Аннотация. В данной статье мы рассмотрим проблему особенностей социально-психологического климата школьного класса общеобразовательной школы и православной гимназии. Рассмотрены различия в особенностях социально-психологического климата, обусловленные сплоченностью, уровнем развития группы и единством мнений в школьных классах общеобразовательной школы и православной гимназии.

Ключевые слова: социально-психологический климат, школа, православная гимназия, сплоченность, уровень развития группы, единство мнений.

В настоящее время изучение особенностей социально-психологического климата школьного класса, обусловленных обучением в православной гимназии актуально.

Актуальность исследования состоит в необходимости изучения условий успешности социально-психологической адаптации ребенка к школе. Одним из показателей успешности социально-психологической адаптации учащихся выступает социально-психологический климат школьного класса. Кроме того, здоровый социально-психологический климат школьного класса также является и одним из серьезных факторов учебной мотивации [1, 2]. Исследование особенностей психологического климата школьного класса православной гимназии и школьного класса простой школы позволит выявить возможности формирования оптимального климата учебной группы как одного из условий успешности обучения.

Психологический климат показывает качество межличностных отношений в классе, определяет атмосферу и эмоциональную структуру класса, раскрывает особенности отношений с одноклассниками и их роль в развитии личности в системе социальных отношений в будущем, психологическое благополучие. Человек является частью социума и для того, чтобы комфортно чувствовать себя в обществе, необходимо научится выстраивать доброжелательные взаимоотношения уже в школьном возрасте [3, 5].

Психологический климат определяется не только особенностями взаимодействия одноклассников, но и согласованностью их системы установок по главным вопросам, например, каким должен быть успешный ученик. В школах с православным обучением существует специфика системы ценностей и установок, обусловленная религиозными канонами – совместное чтение молитвы, соблюдение религиозных традиций, изучение основ христианства.

В современной России интерес к религии усиливается, наблюдается явление клериколизации не только в общественной жизни, но и в образовании. Православные образовательные учреждения (православные гимназии, университеты) представляют собой альтернативу светским образовательным учреждениям. Интерес к православным школам продиктован противоречивостью мнений в обществе по отношению к роли, которую религия играет в становлении личности и, в частности, в формировании доброжелательных социальных отношений. Также в обществе существует позиция, согласно которой, религия ведёт к фанатизму, интолерантности и деградации личности. На данный момент не существует единого мнения по поводу влияния религиозного обучения на качество межличностных отношений [5].

В исследовании приняли участие два школьных 11-х класса из двух школ и по 3 преподавателя из каждого учебного заведения в роли экспертов: 16 учеников и 3 учителя из СОШ г. Москвы; 16 учеников и 3 учителя из частной православной гимназии г. Москвы.

Были использованы следующие методы исследования:

  1. Методика «Изучение сплоченности группы».
  2. Методика «Изучение психологического климата в учебной группе».
  3. Методика «Оценка психологической атмосферы в коллективе» А.Ф. Фидлер.
  4. Методика «Исследование стереотипов восприятия успешного ученика».
  5. Методика «Экспертная оценка сплоченности учебной группы.
  6. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
  7. Критерий t-Стьюдента.

Первым этапом диагностического исследования стало проведение методики «Изучение психологического климата в учебной группе» [6, 7] для определения психологического климата в ученических классах.

Целью является нахождение количественного выражения уровня психологического климата в классах православной гимназии и общеобразовательной школы.

В результате обработки данных согласно ключу методики мы получили показатели коэффициентов психологического климата (С) каждого класса: С общеобразовательной школы = 39,3 балла и С православной гимназии = 38,3 балла.

Это свидетельствует, что в обоих классах наблюдается оптимальный уровень климата (при максимуме 60 баллов).

Сравнительный статистический анализ с помощью критерия t-Стьюдента показал отсутствие различий (Тэмп = 0.7; при p≤0.05 Ткр.=2,04 и p≤0.01 Ткр.=2,75). Таким образом, в обоих классах наблюдается одинаковый (оптимальный) климат.

Далее мы провели сравнительный анализ профилей климата классов по методике «Оценка психологической атмосферы в коллективе» А.Ф. Фидлера [4].

Нами были построены по средним значениям показателей климата два профиля, характеризующих психологическую атмосферу в школьных классах (см. рис.1.).

Согласно ключу методики, оптимальным климатом считается показатели 4-5 баллов и меньше, а значения больше 5 баллов свидетельствует о неблагополучии.

Профили климата учебных классов православной гимназии и общеобразовательной школе

Рис. 1 Профили климата учебных классов православной гимназии и общеобразовательной школе.

На рисунке 1. видно, что:

  • благоприятнее атмосфера в классе православной гимназии, так как значение ответов ближе к 1;
  • психологическая атмосфера в классе СОШ находиться в оптимальной зоне.
  • Наиболее благоприятные показатели в обоих классах - дружелюбие и взаимная поддержка, а наименее всего – увлеченность.

Сравнительный анализ при помощи Т-критерия Стьюдента выявил достоверные различия на уровне р≤0,01 (Результат: tЭмп = 3.9 при tКр p≤0.05=2,04 и p≤0.01=2,75).

