Аннотация. В данной статье рассматривается включение страноведческого аспекта в школьный курс иностранного языка и его влияние на познавательный интерес обучающихcя. Автор описывает методы и приемы работы со страноведческим материалом на уроках английского языка, которые являются средством мотивации к обучению.

Ключевые слова: иностранный язык, культура, мотивация, образовательный процесс, обучающиеся, познавательный интерес, страноведение.

В настоящее время иностранный язык играет огромную роль в современном обществе. Знание языка сейчас является престижным фактором, который может повлиять на всю дальнейшую жизнь человека. Чаще всего изучение английского языка начинается со школы, с первого или со второго классов. Вероятно, каждый учитель пытается сохранить интерес обучающихся к предмету на протяжении всех лет обучения. Если дети потеряют мотивацию к изучению иностранного языка, продуктивность уроков будет значительно снижена. Важно развивать познавательный интерес и познавательную активность школьников в различных видах деятельности средствами иностранного языка [6]. Как же достичь того, чтобы младшие школьники были заинтересованы в изучении иностранного языка? Этот вопрос в последние годы интересует многих преподавателей и методистов.

Наиболее целесообразным средством развития познавательного интереса младших школьников является включение в образовательную программу страноведческого аспекта. Страноведение представляет собой не просто изучение географии страны, а особенностей ее народа, обычаев, традиций и многого другого. Более глубокое изучение истории и культуры англоязычных стран позволяет обучающимся расширять кругозор; понимать, как и почему появились иностранные слова; знакомиться с конкретными примерами использования стилистических приемов и выразительных средств изучаемого языка. Тем самым, страноведение обеспечивает повышение познавательной активности младших школьников, а также их положительной мотивации к изучению иностранного языка.

Качество обучения во многом зависит от учителя, с одной стороны, от его активной позиции, сотрудничества в процессе разных режимов взаимодействия на уроке: Ребенок-Ребенок, Ребенок-Дети, Учитель-Дети и др. [5]. С другой стороны, от его умения находить и выбирать соответствующий интересам и возрасту, а также уровню владения иностранным языком страноведческий материал. Перед педагогом стоит непростая задача – приобщить учеников к иноязычной культуре. Для этого могут использоваться различные методы и приемы, такие как: работа с учебником, метод проектов, творческие задания, работа со страноведческими текстами, использование аудиовизуальных средств, игровые упражнения. Конечно, у каждого учителя могут быть свои личные приемы, которыми он пользуется на уроках английского языка, помимо тех, что указаны выше. Как указывают в своем исследовании Апарина Ю.И., Павлова А.С., Чистик А.А., учитель демонстрирует множество ролей на уроке, одна из них - это роль проводника иноязычной культуры [2, c. 100].

В первую очередь, рассмотрим использование страноведческих сведений в учебниках по английскому языку. Не секрет, что учебник является основным и самым главным средством обучения на любом уроке в школе. Он организует учебную деятельность, т.е. помогает обучающимся учиться; обеспечивает развитие предметных умений и навыков; выступает в качестве справочного пособия; воспитывает у учеников познавательную активность и самостоятельность. Многие учебники по предмету «Английский язык» включают в себя обширный материал по знакомству с англоязычными странами. Например, в УМК для 5 класса «Enjoy English» входят параграфы: «What do you know about British schools?», «Welcome to East Square London School», «What places of interest would you like to see?» и многие другие. Все они неразрывно связаны со страноведческим аспектом. Обучающиеся узнают больше об Англии, знакомятся с жизнью людей, проживающих там. Большое количество информации в учебнике о другой стране поддерживает интерес детей, позволяя им узнавать с каждым разом новые факты.

Набирает популярность такой вид деятельности, как метод проектов. Проект представляет из себя форму исследовательской работы, в процессе которой ученик самостоятельно находит нужную информацию по теме работы, анализирует ее, делает конкретные выводы и предоставляет материал на всеобщее обозрение. Данный метод работы позволяет вовлечь в работу всех учеников, дать им возможность реализовать свой творческий потенциал. Проекты по страноведению могут быть самой различной направленности. Можно предложить обучающимся рассказать о Елизавете II, королеве Великобритании; о самых популярных видах спорта в Шотландии; о том, какие есть праздники в Северной Ирландии и так далее.

Творческая проектная работа позволяет обучающимся узнавать что-то новое о другой стране из книг, интернета, видеофрагментов путем самостоятельной работы. Ученики включаются в процесс организации своей деятельности, становятся более открытыми для общения и обучения. Полученный детьми опыт работы над проектами положительно влияет не только на их навыки самообразования и самоконтроля, но также на развитие речевых умений. Необходимо принять во внимание, что важным средством формирования страноведческой компетентности является речь учителя. Апарина Ю.И. утверждает, что только адаптивная речь педагога, направленная на сотворчество между учителем и обучающимися способна дать положительный и продуктивный результат образовательного процесса [3, c. 6].

Большое значение имеют страноведческие тексты, которые можно использовать в совокупности с упражнениями для отработки лексики и грамматики. Подобные задания встречаются в УМК по английскому языку, но их недостаточно для того, чтобы полностью изучить культуру изучаемой страны. Учеников привлекают тексты, которые для них в новинку, где они могут узнать, например, интересные факты об Англии. Использование страноведческих текстов на уроках иностранного языка способствует стимуляции познавательного интереса к языку, развитию образного мышления, формированию образно – художественной памяти, более осознанному овладению языком как средством общения.

