Аннотация. В статье рассмотрен пейзаж в творчестве писателей разных эпох – А.П. Чехова и К.М. Симонова. Показано их стремление раскрыть душу обычных рядовых людей на основе достоверных жизненных явлений через пейзажные зарисовки. При этом отмечены различия и сходства в использовании изображения природы, влияние пейзажа на эмоциональное состояние героев, а также отражение определенных природных явлений на чувствах персонажей.

Ключевые слова: пейзаж, художественный психологизм, образ, реализм.

Пейзаж в литературе – это изображение любого незамкнутого пространства, чаще всего это картина природы. Для многих писателей и поэтов природа является объектом творчества, т.к. она обладает безграничной мощью, активностью, жизненностью [9, с. 316]. Традиционной функцией пейзажа является прием раскрытия образов и характеров. Пейзажные зарисовки могут отражать внутреннее состояние героя, его душевные переживания.

По мнению М.Н. Эпштейна, в русской литературе «то внимание, которое уделялось до сих пор типическим образам человека, оттесняло в сознании исследователей первостепенную значимость образов природы, через которые национальная специфика литературы проявляется особенно четко» [11, c. 3]. Однако многие писатели и поэты обращались к природе для более точного воспроизведения пейзажа в своих произведениях, т.к. «чувство природы» синтезирует в себе понимание природы и чувственное восприятие естественной среды» [7, с. 16].

Каждый автор преследует свои цели в использовании пейзажа, но тем не менее во всем многообразии картин природы у разных писателей все же можно найти общие закономерности, «если учесть изменившееся отношение человека к природе» [1, с. 260]. Писатели XIX-XX века воспринимали природу иначе, чем их предшественники, т.к. с развитием цивилизации человек воспринимает окружающее пространство по-другому. Всё же писатели стремятся показать в своих произведениях связь, которая дает возможность «представлять мир, создаваемый человеком, в его гармонии с природой» [11, с. 4].

Рассмотрим подробнее влияние пейзажа на эмоционально-психологическое состояние героев на примере рассказа А.П. Чехова «Учитель словесности» (1889) и романа К.М. Симонова «Живые и мертвые» (1959). Эти писатели жили в разное время, и темы их творчества, казалось бы, различны. Однако есть типологическое сходство в манере повествования, творческих принципах и приемах. При этом основополагающей точкой отсчета является профессионализм авторов, что предполагает точность и скрупулезность изображения: «Будучи врачом и писателем, Чехов знал сферы врачевания и искусства изнутри. Наполняя свои произведения сокровенными для каждого человека знаками-мотивами, писатель достиг той полноты мировидения, которая породила доверие к написанному им» [4, c. 55], а Симонов, будучи журналистом, стал военным.

Одной из наиболее примечательных черт сближения творчества Чехова и Симонова является их стремление к изображению не выдающихся, а обычных людей, рядовых. Писателей не интересовал социальный статус человека как такового, а скорее психология, человеческая суть персонажа. Именно поэтому Чехов и Симонов акцентируют внимание на внутреннем мире персонажа, что, в свою очередь, может быть источником внутренних или внешних конфликтов. У Чехова это повседневные конфликты, без напряженных страстей; излюбленная сюжетная ситуация — испытание героя бытом. А персонажи Симонова попадают в экстремальную для человека ситуацию – военное время.

Исследователи творчества Чехова (А.П. Чудаков, М.Ч. Ларионова и др.) не раз рассматривали пейзаж, характеризуя те или иные аспекты использования этого композиционного компонента в произведениях писателя. В отличие от них, литературоведы и критики, обращавшиеся к творчеству Симонова, не уделяли должного внимания природному фону изображаемого писателем.

