Научный руководитель: Донцов Александр Иванович профессор кафедры социальной психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», доктор психологических наук, профессор
Код уникальной десятичной классификации: 316-6

Аннотация. В связи со сложившейся ситуацией пандемии COVID-19 возникла необходимость осуществлять процесс обучения на расстоянии в режиме онлайн. В процессе организованного таким образом взаимодействия на первый план выходит проблема отсутствия непосредственного прямого взгляда между участниками коммуникации. Для выявления особенностей установления зрительного контакта студентов с преподавателем в процессе традиционного и дистанционного онлайн обучения был разработан опросник, анализ которого позволил сделать ряд выводов о его важности и возникающих при его установлении трудностях.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, зрительный контакт, визуальный контакт, невербальная коммуникация, традиционное обучение; дистанционное обучение.

В связи с поиском новых возможностей и путей воздействия на человека в различных областях и сферах деятельности не утратили актуальности на сегодняшний день исследования многочисленных аспектов проявлений невербальной коммуникации, в частности, зрительного контакта [2, 5, 6]. В настоящее время зрительный контакт является объектом изучения зарубежных и отечественных ученых – психологов, лингвистов, социологов, медиков и др. [8, 9, 10]. Важность изучения зрительного контакта необходима для повышения знаний о его скрытых возможностях, в том числе и на уровне межличностного взаимодействия, для повышения эффективности и продуктивности деятельности человека.

Зрительный контакт является формой невербального общения и включает в себя такие важные функции как регулятивную, эмотивную, когнитивную и контролирующую. На установление и поддержание зрительного контакта, в первую очередь, влияет дистанция и личностные характеристики человека, косвенно – физические и гендерные характеристики [3]. Зрительный контакт играет важную психологическую роль в формировании доверия и сближения с собеседником [1].

В сложившейся на сегодняшней день ситуации, во время пандемии COVID-19, возникла необходимость осуществлять процесс обучения на расстоянии в режиме онлайн. В процессе организованного таким образом взаимодействия на первый план выходит проблема отсутствия непосредственного прямого взгляда между участниками коммуникации [4, 7]. Поэтому весьма важно обратить внимание на исследование особенностей установления зрительного контакта студента с преподавателем в процессе обучения с целью оценки эффективности применяемых методов и форм обучения студентов при традиционном и дистанционном обучении.

Для выяснения особенностей установления зрительного контакта необходимо разграничить традиционную аудиторную работу в очном режиме и дистанционную работу в режиме онлайн.

Посредством невербального поведения устанавливается психологическая связь студентов с преподавателем, что дает возможность повысить эффективность усвоения учебного материала и, следовательно, достигать высокие результаты обучения. Этот процесс важен и для преподавателя в плане получения обратной невербальной реакции студентов, причем не только позитивной. Влияние невербального поведения, выражающегося в проявлении доверия и отзывчивости в учебной аудитории, имеет еще большее значение для успеха дистанционного обучения.

Цель исследования заключается в разработке опросника для выявления специфики установления и поддержания зрительного контакта как формы невербальной коммуникации студента в процессе традиционного и дистанционного онлайн-обучения.

Гипотеза исследования заключается в том, что вне зависимости от формы обучения зрительный контакт имеет важное значения для успешного взаимодействия преподавателя и студентов, но при этом имеет специфику. К такому выводу можно прийти, проведя анализ разных форм взаимодействия – лекционное занятие в традиционной аудиторной форме, лекционное занятие на онлайн-платформе и видеозвонок студента преподавателю.

Для подтверждения теоретических положений мы воспользовались традиционным методом опроса студенческой аудитории – анкетированием, обладающим рядом преимуществ, таких как, прямой способ получения информации от субъекта, доступность и простота в применении, быстрота, удобный способ рассылки и автоматическая обработка результатов.

