Научный руководитель: Князева (Цуркис) Галина Львовна доцент департамента музыкального искусства Института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук
Код уникальной десятичной классификации: 373.24

Аннотация. В статье рассмотрены способы развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста, обоснована необходимость развития ладового чувства, приведены результаты эксперимента, как доказательство наличия положительной динамики развития музыкальных способностей у детей за непродолжительное время.

Ключевые слова: Развитие музыкального восприятия, ладовое чувство, музыкальное воспитание; дети дошкольного возраста.

В современном мире необходима экспериментальная направленность работы педагога, характеризующая его как личность творческую и глубоко проникающую в педагогические проблемы. Следует сказать о важности соответствия поставленных педагогических задач и избранных методов их решения, о желательной оригинальности задействованных методик развития творческого потенциала детей, о возможности внедрения нового на базе ранее известных канонических знаний. Учитывая, что педагог ставит в работе важнейшую экспериментальную задачу сотворчества, совокупность деятельности должна быть пронизана духом поисковой активности и эвристическим ракурсом исследования. Проблема обучения детей дошкольного возраста грамотному восприятию музыкальных произведений всегда интересовала студентов и педагогов, она актуальна и по сей день. Для начинающего специалиста вопрос возникновения у детей интереса к музыке, формирования навыков музыкального восприятия, эмоциональной отзывчивости является проблемой, требующей пристального изучения. Важным фактором является желание создать психологический портрет ребёнка, с целью дальнейшего индивидуального подхода к развитию грамотного восприятия музыкальных произведений.

Зачастую в своей профессиональной деятельности педагоги делают больший акцент на развитие качеств слушателя и элементарного вокально-инструментального исполнения у детей дошкольного возраста. Безусловно, это основа, но нельзя не отметить также важность развития у детей ладового восприятия, ведь начиная с возраста 4-5 лет они особо восприимчивы к этой сфере музыкальной выразительности и испытывают необходимость в ней.

Рассмотрим нашу практику, как один из возможных вариантов развития ладового чувства у старших дошкольников.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе частного домашнего детского сада «Smile Fish» в г.Москве. Принимали участие 14 детей из старшей группы, 7 человек входили в состав экспериментальной группы, 7 – в состав контрольной группы. Исследование проводилось с начала сентября 2020 по начало октября 2020 года.

Данный вид работы был разделён на три этапа:
1 этап: Констатирующий эксперимент – сентябрь (первая неделя).
2 этап: Формирующий эксперимент – с начала сентября по конец сентября.
3 этап: Контрольный эксперимент – октябрь (первая неделя).

На первом и третьем этапах был установлен уровень развития музыкального восприятия детей. Данные анализировались, делались выводы.

Цель экспериментальной работы: определить развитие ладового чувства у дошкольников в процессе музыкального восприятия.

Продиктованные целю, были установлены следующие задачи:

  1. диагностировать развитие ладового чувства;
  2. рассмотреть процесс восприятия классической музыки на занятиях;
  3. сформулировать методы диагностики развития ладового чувства у дошкольников (5-6 лет);
  4. провести педагогический эксперимент;
  5. обобщить полученные результаты.

При подборе заданий для диагностики развития ладового чувства в детском саду мы стремились, чтобы они максимально отвечали возможностям дошкольников и требованиям эксперимента, на основе которого проводилось исследование. Диагностические задания проводились индивидуально с каждым ребенком группы.

В качестве музыкальных образцов, стимулирующих воображение, были выбраны пьесы из сборника П.И. Чайковского «Детский альбом». Дети слушали музыку, затем мы задавали вопросы, с помощью которых можно было выяснить уровень музыкального восприятия и эмоциональной отзывчивости у детей. После чего им было предложено, прослушав музыку ещё раз, изобразить свои впечатления на бумаге с помощью цветных карандашей.

