Аннотация. Статья посвящена изучению практик реализации образовательного процесса в ГАОУ ВО МГПУ в условиях широкого применения дистанционных образовательных технологий в период 2020-2021 гг. На основе проведенного социологического опроса студентов и преподавателей были выявлены основные трудности и предложены пути их преодоления – адаптации к дистанционному обучению.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, адаптация, университет, устройства, сервисы, возможности, ограничения.

В условиях глобализации рынка образования и интеграции Российской Федерации в систему европейского образования (Болонская система), необходимо соответствующе обеспечивать ее модернизацию [6].

Стоит понимать, что естественный процесс развития общества, интеграция информационных технологий в традиционную очную систему образования неизбежна. Необходимо обратить внимание на ее плюсы, основным из которых является – общедоступность, при сохранении качества в условиях модернизации системы и ее составляющих [7].

Стремительный переход на онлайн-обучение в 2020 году показал, что преподаватели были в недостаточной мере готовы к новому формату работы, в отдельных случаях даже больше, чем студенты. Пандемия «COVID-19», начавшаяся в 2020 году, продолжает оказывать влияние на все сферы деятельности человека, и образование не стало исключением. Второй год подряд все участники образовательного процесса вынуждены адаптироваться к новым условиям и требованиям, начиная с проведения занятий и заканчивая государственной аттестацией.

Основываясь на результатах комплексного социологического исследования, в данной работе была предпринята попытка выявить проблемы, возникающие при организации процесса обучения с применением дистанционных образовательных технологий и разработать необходимые рекомендации для преподавателей, обучающихся и руководителей учебных заведений с целью адаптации участников образовательного процесса к дистанционному обучению.

В качестве инструмента полевой части исследования был выбран социологический опрос двух групп респондентов, ими выступили преподаватели и студенты МГПУ. В качестве площадок проведения опроса использовались сервисы: «Google forms», «Личный кабинет МГПУ», «Forms» от MS Office 365. Ссылки на опросы распространялись с помощью электронной почты и мессенджера «WhatsApp», а также размещения информации в личных кабинетах студентов, преподавателей МГПУ и в социальных сетях («ВКонтакте» и «Instagram»).

Респондентам предлагалось ответить на 29 вопросов, с множественным выбором и открытыми вариантами ответа.

Всего было опрошено 373 студента и 155 преподавателей.

Возрастная группа респондентов – преподавателей от 20 до 60 лет, преобладающая группа 40-50 лет.

Среди респондентов – студентов преобладали обучающиеся бакалавриата первого и второго курсов.

Студенты в качестве основных устройств (девайсов) для дистанционного обучения использовали в основном смартфоны и ноутбуки. Среди преподавателей равное количество пользовались ноутбуками и планшетами. Такой результат обусловлен необходимостью онлайн-общения с использованием камеры и микрофона, что ограничивает использование стационарных компьютеров без дополнительных устройств (см. рисунок 1).

Рис. 1. Используемые устройства – ответы студентов и преподаватели

Рис. 1. Используемые устройства – ответы студентов и преподаватели

Опрос, освящающий трудности в использовании устройства, показал следующие результаты: студенты отмечали усталость глаз, связанную с долгим пребыванием за компьютером. Второе место занял ответ, связанный с необходимостью осваивать новые функции. Третьим по популярности стал ответ о покупке нового оборудования, он же набрал наибольшее количество голосов среди преподавателей. Бум использования цифровых устройств был отмечен сетевыми магазинами техники. В третьем квартале 2020 года ноутбуков было продано на 40 % больше, чем за аналогичный период 2019 года [5].

Вторым по популярности ответом среди преподавателей стало утверждение, что имеющийся девайс был устаревшим и периодически ломался (см. рисунок 2).

Рис. 2. Трудности в использовании девайса – ответы студентов и преподаватели

Рис. 2. Трудности в использовании девайса – ответы студентов и преподаватели

Для определения перечня наиболее востребованных цифровых сервисов в рамках дистанционного обучения респондентам было предложено выбрать несколько вариантов из предложенных. Наиболее востребованным сервисом среди преподавателей и студентов оказался «MS Teams». На втором месте по популярности среди студентов стало использование электронной почты. Преподаватели выбрали порталы «Фоксворд», Учи.ру и т.п. Такой выбор был обусловлен тем, что преподавали находились в поисках методических рекомендаций и разработок по работе в дистанте (см. рисунок 3).

Рис. 3. Используемые цифровые ресурсы - ответы студентов и преподаватели

Рис. 3. Используемые цифровые ресурсы - ответы студентов и преподаватели

Выявив перечень наиболее популярных цифровых сервисов необходимо было определить проблемы, которые возникают при работе с ними. Студенты отметили, что им не хватает инструкций, интерфейс сервисов вызывает затруднения. Ответы преподавателей существенно отличались, они выделили, что серьезной проблемой стало отсутствие единой площадки и проблемы с учетными данными от сервисов университета (см. рисунок 4). Затруднения с учетными данными были вызваны тем, что преподаватели редко использовали сервисы МГПУ до перехода на дистант, многие потеряли пароли. Восстановление учетных данных от кабинета сотрудника сложнее, чем у студента, процесс требует подтверждения от непосредственного руководителя.

