Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обучения персонала концепции и инструментам «Бережливого производства» при помощи обучающей площадки «Фабрика процессов» на промышленном предприятии.

Ключевые слова: бережливое производство, производительность труда, обучение персонала, обучение бережливому производству, сокращение потерь, фабрика процессов.

«Бережливое производство» (далее – БП) – это одновременно идеология и технология постоянного поиска и снижения затрат в производственном процессе. Бережливое производство (от англ. lean production, lean manufacturing) – концепция управления производственным предприятием, которая основана на постоянном стремлении предприятия к устранению любых видов потерь. В основе идеологии БП лежат ценности увеличения производительности труда за счет снижения затрат, потерь и экономии: времени, усилий, энергии для производства товаров и услуг. В основе технологии БП – управление консолидированными и последовательными усилиями по внедрению этих ценностей в существующий производственный процесс. Идея создания системы БП принадлежала Тайити Оно, который работал над оптимизацией производства в Японии, начиная с 50-х годов. Реализация системы БП требует одновременно вовлечения в процесс оптимизации каждого сотрудника и максимальную ориентацию всех процессов на конечного потребителя товаров и услуг [5].

Идеологи БП считают, что самое важное в таком подходе – это потребительская ценность продукта, которая появляется в момент его изготовления и обработки. Как правило, внедрение системы БП позволяет организациям добиться значительного увеличения производительности труда за счет использования своих внутренних резервов, без привлечения крупных инвестиций. Внедрение системы БП позволяет не только улучшить производительность труда и эффективность бизнес-процессов, но также сформировать благоприятные корпоративные условия, в которых каждый работник сможет помочь компании достичь успеха.

Большинство исследователей внедрения БП отмечают, что сопротивление персонала – это один из сдерживающих внедрение БП на производстве технологических факторов [1, 2, 3, 4]. Именно поэтому вопросам обучения персонала системе и инструментам БП отводится важная роль. Рассмотрим опыт ООО «Аэрозоль Новомосковск» по обучению персонала принципам и инструментам БП.

ООО «Аэрозоль Новомосковск» входит в группу компаний «Арнест» и является лидером парфюмерной и бытовой химии в аэрозольной упаковке в России и ближнем зарубежье. Основным направлением предприятия является потоковый выпуск аэрозольной продукции, такой как лаки для волос, освежители воздуха, обувная косметика и средства от насекомых. Выпуск продукции осуществляется на современном оборудовании представляющей собой линию наполнения из пяти ключевых узлов, соединённых между собой конвейерными транспортерами. Основной задачей внедрения БП на предприятии является повышение производительности труда на линиях наполнения для увеличения количества производимой продукции.

Задачами обучения персонала БП ООО «Аэрозоль Новомосковск» стали: вовлечение сотрудников в процесс БП, ознакомление с идеологией и технологией БП, и, непосредственно обучение инструментам БП. В качестве основных ожидаемых результатов обучения планировалось, что все участники будут вовлечены в процесс БП на своем рабочем месте и смогут самостоятельно: определять семь видов потерь, проводить анализ причин возникновения потерь, предлагать и управлять мероприятиями по сокращению потерь. Обучение началось в 2017 г. с организации лекций и семинаров по истории, инструментам и преимуществам БП. В обучении приняли участие сорок пять специалистов, которые были разбиты на четыре учебные группы. Результаты проведенного экспериментального обучения показали, что лекции и семинары, действительно, позволили познакомить участников с идеями и концепцией БП, однако, по прошествии уже нескольких месяцев, проведенные организаторами обучения контрольные замеры показали, что о решении поставленных задач говорить рано.

Так, например, после обучения БП перечисляют определения «семи видов потерь» только 9 человек из 45, умеют находить и формулировать проблему 11 человек из 45, умеют классифицировать проблемы по видам потерь 10 человек из 45, умеют разрабатывать мероприятия для решения проблемы только 5 человек из 45. Кроме того, замеры показали низкую вовлеченность и незаинтересованность развивать БП на своем рабочем месте у всех прошедших обучение специалистов. Таким образом, проведенные замеры показали низкую результативность лекционных и семинарских занятий при обучении БП на производстве.

В то же время, отметим, что невозможно обеспечить эффективное функционирование рабочих групп в процессе внедрения БП без выполнения следующего условия: все члены групп должны знать и уметь применять на практике компоненты системы бережливого производства. А поскольку традиционные формы обучения такого результата не обеспечили, было принято решение о применении «Фабрики процессов» в качестве нового формата обучения персонала ОАО»» инструментам внедрения БП. «Фабрика Процессов» (далее – ФП) – это учебная производственная площадка, на которой участники в имитационном производственном процессе получают практический опыт освоения и применения инструментов бережливого производства, осознают, как улучшения влияют на операционные и экономические показатели деятельности производства в целом [6].

