Аннотация. В статье актуализируется значение метода проектов на уроках английского языка, отображаются требования концепции российского образования и их удовлетворение использованием метода проектов, а также раскрываются принципы проектной деятельности, типы проектов, особенности проектов в начальной школе, социокультурный аспект.

Ключевые слова: метод проектов, начальная школа, умения, опыт, знания.

Английский язык в современном мире считается одним из международных языков и имеет особую популярность. Значимость языка также обуславливает то, что он определен языком, на котором ведутся переговоры крупных международных организаций. Ввиду этого изучение английского языка становится как никогда популярным и востребованным по всему миру. Интерес к обучению английскому языку начинает формироваться с дошкольного возраста в рамках дополнительных образовательных занятий [5]. Ранний возраст является сензитивным периодом в освоении языком как родным, так и иностранным, в котором у детей могут сформироваться элементарные коммуникативные умения, развиваются интеллектуальные, речевые и познавательные способности [6].

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального, основного, среднего общего образования (далее ФГОС) предусматривает обучение английскому языку со второго класса и предполагает организацию работы на основе не только урочной, но также и внеурочной деятельности [9]. Внеурочная деятельность организуется учителями иностранного языка в разных формах: кружки, клубы, неделя английского языка, виртуальные туры, подготовка к олимпиадам и т.д., среди которых есть наиболее эффективные, привлекательные, легко организуемые с точки зрения их реализации [7].

К одним из наиболее эффективных и часто применяемых форм внеурочной деятельности среди педагогов относится метод проектов [7]. Основная функция данного метода заключается в том, что он позволяет перейти с репродуктивного уровня познаний языка на продуктивный. Еще одним немаловажным аспектом в использовании метода проектов является то, что он позволяет применить метапредметные знания и умения на практике, что в свою очередь формирует целостную систему универсальных знаний и умений, удовлетворяя требования концепции модернизации российского образования [4] В соответствии с этим обучающийся должен уметь: работать с разнообразными источниками информации (на родном и иностранном языке); осуществлять контекстуальный поиск и анализ; выполнять по материалам поиск и выборку на основе опыта, эрудиции и творческих способностей; проявлять свои творческие способности; строить структурные диалоги и находить компромиссы; выстраивать аргументационную линию средствами иностранного языка и т.д.

Следует отметить, что детей необходимо приучать к самостоятельной поисково-творческой деятельности, начиная с младших классов, учить детей мыслить, правильно организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. Проекты позволяют повысить интерес учащихся к предмету, приобрести исследовательский опыт, получая дополнительные знания по теме, развить критическое мышление и выявить творческий потенциал учащихся [8]. При этом могут применяться различные формы и виды проектов в зависимости от темы, уровня владения иностранного языка (далее – ИЯ), индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. В начальной школе это могут быть мини-проекты творческого характера, а ближе к старшим классам – долговременные исследовательские проекты.

Особую роль в рамках обучения ИЯ играют международные проекты, позволяющие учащимся взаимодействовать с представителями других стран и культур. Примером такого взаимодействия может быть международный проект Cambridge Pen pals, в рамках которого школьники из разных стран могут обмениваться карточками по определенным темам, знакомясь с культурными особенностями друг друга. Например, по теме «School Life» учащиеся рассказывают о своей школьной жизни, расписании, занятиях, интересных мероприятиях и т.д. Это может быть реализовано не только в виде карточек, но и блогов или видео на ИЯ, которые могут отправляться школе-партнеру или размещаться в социальных сетях. В результате школьники могут сопоставить особенности школьной жизни в разных странах, проанализировать их культурные особенности и, возможно, предложить новые идеи для усовершенствования деятельности своей школы.

По нашему мнению, внедрение метода проектов в работу в школе можно обосновать тем, что посредством данного метода можно выявить и повысить индивидуальные, групповые языковые способности, а именно:

  • умение использовать раннее изученный материал;
  • ранее приобретенный опыт в исследовательской деятельности;
  • интерес к дисциплине и теме исследования;
  • знания по теме;
  • умение передавать информацию в форме проекта;
  • ступень обученности, образованности, развития и социальной зрелости.

Выделяют несколько основных принципов при работе с методом проектов, к которым относится:

  • разнообразие форм работы, форм текстов (диалоги, письма, описания, карты и т.д.), тем и типов упражнений;
  • постановка проблемы для более эффективного изучения языка;
  • когнитивный подход в изучении грамматики;
  • включение в процесс игр, шуток, загадок для повышения условий эффективности обучения;
  • ориентация на личность ученика, его навыки и умения [3].

В своей работе Алексашова О.Ж. выделяет несколько типов проектов:

  • Практико-ориентированный проект. В основе проекта – доминирование одного вида деятельности, в начале проекта четко формулируется результат, средство получения информации используется как средство общения.
  • Информационный проект. Проект направлен на сбор и систематизацию информации, использование словарей, энциклопедий, документов как основного источника информации. Создание информационного проекта развивает у учащихся умение глубоко перерабатывать и выделять нужную информацию.
  • Ролевой, игровой, творческий проект. Такой проект становится творческой составляющей для учеников начальной школы. Обучающиеся выбирают темы самостоятельно, могут объединяться в небольшие группы и создавать инсценировки, драматизации литературных произведений, ролевые игры, спектакли, макеты пространств, в которых можно проводить уроки иностранных языков.
  • Научно-исследовательский проект. Такой проект строится по определенной структуре, в нем ставится проблема, определяются пути ее решения, обозначаются цель и задачи, которые вытекают из актуальности исследования. [1].

