Аннотация. В статье проведен анализ современных систем начального образования Великобритании и Российской Федерации, выявлены сходства и различия. Рассмотрены особенности национального образовательного стандарта.

Ключевые слова: организация образования в России, организация образования в Великобритании, начальная школа.

Последние несколько десятилетий во многих развитых странах, в том числе в России, были посвящены активным образовательным реформам. Процессы глобализации как лидирующий фактор в современном обществе, определяют внедрение новых требований к современным образовательным системам. Начальная школа, как один из этапов среднего обязательного образования, должна обеспечивать должный уровень подготовки, который мог бы удовлетворить не только потребности российского общества, но и быть сопоставимым с качеством образования в других развитых странах.

В связи с этим актуальным является сравнительный анализ особенностей систем образования европейских стран, в частности Великобритании, и российской системы образования на этапе начальной школы.

Целю нашего исследования является обобщение опыта начального образования в России и Великобритании. Материалом для анализа послужили публикации, представляющие систему школьного начального образования в Соединенном Королевстве и России: National Report of Department of Education in UK. National Curriculum in Primaries in New Views (2013) [6]; Conceptual Act of England in elementary assessment, UK (2015) [5]; а также Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [3].

Специфика объекта исследования определила необходимость применения таких методов как: сравнительный анализ; теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы о начальной школе, образовательных стандартов и законодательных актов.

Во-первых, следует подчеркнуть, что и в России, и в Великобритании обучение в начальной государственной школе бесплатно.

Сопоставляя школьное образование в России и Великобритании, следует отметить, что в выбранных странах существует разделение среднего общего образования на ступени: в Российской Федерации это этап начальной, средней и старшей школы.

В Соединенном Королевстве также существует разделения на уровни, однако, имеются небольшие отличия. Отличия эти обусловлены более ранним началом подготовки к школе: в nursery schools уже с 3-4 лет по специальным программам. Это необязательно, и обычно такая подготовка имеет целью поступление в более престижные учебные заведения.

В среднем, длительность получения обязательного (среднего) образование в Великобритании составляет 12 лет, поскольку в начальную школу дети идут в 5 лет, а заканчивают ее, так же, как и российские школьники (обучающиеся по программе 11 классов), в 18 лет. В России дети приходят в школу примерно в 7 лет (но не ранее достижения полных 6 лет).

В России готовность детей к школе и их интеллектуальный уровень обязательно проверяется перед поступлением в 1 класс. Детям в Соединенном Королевстве необходимо сдать похожий экзамен – Prep-School, для перехода в Junior school [4, с. 118].

В Великобритании учащиеся распределяются по классам в соответствии с возрастом, однако в классе одновременно может обучаться до 35 детей. Интересно отметить, что в Великобритании сохраняется традиция школ для девочек и школ для мальчиков. Дифференциация по половому признаку имеет свои достоинства и недостатки при обучении, однако наличие смешанных школ нивелирует проблему.

Кроме того, как и в большинстве школ в России, все предметы в классе преподаются одним учителем. Однако в Primary School учителю помогает так называемый teacher’s assistant. В зависимости от возрастных особенностей учеников, продолжительность занятия составляет от 15 до 45 минут. Учебный день имеет большую продолжительность (уроки заканчиваются в 3-4 часа после полудня), а после него дети могут остаться в группе продлённого дня [6].

Различия наблюдаются в периодизации учебного процесса. Для российских школьников привычно деление учебного года на четверти. Четверть длится от 8 до 10 недель и заканчивается каникулами разной продолжительности. Самые длинные – летние. В Великобритании традиционно деление учебного года на триместры. Michaelmas Term начинается в сентябре, а заканчивается в середине декабря. Lent Term стартует после Рождества и новогодних праздников и заканчивается в марте. Summer Term начинается после Пасхи (в середине апреля) и продолжается до конца июня. Как видим, британские школьники учатся дольше, их летние каникулы составляют всего 2 месяца.

