Научный руководитель: Смирнова Альфия Исламовна, заведующая кафедрой русской литературы Института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, доктор филологических наук, профессор
Код уникальной десятичной классификации: 821.161.1.092

Аннотация. В статье рассматривается реализация жизненных сценариев, заложенных в детском периоде развития, что является следствием влияния близкого окружения на становление личности во всем периоде жизни. Формирование моральных качеств и выбор жизненного пути поэтапно прослеживаются при сопоставлении романа И.С. Тургенева «Накануне» и автобиографической повести В.П. Астафьева «Последний поклон».

Ключевые слова: мотив; детство; служение; развитие личности; выбор пути.

В настоящее время усилился интерес к исследованию явлений, разворачивающихся в пространстве времени не только с точки зрения масштабных социокультурных изменений на стыке эпох и мировоззрений, но и к осмыслению жизненного пути личностей, имеющих свою уникальную судьбу внутри истории человечества.

В данном случае речь не идет о лидерах, стоящих во главе общественных изменений, все больший интерес вызывает развитие личности и путь становления человека обычного, действующего в определенных заданных обстоятельствах. Этим обусловлены попытки выявить и исследовать условия, задающие вектор движения и формирования мировоззрения в процессе духовного роста, влияющего на принятие тех или иных решений и действий внутри социокультурного пространства. Данный подход усиливает прогностическую и аналитическую составляющую в понимании развития общества. От наблюдения сути событий и до понимания законов течения жизни одним из ведущих направлений остается биографическое описание в исследовании личности.

В статье речь идет о биографии литературного героя в художественных произведениях И.С. Тургенева и В.П. Астафьева. Рассмотрим тему становления личности героя на примере романа И.С. Тургенева «Накануне» и повести В.П. Астафьева «Последний поклон».

В романе И.С. Тургенева личности главных героев изначально поставлены в условия раннего взросления. Елена Стахова родилась мудрым ребенком и практически сразу оказалась отвергнутой матерью по причине склонности к постоянному волнению и грусти. Но могло ли быть иначе в семье, в которой брак родителей начинался со следующего изображения сцены знакомства: «Николаю Артемьевичу минуло двадцать пять лет, когда он «подцепил» Анну Васильевну; он вышел в отставку и поехал в деревню хозяйничать. <… > Дома он скучал; сошелся со вдовой немецкого происхождения и проводил у ней почти все время» [5, т. 6, с. 171]. Брак, благополучный со стороны социального окружения, внутри семьи таковым не являлся, равнодушие и одиночество составляли его основу, что не могло быть для маленькой девочки мерой чувства безопасности большого мира. О важности семейных столпов пишет Н.А. Бердяев в своей работе «О назначении человека: Опыт парадоксальной этики»: «…Вотъ почему бракъ и семья, основанные не на любви и не на свободѣ, должны быть признаны институтами соцiально-правового и экономическаго характера, опредѣляемыми законами соцiальной обыденности, и принципiально отличаемы отъ таинства брака, рѣшительно должны быть признаны не священными и не мистическими по своему смыслу. Священна, таинственна, мистична лишь любовь…» [3, с. 253].

Ребенок, с младенчества испытавший на себе главную несправедливость мира - равнодушие родителей, на протяжении всего жизненного пути старается восстановить утраченный баланс. Социально действующий, но одинокий душой, он ищет принятие и любовь. С детства Елена становится защитницей слабых существ, оказавшихся в трудной ситуации: «Все притесненные животные, худые дворовые собаки, осужденные на смерть котята, выпавшие из гнезда воробьи, даже насекомые и гады находили в Елене покровительство и защиту: она сама кормила их, не гнушалась ими» [5, т. 6, с. 183]. Во взрослой жизни эта черта трансформируется в поиск истинного пути и завоевание свободы для притесненного народа.

С первых строк романа И.С. Тургенев словами Шубина противопоставляет власть и народ как «царя создания» и насекомых: «Меня больше всего поражает в муравьях, жуках и других господах насекомых их удивительная серьезность; бегают взад и вперед с такими важными физиономиями, точно и их жизнь что-то значит! Помилуйте, человек, царь созданья, существо высшее, на них взирает, а им и дела до него нет; еще, пожалуй, иной комар сядет на нос царю создания и станет употреблять его себе в пищу. Это обидно. А с другой стороны, чем их жизнь хуже нашей жизни?» [5, т. 6, с. 182].

Преодолимое, на первый взгляд, расстояние, но глубокая пропасть между социальными классами, мировоззрениями, обстоятельствами, желаемыми и действительными, лежит в основе авторского стиля писателя при изображении и раскрытии образов героев.