Отметим, что предложенная модель ФП является интеллектуальной собственностью Федерального центра компетенций, методология и стандарты которого были взяты за основу построения учебного процесса обучения БП ООО «Аэрозоль Новомосковск».

До запуска учебной площадки бизнес-тренеры ООО «Аэрозоль Новомосковск» неоднократно посещали ФП на госпредприятиях РосАтома, участвовали в процессах разработки аналогичных и уже реализованных, которые были основаны на механической сборке настоящих деталей производства, которые являлись одним из основных узлов готового изделия. Хочется отметить, что каждая из ФП госпредприятия РосАтом, в которой участвовали бизнес-тренеры ООО «Аэрозоль Новомосковск», были детально и точно выстроены, что вызывали только восторг и гордость у всех участников, а также мотивационный подъем и желание применить результаты обучения на рабочем месте. Поскольку деятельность ООО «Аэрозоль Новомосковск» связана с производством парфюмерно-косметической продукции, то было принято решение создать собственную имитационную поточную линию по аналогии с ФП ФЦК для обучения персонала поиску самих потерь, причин потерь и решений по их устранению.

В 2019 году, для обучения сотрудников предприятия на ООО «Аэрозоль Новомосковск» при личной организационной и содержательной поддержке И. Жук, заместителя генерального директора по обучению ФЦК, была создана первая в Тульской области учебная площадка ФП на методологии и стандартах Федерального Центра Компетенций.

Площадка ФП «Аэрозоль Новомосковск» представляет собой помещение 72 м² на площади которого размещено настоящее технологическое оборудование для выпуска продукции в полимерной таре, имитирующее конвейерное производство шампуней, бальзамов для волос, жидкого мыла. В этом помещении также предусмотрена специальная зона для проведения собраний участниками мероприятия. В этой зоне размещены информационные стенды с визуализацией основных показателей процесса. Основными учебными задачами обучающей площадки ФП ООО «Аэрозоль Новомосковск» стали:

  1. наглядно показать участникам реальный производственный процесс выпуска не аэрозольной продукции;
  2. создать ФП, которая сможет устранить дефицит таких компетенций, как, например, анализ причин возникающих проблем, проектной деятельности, применения инструментов бережливого производства, независимо от профессий участников;
  3. совместить в одном учебном процессе теорию БП и практические навыки применения инструментов БП на предприятии;
  4. ограничить учебный процесс 8 часами;
  5. показать участникам, как можно эффективно выстроить производственный процесс, используя инструменты БП, в условиях экономии средств.

Для обеспечения процесса производства продукции, на площадке ФП установлено оборудование: 1) Технологический реактор для приготовления массы, которая будет фасоваться в тару; 2) Машина наполнения, которая фасует массу в пластиковую тару. Технологический реактор создавался специально для работы ФП, он полностью имитирует работу реактора, установленного в реакторном отделении ООО «Аэрозоль Новомосковск». Это цилиндрический сосуд с конусным дном, оборудованный мешалкой, электродвигателем, донным клапаном и площадкой для слива готового продукта, который участники ФП производят в течение учебного процесса.

На ФП ООО «Аэрозоль Новомосковск» были специально организованы процессы настройки и подключения оборудования к электроэнергии и сжатому воздуху. А также была закуплена компрессорная станция, что обеспечило учебную площадку автономной подачей сжатого воздуха на машину наполнения и смонтирован отдельный ввод по электричеству 0,4 кВ.

Перед запуском процесса обучения организаторы ФП ООО «Аэрозоль Новомосковск» в течение месяца ежедневно проигрывали возможное варианты развития процесса БП, корректировали и вносили улучшения, результатом которого стало создание алгоритмов, по которым может развиваться учебный процесс.

Всего на площадке ФП ООО «Аэрозоль Новомосковск» было оборудовано 7 рабочих мест, которые выполняют 7 конкретных операций:

  1. развеска компонентов необходимых для приготовления массы;
  2. сешение компонентов в реакторе до получения однородной массы;
  3. фасовка массы в пластиковую тару на машине наполнения;
  4. накручивание укупорочной крышки на заполненную пластиковую тару;
  5. подготовка картонной коробки под пластиковую тару;
  6. упаковка продукции в подготовленную картонную тару;
  7. проверка качества продукции перед передачей заказа клиенту.

