Аннотация: В статье описывается изучение изменения психологической готовности студентов-психологов за время обучения в магистратуре академического ВУЗа при подготовке себя к профессиональной деятельности в качестве коучей. Для оценки готовности использовано тестирование на знание ряда обязательных компетенций, используемых мировым сообществом коучей. Апробирована авторская методика оценки психологической готовности, при этом предложено оценивать ее количественно, в баллах. Сформулированы рекомендации для совершенствования процесса учебной подготовки студентов-психологов.

Ключевые слова: психология, компетенции, коуч, студенты-психологи, обучение профессиональной деятельности, психологическая готовность

Студенты-психологи, завершая обучение в вузе, затем трудоустраиваясь в различные организации, предоставляющие населению и бизнесу консультационные услуги, должны обладать широким спектром знаний, умений и навыков в консультационной сфере. Направления консультационной деятельности имеют самый широкий спектр. Это и психологи, и коучи, и консультанты, и менторы, и эксперты, и целый ряд других направлений, соответственно, и уровень знаний и умений должен быть достаточным.

В статье показано насколько студенты-психологи академического ВУЗа психологически подготовлены для оказания качественных консультационных услуг в одной из основных областей применения полученных знаний и умений – в коучинге.

Цель исследования состояла в изучении особенностей психологической готовности студентов психологического направления к профессиональной деятельности в качестве специалистов – коучей с помощью тестирования по разработанной авторской методике.

Объектом исследование стало освоение студентом профессиональных знаний в период вузовской подготовки для предстоящей практической деятельности по специальности «коуч».

Предметом исследования выступили особенности психологической готовности студентов – психологов в период вузовской подготовки к практической деятельности коучем.

Была сформулирована гипотеза о том, что психологическая готовность студента-психолога к осуществлению практической деятельности коуча повышается в зависимости от курса обучения и может быть диагностирована предлагаемой авторской методикой.
Были поставлены следующие исследовательские задачи:

  1. Конкретизировать содержание понятия «психологическая готовность студента к профессиональной деятельности специалиста – коуча».
  2. Разработать и апробировать методику оценки формирования психологической готовности к профессии коуч.
  3. Определить результативность представленной методики оценки формирования психологической готовности к профессиональной деятельности коуча.
  4. Разработать методические рекомендации к учебной работе со студентами – психологами по развитию психологической готовности во время учебы в вузе к профессиональной деятельности специалистами - коучами.

Для оценки психологической готовности использовано тестирование на знание ряда компетенций, которые изучаются в специализированных университетах коучинга в форме кейсов. Компетенции применяются на основании решений двух основных коучинговых организаций – ICF (Международная федерация коучинга) и EMCC (Европейский совет по коучингу и наставничеству) и являются обязательными к применению всеми коучами.

В данной работе была исследована возможность студентов-психологов не профильного вуза во время обучения получить навыки, знания и умения, достаточные для определения факта психологической готовности к предстоящей профессиональной деятельности коучем. Автор разработал и предложил к применению методику, взяв за основу использование вышеупомянутых обязательных компетенций. Таким образом, основой компетентностного подхода являются правильные ответы на ряд вопросов при оценке психологической готовности к предстоящей практической деятельности.

В оригинале компетенции состоят из 64-х утвердительных предложений (что должен уметь, знать и применять коуч). Они преобразованы автором исследования в вопросительные предложения, структурированные особым образом. На их основе составлена таблица – тест №1 (в статье представлен сокращенный вариант).

Таблица №1. Пример теста

  Компетенции Никогда Иногда Всегда
  Вопросы / Балл 0 1 2
Комп. № 2 «Заключение Коучингового Соглашения - способность понять, что требуется при каждом конкретном взаимодействии с клиентом во время коучинга, установить соглашение с возможным новым клиентом о процессе проведения коучинга и ваших с ним взаимоотношениях».
1. Может ли коуч обсуждать с клиентом правила и параметры взаимоотношений в коучинге (логистику, оплату, расписание и т.д.)?      
2. Необходимо ли достигать соглашения о том, что приемлемо обсуждать во время сессии, а что нет, а также о зонах ответственности клиента и коуча?      
3. Надо ли коучу определять - соответствуют ли его знания и умения как коуча запросу клиента?      

В таблице №1 приведен пример для компетенции №2, содержащий оригинальное написание самой компетенции и авторских вопросов, предложенных к ней. Отвечая на вопросы, тестируемый ставит в соответствующих строчках цифру - 0, 1 или 2 балла, набирая, таким образом, определенное количество баллов. По сумме баллов преподаватель (или работодатель при приеме на работу) может судить о наличии, недостаточном наличии или отсутствии определенных знаний у тестируемого кандидата в специалисты, то есть, степень достаточности психологической готовности к предстоящей профессиональной деятельности.

В результате итоги теста помогли составить «картину» знаний, или степень психологической готовности, выраженную количественно, в баллах.

В тестировании данной методики приняло участие 52 студента факультета психологии и педагогики 1-го, 2-го и 3-го курсов магистратуры. Каждый из студентов набрал определенное количество баллов.