Отличительными особенностями использования метода проектов в начальной школе является то, что он:

  • актуализирует субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе;
  • позволяет использовать иностранный язык в ситуациях максимально приближенных к реальным;
  • стимулирует детскую самостоятельность, так как основная деятельность выходит за пределы урока;
  • позволяет детям работать в зоне своих интересов, возрастных и индивидуальных особенностей;
  • дает наглядное представление результата.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что метод проектов оказывает огромное влияние на становление социокультурной стороны личности. Особенно важно развить систему ценностей, обычаев, традиций и системы языка в возрасте от 7-11 лет, что объясняется теориями возрастной психологии.

В школьных УМК учитывается деятельностно-ориентированный подход к обучению, в частности в УМК Spotlight. Он содержит разделы, формирующие и развивающие навыки проектной деятельности, например, проектная работа на тему: «Достопримечательности моего города» [2, c.141].

Клименко Н.В. в своей работе «Проектная методика как способ реализации личностно деятельностного подхода» [3] выделяет 5 основных этапов проектной работы:

  1. Планирование в классе (обсуждение с участием учителя содержания, характера проекта; способов сбора информации; распределение ролей; вовлечение всех учащихся в проектную работу с учетом уровня языковой подготовки).
  2. Выполнение проекта (определение языкового содержания; активная работа с использованием всех видов речевой деятельности; непосредственно сам сбор информации, ее обработка и оформление собранного материала в виде проекта). На данном этапе идет расширение коммуникативных навыков, полученных на уроках.
  3. Обсуждение в классе. На этом этапе учащиеся оформляют свою проектную работу, используя ножницы, линейки, клей и так далее.
  4. Представление проекта. Способ представления проекта зависит от вида конечного продукта (это могут быть: схема, буклет, демонстрация видеоматериалов или устная презентация). Ученики учатся анализировать чужие проекты, дают комментарии и вносят свои предложения. Данный этап позволяет ученику раскрепоститься.
  5. Контроль.

Оценка выставляется за проект в целом. Критериями оценки являются: многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, чёткость презентации и лингвистическая правильность.

Таким образом, основная идея метода проектов состоит в перенесении акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, в интеграции ранее освоенных языковых средств, развития умения работать с информацией в группе сверстников, договариваться, оформлять результаты своей работы.

The method of projects in English lessons in primary school

Dzhumagulova M.M.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mayakova Elizaveta Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages, Leading researcher at the Laboratory of Educational Infrastructures of the Institute of System Projects, Moscow City University, candidate of pedagogical sciences

Annotation. The article actualizes the value of the project method in English lessons. The requirements of the concept of Russian education and their satisfaction with the use of the project method are displayed. The principles of project activity, types of projects, features of projects in primary school, socio-cultural aspect are revealed.
Keywords: project method, primary school, skills, experience, knowledge.


  1. Алексашова О.Ж. Использование метода проектов на уроках иностранного языка. (дата обращения 16.12.2021).
  2. Быкова Н.И., Д. Дули М.Д. Поспелова, В. Эванс and Ю. Ваулина, 2016. Spotligth 4. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ. 142 с.
  3. Клименко Н.В., Проектная методика как способ реализации личностно-деятельностного подхода. // Страна образования. № 5. 2016. (дата обращения 15.12.2021).
  4. Концепция модернизации российского образования. (дата обращения 17.12 2021).
  5. Маякова Е.В. Деятельностная стратегия обучения дошкольников иностранному языку (на материале английского языка). Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.: Спутник +, 2006. – 24 с.
  6. Маякова Е.В. Цели и задачи раннего обучения иностранным языкам (проблемный контекст) / Сборник статей материалов XVI Московской международной конференции «Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых» (17 марта 2016 г.). / Отв. ред. Е.В. Ковалевская. М.: Спутник +, 2017. С. 101–103. (дата обращения 17.12 2021).
  7. Маякова Е.В., Павлова А.С. Организация внеурочной деятельности: результаты исследования среди студентов и педагогов // Мир образования – образование в мире. 2021. № 3. С. 49-54.
  8. Мотовилова Ю.А. Реализация мини-проектов учащихся во внеурочной деятельности // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. 2015. № 44. С. 121-124.
  9. Письмо Минобрнауки РФ № 03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». (дата обращения 17.12.2021).
  1. Aleksashova O.Zh. Using the project method in foreign language lessons. (date of the address: 16.12.2021).
  2. Bykova N.I., D. Dooley M.D. Pospelova, V. Evans and Y. Vaulina, 2016. Spotligth 4. Moscow: EDUCATION. 142 pages.
  3. Klimenko N.V. Project methodology as a way to implement the personality-activity approach. // Country of Education. № 5. 2016. (date of the address: 15.12.2021).
  4. The concept of modernization of Russian education. (date of the address: 17.12 2021).
  5. Mayakova E.V. An activity strategy for teaching preschoolers a foreign language (based on the English language). Abstract dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. - Moscow: Sputnik +, 2006. 24 pages.
  6. Mayakova E.V. Goals and objectives of early learning of foreign languages (problem context) / Collection of articles of materials of the XVI Moscow International Conference «Education in the XXI century – through the eyes of children and adults» (March 17, 2016). / Resp. ed. E.V. Kovalevskaya. Moscow: Sputnik+, 2017. Page: 101–103. (date of the address: 17.12 2021).
  7. Mayakova E.V., Pavlova A.S. Organization of extracurricular activities: research results among students and teachers // World of Education – Education in the World. 2021. № 3. Page: 49-54.
  8. Motovilova Yu.A. Implementation of mini-projects of students in extracurricular activities // Psychology and Pedagogy: Methods and problems of practical application. 2015. № 44. Page: 121-124.
  9. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 03-296 dated 05/12/2011 «On the organization of extracurricular activities in the introduction of the federal state educational standard of general education». (date of the address: 17.12.2021).