Аннотация. Статья посвящена методике проведения уроков в музейном пространстве на примере урока на тему «Политика фашистской Германии на оккупированных территориях СССР». Обосновывается необходимость интерактивного урока по данной теме, а также, даются рекомендации по его проведению.

Ключевые слова: Холокост, трудные вопросы истории, урок в музее, историко-культурный стандарт, ФГОС.

В Историко-культурном стандарте представлены следующие рекомендации, которые могут быть положены в основу нового школьного учебника по курсу «История России»: Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности [2].

Одна из тем, которая отражает эти требования является тема Холокоста. Однако данный вопрос в современных учебниках либо не представлена вообще (Просвещение, Русское слово), либо представлена незначительно (Дрофа).

Причины слабой представленности данного вопроса в учебниках могут быть следующими: Сохранение памяти о Холокосте закреплено Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №60/7 «Память о Холокосте», однако его изучение в школах и, соответственно, включение раздела о нем в учебники истории носит рекомендательный характер.

До 1991 года в Отечественной историографии Холокост рассматривался сугубо как трагедии мирных советских граждан без учёта того обстоятельства, что большинство из них были евреями. В качестве примера можно привести докладную записку заведующего Управлением пропаганды ЦК ВКП(б) Г.Ф. Александрова, в которой говорится о «нецелесообразности» издания «Чёрной книги» под авторством Василия Гроссмана и Ильи Эренбурга, повествующей о преступлениях нацистов против еврейского населения на территории СССР: «…чтение этой книги создает ложное представление об истинном характере фашизма и его организаций. Красной нитью по всей книге проводится мысль, что немцы грабили и уничтожали только евреев. У читателя невольно создается впечатление, что немцы воевали против СССР только с целью уничтожения евреев. Исходя из этих соображений, Управление пропаганды считает издание «Черной Книги» в СССР нецелесообразным».

Помимо вышеперечисленного, подготовка учителей по этой теме практически не ведется (см. учительских семинар, проведенного в Монтекатини в марте 2005 г. в период председательства Италии в СГХ) и в учебно-методических комплектах для учителей отсутствуют материалы по данной теме.

Учителя в регионе ОБСЕ сообщают и о других, не связанных с конкретной страной трудностях в преподавании темы Холокоста. Так, например, интерес среди учеников к этой теме невелик, учителя сталкиваются с действием пассивных защитных механизмов или активным сопротивлением учеников, которое частично объясняется их подозрениями, что эта тема излагается с односторонней позиции [3].

Одним из выходов из данной ситуации может быть преподавание темы Холокоста не только в классе, но и в музейном пространстве. В качестве примера можно рассмотреть экспозиционное пространство «Еврейского музея и центра толерантности».

Потенциал музея сегодня необычайно важен для образовательных и воспитательных задач школы. Пространство музея открывает возможность не только для визуализации преподаваемой темы и более близкого, но при этом, «неформального» знакомства. Также предоставляет возможность для организации самостоятельной работы обучающихся по извлечению знаний из материальных предметов, выбора действий, соучастия в познавательном процессе.

Урок условно делится на две части: экскурсионный рассказ и показ, который проводится учителем или сотрудником музея, и второй часть – интерактивная. Далее, стоит обратиться к экспозиции музея, а именно, к залу, посвящённому Великой Отечественной Войне. Логика построения зала отражает этапы контрнаступления советских войск: справа налево – с Востока на Запад. В левом крыле зала – свидетельства Холокоста и вооруженного сопротивления на оккупированных нацистами землях.

Одним из первых экспонатов, на котором стоит остановить внимание – карта «Холокост на Советской Земле». Зеленым цветом выделены территории Третьего Рейха, серым – СССР, желтым – присоединенная в 1939 часть Прибалтики, Польши и Бессарабии (Румынии) по пакту Молотова-Риббентропа. Именно эти, вновь присоединённые территории, будут первыми оккупированы фашистской Германией. Также именно на этих территориях проживала большая часть еврейского населения СССР (эти зоны исторически были чертой оседлости). На данной карте также отмечено, как за Германской армией, с севера на юг, следовали особые части СС – айнзатцгруппы (A, B, C, D). Их целью было выследить, найти и уничтожить еврейское население СССР.

