Аннотация: настоящая статья посвящена рассмотрению применения инфографического материала в образовательном процессе. Инфографика является современным и эффективным методом визуализации данных, способствующим более лучшему усвоению информации. Как структура, инфографика состоит из различных компонентов (рисунки, схемы, графики, таблицы и т.п.), она способна приковывать внимание аудитории к теме исследования, доносить информацию в простом и лаконичном виде с сохранением целостности сюжета повествования.

Ключевые слова: инфографика, инфографическое проектирование, визуализация, развитие визуального мышления, учебный процесс.

Динамическое общество, жизнь которого происходит в условиях огромного информационного потока сталкивается с рядом проблем, ключевой из которых является не систематизированная информация. Для преодоления данной проблемы человек вынужден прибегать к различным средствам, помогающим не только систематизировать и отобрать наиболее полезную информацию, но и выразить ее в доступной форме. Решением стал графическо-коммуникационный дизайн, а именно одна из его форм – инфографика.

Инфографика – это способ подачи материала через сочетание различных визуальных источников, таблиц, схем, графиков и небольших пояснительных текстов (легенд), целью которого является быстро, доступно и лаконично преподнести сложную информацию и объемный материал.

Отличие инфографики от иллюстрации кроется в смысловой нагрузке, а от стандартных диаграмм - в стилизации и применении дизайнерских решений, с целью привлечения внимания, обеспечения наглядности и удобства восприятия информации. Таким образом, можно сказать, что инфографика это самодостаточный объект информации, в то время как иллюстрация служит украшением текста и сама по себе не несет особой смысловой нагрузки (см. рисунок 1).

Рис. 1. Отличие инфографики от иллюстрации

Рис. 1. Отличие инфографики от иллюстрации

Неоднородная структура инфографики и ее виды позволяют преобразовать в нее почти всё: события и явления; предпосылки и причины; схемы; справки об исторических личностях; карты; причинно-следственные связи.

Рис. 2. Виды инфографики

Рис. 2. Виды инфографики

Инфографика, как интеллектуальная культура усвоения знаний – эффективная и времясберегающая. Однако, следует учитывать и то, что инфографика не может полностью заменять текст. Ее функция – быть эффективным дополнением к теме.

Применение инфографического материала на уроках истории рассматривает Р.Ю. Ахматова [2, с. 133-135]. В своей статье она отмечает, что, составляя план занятия, учитель должен учитывать то, что ученики имеют различный уровень подготовки и восприятия информации, это связано с различными психологическими и культурными особенностями. В данном случае, благодаря своей информативности и лаконичности, инфографика позволяет быстро объяснить и передать те или иные знания по изучаемой теме. А.З. Редько в своих исследованиях, говорил о том, что наглядно-образовательный материал способствует более прочному усвоению образов, событий, предметов и даже закреплению понятий [6, с. 97-127].

В современных учебниках иллюстративный материал чаще всего представляет собой набор картинок, которые сопровождают параграф. Отнести данные иллюстрации к инфографике невозможно и несмотря на всю красочность этих иллюстрацией, ни учителя, ни учащиеся не относятся к ним как к источнику информации [3, с. 160]. Исключением являются карты. Данную точку зрения можно подкрепить словами М.В. Коротковой: «Подчас кроме карт учитель истории практически не имеет никаких наглядных пособий… поэтому ему приходится изготавливать их самому.» [5, с. 6].

Как известно, ФГОС требует от педагогов и обучающихся развития универсальных действий, компетенций в области учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельностей, а программы учебных предметов и курсов должны учитывать необходимость развития у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий [8]. В первую очередь, развитие подобных навыков можно осуществить благодаря проектной деятельности по составлению инфографического материала, которая будет способствовать развитию всех видов компетенций.

В западной среде инфографика, используемая в образовательных целях, будь то подспорье для лекционного материала учителя и/или опорный конспект, созданный студентом в качестве конспекта лекции, уже не является чем-то диковинным. Однако, как в отечественной, так и в зарубежной среде существует не так много литературы и исследований по ней и её эффективности.

С целью доказать потенциал использования инфографического материала в образовательном процессе было проведено исследование, участниками которого стали студенты колледжа. Участники были поделены на две группы – контрольную и экспериментальную. В конце курса от них требовалось сдать тест в рамках пройденного материала. Для работы был подготовлен ряд инфографических материалов, составлены опросники и тесты.

