Соавторы: Тальмина Галина Викторовна бакалавр ГАОУ ВО МГПУ, Москва
Научный руководитель: Князева (Цуркис) Галина Львовна, доцент кафедры музыкального исполнительства Института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук
Код уникальной десятичной классификации: 372.878

Аннотация. В данной статье раскрываются методы развития внутреннего слуха на уроках фортепиано в ДШИ, а также обоснована необходимость получения данного навыка. Отмечены сложности в процессе развития музыкальных способностей ребенка.

Ключевые слова: педагогика, фортепиано, творческие способности, музыкальный слух, внутренний слух, сольфеджирование.

Развитие музыкального слуха – это одна из основных задач при обучении игре на инструменте, которая актуальна на всем протяжении обучения.

Развитие музыкального слуха является необходимым условием для повышения эффективности освоения первоначальных навыков игры на фортепиано. Развитие гармонического, мелодического, тембрального, полифонического слуха юного пианиста способствует адекватному эмоционально-образному восприятию музыки, скорейшему запоминанию нотного материала, развитию навыков работы с разными музыкальными фактурами, полифонией, развитию творческих способностей, таких как: сочинение, подбор аккомпанемента, мелодии на слух, игра в ансамбле. К тому же, внутренний слух напрямую связан с музыкальной памятью и должен «от и до» сопровождать процесс исполнения.

Музыкальный слух – уникальное явление и уникальная способность, отличающаяся от биологического слуха. Обязательным условием формирования музыкального слуха является наличие особых навыков, аналитических способностей и слушательского опыта. Исходя из этого, можно утверждать, что музыкальный слух – это не природная данность, а способность и навык, который можно и нужно развивать.

В современной музыкальной педагогике существует множество методов развития музыкального слуха ученика. Рассмотрим некоторые из них.

Пение – наиболее быстрый способ формирования звуковысотного и мелодического слуха. Многие преподаватели рекомендуют сопровождать свою игру пением. Вот основные методы работы с учеником:

  • на первоначальном этапе обучения воспроизведение голосом отдельных звуков, пропевание нот (при изучении нотной грамоты), сопровождение голосом коротких песенок и упражнений, при этом полезно как сольфеджирование, так и пение со словами в тех случаях, когда к нотному тексту предложена подтекстовка;
  • транспонирование простейших мелодий и попевок по белым и черным клавишам в разные тональности с пением, оперируя при этом накопленными теоретическими знаниями;
  • сольфеджирование мелодии во время исполнения пьес;
  • пропевание всех голосов в полифоническом произведении как при разучивании отдельно по голосам, так и при их соединении;
  • пропевание одного из голосов с исполнением другого на инструменте;
  • чередование сыгранных и спетых фраз: фрагмент мелодии пропет, а следующий за ним фрагмент – сыгран, два-три такта играются, потом столько же – поются и т.д.;
  • пение основной мелодии (темы) произведения с исполнением аккомпанемента;
  • внутреннее пропевание мелодии при работе над музыкальной фразой, интонацией и выразительностью.

Эффективными методами являются: визуализация музыкального образа, ассоциации с цветом, словом (звук резкий, мягкий, теплый, прозрачный, легкий и т. д). Детям в младших классах ДШИ можно предложить нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению, разучиваемому в классе фортепиано, в качестве домашнего задания. Практика показывает, что такой подход пробуждает творческую инициативу учащихся и способствует повышению мотивации к занятиям [4, с. 258].

Еще одним продуктивным методом работы является прослушивание произведения с нотами. При этом активизируется внутренний слух, слуховая память и зрительная память. Рекомендуется как можно больше прослушивать произведения из программы по специальному инструменту в исполнении авторитетных музыкантов, а также сравнивать исполнения, возможно обсуждение с преподавателем разных вариантов. Такой вид работы способствует более быстрому запоминанию музыкального материала и помогает «охватить все произведение целиком», даже если на данном этапе сам ученик находится только на стадии разбора. При дальнейшей работе над произведением активировавшийся при прослушивании внутренний слух поможет как освоить текст, так и выстроить динамику, справиться с полифонией, построением фраз и музыкальной формы.

Как уже говорилось, внутренний слух неразрывно связан с музыкальной памятью и процессом исполнения наизусть. Очевидно, что играть или петь то, что «не слышишь внутри себя» практически невозможно. На первоначальных этапах обучения плохое развитие внутреннего слуха не так сильно заметно и компенсируется небольшим объемом произведений и их легкостью, однако на более поздних этапах плохая работа внутреннего слуха выливается в регулярное забывание текста. Для преодоления подобных сложностей необходимо еще с первых уроков начинать работу над внутренним слухом. Если же первоначальный этап работы упущен, все равно можно и нужно продолжать работу на более поздних этапах, подключая при этом аналитическое мышление и теоретические сведения.

В качестве форм творческой работы можно рекомендовать следующие:

  • подбор простых, хорошо знакомых мелодий;
  • подбор элементарного аккомпанемента (по схеме T-S-D-T);
  • определение на слух простых музыкальных форм (таких как простая 2-х и 3-х частная), анализ на слух периода;
  • работа по нотам без инструмента (или на крышке) и без нот. Важно научиться мысленно проигрывать не только фрагменты произведения, но и всю пьесу, разучивать ноты без применения инструмента.

Все вышеперечисленные приемы являются методами работы над музыкальным произведением в рамках урока фортепиано, однако, косвенно помогают ученику развивать слух и формируют творческие способности.

Practical methods of improving internal hearing at piano lessons in music school

Talmina G.V.,
bachelor of the Moscow City University, Moscow
Vasilieva A.V.,
master of the Moscow City University, Moscow

Annotation. In this article methods of development of internal hearing at lessons of a piano in are revealed, and also necessity of receiving this skill is proved. Difficulties in the process of development of musical abilities of the child are noted.
Keywords: pedagogy, piano, creativity, musical ear, inner ear, solfeggio.