Данный экспонат оптимален для проведения эвристической беседы с обучающимися или монолога учителя о причинах Холокоста. Так, основной причиной Холокоста можно считать саму идеологию нацизма, согласно которой, людей разделяли на представителей высшей расы и низших. По этой идеологии представители славянской расы считались «второсортностными», «неполноценными». Это объяснялось тем, что праславяне принадлежали к нордической расе, однако к настоящему времени они «полностью утеряли этот компонент». Цыгане и евреи же считались низшей расой по причине отсутствия у них своего государства. Они лишались своих гражданский прав и свобод, в том числе, на образование, работу на государственной службе; терпели материальные лишения в виде конфискаций, штрафов, контрибуций. Только у евреев указание на национальность выносилось на удостоверение личности, а также, они были обязаны носить специальные опознавательные знаки.

Открытое физическое преследование евреев начинается в 1938 году во время так называемой «Хрустальной ночи», когда был убит по меньшей мере 91 еврей, еврейские дома, больницы и школы были разграблены, более 1000 синагог были сожжены, а более 7 000 принадлежавших евреям зданий и магазинов были разрушены или повреждены [4].

Помимо идеологических причин, у Германии были и экономические. В Германии было сильное левое движение: коммунистические и социал-демократические партии страны – крупнейшие левые организации Европы. Немецкий крупный бизнес очень боялся революции, так как согласно марксизму – бизнес надо национализировать.

Учителю предлагается провести экскурсионных показ образцов пропаганды Гитлера – плакатов и листовок, и озвучить экскурсионный рассказ о них: один из плакатов, обращённых к украинскому населению СССР, изображает Сатану, скидывающего маску, которой служит лицо Сталина. На его лбу – звезда Давида. Нацисты говорили, что власть в России захватили евреи, цель которых поработить человечество, прикрываясь марксизмом. Именно нацистской пропаганде принадлежит термин «жидобольшевик».

Учитель может предложить обучающимся самостоятельно рассмотреть следующий плакат, обращённый уже к казакам, и ответить на вопросы: что на нём изображено и какие цели преследовали нацисты, создавая данный плакат.

Далее обучающимся предлагается в форме эвристической беседы вспомнить пройденный ранее материал, посвящённый трудному вопросу истории: «причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры» [2]. Учителю предлагается задать обучающимся вопрос о результатах политики 30-ых годов. Предполагаемый ответ учеников может быть следующим: многие жители СССР пострадали от коллективизации, очень многие были недовольны большевиками по той или иной причине. Далее учитель поясняет, что, поэтому, когда нацисты вторглись на территорию Советского союза, пропаганда не могла не оказывать на них определённое влияние. Некоторые жители оккупированных нацистами территорий присоединяются к коллаборационистскому движению.

Нацисты призывали местных жителей способствовать уничтожению евреев или как минимум не препятствовать. Рассказ учителя сопровождается экскурсионным показом объявления из г. Лубны на 3 языках, русском, украинском и немецком, где местное население призывается доносить о евреях, не исполняющих нацистских приказов.

Затем учителю предлагается перейти к экскурсионному показу следующего экспоната – отчёта о том, как именно уничтожались евреи Житомира. В отчёте указано какое расстояние было между стреляющим и жертвой, сколько человек погибло и так далее. Экспонат демонстрирует то, как уничтожали евреев – методично и хладнокровно.

Далее учитель переходит к карте и показывает, где красными цифрами обозначено сколько евреев убито на оккупированных территориях. Он поясняет о том, что можно заметить, что уже начинают уничтожаться первые евреи Украины, Белоруссии, Прибалтики. На территории Эстонии написано – «Judenfrei», что означает «свободна от евреев». Таким образом, учитель делает вывод, фашистская Германия хотела уничтожить евреев во всём мире.

Затем учителю предлагается начать экскурсионный рассказ об истории гетто. Примерный текст рассказа может быть следующим: идея создания гетто была предложена лично Гитлером после нападения на Польшу в сентябре 1939 года. Далее гетто начинают создаваться повсеместно на большинстве оккупированных нацистами территорий, в том числе, на территории СССР.

Гетто – закрытые места принудительного содержания евреев. Эти районы характеризовались ограниченной территорией, внешней охраной, запретом покидать территорию гетто без специального разрешения.