Эффективным способом поддержания интереса является включение в образовательный процесс игр. При использовании игрового материала на уроках создается ситуация общения, способствующая улучшению устной речи обучающихся. Специально подготовленный страноведческий материал должен соответствовать возрасту детей, привлекать их наглядностью, иметь достоверные данные. Такой метод работы отлично подойдет для формирования страноведческой компетентности. Например, после пройденной темы «Англоговорящие страны» ученикам может быть предложена игра – викторина. Обучающиеся делятся на 2 команды и отвечают на вопросы учителя. В самой игре могут быть использованы факты, загадки, видео – и аудиофайлы и многое другое. Обучающиеся должны хорошо знать языковой материал, проявлять сообразительность, уметь работать в команде. Для контроля усвоения учениками страноведческой информации детям могут быть предложены мини – викторины после каждой изученной темы, а по завершению темы – более обширная версия. При систематическом использовании данного вида работы дети прочно усваивают реалии англоговорящих стран, изучаемые в школе.

Последнее, но не менее важное, связано с работой с пословицами, фразеологическими оборотами. Существует множество фраз, которые значат одно и то же в русском и английском языках, но в последнем они звучат совершенно по-другому и не имеют дословного перевода. Например, на русском языке мы скажем «Один в поле не воин», а на английском это будет звучать следующим образом: «No man is an island» (дословно: человек – не остров). Все это непосредственно имеет связь с историей той или иной страны. Изучение подобных выражений позволяет обучающимся определить особенности их употребления, рассмотреть уникальность английского языка, лучше понять ранее незнакомый менталитет, то есть максимально погрузиться в культуру иноязычной страны.

На сегодняшний день существует еще множество способов, как преподать страноведческий материал так, чтобы обучающимся пошло это на пользу. Каждый учитель должен самостоятельно выбирать формы взаимодействия с учениками, основываясь на своем опыте. Грамотный подход к выбору способа обучения приведет к желанному результату в обучении иностранному языку.

Таким образом, страноведение является неотъемлемой частью на уроках иностранного языка в школе. Страноведческий подход к обучению учитывает связь культуры и языка, представляет этот процесс в виде единой системы. Такое взаимодействие способствует не только получению знаний в области грамматики, лексики, фонетики, но и всестороннему развитию человека.

Представленные выше методы и приемы использования материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания помогают школьникам лучше понять иноязычную культуру, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают их творческие и познавательные умения, повышают интерес к изучению иностранного языка в целом.

Country studies as a means of developing a cognitive interest for learning a foreign language

Melnikova A. A.
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Aparina Julia Igorevna,
Associate Professor of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. This article reveals the inclusion of country study aspect in the school course of a foreign language and its impact on the cognitive interest of students. It describes the methods and techniques of working with country study material in English lessons, which is a means of motivation for learning.
Keywords: foreign language, culture, motivation, educational process, students, cognitive interest, country studies.


  1. Алюнина Ю.М., Рудикова Н.А. Применение культуроведческого материала на различных этапах обучения иностранному языку. // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2016. № 1-2 (21). (дата обращения: 01.11.2021).
  2. Апарина Ю.И., Павлова А.С., Чистик А.А. Профессиональный жаргон учителя иностранного языка // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 97-101.
  3. Апарина Ю.И. Педагогические условия формирования адаптивной речи студентов – будущих учителей начальных классов и иностранного языка // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский Городской Педагогический Университет. Москва, 2006. 18 c.
  4. Биболетова М.З. Enjoy English 5: Student's book: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений / М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева. Москва: Титул, 2012. 191 с.
  5. Маякова Е.В. Взаимодействие взрослого и ребенка в условиях современного образования. // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы Всероссийской научно-практической конференции: (Москва, 13-14 апреля, 2016). Текстовое электронное издание. / Под редакцией О.И. Ключко. СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2016. С. 545-549.
  6. Маякова Е.В. Процесс познания у младших школьников // Начальная школа. 2015. № 4. С. 11-13.
  7. Шамов А.Н. Реализация лингвострановедческого подхода на уроках иностранных языков. // Иностранные языки в школе. №6. 2016. 204 с.
  1. Alyunina Y.M., Rudikova N.A. The application of cultural materials at different stages of foreign language teaching / Y. M. Alyunina, N.A. Rudikova // Universum: Psychology and Education: electronic scientific journal. 2016. № 1-2 (21). (date of the address: 01.11.2021).
  2. Aparina Y.I., Pavlova A.S., Chistik A.A. Professional jargon of a foreign language teacher // Modern Pedagogical Education. 2021. № 2. Page: 97-101.
  3. Aparina Y.I. Pedagogical conditions for the formation of adaptive speech of students - future teachers of primary classes and foreign language // Abstract of a thesis for the degree of candidate of pedagogical sciences / Moscow City Pedagogical University. Moscow, 2006. 18 pages.
  4. Biboletova M.Z. Enjoy English 5: Student's book: textbook for 5th grades of comprehensive schools / M.Z. Biboletova, O.A. Denisenko, N.N. Trubaneva. Moscow: Title, 2012. 191 pages.
  5. Mayakova E.V. Interaction between adult and child in modern education. // The child in the educational space of the metropolis: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference: (Moscow, April 13-14, 2016) Text electronic edition. / Edited by O.I. Klyuchko. SPb.: OOO «NITS ART», 2016. Page: 545-549.
  6. Mayakova E.V. The process of cognition in junior high school students // Primary school. 2015. № 4. Page: 11-13.
  7. Shamov A.N. Implementation of the linguo-country approach in the lessons of foreign languages. // Foreign languages at school. №6. 2016. 204 pages.