Пейзаж является одной из форм художественного психологизма, т.е. оказывается средством раскрытия характера героя. Исследователи Чехова не раз отмечали особенную черту его творчества. А. Дерман рассматривает «лаконизм стиля», который создается «благодаря несравненной характерности в приемах изображения» [2, с. 151]. Чехов был своего рода новатором в области психологизма. Он обращал внимание на внутреннее развитие обыкновенных людей, а не исключительных личностей [3, с. 160]. Развитие характера осуществляется с помощью показа определенных переживаний героев, на которых автор делает акцент. Чехов изображает внутренний мир героя «штрихами», из чего складывается общая картина. В рассказах Чехова описания природы встречаются не часто, т.к., делая акцент на городской суете и системе часто ложных ценностей, писатель не уделяет внимания природе. Как правило, Чехов использует параллельное описание природы и душевного состояния героя.

Этой же художественной стратегии придерживался Симонов, для которого была важна достоверность факта. В результате «война и человек на войне показываются не «извне», а «изнутри» – глазами тех, кто был на фронте в качестве военных журналистов» [5, с. 169]. Как утверждает Есин, «в литературе XX века психологизм продолжал развиваться и совершенствоваться в художественных системах реализма <…> В культуре социализма ценность личности исключительно велика, а идейный интерес к процессам ее умственного и нравственного развития носит непреходящий характер» [3, с. 62]. Такая позиция объясняет стремление Симонова к глубине психологизма, к исследованию человека в различных условиях войны.

Опыт военного корреспондента помог Симонову в изображении действительности и глубоких образов военных людей. За большинством характеров в произведениях стоят живые люди, которых он лично встречал на своем военном пути. В дальнейшем Симонов перерабатывал свои воспоминания, т.е. использовал жизненный материал, для освоения которого наиболее значимым фактором является трагическое [6, с. 33]. Изображая судьбы военных людей, Симонов стремится показать их изнутри, внедриться в сознание персонажей, чему, среди прочего, служит пейзаж.

Пейзажные зарисовки в чеховском рассказе «Учитель словесности» составляют значительный объем, они наполнены большим количеством средств выразительности: «Был седьмой час вечера — время, когда белая акация и сирень пахнут так сильно, что, кажется, воздух и сами деревья стынут от своего запаха» [10, с. 380]. В начале рассказа, его главный герой – учитель гимназии Никитин восклицает: «Какая сегодня великолепная погода!» [10, с. 388]. Однако в противоположность городу, который у Чехова ассоциируется с пошлостью и искаженными жизненными ценностями, писатель показывает поле, где «уже не пахло акацией и сиренью, не слышно было музыки» [10, с. 380], т.е. не было суеты, духоты.

С помощью пейзажных зарисовок передаются возвышенное и романтическое настроение, пронизывающее героя: «А как тепло, как мягки на вид облака, разбросанные в беспорядке по небу, как кротки и уютны тени тополей и акаций…» [10, с. 380]. Никитин замечает окружающую его природу и подмечает детали.

Одним из главных образов чеховского рассказа является сад как отражение душевного состояния героя. Сад, символ добра, осуществления мечты, надежда на счастье, передает ощущение влюбленности: «Над садом светил полумесяц и на земле из темной травы, слабо освещенной этим полумесяцем, тянулись сонные тюльпаны и ирисы, точно прося, чтобы и с ними объяснились в любви» [10, с. 392].

Но, несмотря на это ощущение счастья в описании природы, отмечены черты приземленности: «только кое-где чернеют бахчи да далеко влево на кладбище белеет полоса отцветающих яблонь» [10, с. 380]. Далеко от романтических ощущений уводят героя впечатления, производимые на него огромным количеством собак, кошек и египетских голубей в доме у Шелестовых. Животных Никитин впоследствии получает как приданое, что вызывает у него раздражение.