Всего на оккупированной территории СССР нацистами и их союзникам было создано свыше 800 гетто. Ни в одной другой стране, оккупированной нацистами, такого количества мест изоляции еврейского населения организованно не создавалось. Одной из причин создания гетто был тот факт, что из такого типа мест было проще перевозить евреев в концентрационные лагеря для дальнейшего уничтожения.

Однако даже в таких бесчеловечных условиях, люди, проживающие в гетто, старались продолжать вести обычную жизнь: дети ходили в школы, давались музыкальные концерты.

Во многих гетто создавались подпольные организации. Подпольщики доставали оружие и медикаменты, пытались организовывать побеги из гетто, распространяли информацию, услышанную по радио союзников. Евреи принимали активное участие в партизанском движении, многие евреи-партизаны бежали из гетто. Учителю предлагается сопровождать рассказ экскурсионным показом исторических фотографий различных гетто, представленных в витринах музея. Так, на одной из них представлен Абба Ковнер – поэт и командир подполья Вильнюсского гетто.

Следующий стенд, посвящённый Праведникам народов мира, предполагает взаимодействие обучающихся с экспонатами музея. Учитель может предложить обучающимся просмотреть короткие ролики, рассказывающие о поступках Праведников. По итогу просмотра видеоматериалов, обучающимся могут быть заданы следующие вопросы:

  • Кто такие Праведники народов мира?
  • Какие истории Вы запомнили?
  • Сколько человек удостоены этого звания в мире и в России в частности?

Предполагаемые ответы учеников могут быть следующими: Праведники народов мира – официальное звание для тех не-евреев, которые спасали евреев во время Холокоста, рискуя своей жизнью.

Зачастую, речь идёт о самых простых людях. Так, Дмитрий Клепинин, священник и участник французского Сопротивления крестил тех евреев, которые просили его об этом, а тем, кто не хотел принимать христианство – выдавал ложные справки о крещении и о принадлежности к Покровскому приходу. Таким образом, многие евреи избежали ареста.

На сегодняшний день более 22 000 человек получили звание Праведника народов мира, в России звание присвоено 204 лицам.

Учителю предлагается уделить особое внимание витрине, посвящённой событиям, произошедшим в овраге на бывшей окраине Киева – Бабьему Яру. Монологу учителя может предшествовать вопрос о том, знакомы ли обучающиеся с данным названием; если да, то в каком контексте. Так, обучающиеся могли слышать как название самого топонима, так и одноимённые поэму Евгения Евтушенко и симфонию Дмитрия Шостаковича.

Экскурсионный рассказ учителя, сопровождаемый показом документальных фотосвидетельств, может быть следующим: 20 сентября 1941 г. германская армия оккупировала Киев. Большая часть населения не успела покинуть город из-за большой скорости немецкого наступления

Отступающими советскими войсками были заминированы ряд зданий в центре города. Были разрушены штаб немецкой армии, комендатура, гостиница дня немецких офицеров. Это послужило поводом к уничтожению еврейского населения Киева.

В городе появилось около 2000 объявлений, приказывавших евреям собраться в определенном месте, якобы, для переселения. За неявку полагался расстрел. Большинство из пришедших составляли женщины, дети и люди пожилого возраста (взрослое мужское население было призвано в армию).

В месте сбора был установлен пропускной пункт, за которым располагался овраг. У зашедших туда людей отбирали все вещи; их заставляли раздеваться, а затем, загоняли в овраг. На противоположном краю находился пулемётчик. После того, как ров заполнялся 2-3 слоями трупов, сверху их присыпали землёй.

Основною роль в уничтожении евреев Киева сыграла айнзатцгруппе «С» под командованием штандартенфюрера СС О. Раша. В акции также участвовали подразделения вермахта и вспомогательной украинской полиции, в том числе сформированные из жителей Западной Украины. За два дня 29-го и 30-го сентября 1941 ими было расстреляно 33 771 человека. Дальнейшие расстрелы евреев прошли 1, 2, 8 и 11 октября 1941.

Массовые казни продолжались вплоть до ухода немцев из Киева, в том числе, и нееврейского населения. 10 января 1942 года были расстреляны около 100 матросов Днепровского отряда Пинской военной флотилии. Бабий Яр стал местом расстрела пяти цыганских таборов.

