Аннотация. В современных условиях растёт интерес к странам восточноазиатского региона и культуре этих стран. Шу Тин является одним из самых ярких и известных китайских литературных деятелей, однако, её творчество до настоящего времени не исследовано всесторонне и требует более тщательного анализа. В данной работе будет рассмотрено влияние политики на раннее творчество Шу Тин.

Ключевые слова: Шу Тин, литература Китая, поэзия, туманная поэзия

Шу Тин (舒婷, Shu Ting; 1952 – наст. время) – китайская поэтесса и прозаик, которая вошла в историю китайской литературы ХХ в. как яркий представитель «туманной поэзии».

Ее произведения переведены более чем на двадцать языков и изданы в разных странах мира. Личность поэтессы и ее литературное творчество занимают далеко не последнее место в истории китайской литературы XX в., а также и в современной литературной жизни Китая [2, с. 198].

Историческая справка

Конец 70-х годов ХХ века, на которые приходится начало творческой карьеры Шу Тин, ознаменовался либерализацией в области китайской экономической и общественной жизни. После смерти председателя Мао в КНР началась своеобразная «оттепель», что не могло не наложить отпечаток на литературу того времени. Шаблонная литература маоистского периода осталась в прошлом, на смену ей пришли поэты, свободно выражавшие свои мысли и ищущие новые пути развития творчества [1, с. 106].

Невыносимая жизнь после низвергнутых идеалов заставляла молодых людей чувствовать себя подавленными и сбитыми с толку. Беспорядки в обществе, жизненные трагедии, научили их мыслить и творить независимо. Люди искали новые смыслы в жизни и искусстве, однако будущее казалось им туманным и неясным. Все страдания, печаль и гнев, накопившиеся в их сердцах, были излиты в поэзии, ведь это был единственный способ в полной мере поделиться своими мыслями и эмоциями с миром [5].

В литературе произошел подъем, образовывались новые течения и школы, одно из которых – так называемая «Туманная поэзия». Это направление отразило кризис эпохи, сознание молодежи того времени, их поиски новых смыслов [1, с. 108].

Ранее творчество Шу Тин

Одним из ярких представителей нового направления, является Шу Тин. Она росла в интеллигентной, образованной семье, и с ранних лет отличалась тягой к чтению. Однако детство и юность её были тяжелыми из-за невзгод, которые происходили с её семьёй под влиянием политики Китая. С малых лет Шу Тин видела, как страдает народ, как несправедлива по отношению к ним власть. Уже в 17 лет девушка была отправлена на хозяйственные работы, где на собственном опыте познала все трудности реальной жизни. Чтобы запечатлеть «жертвы целого поколения», Шу Тин поклялась написать «Записки о хождении на юг». Так начался ее серьезный творческий путь [2, с. 199].

Со временем в Шу Тин открывались новые черты – сострадание к другим людям, забота о них, не безразличие к чужому горю – которые нашли отражение в её произведениях. Ранняя поэзия Шу Тин отличается универсальностью и чувственностью, поскольку в них выражалось сожаление девушки по поводу реалий того времени [4].

Поворотным моментом стало знакомство Шу Тин со студентом, интересующимся политикой, его имя не раскрывается в научных статьях. Под его влиянием Шу Тин стала привносить в свои произведения политические и идеологические идеи, считая, что без них произведение не будет полноценным. Среди её друзей появлялось все больше свободомыслящих поэтов с новыми взглядами, которые сильно противоречили национальной политике, а потому их произведения не печатались. Это были «туманные поэты», в число которых вошла и сама Шу Тин. Сейчас она признана одним из самых ярких поэтов данного направления [2, с. 202].

Влияние событий политической жизни Китая отражается в стихотворениях Шу Тин. Однако в раннем творчестве в стихотворениях поэтессы ощущается растерянность, обреченность, потеря веры в светлое будущее. Рассмотрим это на примере стихотворения «四月的黄昏», в переводе, выполненном на русский язык, Черныш Н.А. и Гу Юй.