Участникам ФП ООО «Аэрозоль Новомосковск» было предложено выполнять роли:

  1. оператора в производстве (6 человек);
  2. контролера ОМК (1 человек);
  3. начальника производства (1 человек);
  4. логиста (1 человек);
  5. специалиста по персоналу (1 человек);
  6. специалиста по улучшениям (1 человек).

Роли участникам ФП ООО «Аэрозоль Новомосковск» присваивались на старте обучения рандомно, что обеспечивало каждому возможность сменить привычную точку зрения: так, например, директорат становился операторами, служба качества воспроизводила логистику, а рабочие становились начальниками производства и специалистами по улучшению.

Структура образовательного процесса ФП ООО «Аэрозоль Новомосковск»:

Продолжительность «Фабрики процессов» составляет 8 часов. За это время участники должны пройти три раунда производства. Каждый раунд длится 30 минут.

Первый раунд начинается с выполнения практического задания. В первом раунде участникам предложена смоделированная ситуация производства с учетом 7 видов потерь. Тренер объясняет роли каждому оператору, рассказывает о том, что он будет делать, как, и какие правила взаимодействия со смежными операциями. Участники знакомятся со стандартом БП, расположенным на рабочем месте, что является очень важной деталью. Участники должны за 30 минут раунда выпустить 10 коробов продукции в составе 3 номенклатур (шампунь, маска, бальзам). Расположение рабочих мест и правила, обозначенные на рабочих местах, заведомо делают невозможным выполнение заказа в установленном количестве за отведенное время. В течение 1 – 1,5 часов после начала учебного процесса тренеры обращают внимание на том, что участникам предстоит понять, что не так в процессе, что мешает производить продукцию, что они могут изменить. Например, тренер указывает на то, что нужно они обратить внимание на расположение рабочей зоны, удобно ли им производить продукцию, на то, сколько времени оператор работает или простаивает.

Продолжает первый раунд аналитическая сессия. После завершения первого этапа раунда участники проводят итоговое собрание. На собрании «начальник производства» заполняет основные показатели производства, после этого каждый участник отвечает на вопрос «Почему не получилось выполнить заказ?». Участники проводят причинно-следственный анализ. Причинно-следственный анализ является структурированным методом идентификации возможных причин нежелательного события или проблемы в концепции БП. Причинно-следственный анализ позволяет скомпоновать возможные причинные факторы в обобщенные категории так, чтобы можно было исследовать все возможные гипотезы.

Завершает первый раунд дискуссия. Дискуссионный блок проводит тренер совместно с участниками, этот блок длится 30-40 минут. В итоге участники сами начинают определять те направления, какие им были предложили и находят все потери в процессе, а с помощью производственного анализа на общем собрании решают проблемы и предлагают мероприятия для внедрения улучшений. Результатом дискуссии должен стать список проблем и классификация их по видам потерь.

Во втором раунде участники реализуют мероприятия, которые позволят им выполнить заказ. Заказ остается неизменным: необходимо за 30 минут раунда выпустить 10 коробов продукции в составе 3 номенклатур (шампунь, маска, бальзам). Второй раунд, так же, как и первый, включает в себя производство, анализ, дискуссию.

После завершения второго раунда участники проводят повторное собрание. Участники обсуждают как реализованные мероприятия повлияли на итоговые результаты, и продолжают отвечать на вопрос «Почему не получилось выполнить заказ?». Основная задача специалистов по улучшению во втором раунде вести хронометраж времени цикла сбора одного изделия. В процессе обучения на ФП все участники на практике могут наблюдать, как применение инструментов бережливого производства в разработке мероприятия по устранению потерь влияют на производственные и экономические показатели. Для организаторов ФП учебная площадка является инструментом диагностики и выявления дефицитов компетенций в области бережливого производства у всех участников мероприятия.

После каждого раунда организаторы заполняют финансовые показатели процесса. Финансовая модель представлена в простой форме, но при этом она затрагивает все области финансирования, которые есть на каждом предприятии – это фонд оплаты труда основных рабочих, специалистов, содержание здания, аренду оборудования, затраты на производство продукции, выручка, прибыли и конечно же себестоимость.

В третьем раунде участники обычно достигают поставленной цели и сдают заказчику 10 коробок готового продукта, причем обычно сдают его раньше, чем это необходимо. Организаторы и ведущие ФП аккуратно подводят участников к тому, чтобы они заранее выполнили заказ. Одна из главных задач тренера в этом раунде – совместить в себе роль ведущего и фасилитатора, чтобы обеспечить и усилить мотивирующую часть обучения.

