения? К какому типу лирики мы можем отнести данное стихотворение (пейзажное, о любви, философское) и почему?

3) Выпишите из текста все детали пейзажа (туман, кремнистый путь, ночь).

4) Выпишите из стихотворения все образы-символы, которые сможете найти. Дайте им трактовку, воспользуйтесь словарями символов.

Пример заполненной таблицы может выглядеть так (см. таблицу 6).

Таблица 6. Образы-символы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

СимволТрактовка по словарю символовВаша трактовка, наиболее подходящая данному стихотворению
Дуб (вечно зеленый) Мощь, выносливость, долголетие, благородство; ось мира, храм природы; мужская сила, мудрость;  Творческое бессмертие.
Дорога, путь Жизненный путь, путь души, судьба. Жизненный путь.
Ночь Сон, смерть, тьма, неизвестность. Неопределенность.
Пустыня Бесплодие, место беседы с Богом, место искушения, одиночество. Одиночество.

5) Чего больше в данном стихотворении? Деталей или символов? Почему? Как связано количество деталей и символов в тексте с родом литературы (эпос, лирика)?

Таким образом, в ходе выполнения данных заданий школьники смогут определять художественную деталь и символ как литературоведческие термины; смогут выделять деталь и символ в различных художественных текстах, определять их роль в тексте; смогут трактовать символ в зависимости от контекста; научатся отличать художественную деталь от символа и определять, в каких текстах то или иное явление встречается чаще и почему.

Выявление в тексте художественных деталей и символов, их трактовка – сложная задача для школьника. Чтобы ученики удачно справлялись с данной задачей, учителю необходимо организовать систематическую деятельность по формированию представлений об этих понятиях, их сопоставлению и тем самым различению. Она должна быть основана на работе с текстом художественного произведения и носить практико-ориентированный характер. Для реализации всего этого мы предлагаем использовать электронный теоретико-литературный словарь, который позволит ученику освоить сложный теоретический материал по художественной детали и символу во взаимосвязи.

The concept of literary detail and symbol in the Literature lessons devoted to M.Yu. Lermontov’s work

Aleshina O.M.,
bacheleor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolysheva Elena Yurjevna,
Associate Professor of the Department of the Russian Language and Methods of Teaching Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Аnnotation. The following article considers a number of tasks which endeavour to build pupils’ systematic activity aimed at forming a perception of a literary detail and symbol and their comparison and juxtaposition.
Keywords: literary detail, symbol, M.Yu. Lermontov.