Начальное образование в Соединенном Королевстве представлено образованием в Primary School, что в целом соответствует нашей начальной школе с точки зрения содержания, однако, организация занятий имеет отличия. Если в РФ ребенок непрерывно учится 4 года в одной школе (с 1 по 4 классы), то уровень начального образования не имеет дополнительных ступеней и переходов между учебными учреждениями. Британская Primary School условно делится на две части. От 5 до 7 лет, когда младший школьник, по сути, учится читать, считать и писать: это короткие уроки, часто нет предопределенного расписания с четко обозначенными уроками и временем на отдых (на самом деле, российские дети в том же возрасте получают аналогичное образование, но на базе ДОУ, в подготовительных группах). Посещение учебного заведения в этот период необязательно, можно ограничиться домашним образованием.

Обязательное образование в Великобритании начинается с Junior school. Поэтому с 7 до 11 лет дети Соединенного Королевства тоже обучаются по классической классно-урочной системе, однако в перечень предметов, в отличие от российских школ, уже входят история, география, экономика, промышленные технологии, физика, химия и т.д. Традиционно, эти знания в России школьники начинают получать только с 5 класса. Следует уточнить, что материал таких уроков в UK соответствует возрастным особенностям учащихся, а форма проведения представляет собой лабораторные, наглядные опыты, проекты и игровые занятия [3, с. 72].

В начальной школе в РФ дети начинают изучать родной и один иностранный язык, математику, литературу, основы физической культуры и музыки, природоведение и краеведение, трудовое воспитание, изобразительное искусство. Несомненным нововведением российской школы является то, что иностранный язык вводится как обязательный предмет с 1 класса. Педагогические кадры получают специальную подготовку по направлению «Начальное образование и иностранный язык». Как указывает в своем исследовании Апарина Ю.И., такая двойная специальность дает возможность подготовить специалиста, обладающего всеми профессиональными компетентностями, необходимыми для работы в начальной школе [1, c. 8].

Получить подобный образовательный профиль в России возможно также защитив магистерскую диссертацию по вышеуказанному направлению. В статье Апарина Ю.И. подчеркивает, что система подготовки магистров предусматривает всестороннее образование специалиста, способного продуктивно решать задачу всестороннего развития личности школьника [2, c. 529].

В России действует привычная нам пятибальная система оценивания. В школах UK используют буквы («А» – отлично, «В» – хорошо и т.д.). [4, с. 157]. Отметим также, что в российских школах в первом полугодии первого класса могут и не ставиться отметки. Вместо нее зачастую вводят систему условных обозначений, например, ставят звездочку («5»), квадрат («4»), треугольник («3»), или ограничиваются словесной оценкой достижений: «Отлично!», «Молодец!», «Будь внимателен!».

По окончании 4 класса российские школьники получают годовые оценки и с этими результатами переходят в пятый класс. Если ребёнок не был достаточно успешен, он остаётся на второй год. По умолчанию, дети продолжают учиться в той же школе. В Великобритании обучение в начальной школе заканчивается переводными экзаменами. При этом дети и родители могут выбирать, в какой школе продолжать учиться. Выбор основан, в первую очередь, на специфике образовательной программы учреждения. В РФ такие школы имеют приписку «с социальным \ гуманитарным \ физико-математическим и т.п. уклоном».

В Великобритании есть Национальная учебная программа, которая, по сути, является стандартом образования. National Report of Department of Education in UK вступила в силу в 2014 году. Каждый предмет и каждый ключевой этап обучения имеют свой собственный стандарт содержания (The National Curriculum), определяющий цели обучения и критерии оценки знаний и умений, которые должны быть освоены школьниками (attainment targets) [6].

В свою очередь, в России ФГОС НОО действует с 2010 года, также включает требования к результатам освоения основной образовательной программы (компетенций). Содержит основные требования к разработке образовательных программ по учебным предметам [5].

Образовательные стандарты РФ и Соединенного Королевства объединяет то, что они подразумевают в своём составе вариативные и обязательные компоненты. Поэтому школы указанных стран могут дополнять основную программу факультативными курсами и предметами по выбору при составлении уникальных учебных программ. Такой подход способствует оптимальному достижению результатов обучения в начальной школе.