По разным подсчётам, в Бабьем Яру в период с 1941 по 1943 год было расстреляно от 70 000 до 200 000 человек. Евреи-заключённые, которых нацисты заставили сжигать тела в 1943 году, свидетельствовали о 70-120 тысячах.

В начале войны на территории СССР жило 5 миллионов евреев. Фашистами было уничтожено 2 млн. 800 тысяч человек, рекомендуется подытожить учителю.

Центральная часть зала отведена под фильм, поделённый на две части: Холокост и Великая Отечественная Война. В качестве переключения вида деятельности, обучающимся предлагается ознакомиться с данными видеоматериалами, в которых представлены свидетельства очевидцев, исторические кадры, цитаты из художественной литературы периода войны, документальные Хроники. Показаны истории людей на фронте, в партизанском отряде, в гетто и концлагере, в блокадном Ленинграде.

В правом крыле зала учителю предлагается рассказать об участии евреев в промышленности и непосредственно в военных действиях (для переключения внимания). Всего в Красной армии было от полумиллиона до 700 тысяч еврейских солдат. Точных данных нет по причине того, что многие скрывали своё происхождения из-за фашистской пропаганды на оккупированных территориях. 131 человеку было присвоено звание Героя Советского Союза.

В этой части зала учителю рекомендовано продемонстрировать макет (пропеллер – оригинал) самолёта биплана ПО-2. На таких самолётах совершали вылеты знаменитые «Ночные ведьмы» (46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк). Учителю предлагается задать обучающимся вопрос – что им известно об этом названии? Предполагаемый ответ может быть следующим: полк был сформирован в октябре 1941 года и в него входили одни девушки. Вылеты совершались исключительно ночью, причем при подлёте к вражеским объектам – двигатели выключались и самолёт, планируя, совершал бомбардировку. За это нацисты и дали полку название «Ночные ведьмы».

Однако, как связан еврейский музей и полк «Ночных ведьм»? Начальником связи 25-ого полка была еврейка Полина Гельман, совершившая 860 боевых вылетов и ставшая Героем Советского союза.

Другим выдающимся экспонатом, рекомендованным к показу, является восстановленный танк Т-34, найденный в болотах под Ржевом. Преподаватель может упомянуть, что производство данной модели танка организовал Исаак Моисеевич Зальцман, заместитель Народного комиссара танковой промышленности СССР, также, еврей по происхождению. Помимо проведения эвакуации Кировского завода из блокадного Ленинграда в Челябинск, Зальцман организовал производство танков Т-34 на танковом заводе № 183 в Нижнем Тагиле и за 33 дня перестроил завод на выпуск новой модели танков. В мирное время такая задача решалась не менее чем за год.

Далее, учителю рекомендовано сообщить, что главным экспонатом не только данного зала, но и всего музея, является оригинал (негатив) знаменитой фотографии – «Знамя Победы над рейхстагом», которую подарила семья фотографа. Показывая данный экспонат, преподавателю предлагается провести краткий экскурсионный рассказ о том, что автор снимка – Евгений Ананьевич Халдей, советский фотокорреспондент еврейского происхождения, участник освобождения Севастополя, штурма Новороссийска, Керчи, освобождения Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. Участвовал в съёмке Потсдамской, Парижской конференций, Нюрнбергского процесса; его фотографии были одними из вещественных доказательств.

По залу также расставлены аудиостойки с песнями и стихами военных лет, включая запись чтения «Бабьего Яра» Евгением Евтушенко. Также одна из стоек транслирует одноимённую симфонию Дмитрия Шостаковича. Учащимся, по желанию, предлагается прослушать некоторые из произведений. Далее преподавателю рекомендовано с обучающимися в группе провести беседу о том, знакомы ли они с данными сочинениями; какие эмоции у них вызывают те или иные произведения; что хотел заложить автор в своё творчество.

В заключительной части экскурсии обучающимся предлагается порассуждать о теме замалчивания Холокоста, на примере сохранившегося экземпляра обложки «Чёрной книги», представленной на экспозиции. Учителю рекомендовано дать краткую справку о книге: «Чёрная книга» написана Ильёй Эренбургом и Василием Гроссманом и представляет из себя сборник преступлений нацистов на советской территории. В СССР был запрет на издание книги, в 1946 г. она была издана в США.