В романе есть только два человека, которым удалось найти отклик в душе Елены Стаховой и пробудить любовь: «На десятом году Елена познакомилась с нищею девочкой Катей и тайком ходила к ней на свидание в сад, приносила ей лакомства, дарила ей платки, гривеннички - игрушек Катя не брала» [5, т. 6, с. 183], не по годам взрослой девочке нужны были еда, одежда и воплощение мечты о свободе. Со смертью единственной подруги Елена переживает катарсис, ее последние слова отпечатываются в памяти и становятся первыми предвестниками и зовом к побегу из дома «на всю божью волю» [5, т. 6, с. 183].

Обратимся к понятию «катарсис». «КАТАРСИС (греч. katharsis - очищение) - понятие древнегреческой эстетики, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Слово «К» употреблялось греками многозначно: в религиозном, этическом, физиологическом и медицинском значении. Аристотель в «Поэтике» отмечал, что трагедия совершает путем сострадания и страха очищение аффектов. В «Политике» он говорит, что и музыка, воздействуя на человека, доставляет «своего рода очищение, т.е. облегчение, связанное с наслаждением»» [7, с. 169].

Образ умершей Кати находит свое продолжение в Инсарове, персонажи имеют заметное сходство в описании фатальности образов - нечеловеческий взгляд, темные цвета в одежде, мистическая немногословность, смятенная душа и безудержное стремление к высшим человеческим ценностям - свободе, достоинству, чести. Образы трагических героев романа И.С. Тургенев связывает деталями, через которые писатель выводит сюжетную линию от потерянного одинокого детства, через первую любовь-дружбу к любви жертвенной и полному растворению в небытие. Катя и Инсаров исчезают за границей жизни - в смерти, а Елена бесследно растворяется за пределами других государств.

Личность, получившая вместе с рождением живых мертвых родителей, посвящает свою жизнь поиску места, где она может быть принята и одобрена. Травмированный равнодушием взрослых, ребенок, который не нашел общего языка с родными и близкими, с воодушевлением постигает язык и культуру другого народа, ищет спасения в стихии возлюбленного. После смерти Дмитрия Инсарова Елена пишет родителям последние слова прощания и исчезает навсегда.

Путь Елены Стаховой реализуется И.С. Тургеневым в канонических традициях, когда ребенок с самого детства встречается с несовершенством и раздельностью мира, обездоленностью душевной и материальной, что оказывает влияние на мировоззрение в целом. На пути взросления такого человека трудности и препятствия взращивают и инициируют душу в жертвенное служение народу. В детские годы формируется личность героя, происходит постепенное соединение сознания чистого доброго ребенка с высоким крепким духом подвижника, начиная со спасения несчастных животных и насекомых, через заботу о нищей девочке, к жертвенной клятве больному Инсарову, и, далее, в посвящение жизни целому народу. Предпосылки, заложенные в детстве, приводят молодую женщину на путь служения, а все метания и вопросы, наконец, получают свой ответ.

Сопоставляя детство тургеневской героини Елены Стаховой с главным героем в повести В.П. Астафьева «Последний поклон», отметим, что воспитание и формирование личности Вити Потылицына происходит в доме бабушки Катерины Петровны, где он был окружен любовью и заботой. Во второй книге повести Астафьева на долю героя выпадают серьезные испытания, его предают взрослые люди, и он в полной мере узнает, что такое сиротство. Потеря матери оставляет глубокий след в душе мальчика на всю жизнь. Это трагическое событие полностью переворачивает уклад всей семьи: «Когда утонула мама, бабушка не уходила с берега, ни унести, ни уговорить ее всем миром не могли. Она все кликала и звала маму, бросала в реку крошки хлебушка, серебрушки, лоскутки, вырывала из головы волосы, завязывала их вокруг пальца и пускала по течению, надеясь задобрить реку, умилостивить Господа» [1, т. 4, с. 66-67].

С момента потери писатель наделяет мать Вити Потылицына мерилом правильности поступков, и, в развитии мальчика, помимо реального социального окружения, начинает принимать участие «другой» мир - невидимый и тонкий. Если Витя нарушает или преступает общепринятые законы поведения, то призрак матери становится воплощением совести, он является ему холодным и безжизненным, страшит, пугает и зовет мальчика за собой. На грани жизни и смерти, а также в моменты высоких экзистенциальных переживаний, светлый лик мамы изображается автором богородичным символом, хранящим и оберегающим свое земное дитя: «…мама была и теперь уж навеки останется для меня самым прекрасным, самым чистым человеком, даже не человеком, обожествленным образом» [1, т. 4, с. 340].