Далее в диагностике был использован тест Маддукса-Шеера для самооценки студентами-психологами самоэффективности подготовки к профессии и определения тех областей знаний, к которым им необходимо стремиться в целях повышения собственной психологической готовности.

Тест Маддукса-Шеера состоит из двух частей – из диагностики сферы деятельности и сферы общения. В этом тесте испытуемый также набирает определенное количество баллов по каждой сфере. Анализируя первую сферу, можно уверенно делать вывод о том, насколько испытуемый является активным в сфере деятельности, имея в виду – учебной. То есть, в сфере познания новых знаний и умений, необходимых для успешной трудовой деятельности. Проводя анализ второй сферы – сферы общения – можно сделать вывод о достаточности навыков общения с клиентами при проведении консультирования. Таким образом, итогами тестирования испытуемых студентов по двум тестам стали три колонки цифр.

Полученные результаты обработаны с использованием следующих методов математической статистики: поиск значимых различий по курсам обучения с помощью вычисления среднеквадратичных отклонений, и поиск корреляционных связей.

Проведя математическую обработку, были получены результаты ранговых корреляций, на основании формулы Спирмена. Итог: баллы по компетенциям и баллы сферы деятельности убедительно показали наличие между ними корреляционной связи. Аналогично, баллы по компетенциям и баллы сферы общения показали, что корреляционная связь также присутствует. То есть, наличие корреляционной связи у студентов между тремя группами значений, характеризующих различные параметры (сферы компетентности, деятельности и общения) было доказано математически.

Математическая обработка, основанная на подсчете среднеквадратичных отклонений, показала следующие результаты.

1. На первом курсе магистратуры из всей массы студентов только небольшая активная часть проявляет стремление к изучению представленных для тестирования компетенций (значение 1,8). На втором и третьем курсах, напротив, мнения студентов о необходимости знания компетенций приобретают устойчивые средние значения (от 2,1 до 2,3), что говорит о повышении от курса к курсу у все большей части студентов практического интереса к данной сфере знаний.

2. Среднеквадратичное отклонение (2,84), полученное для первого курса обучения, показывает невысокое желание студентов проявлять свою активность в сфере учебной деятельности. У студентов первого курса преобладает мнение, что основная учеба еще впереди, еще будут 2-й и 3-й курсы, обучаясь на которых они успеют «донабрать» необходимые знания. Однако на втором курсе интерес к учебной деятельности у большинства студентов возрастает почти вдвое (4,37).

К третьему курсу большинство студентов осознают необходимость завершить учебу в ВУЗе в состоянии наиболее активной учебной фазы, что подтверждает следующее значение среднеквадратичного отклонения, которое увеличилось в три раза – (до 12,70). Студенты начинают активно осваивать и набирать знания и умения в различных сферах учебной деятельности, главным образом в тех сферах, которые им однозначно будут необходимы для будущей профессиональной деятельности, например, знания в сфере компетенций. Можно констатировать, что студенты активно повышают свою психологическую готовность к предстоящей практической деятельности.

3. Сфера общения существенным образом не прогрессирует у студентов от курса к курсу (1-й курс – 6,13; 2-й курс – 6,79) и остается приблизительно в средних значениях, лишь немного уменьшившись на третьем курсе (6, 61). Можно сделать вывод, что большинство студентов, находясь на третьем курсе, считают сферу общения уже не столь важной для будущей практической деятельности, или же, напротив, считают в ней себя уже достаточно развитыми. Поэтому к концу обучения начинают уделять этой сфере несколько пониженное внимание. При этом, сравнивая значения 1-го и 3-го курсов, можно отметить, что на третьем курсе значения незначительно вырастают.

Гипотеза исследования («психологическая готовность студента - психолога к осуществлению практической деятельности коуча повышается в зависимости от курса обучения и может быть диагностирована предлагаемой авторской методикой») нашла в работе свое подтверждение. Поставленные задачи были решены. Цель работы, в основном, достигнута.

Практическая значимость данного исследования состоит из следующих двух пунктов.

1. Разработанная модель и психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к профессиональной деятельности могут использоваться при совершенствовании учебных планов и рабочих программ подготовки студентов-психологов. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы способствуют повышению эффективности формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности путем развития их творческих умений, знаний и навыков.
Практические результаты подтверждают теоретические положения и выводы. На основе результатов исследования подготовлены методические рекомендации по совершенствованию процесса обучения студентов-психологов в ВУЗе.

Таким образом, результаты исследования могут дополнить содержание учебных курсов «Профессиональное консультирование», «Психология коучинга» и ряд других.

2. Кроме того, рекомендации в полной мере могут быть применимы фирмами и учреждениями, применяющими труд психологов различного профиля в своей деятельности. Для организаций это наиболее актуально при приеме кандидатов на работу, когда необходимо быть уверенным в достаточности психологической подготовки специалиста.

Необходимо обратить внимание, что предлагается проводить тестирование с использованием несколько измененной технологии, то есть, тестируемый не самостоятельно заполняет тест, а работодатель вслух зачитывает вопросы и самостоятельно записывает ответы.