В период пандемии COVID-19 (апрель 2020 г.) был проведен заочный опрос, в котором приняли участие студенты факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, обучающиеся на втором курсе по специализации «Клиническая психология» и «Психология служебной деятельности». Опрос был разослан 60 возможным участникам. Участие в исследовании было добровольным. Приняли участие 26 студентов, из них 23 лица женского пола (88,5 %) и три лица мужского пола (11,5 %). Средний возраст испытуемых составил 19-21 год. Ограниченность выборки обусловлена условиями пандемии, в которых проводился опрос.

Объектом исследования является традиционная и дистанционная формы обучения. Предметом – зрительный контакт преподавателя и студента в процессе обучения. Методика основана на использовании метода сбора данных, метода опроса и метода анализа.

Нами был разработан опросник, включающий блок общих вопросов, направленных на сбор данных (пол, курс), блок вопросов непосредственно по теме исследования, который содержит пять подблоков: установление зрительного контакта во время занятия в традиционной форме, в дистанционном режиме во время занятия на онлайн-платформе и в ситуации видеозвонока с преподавателем), сравнение установления зрительного контакта при разных формах обучения, общая оценка его важности.

В первом подблоке студентам было предложено ответить на пять вопросов об установлении зрительного контакта во время традиционного занятия, оценить его важность и продолжительность, написать возникшие трудности. Во втором подблоке студентам было предложено ответить на три вопроса, связанных с установлением зрительного контакта во время онлайн-лекции на дистанте, оценить его, указать среднюю длительность. Важно отметить, что средняя длительность была оценена испытуемыми в секундах, но переведена в минуты. В третьем подблоке отвечать было необходимо только студентам, у которых была ситуация общения с преподавателем с «глазу на глаз», например, по видеозвоноку. Было задано четыре вопроса, направленных на выяснение того, была ли удачна попытка установить зрительный контакт, какие трудности при этом возникли, также было необходимо указать примерную продолжительность. Четвертый подблок включал два вопроса, направленные на сравнение установления зрительного контакта в реальной жизни и во время онлайн-общения. Респондентам было необходимо оценить, в какой ситуации им легче устанавливать визуальный контакт и обосновать свою точку зрения. Пятый подблок, состоящий из двух вопросов, был направлен на общую оценку важности зрительного контакта. Таким образом, содержательная часть опросника ориентирована на сбор информации для получения конкретных данных, необходимых для подтверждения выдвинутой нами гипотезы исследования.

Анализ полученных в ходе опросника данных, позволяет утверждать, что большинство респондентов (46,2 %) при традиционной форме обучения склонны устанавливать зрительный контакт с преподавателем от трех до пяти раз во время лекции/семинара. Тогда как, 11,5 % устанавливают зрительный контакт редко – менее трех раз за занятие. Отметим, что чуть меньше половины студентов (42,3 %) часто (более пяти раз) устанавливают зрительный контакт с преподавателем. 92,3 % респондентов при установлении зрительного контакта, стараются поддерживать его, тогда как 7,7 % нет.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что студенты стремятся к установлению и поддержанию зрительного контакта с преподавателем при традиционной форме обучения. В частности, для 69,2 % респондентов зрительный контакт помогает для лучшего восприятия информации, тогда как для 30,8 % он кажется неэффективным средством.

Далее респондентам следовало примерно указать длительность одного зрительного контакта с преподавателем при традиционной форме обучения. Ответы распределились следующим образом: 7 респондентов указали 1 секунду, 4 респондента воздержались от ответа на вопрос, 5 респондентов указали 2 секунды, 3 респондента – 3 секунды, и такое же количество респондентов – 5 секунд, также в качестве одиночных ответов было указано 0,2; 0,25; 1,5; 6; 7 секунд. Таким образом, среднее время составило 1,7 секунды.

