Научный руководитель: Николаева Марина Николаевна, доцент кафедры английской филологии Института иностранных языков ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 81.38

Аннотация. В статье выясняется роль зооморфных сравнений, используемых при описании персонажей У. Голдингом в романе «Повелитель мух». Данный стилистический прием рассматривается как средство раскрытия личности персонажей, описания их портретных и поведенческих характеристик. В статье представлен анализ конкретных примеров зооморфных сравнений, позволяющий проследить динамику деградации человеческих качеств и дальнейшего одичания персонажей ввиду их временной изоляции от цивилизованного человеческого общества.

Ключевые слова: стилистический прием, образное сравнение, зооморфное сравнение, средство характеризации персонажей.

По сюжету романа-антиутопии «Повелитель мух» благовоспитанные мальчики из Англии внезапно попадают на необитаемый остров, где в попытках приспособиться к новым условиям среды и выжить в них, теряют человечность и превращаются в безжалостных дикарей. На примере данного сюжета английский писатель Уильям Голдинг демонстрирует читателям, как быстро, находясь вдали от цивилизации, воспитанные члены общества перестают проявлять милосердие, не испытывают сострадания по отношению к живым существам вокруг себя, а действуют лишь из побуждений животных инстинктов, демонстрируя при этом особую жестокость. Подобным образом писатель поднимает вопрос о деградации морали в обществе и обнажает его недостатки.

У. Голдинг часто обращается к природным образам, которые делают повествование более ярким и правдоподобным. Создавая образы героев произведения, автор романа использует зооморфные сравнения, которые играют большую роль как в описании внешности, так и в раскрытии личности, характера и поведенческих особенностей персонажей.

Зооморфные сравнения представляют собой уподобление объекта речи понятию, связанному со стереотипом восприятия какого-нибудь животного, характеризуемым аксиологической и эмоциональной оценкой [1, с. 81]. Этот тип сравнения имеет в своей семантике компонент, связанный с животным миром. Семантические отношения сравнения человека и животного проявляются при наличии общего для них признака, то есть человеку приписываются свойства, присущие животным. Основаниями для подобного сравнения могут служить особенности внешнего облика и поведения [3].

Используемые У. Голдингом зооморфные сравнения помогают проследить динамику одичания героев романа. Количество зооморфных сравнений в описании мальчиков увеличивается в процессе развития сюжета: это объясняется тем, что с наступлением каждого нового дня вне цивилизованного общества, в котором высшую силу имеют законы и моральные нормы, мальчики стремительно превращаются в беспощадных дикарей, теряя свой человеческий облик, и в то же время приобретая все больше животных черт поведения.

Рассмотрим использование стилистического приема сравнения на конкретных примерах из произведения.

В первую очередь, мальчики, попавшие на остров, сравниваются с насекомыми: «There, too, jutting into the lagoon, was the platform, with insect-like figures moving near it» [4, с. 39]. Подобно маленьким, вечно суетящимся насекомым, которые в человеческом мире часто считаются вредителями и раздражителями, дети хаотично передвигаются по острову, нарушая его гармонию и нанося урон природе.

Младшие дети, часто называемые малышами в русских переводах данного произведения, также сравниваются с насекомыми: «How could I with them little ’uns running round like insects?» [4, с. 63]. В данном примере Хрюша пытается объяснить Ральфу, что малышей не представляется возможным сосчитать, по причине того, что они ведут себя подобно насекомым: их насчитывается большое количество и они очень маленькие, они активны, двигаются быстро и хаотично, их невозможно поймать, остановить, отличить друг от друга, а соответственно, запомнить. Вместе с тем, данное сравнение передает эмоциональное отношение более старших детей к младшим, а именно – эмоцию раздражения (в некоторых версиях перевода вместо слова «насекомые» использовано слово «букашки», что подчеркивает данный эмоциональный подтекст). Чаще всего насекомые раздражают человека быстрыми хаотичными перемещениями, а также звуками, которые они издают, так же и малыши в человеческом мире воспринимаются как надоедливые шумящие существа.

У. Голдинг использует зооморфное сравнение с конкретным видом насекомых. Мальчики сознательно подражают поведению мотыльков, пытаясь таким образом приспособиться к новым условиям окружающей их действительности: «You know – dazzle paint. Like things trying to look like something else... like moths on a tree trunk» [4, с. 88]. Подобно мотыльку, умеющему подражать природе и сливаться с ней, мальчики красят лица глиной перед охотой, используя ее в качестве средства маскировки.