Рис. 4. Трудности в использовании цифровых сервисов - ответы студентов и преподаватели

Рис. 4. Трудности в использовании цифровых сервисов - ответы студентов и преподаватели

После изучения технической составляющей опроса, был проанализирован опыт применения различных педагогических технологий в дистанционном обучении. Респондентам предлагалось выбрать из списка наиболее часто встречающиеся. И преподавателями, и студентами были выбраны варианты: «Размещение учебных материалов на платформах» и «Предлагались и разъяснялись темы занятий». На третьем месте у студентов «Просмотр видео материалов», у преподавателей - «Объяснение видов и содержания» (см. рисунок 5).

Рис. 5. Используемые в дистанционном обучении педагогических технологии – ответы студентов и преподаватели

Рис. 5. Используемые в дистанционном обучении педагогических технологии – ответы студентов и преподаватели

Результативность технологий была оценена респондентами в следующем вопросе анкеты на основе самооценки. Обе группы опрашиваемых пришли к выводу, что размещение учебных материалов на платформах результативный вид работы в дистанте. Студенты выделили вариант «Объяснение тем занятий в онлайн формате», преподаватели отдали предпочтение практическим работам (см. рисунок 6).

Рис. 6. Результативные педагогические технологии - ответы студентов и преподаватели

Рис. 6. Результативные педагогические технологии - ответы студентов и преподаватели

Вопрос удовлетворенности образовательным процессом показал, что последние месяцы дистанционного обучения в 2020-2021 учебном году зарекомендовали себя с положительной стороны. Голоса студентов разделились между оценками «5» и «4», у преподавателей преобладает ответ «5» (см. рисунок 7).

>Рис. 7. Удовлетворенность образовательными процессом - ответы студентов и преподаватели (в % ко всем ответившим)

Рис. 7. Удовлетворенность образовательными процессом - ответы студентов и преподаватели (в % ко всем ответившим)

Большинство респондентов высказало мнение о том, что процесс коммуникации не вызывал затруднений. Стоит отметить, что мнение студентов разделилось между оценками «4» и «5» практически поровну, у преподавателей преобладала оценка «5» (см. рисунок 8).

Рис. 8. Удовлетворенность организацией коммуникаций - ответы студентов и преподаватели

Рис. 8. Удовлетворенность организацией коммуникаций - ответы студентов и преподаватели

Оценив результаты опроса, сопоставив ответы обеих групп респондентов на закрытые и открытые вопросы анкеты можно сделать следующие выводы:

  • Уровень адаптации студентов и преподавателей к дистанционному обучению рос в течение 2020-2021 учебного года (в первые месяцы работы университета в условиях дистанта было значительное количество негативных отзывов студентов и преподавателей). Уровень адаптации студентов и преподавателей достаточен для реализации образовательных программ.
  • Наиболее частым видом педагогической работы (технологией) является размещение учебных материалов на платформах, эту технологию и студенты, и преподаватели назвали результативной в дистанционном обучении.
  • Наиболее часто используемым цифровым сервисов назван «MS Teams».
  • Респонденты удовлетворены организацией процесса коммуникации и обучения.
  • Преподаватели сталкиваются с техническими проблемами чаще обучающихся.

Отмечается низкое количество интерактивных форматов педагогической работы в рамках дистанта.

Методы адаптации могут быть разными: можно тренировать участников процесса выполнять алгоритмы, постепенно увеличивать долю цифровых технологий в образовательном процессе или задействовать специалистов-психологов. Но, важно отметить, что каждый участник процесса в конечном итоге должен быть ориентированным и гибким в использовании дистанционных образовательных технологий - уверенным пользователем соответствующих девайсов и сервисов.

Базой адаптации должны служить следующие аспекты:

  • Информированность человека о собственных особенностях;
  • Знание о различных способах восприятия и переработки информации.
  • Ориентирование на потребность в самообразовании в использовании информационных технологий [4].

По результатам исследования нами выделены три группы проблем, возникающих во время обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Первая группа – технические проблемы:

  1. Отсутствие единой образовательной платформы, содержащей в себе все необходимы функции для реализации образовательного процесса отметили преподаватели.
  2. Недостаточное оснащение необходимым оборудованием. Опрос показал, что студентам и преподавателям приходилось покупать новые девайсы.

Вторая группа – педагогические проблемы:

  • Преподаватели не знали, как оценивать обучающихся в новых условиях обучения.
  • Не было возможности проводить лабораторные работы, для которых необходимо специализированное оборудование.
  • Увеличение количества материалов для проверки преподавателями (студенты отметили рост объема домашних заданий).