При выяснении трудностей, возникающих при установлении зрительного контакта с преподавателем в процессе традиционного обучения, студенты отметили ряд проблем личностного и пространственно-временного характера. К личностным причинам можно отнести проблемы, связанные непосредственно с самим студентом, с его восприятием и осознанием контакта и личными качествами (смущение, возникновение дискомфорта, в частности, ощущение студентом «выделения» преподавателем его личности, необходимость четкого контроля студентом проявления своих эмоций, полная сконцентрированность на материале). Причем, личностные причины проявляются не только со стороны студентов, но и что не менее важно и со стороны преподавателя, например, переключение взгляда преподавателя на другого студента. К пространственно-временным причинам следует отнести дальность расстояния и продолжительность во времени. Не менее важны и причины физиологического характера, такие как сухость в глазах, плохое зрение.

Далее следовал блок вопросов, касающихся современной ситуации дистанционного онлайн-обучения, связанной с пандемией COVID-19.

Нами было установлено, что 42,3 % респондентов во время прослушивания онлайн-лекции стараются поймать взгляд преподавателя, тогда как 57,7 % этого не делают. При этом 30,8 % респондентам сложнее воспринимать преподавателя при онлайн-обучении, тогда как у 69,2 % трудностей не возникает.

В качестве средней продолжительности взгляда на преподавателя большинство студентов указали 1 минуту (42,5 %). Равное количество респондентов (9,5 %) ответили 5 и 10 минут. В качестве единичных ответов нами было получено – 0,3; 6; 1,5; 2 минуты. 19 % опрошенных ответили, что не смотрят в глаза преподавателю, так как сконцентрированы на презентации и воспринимают преподавателя на слух, иногда бросая взгляд на него. В целом, студенты стараются смотреть на преподавателя в среднем 1,87 минуты.

Далее следовал блок вопрос, предназначенный для тех респондентов, у которых была ситуация личного общения с преподавателем, например, видеозвонок. Число респондентов, отвечающих на этот блок вопрос, составило 16 человек. Это были студенты, которые работали с преподавателем в индивидуальной форме.

При разговоре с преподавателем 87,5 % опрошенных нами студентов смотрели в глаза преподавателю, и только 56,3 % из них считают, что установили во время разговора зрительный контакт с преподавателем.

Половина респондентов столкнулась с трудностями при установлении зрительного контакта. Основной причиной студенты выделили разный уровень камеры и направление взгляда преподавателя, то есть для того, чтобы установить зрительный контакт студентам и преподавателям было необходимо смотреть на камеру, а не в глаза собеседника. Также среди возможных причин студентами было выделено плохое качество видеосвязи и сконцентрированность на получении информации.

В качестве средней длительности большинство студентов указали 2 и 5 секунд (16,7 %), в качестве единичных ответов было получено – не установлено; 0,3; 0,5; 1; 4; 10; 12; 2,5. Средняя длительность составила 2,76 секунды. Отметим, что средняя длительность на 1 секунду в ситуации видеозвонка больше, чем в ситуации аудиторного занятия. Это обусловлено тем, что преподаватель общается только с одним студентом, сконцентрирован на нем и ему не надо переключать внимание на других студентов.

82,4 % респондентов уверены, что им легче устанавливать зрительный контакт в ситуации непосредственного общения с преподавателем, тогда как 17,6 %, напротив, в ситуации онлайн-общения. Интересны варианты полученных аргументов:

  • чувствуется меньшее напряжение;
  • большее ощущение взаимодействия;
  • не возникает проблем с пониманием, куда направлять взгляд;
  • отсутствие технических проблем.

Также были получены ответы студентов, которые не заметили разницу между традиционным и дистанционным общением, воспринимая его как «живое» общение и устанавливая зрительный контакт без проблем. Они обосновывали это тем, что также видят лицо и глаза, распознают эмоции и понимают реакцию человека.

Группа студентов, придерживающихся того, что им легче устанавливать зрительный контакт в ситуации онлайн-общения, в нашем исследовании, составила 17,6 %. В качестве аргументов они указали, что в ситуации традиционного общения они испытывают чувство волнения и смущения, тогда как в ситуации онлайн-общения подобное у них отсутствует и, тем самым, им легче установить зрительный контакт. Таким образом, мы можем утверждать, что студентам, которые испытывают определенные психологические «препятствия», легче устанавливать зрительный контакт с преподавателем в ситуации дистанционного онлайн обучения, так как чувствуют себя более увереннее.

