Аннотация. В статье рассматривается проблема совершенствования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельной работе обучающихся. Анализируются виды внеаудиторной работы школьников при изучении английского языка, а также описываются способы использования веб ресурсов при изучении грамматики при подготовке к ЕГЭ.

Ключевые слова: самостоятельная работа обучающихся, веб ресурсы, индивидуализация процесса обучения, ЕГЭ.

В современной методике преподавания иностранного языка важная роль отводится самостоятельной работе обучающихся, что обусловлено требованиями общества к задачам образования. Изучение иностранных языков, помимо аудиторной работы, требует самостоятельности и креативности. В ходе самостоятельной работы обучающиеся эффективнее овладевают знаниями, умениями и навыками не только через познавательную и практическую деятельность, но и в течение подготовки к урокам.

Предполагается, что в общеобразовательных школах подготовка к ЕГЭ на занятиях не осуществляется, поэтому особенности формата единого государственного экзамена и особенности подготовки обучающийся должен освоить сам. Внеаудиторная самостоятельная работа по иностранному языку предполагает приобретение соответствующих умений и навыков на всех этапах учебной деятельности. Подобная работа по заданию преподавателя проводится при его методическом руководстве, но без его непосредственного участия. Более того, сегодня преподавателю сложно оценить и проверить истинные знания учеников, зато современный обучающийся способен мгновенно найти в интернете ответ на вопрос по школьной программе.

Существуют следующие виды самостоятельной работы обучающихся:

  • изучение и овладение новым материалом;
  • отработка и закрепление знаний;
  • выполнение практических задач;
  • формирование умений и навыков практического характера;
  • применение знаний в непредвиденных ситуациях, требующих творческого подхода [1].

Если обучающийся знает, как расширить свой словарный запас, работать с иноязычными источниками и овладеть грамматическими структурами, то его самостоятельная подготовка к ЕГЭ по иностранному языку будет успешной.

Роль преподавателя заключается в контроле действий обучающегося, помощи при планировании самостоятельной работы с учетом сложности при освоении английского языка и консультирование относительно рационального и полного использования личного времени и ресурсов для выполнения заданий. При этом следует помнить, что объем самостоятельной работы и ее содержание должны быть посильными для обучающихся, которые должны быть практически подготовлены к выполнению определенных самостоятельных упражнений. Задания должны быть не настолько просты, чтобы обучающийся мог выполнить их без помощи преподавателя, но и не настолько сложными, чтобы было невозможно их выполнить.

В проверочной работе в центре внимания оказываются оценивание степени прогресса и личностного продвижения обучающихся в процессе освоения знаний, включающие как самооценивание (self-assessment), так и взаимооценивание (peer assessment). Самостоятельная работа при изучении иностранного языка – это высший специфический вид учебной деятельности, который требует от обучающихся высокого уровня самосознания, активности, целеустремленности, самодисциплины и ответственности – развитие этих качеств личности являются одновременно условием и целью подобного типа обучения.

Для полноценной реализации самостоятельной подготовки обучающегося к ЕГЭ по английскому языку, должны соблюдаться следующие условия:

  1. появление принципиально иной когорты обучающихся – школьников и студентов, которые являются яркими представителями «сетевого поколения» и которые по своему психологическому складу настроены на инновации: их стремительно меняющийся мир не приемлет стагнации;
  2. наличие виртуальной среды, потенциально значимой для процесса обучения иностранному языку; в этой среде можно использовать видео-, аудиоматериалы, актуальнейшие новостные данные, энциклопедические, справочные источники [2].

Именно поэтому одним из способов повышения эффективности самостоятельной работы остается использование интерактивных программ и тестов. Более того, выпускники учебных учреждений сдают экзамены в формате тестирования, в том числе и ЕГЭ, что подчеркивает актуальность их применения в обучении английскому языку.

Отличительная особенность формы образования с использованием компьютерных технологий состоит в том, что содержание заданий и целых курсов должно соответствовать требованиям образовательного стандарта. Необходимо научить обучающегося выделять и применять для решения задач те информационно-коммуникативные технологии, которые будут наиболее результативными. Умение работать в таком пространстве дает возможности более эффективно преподнести учебный материал за счет использования иллюстраций, медиа файлов и моделирующих сред [3].

Изучение иностранного языка через компьютерные программы имеет ряд преимуществ:

  • чёткость заданий и их краткость;
  • автоматическая проверка выполненного учебного материала;
  • дифференцированность заданий;
  • возможность работать в собственном темпе или же, наоборот, установить ограничение по времени для прохождения заданий [4].

На сегодняшний день существует широкий выбор обучающих программ и приложений с интерактивными текстами. Наиболее часто используемыми и удобными считаются:

  • MultiTester System;
  • Microsoft PowerPoint;
  • Indigo;
  • Hot Potatoes;
  • EasyQuizzy;
  • MyTestX;
  • Айрен;
  • Проверка всех знаний;
  • Экзаменатор;
  • Комплекс сетевого тестирования и др. [5]

Также выделяется ряд особенностей, которыми обладают подобные приложения и программы: создание разных типов заданий, включая установление соответствий, множественный выбор, восстановление последовательности, создание кроссворда, указание истинности или ложности утверждения; наличие таймера; возможность использование аудио- и видеофайлы для отработки различных типов речевой деятельности и вывод результата на экран как полный отчет о прохождении теста.

Обучение английскому языку с помощью смартфонов также стало доступным и вызывающим интерес у обучающихся приемом развития иноязычных навыков и умений, который приобрел широкое распространение в современной методике преподавания.