Критерии оценивания, по которым проводился анализ:

  1. балл – низкий уровень. Ребенок не даёт ответ или затрудняется с ответом на вопрос, не понимает характер музыки и не может изобразить свои впечатления в виде рисунка.
  2. балла – базовый уровень. Ребенок испытывает эмоциональные переживания в ходе прослушивания музыки, но не может сформулировать идею рисунка и изобразить свои ощущения.
  3. балла – высший уровень. Ребенок испытывает спектр эмоций, соответствующий услышанной музыке, может объяснить своё мнение и изобразить в виде рисунка.

Далее, детям предлагается выполнить несколько заданий, в ходе которых они прослушают музыкальные композиции из указанного ранее «Детского альбома» П.И. Чайковского, и должны будут описать услышанное несколькими фразами, определить жанр и характер музыки, регистр звучания, и, в целом, иметь способность отличить одно произведение от другого.

Критерии оценивания по данным заданиям следующие:

  1. балл – не справляется с заданием и нет заинтересованности.
  2. балла – отвлекается, слушает не внимательно, но может дать ответ.
  3. балла – обладает отличным вниманием, безошибочно даёт ответ на вопрос.

Следовательно, исходя из вышесказанного, получаем следующие критерии оценивания по уровням:
Высший – 10-12 баллов.
Базовый – 7-9 баллов.
Низкий – 4-6 баллов.

В ходе первого экспериментального этапа были выявлены следующие результаты:
Контрольная группа (см. таблицу 1):
Способности на высшем уровне – 0 человек
Способности на базовом уровне – 4 человек
Способности на низком уровне – 3 человека

Таблица 1 Контрольная группа.

ФИО Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Общий балл
Вероника А. 2 2 2 1 7
Алена С. 1 1 2 1 5
Матвей С. 1 1 1 2 5
Иван Л. 2 2 2 2 8
Иван Ж. 1 2 2 2 7
Михаил Г. 2 2 2 2 8
Андрей П. 1 1 1 1 4

Экспериментальная группа (см. таблицу 2):
Способности на высшем уровне – 1 человек.
Способности на базовом уровне – 2 человека.
Способности на низком уровне – 4 человека.

Результаты диагностирования по каждому ребенку, для наглядного выявления уровня восприятия музыки, мы свели в таблицу. Последняя колонка – общая сумма баллов на первоначальном этапе.

Таблица 2. Экспериментальная группа

ФИО Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Общий балл
Алина У. 2 2 3 3 10
Никита С. 1 1 2 1 5
Виктор К. 2 2 2 1 7
Илья С. 1 1 1 2 5
Иван У. 1 1 1 1 4
Михаил Г. 2 2 2 2 8
Ульяна Л. 1 2 1 2 6

В ходе формирующего этапа была проделана основная работа по улучшению уровня восприятия детей посредством тщательной работы в группах и с каждым ребенком отдельно.

Задачи:

  • выбор методов и приемов развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста;
  • проверка эффективности методики развития ладового чувства у детей 5-6 лет.

В процессе формирующего этапа эксперимента, который проходил с начала по конец сентября, была опробована методика развития ладового чувства детьми 5-6 лет.

Развивать ладовое чувство музыки у детей необходимо на классической музыке, поэтому в репертуар для развития вошли произведения выдающегося композитора П.И. Чайковского, чтобы дети почувствовали, как в музыке отражаются образы игрушек и детства.

Формирование музыкального развития ладового чувства осуществляется путем прослушивания музыки детьми.

Для слушания был предложен цикл «Детский альбом»

Музыкальный репертуар построен по принципу: от более легкого к более сложному, с учетом таких показателей как:

  • динамика;
  • темп;
  • лад;
  • звуковысотность.

В нашей работе использовались различные приемы для развития ладового чувства детей:

  • слушание пьес из цикла «Детский альбом»;
  • повторное звучание музыкального отрывка (по просьбе ребенка);
  • использование движений для активизации музыкального восприятия.