Третья группа – личностные и социальные проблемы:

  • Повышение нагрузки на глаза и позвоночник из-за долгого пребывания в одном положении перед монитором отметили обучающиеся.
  • Нехватка живого общения.
  • Стресс из-за резкого перехода в новый режим работы и возникновения технических проблем [10].

На основании вышеизложенного нами предложены следующие рекомендации для преподавателей, обучающихся и руководителей учебных заведений по формированию оптимальной стратегии адаптации к обучению с использованием дистанционных образовательных технологий:

  • Организация диагностики проблем преподавателей в работе в условиях дистанта и выявление ключевых затруднений.
  • Обеспечение профессиональной подготовки для работы с цифровыми устройствами и сервисами.
  • Оказание регулярной квалифицированной методической, технологической и психологической поддержки и помощи обучающимся и преподавателям.
  • Разработка / модернизация рекомендаций и инструкций по работе с устройствами и сервисами в рамках дистанционного обучения.
  • Пересмотр расписания дистанционных занятий с учетом здоровьесберегающих факторов.
  • Разработка сервиса, позволяющего обмениваться опытом организации и реализации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий.

Adaptation of participants of the educational process to distance learning on the example in Moscow City University

Neyaskina V.I.
master of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Vesmanov D.S.
director of the school of project management and educational entrepreneurship, institute of law and management of the Moscow City University, master of management,

Аnnotation. The article is devoted to the study of the implementation practices of the educational process at Moscow City University in the context of the widespread use of distance learning technologies in the period 2020-2021. On the basis of a sociological survey of students and teachers, the main difficulties were identified and ways to overcome them - adaptation to distance learning - were proposed.
Keywords: distance learning technologies, adaptation, university, devices, services, opportunities, limitations.


  1. Весманов Д.С., Весманов С.В., Источников В.В., Шевченко П.В. Исследование практик обучения старших школьников и студентов г. Москвы в ситуации широкого использования электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий. В Сб.: «UniverCity: Города и Университеты. Выпуск 5». М.: 2021.
  2. Весманов С.В., Иванова М.А., Весманов Д.С. Исследование аспектов профессиональной деятельности и социальных перспектив участников образовательных отношений в контексте изменений и нововведений в системе московского образования. Под редакцией М.А. Ивановой. М.: Московская городская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ, 2020. 176 с.
  3. Весманов С.В., Источников В.В. Технология балльно-рейтинговой оценки знаний в системе виртуального кампуса МГПИ // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. 2010. № 4 (4). С. 160-163.
  4. Захаров И.Г. Информационные технологии обучения и развития учебных навыков // Открытое образование. 2002. № 1. С. 24-30.
  5. Клевошин П. Компьютерный бум в России продолжается. 08 ноября 2020 года. (дата обращения:15.05.2021).
  6. Кортунов А. Российский совет по международным делам «Россия и Болонский процесс – 20 лет спустя. (дата обращения: 25.05.2021).
  7. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» - (дата обращения: 15.03.2021).
  8. Ресурсы дистанционного образования: обмен опытом./ (дата обращения: 27.05.2021).
  9. Соловьева О. Половина Российских преподавателей не готова к удаленному обучению». (дата обращения: 07.04.2020).
  10. Учителя из-за перехода на дистанционное обучение испытывают стресс – профсоюз Приморья. (дата обращения: 27.05.2021).
  1. Vesmanov D.S., Vesmanov S.V., Istochnikov V.V., Shevchenko P.V. Research of teaching practices for senior schoolchildren and students in Moscow in a situation of widespread use of e-learning and the use of distance learning technologies. In Sat: «UniverCity: Cities and Universities. Issue 5». Moscow: 2021.
  2. Vesmanov S.V., Ivanova M.A., Vesmanov D.S. Research of aspects of professional activity and social prospects of participants in educational relations in the context of changes and innovations in the Moscow education system. Edited by M.A. Ivanova. Moscow: Moscow city organization of the Trade Union of workers of public education and science of the Russian Federation, 2020. 176 pages.
  3. Vesmanov S.V., Istochnikov V.V. The technology of point-rating assessment of knowledge in the virtual campus of Moscow State Pedagogical Institute // Bulletin of the Moscow State Academy of Business Administration. Series: Economics. 2010. № 4 (4). Page: 160-163.
  4. Zakharov I.G. Information technologies of teaching and development of educational skills // Open education. 2002. № 1. Page: 24-30.
  5. Klevoshin P. The computer boom in Russia continues. 08 November 2020. (date of the address: 05.15.2021).
  6. Kortunov A. Russian International Affairs Council «Russia and the Bologna Process» – 20 years later. (date of the address: 05.25.2021).
  7. National Program «Digital Economy of the Russian Federation». (date of the address: 03.15.2021).
  8. Resources for distance education: exchange of experience. (date of the address: 05.27.2021).
  9. Solovyova O. Half of Russian teachers are not ready for distance learning. (date of the address: 04.07.2020).
  10. Teachers are under stress due to the transition to distance learning – the Primorye trade union. (date of the address: 27.05.2021).