Аннотация. В статье рассматриваются особенности проведения вебинаров в образовательном процессе. Особое внимание уделено отбору образовательных материалов для проведения вебинаров.

Ключевые слова: вебинар; обучение старшеклассников; дистанционное обучение; образовательные материалы.

Одним из новых видов организации элективных курсов с применением дистанционных технологий является вебинар. Вебинар – это организационное мероприятие, которое предусматривает проведение бизнес-встреч, образовательных уроков, тренингов, мастер-классов личностного роста, конференций в режиме онлайн. В настоящее время технология вебинаров все чаще начинает использоваться в образовательном процессе. Для проведения вебинаров используются образовательные материалы совместно с презентационными программами, что позволяет успешно донести визуальную, графическую, текстовую, аудио и видеоинформацию до аудитории, представители которой могут одновременно воспринимать и обмениваться данными, даже находясь в отдаленных уголках земного шара.

При подготовке и проведении вебинаров важную роль играет качество образовательного контента. Подготовка и отбор мультимедийных образовательных материалов для проведения вебинаров может производится при совместном использовании презентационных программ, в том числе наиболее популярной из них – PowerPoint, входящей в стандартный пакет Microsoft Office. Однако в настоящее время для пользователей доступны презентационные приложения и компоненты в режиме онлайн с использованием специальных тематических шаблонов. Среди наиболее популярных программ для совместного онлайн-редактирования презентаций и вебинаров в режиме онлайн – Prezi, Apple Keynotes, Google Slides, Zoho Show и другие. Они могут использоваться совместно со специальным софтом для проведения вебинаров: Adobe Connect, MyOwnConference, Google + Hangouts, Cisco WebEx, iSpring Online. Кроме того, вебинар-общение и презентации можно успешно наладить при помощи Skype, который поддерживает функцию аудио и видео-звонков. Это значительно упрощает коммуникацию между всеми участниками онлайн-конференций.

Текстовые материалы в презентационном виде можно успешно наглядно представить в виде меняющихся слайдов, которые сопровождаются звуком и клипами. Каждый спикер вебинара может презентовать необходимые графики, таблицы, рисунки, фото, изображения, анимацию для ознакомления аудитории с фактами, событиями, статистикой, аналитикой.

Отбор мультимедийных материалов для проведения вебинаров и презентаций происходит с учетом следующих критериев (3, с. 17]:

  • достоверность информации (данные необходимо брать только из надежных источников, которые проходят проверку на валидность);
  • дата публикации (рекомендуется использовать источники не старше 5 лет);
  • наглядность (материалы должны впечатлять и привлекать внимание);
  • качество звука, видео, изображений (звук рекомендуется использовать в формате MP3, видео – в формате HD, фото – полноразмерные, с высоким разрешением);
  • информативность (текст и данные должны нести полезную информацию).

Таким образом, качество звуковых и видео файлов, а также изображений должна соответствовать современным стандартам качества. Фото лучше использовать в разрешении не менее 1920х1080 пикселей. Видео в формате HD позволит наглядно продемонстрировать ключевые мультимедийные элементы для широкой аудитории, принимающей участие в вебинаре. Звук в формате MP3 позволяет встраивать некоторые фрагменты файлов в презентацию или сопровождать текстовые и графические элементы голосовой начиткой, которая может транслироваться в режиме онлайн. Тем не менее, текстовые материалы должны быть понятны без использования звукового сопровождения, что значит доступность восприятия данных в виде графиков, чертежей, схем, таблиц и т.д.

Таким образом, Prezi, PowerPoint, и Google Slides лучше всего подходят в качестве отобранных мультимедийных ресурсов для подготовки вебинаров. Prezi позволяет создавать презентации в командном режиме и хранить их онлайн так, что избранные пользователи способны открывать материалы по предоставленной ссылке.

PowerPoint – это классический вариант для подготовки презентации на компьютере. Программа позволяет создавать и редактировать слайды с использованием специальных шаблонов и дизайн-проектов, сортировать данные, выстраивать графику, видео, аудио, анимацию.

Google Slides пользуется особым преимуществом, так как позволяет создавать и редактировать презентации в ходе подготовки вебинаров в облачном режиме. Это значительно упрощает работу спикеров на вебинаре, которым необходимо подключиться к созданному аккаунту в Google, где на серверах уже есть все необходимые предварительно отобранные мультимедийные материалы.

Подведя итоги сказанному выше можно сделать следующий вывод: проведение вебинара – это ответственная задача, особенно, если в режиме онлайн за короткое время необходимо представить широкий объем информации. Для этого необходимо использовать исключительно проверенные ресурсы и материалы, способные оказать эффект положительного воздействия на аудиторию.

Selection of resources for multiminization of educational materials during webinars

Pokladova N.V.,
Undergraduate of 2 course of the Moscow City University, teacher of informatics GBOU «School № 460 named after twice Heroes of the Soviet Union A.A. Golovachva and S.F. Schutov»

Research supervisor:
Zaslavskaya Olga Yurevna,
Deputy Head of the Department for Scientific Work of the Department of Informatization of Education of the Institute of Digital Education of the Institute of Digital Education of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Annotation. The article discusses the features of webinars in the educational process. Particular attention is paid to the selection of educational materials during webinars.
Keywords: webinar; high school education; distance learning; educational materials.


  1. Нагаева И.А. Дистанционное обучение. Инновации в образовании. Саарбрюкен, Германия: LAMBERT Academic Publishing, 2011. 168 с.
  2. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
  3. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.
  4. Разумова, Н.А. Видеолекции и вебинары в системе дистанционного обучения / Вестник НВГУ. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/videolektsii-i-vebinary-v-sisteme distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 17.10.2019).
  1. Nagayeva I.A. Distance learning. Innovations in education. Saarbrücken, Germany: LAMBERT Academic Publishing, 2011. 168 pages.
  2. Polat, E.S. Pedagogical Technologies of Distance Learning / E.S. Polat, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov; Under ed. E.S. Polat. Moscow: Academy Publishing Center, 2006. 400 pages.
  3. Polat, E.S. Theory and practice of distance learning: Study manual for students. учебн. Establishments / E.S. Polat, M.J. Bukharkin, M.V. Moiseeva; Ed. E.S. Polat//M.: Publishing Center «Academy». 2004. 416 pages.
  4. Razumova, N.A. Video sections and webinars in the remote education system/Journal of the NWSU. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/videolektsii-i-vebinary-v-sisteme distantsionnogo-obucheniya (date of appeal: 17.10.2019).