Живые мертвые родители в романе И.В. Тургенева и умершая живая мать в повести В.П. Астафьева оставляют неизгладимый след в судьбах своих детей - они продвигают на поиск любви и желание отдать себя большему, с декларацией правды и истины для народа. Каждый опирается на свои ценностные основы детства и выбирает свой особенный путь.

От женщин по линии матери мальчик постигает и впитывает простую правду человека, живущего на земле. Семья, труд, природа, родина, бог - главные ориентиры уклада жизни рода Потылицыных, именно здесь он напитывается любовью и черпает силы противостоять жизни во всех ее испытаниях. Отцовская сторона рода Астафьевых представляет собой историю лихих балагуров и авантюристов, до конца идущих по грани общественного и человеческого законов. Сочетание полярности двух родов складывается в целеустремленность, трудолюбие и способность самоотверженно идти до конца без возможности сдаться ложным авторитетам.

Формирование чувственного мира ребенка В.П. Астафьев показывает через живописание природы и взаимодействие с ней. Широкий образный ряд - очеловеченные растения, животный мир и пейзажи показывают все богатство чувств маленького Вити. Если мама в судьбе мальчика - явление и дух неплотского мира, то бабушка - это суть, соль и основа жизни в мире материальном. Это она, древняя собирательница земной и небесной мудрости, исцелит его больные ноги для большого пути и выпестует мятежную душу. У бабушки на все есть молитва и присказка, на всякий недуг свое лекарство, она умеет разговаривать с духами и стихиями: «Бабушка у нас многие травы и цветки целебные знает, собирает их на зиму. И знает их не только по названиям, но и по запахам, и по цвету, и какую траву от какой болезни пользуют, доктора у нас на селе нету, так ходят к бабушке лечиться от живота, от простуды, от сердца. Вот только самой ей некогда болезни свои лечить» [1, т. 4, с. 47]. Это она, мудрая и закаленная трудной деревенской жизнью женщина, безоговорочно примет в своем внуке восхищенное потрясение от первой встречи со скрипкой, с этого момента музыка займет особое место в звучании струн его души.

О значении музыки в жизни героев В.П. Астафьева пишет А.И. Смирнова в своей статье «Астафьев и музыка»: «Природа и искусство для Астафьева - вечные ценности бытия человека, связанные понятием Красоты и неотделимые друг от друга. Среди других искусств музыке писатель отводит особую роль: «Это самое честное из всего, что человек взял в природе и отзвуком воссоздал и воссоединил, и только музыке дано беседовать с человеком наедине, касаться каждого сердца по отдельностию...» [4, с. 14].

Принятие окружением странных для суровой местности увлечений: любовь к поэтическому слову, музыке, настроенность на красоту - все это выльется в самоотверженную любовь к месту рождения и родине, станет главным мерилом ощущения полноты и смысла жизни.

Пройдя сквозь все испытания и войну у повзрослевшего мальчишки - мужчины навсегда сложится понимание о жизни, что на всякую беду и невзгоду обязательно есть решение. А чувство благодарности и почитания своих корней приведет возмужавшего и опаленного человека на землю детства, чтобы вновь соединиться с ней и отдать свой поклон.

Подводя итоги, отметим, несмотря на различие эпох, авторских стилей, жанров произведений Тургенева и Астафьева, в них проявляются общие черты - становление личности героя. Детство раскрывается в текстах как системообразующее начало развития личности, как базис для последующего выбора способа реализации в пространстве жизни. Опыт общения с близким окружением, внутри которого герой познает себя, знакомится с миром, становится частью последующих взрослых устремлений - от чего бежит, что ищет во внешнем мире, во имя чего действует и куда обращается душой в поисках силы в моменты серьезных жизненных потрясений и выборов.

The theme of personalization of the personality in novel «The eve» of I.S. Turgenev and novel «Last bow» of V.P. Astafyev
Zhelezova O.V.,
Graduate student 3 courses The Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Smirnova Alfiya Islamovna,
head of the Department of Russian Literature of the Institute of Humanities of GAOU, Doctor of Philological Sciences, Professor

Annotation. The article deals with the implementation of life scenarios laid down in the childhood period of development, which is a consequence of the influence of the close environment on the formation of personality throughout the period of life. The formation of moral qualities and the choice of life path are gradually traced when comparing the novel by I.S. Turgenev's «The Eve» and the autobiographical novel V.P. Astafyev's «Last Bow».
Keywords: motive; childhood; selfless devotion; personal growth; choosing a life path.