Аннотация. Данная статья посвящена анализу опыта преподавания иностранного языка в вузе. Значительное внимание уделяется вопросам совершенствования методики обучения будущих учителей иностранного языка работе в дистанционном инклюзивном пространстве. Автором обосновывается мысль о том, что дистанционное обучение выполняет основное назначение инклюзии как благоприятной среды для каждого участника образовательного процесса.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивная образовательная среда, дистанционное обучение, иностранный язык, многообразие

С целью полноценной реализации программных обязательств в период пандемии многие высшие учебные заведения осуществили переход на онлайн режим деятельности. Экстренное внедрение технологий дистанционного обучения повлекло за собой ряд существенных изменений, характеризующих организационные, содержательные и технологические особенности процесса обучения, т.е. в данном контексте мы говорим о единой модернизированной информационно-образовательной среде вуза, которая стала более открытой, адаптивной, динамичной и инклюзивной.

Данный переход позволил оценить состоятельность многих методических средств и приемов, а процесс обучения иностранным языкам (далее – ИЯ) стал периодом экспериментирования и эмпирического поиска оптимальных и эффективных методических решений. Примечательно, что большинство организационных форм обучения успешно встраиваются в онлайн режим деятельности с возможностью их дополнения или модернизации, тем самым внося разнообразие в процесс обучения ИЯ и методике его преподавания в частности, и оспаривая суждение об инертности образовательного пространства.

Несмотря на потенциал диверсификации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения, такой формат взаимодействия предполагает наличие ряда ограничений:

  • определенная часть студентов испытывает трудности при оперировании с цифровыми технологиями и ресурсами, т.е. демонстрируют низкий уровень сформированности цифровой грамотности;
  • прослеживается тенденция сокращения объема материала, осваиваемого во время учебных занятий и снижения уровня инициативности некоторых обучающихся;
  • слабо развита система управления функционированием образовательной деятельности обучающихся путем отслеживания выполняемых действий и их результатов [2, c. 193];
  • при обучении студентов общению на иностранном языке в условиях дистанционного обучения «западают» интерактивная и перцептивная стороны общения, из-за чего взаимодействие субъектов образовательного процесса приобретает элементы формальности.

Тем не менее полученный опыт открывает возможности для обогащения, обновления и модификации арсенала методических приемов и средств, используемых педагогом в ходе аудиторной работы, что поможет сделать процесс обучения ИЯ методике его преподавания более современным, интерактивным, практико-ориентированным и инклюзивным.

Анализируя перспективу замены очных форм обучения дистанционными, отметим, что на данном этапе говорить о полноценном замещении рано, что обусловлено тем, что всем участникам образовательного процесса требуется время на адаптацию и выработку ряда умений (soft skills) для перестройки на опосредованные способы получения информации, механизмы ее обработки, анализа и применения.

Однако наибольшим потенциалом обладает синтез обеих форм – очной (аудиторной) работы и онлайн-взаимодействия с обучающимися – с целью разработки новых содержательно-организационных моделей интеракции всех субъектов виртуального образовательного пространства. Переосмысление и модификация концепции смешанного обучения (blended learning) позволит наращивать новые дидактические смыслы и расширять спектр инновационных инклюзивных образовательных практик, основываясь на персонализации обучения, т.е. его организации в подходящем темпе и режиме для каждого субъекта образовательной деятельности [1, c. 99].

При всем при этом перед системой образования открываются очевидные перспективы дальнейшей цифровизации и виртуализации процесса обучения, что должно отвечать потребностям времени и самих обучающихся. Здесь закономерно упомянуть о некой новой данности, о новом виде школьника и студента – обучающемся поколения альфа. Для нового поколения свойственно использовать технологии не в качестве инструмента самореализации, а в качестве интегральной надстройки в структуре восприятия всего мира и ориентации в нем, где онлайн и офлайн являются двумя полноправными гармонично спаянными сторонами жизни.