Мы делаем вывод, что в классе православной гимназии психологическая атмосфера благоприятней, чем в классе обычной школе.

Методика «Экспертная оценка сплоченности учебной группы» [4]

Цель: выявить экспертную оценку групповой сплоченности классов.

Нами было проведено анкетирование учителей по уровню сплоченности учебной группы. В результате обработки данных установлено:

  • уровень сплоченности класса СОШ соответствует 91 баллу, что согласно ключу методики оценивается как высокий уровень сплоченности группы.
  • уровень сплоченности класса православной гимназии соответствует 66 баллам, что согласно ключу оценивается как средний уровень групповой сплоченности.

Таким образом, на основе экспертной оценки учителей групповая сплоченность выше в классе СОШ, чем в классе православной гимназии.

В результате психодиагностики (методика «Изучение сплоченности группы» [4]) нами были получены первичные данные, характеризующие степень ценностно-ориентационного единства учащихся в оценке личностных качеств ученика.

С – коэффициент ценностно-ориентационного единства
С = 1.4n – N/6N, где N-число участников, n-сумма выборов, приходящих на 5 качеств личности более повторяющиеся.
С = 1,15 достиг уровня коллективизма в классе общеобразовательной школы.
С = 1,25 достиг уровня коллективизма в классе православной гимназии.

На основе первичных данных составлена таблица 1, отражающая рейтинг категорий качеств личности, преобладающих в учебной группе в выборках школьников православной гимназии и общеобразовательной школы.

Таблица 1.Сравнения категорий качеств личности школьников православной гимназии и общеобразовательной школы

Категории качеств личности школьников Православная гимназия Общеобразовательная школа
∑ баллов Рейтинг ∑ баллов Рейтинг
Отношение к учёбе 28 1 34 1
Учебно-организационные умения 15 2 6 6
Отношение к товарищам 13 3 13 2
Качества ума 7 4 11 3
Общий стиль поведения и деятельности 6 5 0 7
Отношение к себе 6 5 11 3
Качества, характеризующие знания 5 7 9 5

Из Таблицы 1 можно увидеть, что:

  • общим для учеников СОШ и православной гимназии является отношение к учёбе.
  • основное различие наблюдается в приоритетах качеств, характеризующих учебно-организационные умения (выше в православной гимназии) и отношение к себе (выше в обычной школе).

С целью установления различий в ранжировании ценных качеств ученика нами был проведен корреляционный анализ Спирмена, который в случае выявления связи свидетельствует о сходстве рангов, а в случае отсутствия достоверной связи – показывает различия ранговых рядов, т.е. различия в оценках качеств учеников в двух классах.

Были получены следующие результаты: rs = 0.509, критические значения для N = 7 p≤0.05=0,75 и p≤0.01=0,94, что свидетельствует о том, что корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости.

На основании проведенного исследования можно утверждать, что существуют различия в особенностях социально-психологического климата, обусловленные сплоченностью, уровнем развития группы и единством мнений в школьных классах общеобразовательной школы и православной гимназии.

Socio-psychological climate of the class of a comprehensive school and an Orthodox gymnasium

Demidenko M.V.
student of Moscow Pedagogical State University, Moscow

Research supervisor:
Anufriev Alexander Fedorovich
Professor, Department of Psychology of Labor and Psychological Advice, Institute of Pedagogy and Psychology of the Moscow Pedagogical State University, Doctor of Psychological Sciences, Professor.

Annotation. In this article, we consider the problem of the peculiarities of the socio-psychological climate of the school class of a secondary school and an Orthodox gymnasium. Differences in socio-psychological climate are considered due to cohesion, level of group development and unity of opinions in school classes of general education school and Orthodox gymnasium.
Keywords: socio-psychological climate, school, Orthodox gymnasium, cohesion, level of group development, unity of opinions.


  1. Грибкова О.В. Речь как средство эффективной коммуникации в разрешении конфликтов. Прикладная психология: основные проблемы, перспективы и новые направления Учебное пособие. Под редакцией О.И. Каяшевой, М.Б. Позиной. Санкт-Петербург, 2018. С. 49-56.
  2. Лебедев, В.Ю., Викторов, В.Ю. Религоведение: Учебник. М.: Изд-во Юрайт, 2013. 496 с.
  3. Немов, Р.С. Психология: В 3-х т. Т.З. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М., Владос, 2000. 630с.
  4. Фетискин, Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Издательство Института Психотерапии. 2011. 490 с.
  1. Gribkova O.V. Speech as a means of effective communication in conflict resolution. Applied Psychology: Main Problems, Perspectives and New Directions Tutorial. Edited by O.I. Kayasheva, M.B. Posina. St. Petersburg, 2018. Page: 49-56.
  2. Lebedev, V.Yu., Viktorov, V.Yu. Religious studies: Textbook. M.: Publishing House Urright, 2013. 496 pages.
  3. Nemov, R.S. Psychology: In 3 tons. T.Z. Psychodiagnostics. Introduction to scientific psychological research with elements of mathematical statistics. M., Vlados, 2000. 630 pages.
  4. Fetiskin, N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Socio-psychological diagnosis of the development of personality and small groups. M., Publishing House of the Institute of Psychotherapy. 2011. 490 pages.