Мы наметили определенную последовательность в усложнении заданий по развитию ладового чувства:

  • усложнение по линии восприятия произведений:
  • от пассивного восприятия, неустойчивого внимания – к активному восприятию, желанию слушать музыку, нарисовать, двигаться под нее;
  • усложнение по линии контрастности звучания – от ярких контрастных к менее контрастным произведениям.

Для групповой работы нами была разработана серия занятий, на основе цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского, направлений для наиболее полного развития ладового чувства у дошкольников 5-6 года жизни.

Занятие 1. «День музыки»

Цель: Приобщить детей к музыкальной культуре, воспитать художественно-эстетический вкус у старших дошкольников.

Музыкальный материал: «Зимнее утро», «Мама», «Сладкая грёза»

Занятие 2. «Знакомство с творчеством П. И. Чайковского»

Цель: Рассказать детям о композиторе П. И. Чайковском, ознакомить с новыми произведениями из цикла «Детский альбом».

Музыкальный материал: «Игра в лошадки», «Нянина сказка», «Баба-Яга»

Занятие 3. «Кукла»

Цель: Учить детей различать оттенки настроений, передавать характер музыки в движениях.

Музыкальный материал: «Новая кукла», «Болезнь куклы»

Занятие 4. «Танцы».

Цель: углублять и обогащать представления детей о танцевальном жанре, развивать умение воплощать в творческих свободных движениях общий характер танца (польки, вальса, мазурки, учить играть в оркестре на шумовых инструментах под звучание аудио записей «Вальс», «Полька», «Мазурка» П. И. Чайковского.

Занятие 5. «Марш».

Цель: Научить детей определять жанр марша и понимать его характер.

Музыкальный материал: «Марш деревянных солдатиков»

Занятие 6. «Песни без слов»

Цель: Совершенствовать умение детей различать характер музыки.

Музыкальный материал: «Русская песня», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»

Также была проведена работа с родителями, ведь именно та музыка, которую дети слушают в семье, также имеет большое значение. Родителям были даны консультации по репертуару, который окажет положительное влияние на развитие музыкального восприятия дошкольников.

Были применены различные методы и приемы:

  • наглядно-слуховой – слушание музыки, качество ее звучания (использование аудио записи), повторное звучание музыкального отрывка (по просьбе ребенка);
  • наглядно-образный – нами были использованы иллюстрации, помогающие углубить музыкальные впечатления от прослушанных произведений;
  • словесный – проводились беседы о творчестве и жизни композитора, давалась установка перед слушанием музыки, задавались вопросы по характеру произведений;
  • практический – исполнение музыкальных фрагментов с помощью инструментов шумового оркестра, умение передавать характер музыки в движении, активизация музыкального восприятия с помощью движений, демонстрация игрушек, иллюстраций, репродукций картин.

Усвоение нового слова и перенос его на характеристику другого музыкального произведения, сходного по настроению, проходит очень быстро, но не одинаково у всех детей. Различие детьми оттенков одного настроения помогает им глубже, тоньше различать характер музыки, внимательно вслушиваться в ее звучание, а также понимать, что одним словом, например: «веселая», можно лишь приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, поэтому необходимо находить несколько слов-образов.

Для этого предлагаем словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки, усвоенный детьми данной группы. При его составлении используется следующий принцип: слова сходного содержания объединялись в одну группу (веселая, радостная, игривая). Это деление носит условный характер, так как некоторые слова могут быть отнесены одновременно к нескольким группам:

Веселая: радостная, игривая, резвая, подвижная, скачущая, солнечная, сверкающая, танцевальная, плясовая, улыбчивая.

Грустная: печальная, жалобная, тоскливая, скорбная, хмурая, обиженная, плачущая, просящая.

Спокойная: добрая, приветливая, неторопливая, убаюкивающая, колыбельная, мягкая, плавная, гладкая, напевная, протяжная, хороводная.

Торжественная: праздничная, бодрая, важная, маршевая, четкая, отчетливая, гордая, могучая, победная.