Герой не сразу осознает, что его счастье ненастоящее, что он только погружается в суетную «мещанскую» жизнь. Никитин постепенно опускается – пребывая в спокойном состоянии, привыкает к счастью, о чем свидетельствует зимний пейзаж: «Зима была вялая, без морозов, с мокрым снегом» [10, с. 399]. Никитин перестает замечать красоту окружающей его природы, из рассказа начинают исчезать пейзажные зарисовки. Объем описаний тоже становится меньше, автор ограничивается несколькими словами, как бы между делом указывая на природу, которая окружает героя. В самом конце рассказа единственное упоминание о природе будет дано так: «Начиналась весна такая же чудесная, как и в прошлом году…» [10, с. 403]. Для героя уже нет ничего особенного в окружающем его мире, все обыденно, нет выделяющихся элементов природы, потому что «иллюзия иссякла и уже начиналась новая, нервная, сознательная жизнь, которая не в ладу с покоем и личным счастьем» [10, с. 402].

Одним из сквозных образов в пейзаже у А. Чехова является дождь – символ беспросветности будничной жизни, неосуществимости истинного счастья. Дождь идет как раз в тот момент, когда учитель словесности Никитин начинает осознавать мнимость доставшегося ему счастья: «Как-то Великим постом в полночь возвращался он домой из клуба <…>. Шел дождь, было темно и грязно» [10, c. 399]. Погода и окружающий мир точно отражают все ощущения на душе Никитина, именно тогда он начинает чувствовать неприятный осадок, который возникает от осознания того, что все ему досталось слишком легко.

Таким образом, пейзаж у Чехова является вспомогательным средством для изображения внутреннего мира героев, для акцентирования определенных жизненных моментов. Объем пейзажа также является важным элементом, т.к. отражает погружение героя в суету и пошлость.
На пейзаже в военной прозе исследователи акцентируют внимание не часто, т.к. обращаются к основным вопросам произведения: трагизм, патриотические настроения людей, картины военных действий и тыловой жизни. Однако пейзаж является важным элементом в военной литературе. Он создает определенные чувства и эмоции у героев, передает реальную атмосферу трудного для людей времени, усиливает тяжелый физический труд.

В своих произведениях Симонов, как и Чехов, не часто прибегает к использованию объемных пейзажных зарисовок, несмотря на то что хронотоп романа – война на земле и в воздухе, в городах и на бескрайних природных просторах. Симонов скорее акцентирует внимание на том, как природа помогает («Наконец наступила долгожданная темнота» [8, с. 19]) или наоборот мешает в военное время («На снегу выделялись каждая свежепротоптанная тропа, каждый окоп и ход сообщения. Как их ни маскируй <…> они были хорошо видны. Снег все выдавал» [8, c. 325]). В романах Симонова природа в большей степени сама оказывает влияние на эмоциональное и физическое состояние героя. Трудности войны накладываются на изнуряющую жару, холодную зиму или на бесконечные проливные дожди.

Однако иногда пейзаж играет значительную роль в определенных ключевых моментах повествования. Находясь в окружении, Синцов после боя «шел и не уставал замечать красоту леса» [8, с. 122]. Описание природы («Солнечный июльский лес был чудо как хорош!») в данном случае совпадает с радостным состоянием героя, облегчением на душе: «Живы, – думал он, - всё-таки живы!» [8, с. 122].

Несмотря на то, что объем пейзажа у Симонова сравнительно небольшой, картины природы важны в романе, т.к. обращают внимание читателей на ту боль, которую испытывали люди, при осознании того, что Родина захвачена врагами: «Острое и болезненное чувство родной земли, которая где-то там, позади, уже истоптана немецкими сапогами и которая завтра может быть потеряна и здесь, переворачивало сердце» [8, с. 28]. Пейзаж создает перемену настроения героя, меняет ход его мыслей и поднимает в душе жалость к страдающим людям и ненависть к фашистам.

Если у Чехова одним из главных пейзажных образов был сад, то у Симонова большую роль играет лес, как символ одновременно и опасности, и убежища. Тихий лес вносит в души героев страх, сомнение, заставляет предчувствовать опасность: «Потом машина въехала в густой лес. <…> ни людей, ни машин. Сначала это не особенно тревожило Синцова, но потом начало казаться ему странным» [8, с. 39].