На ознакомительном занятии студенты были проинформированы о том, что такое инфографика, каковы ее функции, также были представлены тестовые ознакомительные варианты инфографики. В ходе исследования инфографический материал являлся неотъемлемой частью занятий, проводимых с экспериментальной группой. В конце курса был проведен опрос касательно их мнения об инфографике.

Предварительное анкетирование студентов позволило получить ответы на следующие ниже представленные вопросы (см. рисунки 3, 4).

Рис. 3. Первичные ответы участников

Рис. 3. Первичные ответы участников

Рис. 4. Первичные ответы участников

Рис. 4. Первичные ответы участников

Рассмотрим пример проведения занятия с экспериментальной группой на примере следующих тем: «Раздробленность на Руси»; «Монгольское завоевание и его последствия; «Русь после монгольского нашествия».

Данное занятие проходило как семинар. В рамках заданной темы были сформированы основные проблемы, очерчены границы исследования. Дидактическими средствами были:

  1. учебное пособие по истории [1];
  2. лекционный материал;
  3. иллюстративно-презентативный и инфографический материал.

Общая лекционная часть затрагивала тему монгольского завоевания, русско-монгольских отношений, разбора роли владимирских и московских князей в процессе возвышения Москвы. Семинар сопровождался дискуссией со студентами, обменом мнениями и постановкой вопросов. В учебном пособии данным темам отводится 16 страниц, на них присутствует три иллюстрации. Текст учебника не в полной мере способен предоставить ответы на вопросы, которые он предъявляет к обучающимся после изучения тем (см. рисунок 5).

Рис. 5. Вопросы к теме

Рис. 5. Вопросы к теме

В данном случае инфографический материал компенсировал, дополнял и группировал основной материал. Он стал хорошим методическим средством, способствующим быстрому ознакомлению с ключевыми фактами за достаточно короткое время. Инфографический материал сумел передать суть монгольских завоеваний и затронуть положение Руси в данный исторический период, а также рассказал о взаимоотношениях Руси с Западными соседями, и немного подробнее о политической жизни и архитектуре княжеств (см. рисунок 6, 7, 8).

Рис. 6. Инфографика к теме «Раздробленность на Руси»

Рис. 6. Инфографика к теме «Раздробленность на Руси»

Рис. 7. Инфографика к теме «Раздробленность на Руси»

Рис. 7. Инфографика к теме «Раздробленность на Руси»

Рис. 8. Инфографика к теме «Раздробленность на Руси»

Рис. 8. Инфографика к теме «Раздробленность на Руси»

Работа с инфографикой осуществлялась в рамках ознакомления с темой, выступая сопроводительным материалом лекции для удобства восприятия темы, для ответов на вопросы, содержащихся в инфографике и учебнике, к пройдённой теме, а также для дискуссий и обсуждений (см. рисунок 9).

Рис. 9. Вопросы, содержащиеся в инфографике

Рис. 9. Вопросы, содержащиеся в инфографике

Исследование ставило перед собой цель продемонстрировать эффективность применения инфографического материала в процессе обучения. Как говорилось ранее, апробация эффективности применения инфографического материала проводилась в рамках двух групп. В конце курса студенты контрольной и экспериментальной групп сдали тест по пройденному материалу. Результаты теста можно увидеть на рисунке 10.

 

Рис. 10. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп

Рис. 10. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп

Анализируя данную информацию можно утверждать, что использование инфографики улучшило достижения участников экспериментальной группы. Этот результат можно объяснить информативностью и визуальной привлекательностью инфографики, которая облегчила понимание информации. Так, средний балл успеваемости в контрольной группе составил 4,07, в то время как в экспериментальной группе – 4,26.

Исследования показали, что структурированная и прочная информация, изложенная в виде инфографики, способствовала лучшему усвоению информации.

Каково же итоговое мнение участников относительно влияния инфографики на образовательный процесс? Результаты опроса учащихся об оценке ее возможностей представлены на рисунке 11-12.