Серьезная: сдержанная.

Таинственная: сказочная, волшебная, колючая, пугливая, осторожная, настороженная, загадочная, отрывистая, острая, подкрадывающаяся.

Страшная: злая, грубая, тяжелая, сердитая, недовольная, темная.

Индивидуальная работа проводилась с детьми, чей уровень музыкального восприятия был ниже остальных. Это было необходимо как для улучшения личных результатов конкретного ребенка, так и для результата работы группы в целом. В ходе индивидуальной работы ребенку были предложены те же самые композиции для прослушивания, но была оказана помощь в узнавании музыкальных произведений и выражении своих эмоций, так же, были даны подробные разъяснения музыкального материала. Именно индивидуальная работа на формирующем этапе послужила основой положительной динамики развития музыкального восприятия у дошкольников и увеличила итоговые показатели контрольного эксперимента.

При разделении на экспериментальную и контрольную группу учитывался уровень знаний детей на данный момент. Следует отметить, что задания для участников обеих групп были одинаковы. Для более очевидного результата в экспериментальную группу были определены дети, пребывающие в детском саду достаточное количество времени, соответственно, с более развитым музыкальным восприятием, как следствие периодических занятий музыкой. Участники контрольной группы находятся в детском саду относительно недавно и не занимались музыкой регулярно. Поставив участников эксперимента в такие условия, мы даем каждому ребенку возможность проявить себя и повысить свой уровень независимо от изначальных показателей способностей к музыкальному восприятию.

Детьми были получены и закреплены навыки восприятия лада, узнавания и эмоциональной отзывчивости, что благоприятно повлияло на результаты контрольного эксперимента.

Говоря о необходимости развития восприятия музыки у дошкольников, далее мы приводим результаты контрольного эксперимента, который длился чуть больше месяца, как свидетельство положительной динамики развития способностей у детей за довольно короткий срок.

В ходе заключительного эксперимента были выявлены следующие результаты:
Контрольная группа (см. таблицу 3):
Способности на высшем уровне – 1 человек
Способности на базовом уровне – 4 человек
Способности на низком уровне – 2 человека

Таблица 3 Контрольная группа

ФИО Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Общий балл
Вероника А. 2 2 2 1 7
Алена С. 1 2 2 2 7
Матвей С. 1 1 2 2 6
Иван Л. 2 3 2 3 10
Иван Ж. 1 2 2 2 7
Михаил Г. 2 2 2 3 9
Андрей П. 1 2 1 2 6

Экспериментальная группа (см. таблицу 4):
Способности на высшем уровне – 3 человека
Способности на базовом уровне – 4 человека
Способности на низком уровне – 0 человек.

Таблица 4 Экспериментальная группа

ФИО Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Общий балл
Алина У. 2 3 3 3 11
Никита С. 1 1 2 3 7
Виктор К. 2 2 2 2 8
Илья С. 1 1 3 2 7
Иван У. 1 2 2 2 7
Михаил Г. 3 2 2 3 10
Ульяна Л. 2 2 3 3 10

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что для развития ладового чувства детей необходимо планомерное и систематическое проведение музыкальных занятий, правильно подобранный репертуар, пособия для проведения занятий, а также необходимость выбора обучающего материала исходя из индивидуальных особенностей детей. Как и в любом виде музыкального развития, важно подходить к делу с интересом и любовью, тогда удастся достигнуть наилучшего результата как в педагогической деятельности, так и в личностно-деятельностном развитии каждого ребёнка.

Development of the fret sense – an important element of musical perception ain preschool children

Denisova A.V.
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Knyazeva (Zurkis) Galina Lvovna
Associate Professor of the Department of Musical Art of the Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Annotation. The article discusses the ways of developing musical perception in preschool children, substantiates the need for the development of modal feeling, presents the results of the experiment as evidence of the positive dynamics of the development of musical abilities in children for a short time
Keywords: Development of musical perception, modal feeling, musical education