Аннотация. В статье рассматривается монолог-описание как ключевой вид монолога на начальном этапе обучения устному высказыванию. Анализируется УМК «Звёздный английский» Барановой К.М., Дули Д. для 4 класса в качестве базы для формирования устной речи. Данная работа изучает разнообразные подходы и возможные упражнения для обучения монологу-описанию.
Ключевые слова: монологическое высказывание, монолог-описание, начальное образование.
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 года №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального образования…», одной из главных целей обучения иностранному языку является: «формирование умения общения на иностранном языке на элементарном уровне, учитывая потребности и речевые возможностей в устной и письменной форме». В связи с этим, уже на начальной ступени обучения иностранному языку учителем должно уделяться внимание обучению устной коммуникации.
Данному вопросу уделяли внимание такие отечественные ученые как И.А. Зимняя (1991), Н.И. Жинкин (1998), Е.И. Пассов (1989). На современном этапе обучения монологу в начальной школе обсуждаемой проблеме посвящено большое количество научных статей. Так, например, Бариева З.Ш. отмечает, что основным препятствием для построения высказывания являются отличающиеся от родного языка «грамматические формы и синтаксические структуры предложений в единстве с их значением» [1]. Также, статья Гирфановой Л.П. и Шариповой К.И. посвящена принципу наглядности при совершенствовании навыков монологической речи, в ней утверждается, что «наглядный материал стимулирует общение на иностранном языке и повышает интерес к нему» [2].
Исходя из педагогического словаря-справочника, монологическое высказывание – это значительный по размеру отрезок речи, состоящий из содержательно и структурно связанных между собой высказываний, имеющих смысловую завершенность [4]. Монолог характеризуется логичностью, непрерывностью, самостоятельностью и смысловой законченностью [4].
Монологическая иноязычная речь является не только показателем уровня владения иностранным языком, но и представляет собой сложное умение, которое требует длительного труда и со стороны преподавателя, и со стороны обучающихся.
В данной работе мы рассмотрели монолог-описание как наиболее доступный вид монолога для начальной общеобразовательной школы. Обучающиеся только учатся формулировать свои мысли не только на иностранном языке, но и на их родном языке, поскольку данный навык еще не полностью сформирован.
Исходя из проведенного нами анализа, УМК «Звёздный английский» не предоставляет обучающимся достаточно упражнений на формирование монолога-описания, как основополагающего для начала обучения устной речи. В связи с этим, преподавателю необходимо дополнять учебный процесс собственными разработками, чтобы восполнить недостаточность УМК. В случае с монологом-описанием следует предоставить обучающимся картинки или элементарные схемы и таблицы, которые будут служить опорой для их самостоятельного высказывания.
При работе с начальной школой следует периодически вносить разнообразие в учебный процесс. Однообразные описывания картинок можно заменить или совместить с показом фрагмента мультипликационного фильма, после просмотра которого можно задать обучающимся вопросы или похожее задание, например, что из себя представляет главный герой? Опишите его характер / внешний вид и т.д.
Возможные упражнения на формирование монолога-описания в начальной общеобразовательной школе:
- Опишите картинку. Используйте выражения, данные на доске.
- По указанным на карточках ключевым словам расскажите о своем домашнем питомце или о животном, которое бы вы хотели иметь.
- Расскажите о своем родном городе, используя ключевые словосочетания.
- Расскажите о распорядке своего дня, используя следующий план.
- Расскажите о вещах на витрине. Сколько стоит каждый товар? Какого цвета эти вещи?
- Расскажите о своем друге (друзьях). Используйте следующие конструкции.
В результате регулярного выполнения всех вышеперечисленных упражнений обучающийся сделает первый шаг к формированию собственного монологического высказывания. Благодаря частым устным практикам обучающийся сможет эффективно развивать свой фонематический слух и фонетические умения. У обучающегося разовьется автоматизм построения англоязычного предложения, его грамматическая составляющая. Вплетение тематической лексики в устную речь способствует её лучшему запоминанию и усвоению.
Рис. 1. Первое упражнение из УМК «Звёздный английский»
Рис. 2. Второе упражнение из УМК «Звездный английский»
На рисунке 1, 2 нами были продемонстрированы варианты упражнений на формирование умения монолога-описания. Упражнения были составлены на базе УМК «Звёздный английский», модуль 3 «Animal Elections» для 4 класса. Задания включают опоры на тематические лексические единицы и изучаемые грамматические конструкции. В то время как красочные иллюстрации будут привлекать внимание обучающихся и концентрировать их на учебном материале.
Таким образом, мы можем заключить, что обучение монологу-описанию может проходить не только на базе уже созданных упражнений в УМК, но и путем самостоятельной педагогической смекалки преподавателя, вопросов по теме, дополнительных заданий. Только в ситуации постоянной тренировки устных умений, обучающийся сможет выйти в самостоятельную монологическую речь.
Methodical techniques of monologous speech skills formation (English language, primary general education school)
Gorokhova P.M.,
Bachelor of 4 courses, The Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Makarova Tatyana Sergeyevna,
Head of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Annotation. The article considers the monologue-description as a key type of monologue at the initial stage of learning to speak orally. Analyzed by UMK «Star English» Baranova K.M., Dooley D. for grade 4 as a base for oral speech formation. This work studies a variety of approaches and possible exercises to teach a monologue description.
Keywords: monologue statement, monologue-description, primary education.
- Бариева З.Ш. Формирование навыков связного монологического высказывания на английском языке учащихся национальной школы / Известия ДГПУ. 2015. №4. С. 45-48
- Гирфанова Л.П., Шарипова К.И. Использование наглядности для совершенствования навыков монологической речи на уроках английского языка / «Novaum» – электрон. науч. журн. 2018. Вып. 16. URL: http://novaum.ru/. (дата обращения: 26.10.2019).
- Министерство образования и науки РФ / URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 28.10.2019).
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с.
- Педагогическое речеведение: словарь-справочник / под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской. М.: Флинта: Наука, 1998. 310 с.
- Barieva Z.S. Formation of skills of coherent monological speech in English of students of national school/News of DGPU. 2015. №4. Page 45-48
- Girfanova L.P., Sharipova K.I. Use of clarity to improve monologue speech skills in English language lessons/"Novaum" - electron. науч. журн. 2018. Issue. 16. URL: http://novaum.ru/ (date of appeal: 26.10.2019).
- Ministry of Education and Science of the Russian Federation/URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (date of appeal: 28.10.2019).
- Passov E.I. Basics of communicative methodology of teaching foreign language communication. M.: Russian, 1989. 276 pages.
- Pedagogical recitation: dictionary-reference/under the ed. T.A. Ladyzhenskiy and A.K. Mikhalskaya. M.: Flint: Science, 1998. 310 pages.