Причиной тому является замалчивание факта Холокоста в СССР по идеологическим мотивам. В местах массового расстрела евреев возводились памятники с надписями: «Здесь захоронены мирные советские граждане, расстрелянные фашистскими оккупантами». Советское руководство отказывалось признать «уникальность» Холокоста на фоне других зверств, совершённых нацистами, скрывало документы о нём и не выделяло сведения об уничтожении евреев нацистами в самостоятельную исследовательскую проблему [1].

В конце экскурсии обучающимся предлагается поразмышлять – почему нельзя замалчивать данные события и как избежать их повторения.

Таким образом, принимая во внимание выявленные особенности экспозиций, посвященных событиям Великой Отечественной войны, представленных в музее, можно утверждать, что обращение к средствам музейной педагогики может стать эффективным инструментом формирования у обучающихся целостной системы представлений о причинах, ходе и результатах трагических событий. В частности, помощь педагогу могут оказать топографические материалы, документальные аудио- и видеоматериалы, многочисленные фотодокументы.

Размещенные материалы позволят существенно оптимизировать освещение вопроса «Политика фашистской Германии на оккупированных территориях СССР». В частности, использование музейных материалов позволит лучше понять масштабы нацистской расовой политики, выявить причины Холокоста. Данные материалы позволят отразить тот факт, что в событиях были виновны как немецкие военнослужащие, так зачастую и местное коллаборационистское населения. Эффективными формами работы на данном этапе может стать организация дискуссии, направленной на углубленное понимание представленных экспозиционных материалов. Примерными вопросами для дискуссии могут стать следующие:

  1. Что такое Холокост?
  2. Сколько евреев погибло в Холокосте на оккупированной территории Советского Союза?
  3. Кто еще стал жертвами нацизма?
  4. Почему нацисты убивали евреев?
  5. Когда и как нацисты пришли к решению осуществить массовое убийство евреев?
  6. Что из себя представляли гетто; концентрационные лагеря?
  7. Кукую роль играло местное население оккупированных нацистами территорий, в уничтожении евреев?
  8. Сопротивлялись ли евреи нависшей над ними угрозе?
  9. Кто такие Праведники народов мира?
  10. Что такое отрицание Холокоста?

Материалы музейной экспозиции могут стать эффективным инструментом освещения темы «Политика фашистской Германии на оккупированных территориях СССР», а также Холокоста в целом.

Methodological recommendations for conducting an interactive lesson on the theme «The policy of nazi Germany»

Golovina A.I.
undergraduate of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Nabokina Marina Evgenievna
Associate Professor of the Department of Russian History of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

Аnnotation. The article is devoted to the method of conducting lessons in the Museum space on the example of a lesson on «The Policy of Nazi Germany in the occupied territories of the USSR». The necessity of an interactive lesson on this topic is justified, as well as the methodical recommendations for conducting the lesson.
Keywords: The Holocaust, difficult questions of history, conducting the lesson in the Museum, New Standards of Teaching History at School, State Educational Standard.


  1. Альтман И. А., Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. Учебное пособие для студентов. М.: Калейдоскоп, 2002. 320 с.
  2. Историко-культурный стандарт, [Электронный ресурс]. (дата обращения 25.04.2020).
  3. Преподавание тем холокоста и антисемитизма. Варшава: Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), 2006. 222 с.
  4. «Трагедия Бабьего Яра: преступление и равнодушие» «Русская служба BBC» от, 29 сентября 2011 (дата обращения 25.04.2020).
  5. Michael Berenbaum; Arnold Kramer, The World Must Know: The History of the Holocaust As Told in the United States Holocaust Memorial Museum, 2005. 250 pages.
  1. Altman I. A., The Holocaust and Jewish resistance in the German-occupied territory of the USSR, Moscow: Kaleydoskop, 2002. 320 pages.
  2. New standards of teaching (date of the address: 25.04.2020).
  3. Education on the Holocaust and on Anti-Semitism: An Overview and Analysis of Educational Approaches, OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights (ODIHR), Warsaw, Poland, 2006. 222 pages.
  4. «Babi Yar tragedy: crime and indifference» «BBC Russian service» from 29 September 2011. (date of the address: 25.04.2020).