Рис. 11. Результаты опроса учащихся об оценке возможностей инфографики

Рис. 11. Результаты опроса учащихся об оценке возможностей инфографики

Как видно из приведенных данных, около 92% участников экспериментальной группы отметили, что инфографика положительно повлияла на них. Студенты указали, что инфографика привлекла их внимание, помогла им легко понять сложную информацию и определить ключевые слова и понятия, помогла им отфильтровать не относящиеся к делу данные, организовать информацию в логические группы, расширила их понимание скрытых взаимосвязей, улучшила навыки критического мышления.

 

Рис. 12. Ответы участников после завершения курса

Рис. 12. Ответы участников после завершения курса

Стоит отметить и то, что значительная часть студентов экспериментальной группы не определились со своим отношением к инфографике. Причиной такого отношения, может быть отсутствие опыта работы с ней у студентов ранее.

Делая общий вывод можно отметить, что в целом инфографика, как один из методов подачи информации в ходе исследования зарекомендовала себя с положительной стороны. Большинство участников выразило положительное мнение об инфографике, посчитав ее более эффективной формой визуализации информации. Таким образом можно утверждать, что инфографика должна быть использована в качестве учебного материала. Наибольший эффект ее применения может быть достигнут в точных науках.

Visualization of educational material through infographics: potential and perspective.

Ilmiev R.I.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Andreev Igor Lvovich,
Associate Professor, Department of Russian History, Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

Annotation: this article is devoted to the use of infographics in the educational process. Infographics is a modern and effective method of data visualization that contributes to better assimilation of information. As a structure, infographics consists of various components, it is able to attract the audience's attention to the research topic, convey information in a simple and concise form while maintaining the integrity of the narrative plot.
Keywords: infographics, infographic design, visualization, development of visual thinking, educational process.


  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей, Часть 1. СПб.: Academia, 2012. 320 с.
  2. Ахатова Р. Ю. Возможности применения инфографики в процессе обучения. // Молодой ученый – 2016. № 11 (115). С. 133-135
  3. Вяземский Е.Е., Стрелова. О.Ю. Проектная деятельность школьников на уроках истории: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М: Просвещение, 2017. 160 с.
  4. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика // Издательский дом «Первое сентября» (дата обращения: 15.07.2021).
  5. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М: Гуманит, 2000. 175 с.
  6. Редько А.З. Пути формирования представлений у учащихся пятых классов при изучении истории // Известия АПН РСФСР. 1956. №76. С. 97-127.
  7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения Избранные педагогические произведения. М: Просвещение, 1968. 557 с.
  8. ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) // Федеральные государственные образовательные стандарты/ (дата обращения: 15.07.2021).
  9. ЦФИ. Образование в цифрах: 2019 / Бондаренко Н.В., Гохберг, Л.М., Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Озерова О.К., Саутина Е.В., Шугаль Н.Б., М: НИУ ВШЭ, 2019. 96 с.
  1. Artemov V.V., Lubchenkov Yu.N. History for professions and specialties of technical, natural-scientific, socio-economic profiles, Part 1. St. Petersburg: Academia, 2012. 320 pages.
  2. Akhatova R.Yu. Possibilities of using infographics in the learning. // Young scientist 2016. № 11 (115). Page: 133-135.
  3. Vyazemsky E.E., Strelova. O.Yu. Project activity of schoolchildren in history lessons: studies. a manual for general education. organizations. Moscow: Enlightenment, 2017. 160 pages.
  4. How to teach history in a modern school: theory and methodology // Publishing house «The first of September». (date of the address: 15.07.2021).
  5. Korotkova M.V. Visibility in history lessons. Moscow: Humanit, 2000. 175 pages.
  6. Redko A.Z. Ways of forming ideas among fifth grade students in the study of history // Izvestiya APN RSFSR. 1956. № 76. Page: 97-127.
  7. Ushinsky K.D. Selected pedagogical works Selected pedagogical works. Moscow: Enlightenment, 1968. 557 pages.
  8. Federal State Educational Standard of Basic general education (5th - 9th grades) // Federal State Educational Standards (date of the address: 15.07.2021).
  9. CFI. Education in numbers: 2019 / Bondarenko N.V., Gokhberg, L.M., Kovaleva N.V., Kuznetsova V.I., Ozerova O.K., Sautina E.V., Shugal N.B., Moscow: HSE, 2019. 96 pages.