Гораздо более спокойно герои воспринимают лес, который «кишел людьми» [8, с. 17]. Даже такие незначительные упоминания пейзажа дополняют картину эмоционального состояния героя. Природа передает герою либо чувство тревоги, либо чувство спокойствия, умиротворения.

Сквозным образом в пейзажах Симонова является дорога. Шоссе для военного времени – важный стратегический объект, который соединяет разные пункты, позволяя перемещаться людям, машинам: «Кто только не шел в те дни по этому шоссе…» [8, с. 27]. Естественно, что враги всеми силами стараются перерезать любые пути передвижения людей (шоссе, железные дороги, мосты). Симонов не дает пейзажных зарисовок дорог, по которым идут военные и гражданские люди, но дорога как символ постоянно появляется в описании местности.

Появление самолетов или танков, грозит быть отрезанным от основных частей и быть разделенными «на живых и мертвых» [8, с. 191]. Это означает, что дорога является в романе своеобразным символом жизни, ее продолжения. Симонов описывает Синцова в момент потери документов: корреспондент Люсин не довез Синцова до Москвы, высадил у пункта проверки документов. Симонов в нескольких предложениях подчеркивает потерянность пути Синцова: «…остался один на шоссе», «оставшись один на шоссе», «стоя один на шоссе» [8, с. 264]. Шоссе отражает душевное состояние героев, бомбежки оставляют след на дорожном полотне, также как война оставляет отпечаток в судьбах людей.

В романе Симонова пейзаж не передает эмоций героя, а порождает ощущения персонажей от увиденной картины природы, акцентирует внимание на чувствах. Описания природы, местности не всегда отражают душевное состояние героя, но помогают писателю в передаче определенных настроений персонажей.

Таким образом, использование картин природы в творчестве рассмотренных писателей имеет общие черты, но и свои различия, каждый автор делает акцент на необходимых в его произведениях деталях, передает через пейзаж определенные черты героев. Пейзаж в рассказе Чехова не просто помогает в раскрытии образа героя, но еще и указывает на общую суть произведения. Писатель, создавая пейзажную зарисовку, стремится не только отразить в ней душевное состояние героя, но еще добавить элементы действительности, которая не видна герою за пеленой счастья. В романе Симонова пейзаж играет иную роль, помогая дополнять, усиливать эмоции героев. Писатель использует описания природы для того, чтобы показать действительную жизнь, тяготы военного дела. Некоторые элементы пейзажа являются важными символами, которые появляются в ключевых моментах произведения.

Однако несмотря на все различия в характере изображения картин природы можно выявить некоторые закономерности, которые присутствуют у данных авторов произведений. Используя пейзажные сквозные образы, писатели подчеркивают определенные психологические и эмоциональные состояния героев. Общее использование пейзажа необходимо для каждого автора, чтобы показать глубину и наполненность персонажа, укоренить достоверность изображения действительности, т.к. картины природы, окружающей обстановки наиболее полно раскрывают картину произведения.

Landscape as a reflection of the emotional and psychological state of heroes (according to the works of A.P. Chekov and K.M. Simonov)

Sizova A.V.,
Bachelor of 4 courses the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Loskutnikova Maria Borisovna,
associate professor of the Russian literature of Institute of the humanities of the Moscow City Universit, Candidate of Philology, associate professor

Annotation. In the article considers the landscape in the works of writers of different eras – Chekhov and Simonov. Their desire is shown to reveal the soul of ordinary people on the basis of reliable life phenomena through landscape sketches. At the same time, differences and similarities in the use of the image of nature, the influence of the landscape on the emotional state of the characters, as well as the reflection of certain natural phenomena on the feelings of the characters are noted.
Keywords: landscape, artistic psychologism, character, realism