«В апрельских сумерках петляет зелёная мелодия...»

В апрельских сумерках
петляет зелёная мелодия,
огибает ущелья,
скитается в небе.
Если сердце переполнено отзвуками,
к чему снова мучительные поиски?
Хочешь петь – так пой, только
тихо, тихо, плавно.
Апрельские сумерки
Похожи на вновь обретённую память.
Может, будет свидание,
до сих пор не назначенное,
может, любовь горячая,
но недопустимая.
Хочешь плакать? Так плачь, пусть слёзы
текут и текут молча [3, с. 1].

Стихотворение наполнено тоской лирического героя, которая может быть вызвана как чувствами к любимому человеку, так и переживаниями за судьбу родины. Поэтесса ищет новые идеалы, этот поиск заключен в таких словах «скитается», «сердце переполнено», «мучительные поиски», «вновь обретённая память» [3, с. 1]. Лирический герой предвидит изменения, грядущие в жизни, но не в силах осознать, будет ли в жизни что-то хорошее, приятное, или изменения вновь принесут горечь потерь. Единственное, что остается делать – плакать, и «пусть слёзы текут и текут молча». В этой строке особенно сильно ощущается обречённость, усталость, но в то же время страх перемен.

Реалии эпохи, которая пришлась на начало творческого становления Шу Тин, непосредственно повлияла на своеобразие и темы в её произведениях. Политические репрессии и другие акции по отношению к родным и знакомым поэтессы отложили глубокий отпечаток на её творчество, выражаясь в чувствах лирических героев и основных темах поэзии. Политическая обстановка повлекла за собой свободолюбие и поиск новых смыслов в литературе, смелость в выражении собственных идей и мыслей, благодаря чему Шу Тин стала одной из ярких представительниц «Туманной поэзии», а её стихотворения положили начало новому восприятию этого направления в искусстве. Наиболее сильное влияние политическая обстановка оказала на Шу Тин в период раннего творчества, что сделало её стихотворения уникальными и неповторимыми.

The role of external factors in the selection of topics of the early work of Shu Tin

Samartseva E.A.,
student of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Lopatkina Tatyana Sergeevna,
Senior lecturer at the Department of Chinese Language, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University

Annotation. In modern conditions, there is a growing interest in the countries of the East Asian region and the culture of these countries. Shu Ting is one of the brightest and most famous Chinese literary figures, however, her work has not yet been comprehensively studied and requires more careful analysis. This article will examine the impact of politics on the early work of Shu Ting.
Keywords: Shu Ting, Chinese literature, poetry, foggy poetry


  1. Хайдапова М.Б-О. О традиционности поэзии Шу Тин, //Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 8. С. 106-110.
  2. Хайдапова М.Б-О. Становление поэтического творчества Шу Тин //Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 8. С. 197-203.
  3. Черныш Н.А., Гу Юй «四月的黄昏。 Апрельские сумерки».h (дата обращения: 11.11.2021).
  4. 牛曙光。Ню Шугуан. 论舒婷诗歌创作的朦胧 特征. О «туманности» поэтического творчества Шу Тин.h (дата обращения: 11.11.2021).
  5. 王兰 //简论舒婷爱情诗的思想内涵. 2018.. (дата обращения: 11.11.2021).
  1. Haydapova M.B-O. On the traditional character of Shu Ting poetry, // Bulletin of the Buryat State University. 2011. № 8. Page: 106-110.
  2. Haydapova M.B-O. Formation of poetic creativity Shu Ting // Bulletin of the Buryat State University. 2009. № 8. Page: 197-203.
  3. Chernysh NA, Gu Yu «四月 的 黄昏。 April twilight». (date of the address: 11.11.2021).
  4. 牛 曙光 。Nyu Shuguang.论 舒婷 诗歌 创作 的 朦胧 特征. About the "nebula" of Shu Ting's poetry. (date of the address: 11.11.2021).
  5. 王兰 //) 论 舒婷 爱情 诗 的 思想 内涵. 2018. (date of the address: 11.11.2021).