Обобщая вышесказанное, укажем, что системы начального образования в России и Великобритании имеют много общего. Современные реформы образовательной сферы данных стран направлены на создание чёткой системы требований к стандартам среднего общего образования. Стандарты Соединенного Королевства и Российской Федерации являются обязательными для реализации в учебном заведении и получения общего начального образования в государственных школах. Уровневый подход и преемственность ступеней образования позволяют повышать эффективность учебной деятельности. Однако система образования UK полностью соответствует европейским стандартам, а Россия все еще находится на переходном этапе.

Обучение в начальной школе в обеих странах даёт базовые навыки: чтение, письмо, счёт. Внимание уделяется развитию физическому и творческому (музыка, изобразительное искусство, труд). Формируются начальные представления о стране и мире: природоведение, краеведение. Программа конкретной школы может быть дополнена рядом факультативных предметов.

Система Великобритании предполагает, что ученики больше занимаются практической деятельностью и самообразованием. В России содержание начального образования более стандартизировано, учитель определяет образовательный маршрут. Но системы начального образования в анализируемых странах преследуют одну и ту же цель, а именно воспитывать образованных и разносторонних людей, отвечающих требованиям современного общества и уважающих ценности своей страны и других национальностей.

Primary education in Russia and the UK

Kasyanchuk D.S.,
student of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Murlatovskaya А.А.,
student of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Aparina Julia Igorevna,
Associate Professor of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Аnnotation. The article offers a general overview of the modern primary education system in the UK and its difference from Russian education. The features of the national educational standard are considered.

Keywords: the organization of education in Russia, the organization of education in Great Britain, Primary School.


  1. Апарина Ю.И. Педагогические условия формирования адаптивной речи студентов – будущих учителей начальных классов и иностранного языка//Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский Городской Педагогический Университет. Москва, 2006. 25 с.
  2. Апарина Ю.И. Интерактивное фасилитативное обучение как неотъемлемая часть профессиональной подготовки магистров // Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Институт социально-гуманитарных технологий. 2017. С. 527-530.
  3. Вяземский Е.Е. Современная система образования в Великобритании // Проблемы современного образования: журнал. 2016. № 6. С. 68-84.
  4. Кодрле С. В. Ключевые аспекты сопоставительного анализа частного образования России и Великобритании как социокультурного и педагогического феномена. // Актуальные проблемы коммуникации и культуры. Международный сборник научных трудов отечественных и зарубежных исследователей. Москва-Пятигорск: Пятигорский гос. лингвистический университет, 2016. 267 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.). (дата обращения: 01.11.2021).
  6. National Report of Department of Education in UK. National Curriculum in Primaries in New Views, 2013. (дата обращения: 01.11.2021). 
  1. Aparina Yu.I. Pedagogical Conditions for the Formation of Adaptive Speech of Students - Future Primary Teachers and Foreign Language//Dissertation for the Degree of Candidate of Pedagogical Sciences / Moscow City Pedagogical University. Moscow, 2006. 25 pages.
  2. Aparina Yu.I. Interactive facilitative education as an integral part of the professional training of masters // Pedagogical education at the junction of eras: innovations and traditions in the field of educational technologies. Collection of scientific works of the International Scientific and Practical Conference. Institute of Social and Humanitarian Technologies. 2017. Page: 527-530.
  3. Vyazemsky E.E. Modern education system in the UK // Problems of modern education: magazine. 2016. № 6. Page: 68-84.
  4. Codrle S.V. Key aspects of comparative analysis of private education in Russia and Great Britain as a socio-cultural and pedagogical phenomenon. // Current problems of communication and culture. International collection of scientific works of domestic and foreign researchers. Moscow-Pyatigorsk: Pyatigorsk State Linguistic University, 2016. 267 pages.
  5. Federal State Educational Standard for Primary General Education (1-4). (date of the address: 01.11.2021).
  6. National Report of Department of Education in UK. National Curriculum in Primaries in New Views, 2013. (date of the address: 01.11.2021).