Хор мальчиков в черных плащах сравнивается со стаей черных дроздов: «This last piece of shop brought sniggers from the choir, who perched like black birds on the criss-cross trunks and examined Ralph with interest» [4, с. 26]. Мальчики действительно ведут себя как стая птиц в изображаемом отрывке: они держатся вместе, делают все только одной большой компанией, и даже сидят на бревнах, словно птицы на ветках. Черный дрозд, как правило, является символом угрозы, и даже смерти. Эта характеристика переносится и на хор мальчиков, так как именно они впоследствии станут одичавшими охотниками, причастными к смертям других мальчиков.

Описывая поведение всех мальчиков, У. Голдинг проводит параллель и сравнивает их с собаками: «The boys lay, panting like dogs» [4, с. 57]. В данном примере действия уставших мальчиков уподобляются действиям собак в подобной ситуации: как правило, когда собака устает, она ложится на землю, открывает пасть и тяжело дышит, при этом высовывая язык. Благодаря подобному сравнению мы можем сформировать в голове яркий образ мальчиков, которые утомились, долго собирая хворост для костра и фрукты. Автор также прибегает к образному сравнению с собаками при описании близнецов Сэма и Эрика: «The two boys, bullet-headed and with hair like tow, flung themselves down and lay grinning and panting at Ralph like dogs» [4, с. 23].

Детализируя сравнение персонажей с собакой, У. Голдинг изображает еще одну собачью повадку, в частности, у Джека: «He was down like a sprinter, his nose only a few inches from the humid earth... Then dog-like, uncomfortably on all fours yet unheeding his discomfort, he stole forward five yards and stopped» [4, с. 66]. В данном случае зооморфное сравнение указывает читателю на охотничьи повадки Джека, проявляющиеся во время охоты на кабанов. Мальчик ведет себя подобно охотничьей собаке: передвигаясь на четвереньках, он припадает носом к земле, пытается учуять запах кабанов, ведь именно так обычно делают собаки, выслеживая добычу. Джек ведет себя агрессивно по отношению к другим на протяжении всей истории романа, остров пробуждает в нем еще большую безжалостность и жестокость, и данное сравнение помогает нам увидеть, как охота способствует началу превращения Джека в зверя.

Вместе с тем, персонаж с прозвищем Piggy (рус. Хрюша), очки которого были разбиты мальчиками, тоже сравнивает себя с собакой: «I’ll have to be led like a dog, anyhow» [4, с. 246]. Пережив ночное нападение охотников, мальчики отправляются в путь, и Сэм предлагает Хрюше взять копье для самообороны, однако мальчик подмечает, что, лишившись способности видеть, он не сможет им воспользоваться, так как без помощи товарищей он едва ли сможет сделать что-либо самостоятельно. В данном случае, параллель проводится с некоторой беспомощностью и несамостоятельностью собаки на поводке, которой приходится следовать строго за хозяином.

У. Голдинг помимо общего сравнения образов детей с собакой, также использует сравнение с конкретной породой собак – сеттером, описывая внешность и особенности поведения Генри: «He squatted on his hams at the water’s edge, bowed, with a shock of hair falling over his forehead and past his eyes, and the afternoon sun emptied down invisible arrows... Henry was surprised by the plopping sounds in the water. He abandoned the noiseless transparencies and pointed at the center of the spreading rings like a setter» [4, с. 86-87]. Как известно, данная порода собак разыскивает дичь с помощью чутья, молча и методично обследуя территорию, и обнаружив ее, сеттер не делает резких движений, а наоборот, замирает, немного присев. Так же ведет себя и Генри, пытаясь взглядом выследить того, кто начал бросать в него камни. Вместе с тем, внешность Генри напоминает внешний облик сеттера: Генри был самым большим из малышей, имел длинную челку, и как известно, был братом малыша с родимым пятном, что говорит о возможном наличии пятен у самого Генри.

Описание внешности и поведения Мориса содержит в себе зооморфное сравнение: «Instead of remaining and playing, he swam with steady strokes under Simon and crawled out of the other side of the pool to lie there, sleek and streaming like a seal» [4, с. 91-92]. Морис описывается в романе как хороший пловец и отличный ныряльщик, который любит воду, что действительно позволяет сравнить его с тюленем. Внешний облик Мориса в этой сцене, а именно лоснящиеся волосы, вода, стекающая с его тела и волос на землю, его ленивая поза на суше – все это напоминает внешний облик тюленя.

В создании образа Хрюши также присутствует зооморфное сравнение. Волосы мальчика сравниваются с бархатом рожек олененка: «The rest were shock-headed, but Piggy’s hair still lay in wisps over his head as though baldness were his natural state and this imperfect covering would soon go, like the velvet on a young stag’s antlers» [4, с. 90]. Используя данный зооморфизм, автор подчеркивает, что Хрюша еще совсем маленький, полностью не сформировавшийся, наивный и беззащитный ребенок.

Далее в тексте произведения встречаются другие зооморфные сравнения, демонстрирующие динамику превращения мальчиков из членов цивилизованного человеческого общества в представителей дикого животного мира.