  1. Галанов Б.Е. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь. М.: Сов. писатель, 1974. 344 с.
  2. Дерман А.Б. О мастерстве Чехова. М.: Сов. писатель, 1959. 208 с.
  3. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М.: Просвещение, 1988. 175 с.
  4. Лоскутникова М.Б. Телеологические принципы художественного целого и композиционно-архитектоническая организация рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья» / Inskrypcje. Półrocznik: Czasopismo naukowe poświęcone literaturze i kulturze. Siedlce: [i] WN WYDAWNICTWO NAUKOWE IKR[i]BL (Instytut Kultury Regionalnej i Badań Literackich im. Franciszka Karpińskiego. Stowarzyszenie). 2019. R. VII. № 1 (12). Рage 45-55.
  5. Лоскутникова М.Б. Типология трагического в прозе о Великой Отечественной войне / Проблемы истории литературы. Вып. 12. М.: МГОПУ, 2000. С. 168-171.
  6. Лоскутникова М.Б. Феномен трагического в русской литературе ХХ века (к проблеме изученности) / Филология в системе современного университетского образования. М.: изд-во УРАО, 2000. С. 33-36.
  7. Гурленова Л.В. Изучение темы природы в русской литературе (понятийно-терминологический аспект) / Природа и человек в художественной литературе. Волгоград: изд-во ВолГу, 2001. С. 14-23.
  8. Симонов К.М. Живые и мёртвые: Роман в трех книгах. Книга 1: Живые и мертвые. М.: Худож. лит., 1989. 478 с.
  9. Тугаринов В.П. Избранные философские труды / Природа. Цивилизация. Человек. Л.: изд-во ЛГУ, 1978. С. 315-326.
  10. Чехов А.П. Собр. соч.: В 12 т. М.: ГИХЛ, 1962. Т. 7. 549 с.
  11. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990. 303 с.
  1. Galanov B.E. Painting word: Portrait. Landscape. Thing. M.: Sov. writer, 1974. 344 pages.
  2. Derman A.B. About the skill of Chekov. M.: Sov. writer, 1959. 208 pages.
  3. Yesin A.B. Psychology of Russian classical literature. M.: Education, 1988. 175 pages.
  4. Loskutnikov M.B. Teleological Principles of Artistic Whole and Compositional-Architectural Organization of A.P. Chekhov's story «Poprypcje» / Inskrypcje. Półrocznik: Czasopismo naukowe poświęcone literaturze i kulturze. Siedlce: [i] WN WYDAWNICTWO NAUKOWE IKR[i]BL (Instytut Kultury Regionalnej i Badań Literackich im. Franciszka Karpińskiego. Stowarzyszenie). 2019. R. VII. № 1 (12). Page 45-55.
  5. Loskutnikov M.B. Typology of tragic in prose about the Great Patriotic War / Problems of history of literature. Issue. 12. M.: TO MGOP, 2000. Page 168-171.
  6. Loskutnikov M.B. The phenomenon of tragic in Russian literature of the 20th century (to the problem of study)/Philology in the system of modern university education. M.: OAPR, 2000. Page 33-36.
  7. Gurlenova L.V. Study of the topic of nature in Russian literature (conceptual-terminological aspect)/Nature and man in literary literature. Volgograd: VolGu, 2001. Page 14-23.
  8. Simons K.M. The Living and the Dead: The Novel in Three Books. Book 1: Living and Dead. M.: Худож. litas, 1989. 478 pages.
  9. Tugarinov V.P. Selected philosophical works/Nature. Civilization. Person. L.: Head of LSU, 1978. Page 315-326.
  10. Chekhov A.P. of SOBR. Fr.: In 12 vol. M.: GIHL, 1962. T. 7. 549 pages.
  11. Epstein M.N. Nature, the world, the cache of the universe: The system of landscape images in Russian poetry. M.: Higher School, 1990. 303 pages.