Аннотация. В статье рассматриваются вопросы эволюции академического письма, история его становления и развития. Раскрываются цели и задачи обучения академическому письму. Представлены его жанры, структура, особенности написания, а также область применения. Обучение академическому письму формирует лингвистические компетенции: умение перефразировать слова и выражения, вербализировать идеи с помощью языковых средств на уровне предложения, абзаца, текста; металингвистические компетенции – умение логически мыслить, анализировать, развивать критическое мышление.

Ключевые слова: академическое письмо, история академического письма, письменность, лингвистика.

Письменность ознаменовала начало обозримого периода истории человеческой цивилизации. Знания предков о мире и природе передавались потомкам именно в письменных трудах. Можно смело говорить о том, что письменность является связующим звеном между прошлым и настоящим.

Прообразы академического письма эволюционировали за последние пять тысяч лет от иероглифов на камне до букв на бумаге. Сохранившиеся письменные памятники хранят в себе кроме бытовых и религиозных записей и сведения об астрономии и геометрии. Ведь не секрет, что эти науки появились никак не сто лет назад, а существовали еще в древнем мире. Первые научные данные, написанные на камнях или гипсовых табличках, были предназначены лишь для особого круга людей, а древние языки, которыми и велись записи, сегодня считаются мертвыми.

Каждая цивилизация оставила после себя письменный след в истории. Сложилось так, что древнеримская латынь стала языком для разнообразных академических письменных материалов. Но со временем происходило совмещение языков международного общения, которое так пропагандировали страны-колонизаторы. Это не удивительно, ведь мир находился в процессах непрерывного общения, и приходилось находить точки соприкосновения и понимания [3].

Академическое письмо – это создание письменных текстов в академическом дискурсе, организация и выражение полученных оригинальных знаний согласно научно-исследовательским критериям определенной научной области, применительно к специфике предмета познавательной деятельности в определенной форме жанра академического письма.

Академический текст является выражением и обоснованием своих идей в понятном, убедительном, правильно организованном, удобном для восприятия научном тексте. Текст обязательно должен быть доступным и понятным, а стиль изложения научным. Для написания академического текста автор должен обладать как лингвистическими компетенциями - уметь перефразировать слова и выражения, вербализировать идеи с помощью языковых средств уровне предложения, абзаца, текста; металингвистическими компетенциями- логично мыслить, уметь анализировать, иметь развитое критическое мышление.

Текст, построенный и написанный согласно правилам академического письма, строится по моделям, в которых каждый структурный элемент довольно четко определен [2].

Существуют стандартные структурно-семантические блоки, лексико-грамматические фрагменты, стилистические особенности, которые нужно использовать при выражении и аргументировании собственного мнения, объяснения доказательств, логического выстраивания аргументов. Именно эти стандартные речевые блоки и задают стандарты мышления и представления своих суждений. При наличии такой стандартизации в академическом тексте остро является задача выработки исследователем своего уникального стиля, авторского стиля и авторской идентичности.

В практике академического письма существуют форматы статей, наиболее распространенными среди которых являются формат исследовательской статьи, формат обзорной статьи, формат краткого сообщения. Так как в практике европейской науки содержится весьма обширное эмпирическое наследие, то доминирующим форматом европейских статей является исследовательские, которые подаются в виде отчета о проведенных исследованиях. То есть научные публикации западных ученых являются своего рода отчетами о проведенных исследованиях [3].

Обзорные статьи являются результатом работы автора или группы авторов по обобщению всех исследований на определенную тему. Краткое сообщение может не показывать полученные конкретные результаты, а демонстрировать те или иные явления, процессы. В обзорных статьях и кратких сообщениях отсутствует такая структурная часть как эксперимент.

Академические тексты отличаются и по составлению ключевых слов. Так, в академическом письме принято ключевые слова представлять в виде ряда из 6 слов или сочетаний, причем ключевые слова могут отличаться от тех, что используются в заголовке, аннотации и тексте статьи. Это могут быть терминологические перифразы или обобщающие понятия по отношению к тем, что использовались в статье, но они обязательно должны точно отражать то, о чем идет речь в работе.

Если вообще вести речь о международных стандартах академического письма, то стоит отметить, что в таких текстах запрещено использовать местоимения первого лица и лексемы типа «автор (работы, статьи)». Причиной этому является то, что главным в таком тексте должен быть сам текст, а не автор [4].

Правильный и стандартизированный академический текст должен состоять из достаточно коротких абзацев. В идеальном абзаце приводится один тезис. Для его формулировки требуется не меньше трех предложений, формулирующих вводную мысль, затем основную мысль с аргументами к суждению и заключение. Новый тезис формирует новый абзац. Каждый тезис должен быть связан с предыдущим и последующими, поэтому абзацы нужно связывать между собой логически.

В российской практике использование академического письма имеет некоторые проблемы, потому как изначально традиции академического письма закладывались со второй половины ХХ века за рубежом, в другой социокультурной среде, с другими ментальными установками, признанными методическими и дидактическими моделями. История академического письма и его модели большинству преподавателям российских вузов не известны. Также не наблюдается широкого использования опыта академического письма в российской академической и социокультурной среде, которого было бы достаточно для интернационализации российской науки и образования. Стоит отметить, что некоторая активность в плане продвижения методов и технологий построения научного текста в соответствии с современными международными требованиями сегодня имеется, но она носит весьма локальный, внутренний, несистемный характер [2].

В некоторых учебных заведениях читаются курсы по академическому письму для магистрантов и аспирантов, курсы повышения квалификации для преподавателей, действуют тьюторы, предлагающие преподавателям консультации по написанию статей в журналы, индексирующихся в иностранных системах. Но это лишь локальная деятельность, а не системная [1].

Academic writing: the history of development and current state

Khasyanova D.Z.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Grigorieva Elena Yakovlevna,
Professor of the Department of Romanesque Philology of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Annotation. This article will discuss the development of academic writing; analyze the history of its formation and development. An analysis of the research topic will reveal the history of the very idea of academic writing, its main components, genres, structure and their features, as well as its scope. Teaching academic writing include linguistic competencies: the ability to paraphrase words and expressions, verbalize ideas using language tools at the level of a sentence, paragraph, text; metalinguistic competencies – the ability to think logically, analyze, and develop critical thinking.
Keywords: academic writing, the history of academic writing, writing, linguistics.


  1. Базылев В.Н. Академическое «письмо» (методический аспект). М.: Изд-во СГУ, 2015. 276 с.
  2. Боголепова С.В. Обучение академическому письму на английском языке: подходы и продукты // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 87‒94.
  3. Колябина Н.С. Роль академического письма в формировании общепрофессиональных компетенций магистра // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2016. № 21 (242). С.180-187.
  4. Короткина И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2015. 295 с.
  1. Bazylev V.N. Academic «writing» (methodological aspect). M.: Publishing House of SSU, 2015.276 pages.
  2. Bogolepova S.V. Teaching academic writing in English: approaches and products // Higher Education in Russia. 2016. No. 1. Page 87-94.
  3. Kolyabin N.S. The role of academic writing in the formation of general professional competencies of the master // Scientific Bulletins. Series Humanities. 2016. No. 21 (242). Page180-187.
  4. Korotkina I.B. Academic writing: process, product, and practice. Textbook for universities. M.: Yurayt, 2015.295 pages.