Для описания внешнего облика мертвого тела Хрюши используется сравнение с мертвым телом свиньи: «Piggy’s arms and legs twitched a bit, like a pig’s after it has been killed» [4, с. 246]. На протяжении всего романа автор проводит множество параллелей, сравнивая внешний облик, характер, поведение Хрюши и свиньи: Хрюша имеет лишний вес, он неуклюж, имеет слабое зрение, но компенсирует это прекрасным слухом, проявляет малую физическую активность из-за своего телосложения. Мальчики сторонятся Хрюши, считают его изгоем, так же, как и люди часто сторонятся свиней, считая их «грязными» животными. Вместе с тем, данный пример является завершением данной линии сравнения, Хрюша умирает аналогично свиньям, разводимым для забоя. В то же время, сцена убийства демонстрирует высшую степень одичания мальчиков, их окончательное превращение в зверей.

У. Голдинг использует несколько зооморфных сравнений при описании поведения одного из главных персонажей романа – Ральфа. В отличие от сравнений, которые автор применяет для описания других персонажей книги, образные сравнения, используемые для характеристики Ральфа, подчеркивают не жестокость Ральфа, а проявление механизма работы его бытовых инстинктов и инстинкта самосохранения. Так, например, Ральф сравнивается с волком: «Ralph’s dribbled... He accepted a piece of half-raw meat and gnawed it like a wolf» [4, с. 103]. В данном примере, Ральф испытывает сильный голод, при виде мяса у него начинается обильное слюноотделение, и он сразу же жадно накидывается на еду.

В последних сценах романа Ральфу приходится прятаться от одичавших мальчиков в зарослях острова, ему необходимо вести себя осмотрительно и осторожно, и быть готовым бежать изо всех сил при приближении опасности: «And there again, shrill and inevitable, was the ululation sweeping across the island. At that sound he shied like a horse among the creepers and ran once more till he was panting. He flung himself down by some ferns» [4, с. 281]. В данном примере Ральф сравнивается с лошадью, относящейся к животным-жертвам. Ее выживание зависит от инстинкта спасения бегством, поэтому лошади являются одними из самых осторожных и внимательных животных. Как только лошадь чувствует опасность, она готова спасаться и скакать вперед изо всех сил, то же самое делает и Ральф, услышав крики приближающихся охотников.

Вместе с тем, Ральф думает и об осуществлении более решительных действий: «What was to be done, then? The tree? Burst the line like a boar?» [4, с. 281]. Понимая, что мальчики-охотники окружают его, Ральф пытается придумать план спасения и сравнивает свои возможные действия с поведением кабана в такой же ситуации. Мальчик вспоминает, как легко прорвал цепь кабан, которого охотники так и не смогли поймать. Кабан – храброе и сильное животное, почуяв опасность, он действует быстро и решительно. Значит, если Ральф окажется в окружении, ему нужно будет уподобиться кабану, чтобы спастись.

В момент, когда опасность все же настигает Ральфа, он действует словно кот, готовый к нападению: «Ralph launched himself like a cat; stabbed, snarling, with the spear, and the savage doubled up» [4, с. 280]. Подобно рычащему коту, выпустившему когти, Ральф с криком набрасывается на одного из охотников и ударяет его копьем. Кошачья ловкость, быстрота и подвижность помогают ему атаковать первым.

Таким образом, зооморфные сравнения, созданные Уильямом Голдингом в романе «Повелитель Мух», играют большую роль в описании внешнего облика персонажей, в раскрытии особенностей деградации их личности, изменений их характера и поведенческих особенностей и способствуют созданию ярких и запоминающихся образов персонажей. Вместе с тем, используя стилистический прием зооморфного сравнения, автор получает возможность четко передать образ современного ему человеческого общества с его недостатками и пороками, продемонстрировать, как быстро жизнь вдали от цивилизации, игнорирование простейших норм морали и потеря сострадания к ближним могут привести человечество к зверствам и одичанию.

The role of zoomorphic similes in the creation of characters in «Lord of the Flies» by William Golding

Karmaly A.R.,
bachelor of 4 year of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Nikolaeva Marina Nikolaevna,
Associate Professor of the Department of English Philology, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Ph.D.

Annotation. The article clarifies the role of zoomorphic similes used in the description of characters by W. Golding in the novel «Lord of the Flies». This stylistic device is regarded as a means of depicting the characters’ personal features, describing their appearance and behavioral characteristics. The article presents an analysis of examples of zoomorphic similes, which makes it possible to trace the dynamics of the degradation of humane qualities in the characters and the process of their turning into savages due to temporary isolation from civilized society.
Keywords: stylistic device, simile, zoomorphic simile, characterization.