Аннотация. В статье рассматривается история возникновения корпоративного спорта. Раскрываются особенности формирования корпоративного спорта в различных структурах. Подчеркивается влияние корпоративного спорта на профессиональную деятельность специалистов различных организаций, а также ее значение в сохранении благоприятного микроклимата компаний.

 Ключевые слова: корпоративная культура, досуг, корпоративный спорт.

В настоящее время в мире для поддержания корпоративной культуры активно используется такое средство как корпоративный спорт.

Корпоративная культура обладает большими возможностями, так как несет в себе определенную систему ценностей. Такой стиль поведения является благоприятным условием для развития профессиональных качеств человека и выполнение им его общественной цели, это и будет являться важной предпосылкой для удачной социализации человека [1, с.2].

Корпоративный спорт представляет собой соревнования сотрудников компаний и организаций по различным видам спорта, это определенный метод самовыражения успешной компании, здорового образа жизни, приобщения к досугу, который будет полезен всем участникам, это путь к новым успехам.

Спортивные общества начали создаваться еще в середине 1930-х годов. Они объединяли трудящихся и студентов, занимающихся физкультурой, спортом и туризмом. Участники занимались также формированием массовой физической культуры. Каждое такое общество имело свою эмблему, спортивную форму, знак и флаг. Возглавлял профсоюзные спортивные общества – Всесоюзный совет ДСО. Данный совет организовывал физкультурные праздники, соревнования между спортивными группами, тренировочные сборы, обеспечивал участие ДСО во всесоюзных и международных первенствах и чемпионатах.

Само понятие «корпоративный спорт», появилось в начале 90-х годов. В это время Международная организация в Питерборо, начала продвижение корпоративного спорта. В эту общественную организацию входили политики и бизнесмены. Со временем они создали комитет ежегодных Всемирных корпоративных игр [2, c.57].

В развитии корпоративного спорта сыграли Всемирные корпоративные игры, основательницей которой стала Доктор Морин Джонстон, в конце 1985 года. В играх принимают участие большое количество любителей, которые представляют организации всего мира.

К организации подобных мероприятий предъявляются довольно повышенные требования. Во всех корпоративных играх важна доступность для участия любой компании. Команды формируются из сотрудников, у которых абсолютно разный возраст и уровень физической подготовки. Поэтому необходимо учесть все особенности участников турнира [5, c.207].

Среди преимуществ в формировании корпоративного спорта в организациях, можно выделить: создание дружеских отношений в компании через физкультуру и спорт; выявление скрытых лидеров среди сотрудников; появление организации в СМИ, через освещение спортивных различных мероприятий. Коллективный спорт, это хорошая возможность повысить имидж компании, это вклад в здоровье своего персонала.

Корпоративный спорт помогает не только в развитии компании или реализации себя в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни, ведь: физкультура вырабатывает дисциплину, способствует снятию нервного напряжения, формирует командный дух, помогает проявлению индивидуальных способностей человека, тем самым повышает самооценку и придает уверенность в себе, и самое главное приучает к здоровому образу жизни [4, с.13].

Сейчас достаточно активно развивается корпоративный спорт. Директора различных компаний довольно часто инвестирует собственные средства в корпоративные турниры, стимулируя своих сотрудников к занятиям физкультурой.

В таких соревнованиях наиболее часто используются именно игровые виды спорта, такие как: волейбол, футбол, теннис, баскетбол, и так далее.

Но кроме игровых видов спорта, часто предлагают более развлекательную программу: боулинг, пейнтбол, скалолазание, картинг, гольф, спортивное ориентирование, а наряду со спортивными играми проводятся конкурсы профессионального мастерства.

Приведем пример одной из самых распространённых разновидностей корпоративного праздника, это «Олимпийские игры». Такое мероприятие требует определенного сценария. В нем будет использоваться: церемония открытия и закрытия, определенная атрибутика, зажигание олимпийского огня, произнесение клятв участников и судей, поднятие флагов, соблюдение греческих традиций, награждения кубками и медалями на пьедестале.

Еще одна популярная разновидность – тимбилдинг. В таком мероприятии участники с огромным интересом проходят определенные препятствия, тем самым у них начинает проявляться взаимопонимание, доверие, взаимопомощь, а участники становятся одной сильной командой. В тимбилдинге важным условиям является проявление как физических, так и интеллектуальных способностей участников. Совместное решение задач и выработка стратегий принесет большой результат.

В формировании корпоративного спорта должны отображаться основные положительно эмоциональные идеи организации. Необходимо использовать уже имеющий опыт, так как, все ценности компании закрепляются и осуществляются в традициях и порядках, уже действующих в организации. Также необходимо определить на что будут направлены мероприятия по формированию корпоративного спорта, они могут быть:

  • внутренние, это определенные мероприятия внутри коллектива, они позволяют снять напряжение между сотрудниками компании, наладить неформальное общение, подтвердить заботу руководства;
  • внешние, проведение состязаний с различными фирмами, партнерами и конкурентами;
  • общие, это проведение любительских турниров среди команд разных компаний;
  • пиар, такие соревнования предназначены именно для представителей СМИ, для того чтобы продвинуть свою компанию [3, с.13].

Таким образом, формирование корпоративного спорта - это неотъемлемая часть в управлении сотрудников различных организаций, а также возможность способствовать развитию физкультуры и любительского спорта во всей стране, а, следовательно, и влиять на развитие массового спорта и повышения уровня здоровья всего населения.

Corporate sport as a means of leisure

Antipova A.I.,
Student The Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Levina Irina Dmitriyevna,
Director of the Institute of Culture and Arts of The Moscow City University, Moscow, Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences

Annotation. The article deals with the history of corporate sports. Features of formation of corporate sport in various structures are revealed. The influence of corporate sport on the professional activity of specialists of various organizations is emphasized, as well as its importance in maintaining a favorable microclimate of companies.
Keywords: corporate culture, leisure, corporate sport.


  1. Кликавка А.Е. Корпоративный спорт как средство популяризации здорового образа жизни // Молодой ученый. - 2017. - №50.1. - c. 22-24.
  2. Леонова А.А. Имидж компании как составляющая корпоративной культуры / Государственное управление и социология организаций // Ломоносовские чтения: Студенты. - 2003.
  3. Ляшкова Е.Л. Особенности корпоративного отдыха // Cпортивная жизнь трудоголика. - 2007.
  4. Левина И.Д. Социокультурный аспект исследования креативной индустрии досуга в московской агломерации/ УЦ Перспектива/-2018/- с. 11-17
  5. Медведь Э.И. Индустрия креативного досуга в городском пространстве мегаполиса/ Грибкова Г.И., Киселева О.И// Эконом-информ. – 2018.
  1. Klykavka A.E. Corporate sport as a means of promoting a healthy lifestyle // Young scientist. - 2017. - No. 50.1. - Page 22-24.
  2. Leonova A.A. company Image as a component of corporate culture / Public administration and sociology of organizations / / Lomonosov readings: Students. - 2003.
  3. Lyashkova E.L. Features of corporate recreation / / Sports life of a workaholic. - 2007.
  4. Levina I.D. Sociocultural aspect of research of creative leisure industry in Moscow agglomeration / UC Perspektiva/-2018/ - Page 11-17
  5. Medved E.I. industry of creative leisure in the urban space of the metropolis/ Gribkova G. I., Kiseleva O. I. / / Economy-inform. - 2018.