Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки к ОГЭ по русскому языку. Рассмотрены плюсы и минусы дистанционной формы подготовки. Определены причины и способы преодоления трудностей.

Ключевые слова: дистанционная форма обучения, русский язык, ОГЭ, сочинение.

Основной государственный экзамен (далее – ОГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования [1]. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы. В 2020 году экзамен состоит из 9 заданий. №1 – сжатое изложение, №№ 2-8 – задания с кратким ответом, №9 – задание с развернутым ответом (сочинение). Продолжительность экзамена составляет 235 минут.

Подготовка к ОГЭ – ответственный и трудоемкий процесс, как для ученика, так и для учителя. Поскольку с марта текущего года было введено дистанционное обучение в России в связи с пандемической ситуацией в мире, и школьники, и учителя оказались в непривычных условиях работы.

Существует мнение, что развитие методов дистанционного обучения является приоритетным направлением совершенствования технологий традиционного образования. С ним можно согласиться или опровергнуть его. Но не подлежит сомнению то, что подходы и методы дистанционного обучения должны учитывать ряд факторов:

  • здоровье;
  • эмоциональное состояние;
  • мотивация;
  • техническое оснащение;
  • условия обучения ученика;
  • особенности организации учебного пространства преподавателем.

Каждый из этих факторов сказывается на эффективности образовательного процесса и конечном результате.

Наиболее проблемным моментом, с которым я столкнулась, проводя дистанционные уроки – это отсутствие полного контроля за деятельностью ученика. Нет полной уверенности, что он не использует различного рода шпаргалки, и соответственно, мне сложнее оценить результативность его работы. Возникает законеомерный вопрос: сможет ли ученик набрать такое же количество баллов на экзамене? Эта проблема была решена следующим образом: Во время урока одновременно используются два устройства, например, ноутбук и телефон. На ноутбуке запускается программа Skype, с помощью которой ученик устраивает демонстрацию своего экрана, и преподаватель видит, что находится перед глазами ученика во время образовательного процесса. Со второго устройства, например, телефона используется аналогичная программа. Например, мною использовалась видеосвязь в Whatsapp. Мобильное устройство устанавливается в таком положении, чтобы полностью отображалась рабочая поверхность стола обучающегося, главное – чтобы отображались его руки. С помощью этого несложного приема можно быть полностью уверенным, что ученик озвучивает лишь свои суждения, а в его тетради отображаются только его мысли. Конечно, нельзя полностью исключать фактора «вспомогательного лица» за кадром в виде друга или родственника, но такая вероятность крайне мала.

При внедрении этого приема было отмечено следующее:

  • внутреннее сопротивление некоторых обучающихся, что подтвердило опасения в недобросовестности некоторых учеников;
  • легкость технического исполнения – ни у одного ученика не возникла сложность с нахождением двух различных устройств. Следует особо подчеркнуть, что камера и микрофон требуются лишь на одном из них (как правило, это телефон);
  • простота в использовании – ученику не приходится держать устройства, нажимать на них, искать какой-либо материал, т.е. они выполняют лишь контролирующую функцию, заменяющую глаза учителя во время очного урока.

Существенным плюсом является многообразие и доступность информационных и образовательных ресурсов, используемых при подготовке.

Сложности, с которыми сталкиваются учащиеся, многообразны и индивидуальны. Однако можно выделить наиболее распространенные из них. Начать стоит с того, что для среднего ученика сочинение является наиболее проблематичным видом работы. В рамках задания 9.3. ученикам предлагается написать сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса определение конкретного морально-этического понятия. Свои мысли необходимо подкрепить двумя примерами: из представленного текста и жизненного опыта. Ключевая проблема, по моему мнению, заключается в том, что духовный опыт современного подростка достаточно беден, и подавляющее большинство никогда не задумывалось о том, что такое «взаимовыручка», «драгоценные книги», «нравственный выбор» и «сила духа». Подготовка с такими учениками ведется согласно следующему алгоритму:

  • определение каким, «хорошим» или «плохим» является это качество/чувство;
  • «игра» в ассоциации;
  • использование наводящих вопросов учащемуся;
  • формулировка предварительного определения;
  • обращение к толковому словарю.

После того как у ученика сложится представление о теме сочинения можно приступать к анализу текста. Стоит подчеркнуть, что предложенный текст является самым значимым помощником экзаменуемого.

Читая текст, ученик должен искать ответы на вопросы: Кто из героев обладает данным качеством? В чем оно проявляется?

Следуя этому простому алгоритму, преподаватель может сформировать в сознании ученика понятий аппарат требуемого определения.

Еще одной проблемой, связанной с написанием сочинения, является отсутствие логики изложения собственных мыслей. Учащийся понимает, что ему надо написать сочинение на тему «Что такое любовь?» [2, с. 186], формирует тезис, основанный на том, что любовь – это сильнейшее чувство, проявляющееся в заботе и желании дарить возлюбленному радость, а далее начинает, например, приводить аргументы, иллюстрирующие, что любовь доводит людей до самоубийства.

Для устранения этой сложности может быть использован прием «я учитель». Ученику предлагается изучить готовую работу, содержащую подобные ошибки, и прокомментировать. Критиковать легче, чем создавать, поэтому этот прием достаточно эффективен.

По моему мнению, универсальным способом решения любой трудности является вера в себя и свои возможности. Педагог должен вселить в ученика уверенность. Для этого предлагается вести индивидуальные листы прогресса.

Таким образом, можно сделать вывод, что любые сложности решаемы. Задача педагога подсказать ученику эффективные пути, ведущие к устранению проблем. А это возможно только при условии постоянного методического роста учителя и любви к своей профессии.

Ways of overcoming difficulties in the preparation of the State Final Attestation in the Russian language

Spineva I.I.
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Annotation. The article is devoted to the problem of preparation for the unified state exam in Russian. The pros and cons of remote training are considered. The reasons and ways of overcoming difficulties are defined.
Keywords: distance learning, Russian language, use, essay.


  1. Федеральный институт педагогических измерений. (дата обращения: 06.05.2020).
  2. Цыбулько И.П., Малышева Т.Н., Швецова Е.В. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. М.: Национальное образование, 2020. 240 с.
  1. Federal Institute of pedagogical measurements. (date of the address: 06.05.2020).
  2. Tsybulko I.P., Malysheva T.N., Shvetsova E.V. OGE. Russian language: standard examination options: 36 options. Moscow: National education, 2020. 240 pages.