После проведения нескольких ФП организаторы смогли сократить время проведения раундов с 40 до 30 минут, и внедрили в учебный процесс такой инструмент БП как time management – технология организации времени и повышения эффективности его использования [30]. Это позволило сократить время проведения всего учебного процесса с 8 до 6,5 часов.

С 2019 г. по настоящее время (Июль 2021) в ООО «Аэрозоль Новомосковск» были успешно проведены 31 учебные ФП. Все учебные задачи, поставленные организаторами обучения БП были решены: участники были воодушевлены и мотивированы, контрольные замеры, проведенные в форме двухэтапного анкетирования, показали улучшение показателей их результатов. Так, например, подавляющее большинство участников демонстрирует знание инструмента «поток единичных изделий» (46 из 48), различают значимую и незначимую работу (46 из 48), все 48 участников демонстрируют знание и умение находить в производственном процессе 7 видов потерь, знают и применяют инструмент «различают время цикла и время такта, знают и применяют инструмент «картирование».

Однако, по-прежнему, в организации процесса обучения в форме «Фабрики процессов» остаются и проблемные зоны: например, применяют инструмент «стандартизированная работа» только 35 человек из 48. Все это позволяет говорить о том, что ФП сегодня – рабочий образовательный ресурс, позволяющий успешно решить в процессе обучения персонала большинство задач внедрения БП. В то же время, команда ФП ООО «Аэрозоль Новомосковск» планирует в текущем 2021 году провести детальный анализ эффективности с позиций бережливого производства для того, чтобы улучшить учебные показатели участников и описать ФП как целостный образовательный продукт.

«The factory of process» as an education tool of «the lean production»

Sachko A.N.,
master of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Jadko N.V.,
professor of the school of project management and educational entrepreneurship, institute of law and management of the Moscow City University, doctor of pedagogy

Аnnotation. The article discusses the issues of training personnel in the concept and tools of «The lean production» using the educational platform of «The factory of processes» at an industrial enterprise.
Keywords: the factory of processes, the lean production, education, personnel training, waste reduction.


  1. Весманов С.В. Управление проектами, качеством, персоналом: сборник учебно-методических материалов для студентов факультета «Менеджмент организации» / Весманов С.В., Весманов Д.С.; М.: МГПИ, 2010. 235 с.
  2. Деминг Эдвард У. Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами: перевод с английского. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 418 с.
  3. Жадько Н.В., Безруких М.М. Формирование «мягких» навыков в профессиональном обучении // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 8. С. 14-15.
  4. Жадько Н.В., Чуркина М.А. Управленческая эффективность руководителя. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. 246 с.
  5. Качалов В.А. Энциклопедия ошибок в менеджменте качества. Стандарты и качество . М.: Высшая школа, 2008. 72 с.
  6. Лайкер Джеффри К. Дао Toyotа: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 401 с.
  7. Решетникова И.Ю. «Фабрики процессов» и «Кружки качества»: офисные и производственные процессы станут эффективнее на 25 % в год. // Методы менеджмента качества. № 6. 2021. С.30-34.
  1. Vesmanov S.V. Management of projects, quality, personnel: a collection of educational and methodological materials for students of the faculty «Organization Management» / Vesmanov S.V., Vesmanov D.S.; Moscow: MGPI, 2010. 235 pages.
  2. Deming, Edward W. Getting out of the crisis: a new paradigm of managing people, systems and processes: translation from English. 2nd ed. Moscow: Alpina Business Books, 2009.418 pages.
  3. Jadko N.V., Bezrukikh M.M. Formation of «soft» skills in vocational training // Professional education. Capital. 2011. № 8. Page: 14-15.
  4. Jadko N.V., Churkina M.A. Managerial efficiency of the head. 2-nd ed. Moscow: Alpina Business Books, 2015. 246 pages.
  5. Kachalov V.A. Encyclopedia of errors in quality management. Standards and quality Moscow: Higher School, 2008. 72 pages.
  6. Liker Jeffrey K. Tao Toyota: 14 principles of management of the world's leading company. Moscow: Alpina Business Books, 2005 401 pages.
  7. Reshetnikova I.Y. «Process Factories» and «Quality Circles»: office and production processes will become more efficient by 25 % per year / Methods of Quality Management. № 6. 2021. Page: 30-34.