Новый контингент обучающихся будет обладать высоким уровнем цифровой грамотности, что является существенным вызовом для педагогов и очерчивает явную потребность дополнения и расширения содержательного наполнения учебных дисциплин для учителей иностранного языка, которую можно конкретизировать в виде актуальных магистральных направлений: цифровая грамотность учителя иностранного языка, формирование soft skills, метапредметность и междисциплинарность в обучении, совершенствование критического мышления, обучение детей с ОВЗ в дистанционном режиме, создание инклюзивного образовательного пространства или среды при онлайн-взаимодействии на уроках иностранного языка.

Два последних направления представляют собой особый вектор, направленный на формирование готовности и способности педагога с большей эффективностью вовлекать каждого без исключения обучающегося в образовательный процесс, что характерно для современной парадигмы инклюзии. Нельзя оставлять без внимания и то, что инклюзия характеризуется принятием многообразия всех участников образовательного процесса и содействием успешной интеграции всех обучающихся в общество [Socio-Psychological Portrait of Children 2017]. Поясним, что речь идет об инклюзивной среде, толерантной к разнообразию (физиологическому, психическому, гендерному, этническому, культурному и др.). Именно такая ценностно-смысловая ориентация профессиональной деятельности педагога должна быть сформирована у будущих учителей ИЯ, что является поводом для переосмысления методики обучения будущих учителей преподаванию ИЯ в инклюзивной среде в условиях дистанционного обучения.

На наш взгляд, дистанционное обучение с использованием медиа-технологий, цифровых образовательных ресурсов, интерактивных образовательных платформ, онлайн курсов позволяет выполнять основное назначение инклюзии как благоприятной среды для каждого участника образовательного процесса: адаптация, социализация, самореализация средствами ИЯ. Таким образом будут соблюдаться основные принципы и решаться первоочередные задачи современного обучения ИЯ в контексте широкой инклюзии, предполагающей расширение доступа к образованию (widening participation), расширение контактов и повышение мотивации (mainstreaming), интеграцию (integration).

В контексте дистанционного обучения подготовка соответствующего кадрового обеспечения, а именно учителей ИЯ, готовых создавать инклюзивную образовательную среду с применением дистанционных технологий, предстает перед нами в качестве актуального направления построения дальнейшего исследования.

Distance learning of a foreign language as an inclusive educational environment for each student

Malkina E.A.
graduate student of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Orekhova Elena Yakovlevna
Professor, Department of French Language and Linguodidactics of the Moscow City University, Moscow, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Annotation. This article analyzes the experience of teaching a foreign language at the level of higher education. Considerable attention is paid to improving the methods of teaching future foreign language teachers to work in a distance inclusive enviromnent. The author substantiates the idea that distant learning fulfills the main purpose of inclusion as a favorable environment for each student in the educational process.
Keywords: inclusion, inclusive educational environment, distance learning, foreign language, diversity


  1. Гречушкина Н.В. Онлайн-курсы в контексте инклюзивного образования // Высшее образование в России, 2019. № 12. С. 97-103.
  2. Макашина И.И. Дистанционное образование как компонент виртуального образовательного пространства университета // Мир науки, культуры, образования, 2020. № 2 (81). С. 192-196.
  3. Socio-Psychological Portrait of Children and Families Getting Assistance at Railway Stations / Arakantseva T., Bobyleva I., Zavodilkina O., Borisova T., Orekhova E., Shaidenko N. // Man in India, 2017. V. 97. № 3. Page: 237-248.
  1. Grechushkina N.V. Online courses in the context of inclusive education // Vysshee obrazovanie v Rossii, 2019. № 12. Page: 97-103.
  2. Makashina I.I. Distance education as a component of the virtual educational space of the university // Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2020. № 2 (81). Page: 192-196.
  3. Socio-Psychological Portrait of Children and Families Getting Assistance at Railway Stations / Arakantseva T., Bobyleva I., Zavodilkina O., Borisova T., Orekhova E., Shaidenko N. // Man in India, 2017. V. 97. № 3. Page: 237-248.