Надежность и достоверность полученных результатов в исследовании обеспечена теоретико-методологической основой, комплексностью подходов в исследовании, репрезентативностью выборки – 52 человека, надежностью взаимодополняющих методик, процедур и приёмов, проверкой на практике, а также применением математических методов обработки и анализа результатов с помощью автоматизированных статистических пакетов.

В конце данной статьи необходимо отметить, что от первого курса к третьему прослеживается рост понимания необходимости повышения студентами своей психологической компетентности к предстоящей практической деятельности коучами. Это убедительно подтвердили проведенные в данной статье результаты тестирования. Предложенная методика оценки знания студентами компетенций в полной мере ответила на поставленные задачи исследования.

Апробированная в исследовании совокупность методик оправдывает свое внедрение в сферу изучения студентов-психологов и позволяет поэтапно, от курса к курсу, управлять формированием психологической готовности к профессиональной деятельности, при этом позволяя объективно оценивать текущий психологический потенциал студентов, прогнозировать особенности их всестороннего развития как будущих профессионалов. Также это позволяет объективно оценивать психологическую готовность кандидатов при приеме на работу в качестве коучей в организациях, занимающихся консультированием.

The results of the study of changes in the psychological readiness of students - psychologists for professional work as coaches

Kleimyuk N.M.,
undergraduate 3 courses of Moscow State Pedagogical University, Moscow

Research supervisor:
Puchkova Elena Borisovna,
Head of the Department of Labor Psychology and Psychological Counselling of the Faculty of Psychology and Pedagogy of of Moscow State Pedagogical University, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Annotation. The article talks about the results of the final master's thesis on the study of changes in the psychological readiness of students - psychologists during their studies at the master's program of an academic university to realize themselves in professional activity as a coach. To assess readiness, testing was used for knowledge of a number of mandatory competencies used by the global coaching community. The author’s methodology for assessing psychological readiness was tested, while it was proposed to evaluate it quantitatively, in points.
Keywords: psychology, competencies, coach, psychology students, training in professional activities, psychological readiness


  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Просвет, 1995. 423 с.
  2. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982. 289 с.
  3. Анастази А. Г. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  4. Аткинсон М. Наука и Искусство коучинга. Пошаговая система коучинга. М.: Альпина Бизнес Бук, 2012. 256 с.
  5. Ахтариев Л.Г. Особенности психологической подготовленности студентов к профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Ленинградский гос. университет. Л., 1986. 29 с.
  6. Виноградов В.И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности: дис. … канд. психол. наук. 19.00. Мос. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М., 1996. 237с.
  7. Дмитриева О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.03. М., МГУ, 1997. 22 с.
  8. Компетенции коуча. URL: https://coachuniver.ru/kompetencii-koucha-icf/ (дата обращения: 21.11.2019).
  9. Ландсберг М. Коучинг: повышайте собственную эффективность. М.: Эксмо, 2008. 160 с.
  10. Сорокина Ж.А. Развитие психологической готовности студентов к профессиональной деятельности средствами саморегуляции: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 19.00.03. Курск, 2006. 24 с.
  11. Турчанинова Ю.И. Обучение технике общения как средство повышения готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 19.00.05. М., 1988. 18 с.
  12. Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов -психологов к профессиональной деятельности: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 19.00.03. М., 2007. 24 с.
  1. Abramova G.S. Introduction to practical psychology. M.: Gleam, 1995. 423 pages.
  2. Avanesov V.S. Tests in sociological study. M.: Science, 1982. 289 pages.
  3. Anastasi A. G. Psychological Testing. Moscow: Pedagogy, 1982. 192 pages.
  4. Atkinson M. Science and the Art of Coaching. Step-by-step system of coaching. M.: Alpine Business Buk, 2012. 256 pages.
  5. Akhtariev L. G. Peculiarities of psychological preparation of students for professional pedagogical activity: autoref. yew. … edging. Psychological sciences: 19.00.07/Leningrad State University. L., 1986. 29 pages.
  6. Vinogradov V.I. Psychodiagnostic provision of formation of psychological readiness of the individual for professional activity: dis.... edging. психол. sciences. 19.00. Mos. State Department named after M.V. Lomonosov. M., 1996. 237 pages.
  7. Dmitrieva O.B. Formation of psychological readiness of young specialists for professional activity:... edging. психол. sciences: 19.00.03. M, MSU, 1997. 22 pages.
  8. Competences of the coach. URL: https://coachuniver.ru/kompetencii-koucha-icf/ (date of appeal: 21.11.2019).
  9. Landsberg M. Koeching: Increase your own efficiency. M.: Eksmo, 2008. 160 pages.
  10. Sorokina Zh.A. Development of psychological readiness of students for professional activity by means of self-regulation: autoref. yew. … edging. пед. sciences: 19.00.03. Kursk, 2006. 24 pages.
  11. Turchaninova Yu.I. Training in communication technology as a means of increasing the readiness of pedwuse students for professional activity: autoref. yew. … edging. пед. sciences: 19.00.05. M, 1988. 18 pages.
  12. Shipilov E.V. Formation of psychological readiness of students -sychologists for professional activity: autoref. yew. … edging. пед. sciences: 19.00.03. M, 2007. 24 pages.