Возможность осуществлять непрерывное обучение стало одним из главных преимуществ использования мобильных приложений, поскольку устройство всегда доступно для использования. К преимуществам также стоит отнести мультимедийность и гипертекстуальность, что способствует увеличению интенсивности обучения. Так, например, гиперссылки в мобильных приложениях приводят обучающего к ресурсу с необходимой информацией гораздо быстрее, чем поиск в бумажных носителях, словарях [6]. Примеры мобильных приложений, простых и удобных в использовании при подготовке к ЕГЭ:

  1. British Council Grammar;
  2. Quizlet;
  3. LearningApps;
  4. Kahoot;
  5. Puzzle English;
  6. Leo Sellivan’s (Lexical grammar to language teaching) и другие.

Социальные сети, такие как ВКонтакте, Facebook, Instagram, можно использовать для формирования следующих навыков: аудирования, чтения, письма и говорения.

Грамматические навыки могут формироваться через переписку с иностранными пользователями. Также пользователи соцсетей могут вступать в зарубежные сообщества, участвовать в конкурсах на английском языке и оставлять комментарии под записями и постами сообществ и иноязычных блогов.

Формирование грамматических навыков проходит в три основных этапа:

  1. ознакомление и первичное закрепление для продуктивных навыков; ознакомление с новым грамматическим явлением для рецептивных навыков;
  2. тренировка; тренировка и автоматизация данного явления в чтении и слушании;
  3. применение для продуктивных и рецептивных навыков [7].

О важности использования электронных ресурсов для повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка говорит большинство исследователей в области современной методики преподавания иностранного языка. Современные дети и подростки часто воспринимают только то, что представлено для них в привлекательной оболочке, особенно в цифровом формате.

Обучающимся также стоит понимать, насколько они готовы к написанию единого государственного экзамена, и осознавать, какие темы им даются тяжелее и над ними нужно еще поработать. Поэтому первое, что им необходимо выполнить – это пройти диагностический тест по разделу «Грамматика и лексика». Это можно сделать на сайте Macmillan, где ограниченное время и экзаменационный формат заданий помогут им осознать степень своей готовности к экзамену. После выполнения заданий обучающимся будут показаны ответы и процент правильно выполненных заданий.

Таким образом, чтобы получить хорошие результаты экзаменов по итогам школьного обучения, необходимо на протяжении всего периода подготовки активно усваивать новый и повторять уже пройденный материал. Усидчивость и внимательность на уроках в сочетании с ответственным отношением к самостоятельному изучению языка станут гарантом высокого балла на ЕГЭ.

Веб инструменты в значительной степени способствует интенсификации самостоятельной работы при изучении английского языка, являясь мощным средством увеличения интереса и повышения мотивации к обучению студентов.

Рационально спланированная, многообразная и регулярная внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся способствует более глубокому пониманию и усвоению отдельных грамматических тем английского языка, а также способствует индивидуализации процесса обучения, дифференцируя студентов по уровню подготовки и наличию у них умений и навыков самостоятельного умственного труда.

The technology of organizing independent work of students in order to prepare for the exam (English, grammar)

Belysheva M.D.
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Molchanova Maria Aleksandrovna
Deputy Head of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. The article deals with the problem of improving foreign language grammatical competence through autonomous work of learners. The types of extracurricular work when studying English are analyzed, and the ways of using web resources in studying grammar for the UST are described.
Keywords: autonomous studying, web resources, individualization of the learning process, the exam


  1. Горбунова Г.А. Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников: дис. канд.пед.наук: 13.02.2010. М., 2010. 669 с.
  2. Тарева Е.Г. Инновации в обучении языку и культуре: PRO ET CONTRA. М.: Науки об образовании, 2012. 8 с.
  3. Абдрахманова И.Э. Методика работы над словом на аудиовизуальных занятиях русским языком как иностранным / Языкознание и литературоведение. 2009. С. 5.
  4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательство «Академия». 2007. 368 с.
  5. Калитиевская Е.Д. Самостоятельная работа учащихся на основе интерактивных тестов при изучении иностранного языка. 2015. С. 718
  6. Исмагилова Г. К. Мобильные приложения как современное средство изучения английского языка: инновационная наука. М.: Научная электронная библиотека «Киберленинка», 2017. 143 с.
  7. Романова Г.В. Проблема развития иноязычной грамматической компетенции / Педагогическое образование. 2015. 7 c.
  1. Gorbunova G.A. Innovative technologies for a differentiated and individual approach to the development of artistic and creative abilities of primary schoolchildren: dis. kand.ped.nauk: 13.02.2010. M., 2010. 669 pages.
  2. Tareva E.G. Innovation in teaching language and culture: PRO ET CONTRA. M.: Nauki ob obrazovanii, 2012. 8 pages.
  3. Abdrahmanova I.E. Methods of working on a word in audiovisual classes in Russian as a foreign language / Linguistics and Literary Studies. 2009. Page 5.
  4. Polat E.S. Modern pedagogical and information technologies in the education system. M.: Izdatelstvo «Akademiya». 2007. 368 pages.
  5. Kalitievskaya E.D. Independent work of students on the basis of interactive tests in the study of a foreign language. Metodika professionalnogo obrazovaniya. 2015. Page:718
  6. Ismagilova G.K. Mobile Apps as a Modern Tool for Learning English: An Innovative Science. M.: Nauchnaya elektronnaya biblioteka «Kiberleninka», 2017. 143 pages.
  7. Romanova G.V. The problem of developing a foreign language grammatical competence / Pedagogicheskoe obrazovanie. 2015. 7 pages.