При оценке степени важности в установлении зрительного контакта по шкале от 1 до 5 баллов (означающей «не важно» до наибольшей степени равной 5 баллов – «очень важно»), были получены следующие результаты. Большая часть респондентов (54,2 %,) отметили на шкале 4 балла, равное количество респондентов (по 20,8 %) отметили на шкале нейтрально и высшую оценку. Один респондент (4,2 %) отметил, что ему совершенно не важно. В качестве аргументов важности установления зрительного контакта с преподавателем были получены следующие ответы:

  • зрительный контакт способствует лучшему восприятию эмоций и чувств преподавателя, что позволяет студенту «подстроиться» под него, стать узнаваемым, подобрать нужные слова, а в каких-то случаях предугадать ответ на заданный вопрос;
  • повышает концентрацию внимания, помогает лучше воспринять, понять и усвоить информацию;
  • служит для обратной связи, то есть помогает преподавателю убедиться в том, что студент слушает, проявляет заинтересованность, вовлеченность и сконцентрированность, а также служит для преподавателя как показатель степени согласия и единства;
  • способствует установлению психологического контакта, взаимодействующие намного больше воспринимаются как личности, добиваются расположения;
  • выполняет роль замещающего средства для желания и разрешения ответить на поставленный вопрос.

Респонденты, давшие среднюю оценку, говорят о важности установления зрительного контакта в зависимости от ситуации, объясняя свою позицию тем, что «если просто слушать преподавателя и наблюдать за ним, то зрительный контакт вообще не важен, а в ситуации ответа особо важен, так как помогает реагировать на реакцию преподавателя». Респонденты, оценивавшие зрительный контакт как не важный компонент в общении, обосновывают это тем, что «установление зрительного контакта может стать сбивающим и отвлекающим фактором, при котором происходит отвлечение от сути происходящего».

Итак, анализ полученных в ходе опроса данных влияния зрительного контакта на восприятие информации в процессе обучения, позволил сделать ряд важных выводов.

Студентам вне зависимости от формата обучения важно устанавливать зрительный контакт с преподавателем, так как он способствует лучшему усвоению и восприятию информации, установлению психологического контакта между преподавателем и студентом и, что не менее важно, служит средством для обратной связи.

Большинство студентов при восприятии информации стараются смотреть в глаза преподавателю и устанавливать с ним зрительный контакт. Однако при дистанционном онлайн-взаимодействии студенты испытывают помимо личных и пространственно-временных трудностей с установлением зрительного контакта, также технические (разный уровень камеры и изображения, разное качество видеосвязи), которые студенты не всегда могут устранить.

Многим студентам легче устанавливать зрительный контакт в ситуации непосредственного взаимодействия. Но тем студентам, которые не очень уверены в себе, легче устанавливать зрительный контакт в процессе дистанционного онлайн-взаимодействия.

Для более полного исследования проблемы взаимодействия студентов с преподавателями в процессе дистанционного обучения, необходимо продолжить разработку данной темы с использованием других методов и методик.

Distinctive features of the establishment of eye contact during university learning process

Kornilova V.S.
student of 3 course of the Lomonosov Moscow State University, Moscow

Research supervisor:
Dontsov Alexander Ivanovich
Professor, Department of Social Psychology of the Lomonosov Moscow State University, Doctor of Psychological Sciences, Professor

Annotation. Due to the current situation of the COVID-19 pandemic, it became necessary to carry out the distant learning process. In the process of interaction organized in this way, the problem of the absence of a direct look between the participants in communication comes to the fore. To identify the features of establishing eye contact between students and a teacher in the process of traditional and distance online learning, a questionnaire was developed, the analysis of which made it possible to draw a number of conclusions about its importance and the difficulties encountered in its establishment.
Keywords: COVID-19 pandemic, eye contact, visual contact, non-verbal communication, traditional learning; distance learning.