Код уникальной десятичной классификации: 711.01/.09; 908; 93/94

Аннотация. В статье рассматривается история основных тенденций в развитии проектов школьных зданий г. Москвы с окончания Великой Отечественной Войны (1945 год) до начала унификации и типизации в советской архитектуре.

Ключевые слова: архитектура, школа, классицизм, история школьного строительства, учебный процесс, блочное строительство, типовое строительство.

Тяжёлое экономическое военное положение после войны не позволило продолжить реализацию довоенных планов. Прежде всего силы были направлены на восстановление зданий, которые пострадали во время военных действий. Стоит учесть, что в 1943 году было принято постановление о раздельном обучении. В 1942/43 учебном году в столице работало около 300 школ. Восстановление шло высокими темпами, и к концу войны были открыты 453 школы. Условия были крайне тяжелыми: не хватало оборудования и учебных пособий, письменных принадлежностей, топлива. Из-за проблем с нехваткой учебных мест снова была реализована двухсменная система обучения. При этом почти повсеместно для учащихся были организованы группы продленного дня, и дети получали горячее питание.

В 1948 году в планах было строительство всего трех школ – в Ленинградском и Сталинском районах. Учитывая новые подходы раздельного обучения, школы строились меньших размеров, в отличие от довоенных. В этом же году по заданию Городского отдела народного образования Мосгорисполкома работником треста Мосгорпроект Н.М. Щепетильниковым было спроектировано двухэтажное здание школы. Несколько школ такого типа было возведено на окраинах города. Архитектор Великанов в этом же году разработал общесоюзный проект школы на 400 человек.

XIX съезд партии по пятому пятилетнему плану постановил перейти к окончанию пятилетки в крупных городах «от семилетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилетка)» [5; 6]. Именно поэтому, в Москве лишь за 1951-1953 гг. было построено 170 школьных зданий, что в восемь раз больше чем за четвертую пятилетку [2]. В эти годы при разработке типов школ продолжалось уточнение состава помещений в соответствии с педагогическими требованиями ещё в пределах установленной в 30-х годах кубатуры. Разрабатывались серии проектов школ, рассчитанных на индустриальные методы строительства. В 1951-1952 гг. в состав школьных помещений был введён гимнастический зал как обязательный для школ на 280, 400 и 880 учащихся, а для крупных школ в номенклатуру помещений был включен и актовый зал [8].

В Москве школьное строительство с 1949 г. велось по двум проектам: четырёхэтажная школа архитектора Л.А. Степановой (единственный типовой проект школы в Москве в период 1949-1950) [1] и проект пятиэтажной школы арх. Л.А. Степановой и Р. Юсина. По сравнению с довоенными, эти проекты обладали преимуществами в наличии спортивного и актового залов, однако, всё это достигалось за счёт двусторонней застройки. Так, рекреации в 4-х этажных школах не были хорошо освещены – оставался один длинный узкий коридор. Оставляла желать лучшего кубатура спортивного зала (шириной 7,2 м. вместо положенных тогда 9 м.; высота с 5 метров сократилась на метр).

Степанова, фактически, доработала свой же проект 1939 года, убрав в здании рекреации-холлы и заняв его учебными классами. В каждый коридор, фактически, выходило 9 учебных классов, что в последующих её проектах ей удалось исправить.
Внешняя форма школы проекта Степановой не выглядела по-особенному. Именно поэтому зодчие А.К. Ростовский, И.А. Чекалин, архитектор С.Д. Юсин переработали фасад, сделав его узнаваемым – «красная школа» из кирпича, с белыми бетонными деталями поясов, карнизов, и междуоконных рельефных заполнений – портретов видных культурных деятелей СССР, и до сегодняшнего дня является олицетворением советских столичных школ.

Однако, идея экономии, давно преследовавшая архитектурное сообщество, пришла и сюда. В 1950 году И.Н. Халин и А.К. Чалдымов изложили в Академии архитектуры СССР свои идеи по строительству школ города. Так, в проекте 4-х этажной школы Степановой был определён недобор площадей по сравнению с нормативами в целом на треть [11]. Взамен архитекторы предложили свой проект пятиэтажной школы на 880 учащихся. Плюсом проекта было то, что одна из сторон на этаже школы была всегда свободна, а значит оставалась светлой.

Однако, в этом проекте было много и недостатков – например, расположение буфета на третьем этаже. Вступившая в полемику и отстаивавшая свою работу [9] архитектор Мосгорпроекта Л.А. Степанова, осознавая плюсы пятиэтажных зданий, подготовила свой проект пятиэтажной школы.

В пятиэтажном варианте школы, широко распространённом в 1952-1954 гг. были устранены погрешности первого проекта: появились полноценные по габаритам гимнастический, актовый залы, широкие рекреации, и три лаборатории с лаборантскими помещениями. Также, большим достоинством являлась унификация пролётов перекрытий [1]. По этому проекту в Москве (1951-1953 гг.) было выстроено 50 школ [7].
К 1950 году в Москве уже имелось четыре типовых проекта школьных зданий на 880 учащихся. По сути, не отличимые внешне, они лишь имеют трехстороннюю ориентацию учебных помещений. Главные же их фасады ориентированы только на юг.

В начале 1951 года Архитектурный совет Москвы обсуждал проекты будущих школьных зданий. Удивительно то, что в первую очередь учитывалось внутреннее содержание проекта – его планировка, и удобство эксплуатации в первую очередь (а не скорость и дешевизна строительства, что будет играть главную роль спустя каких-то 3 года). Особое внимание привлёк проект архитектора Г. Севана, выполненный им в инициативном порядке (начало проекта архитектором было положено в 1939 году). Данный проект поразил всех как внешним обличием, так и внутренним устройством – разноэтажные корпуса школы (4-5 этажей) имеющие на каждом этаже по рекреации, соединённые между собой узкими проходами как-бы искусственно разделяют всю школу на две части – это очень удобно при размещении в школе начальной и средней школ вместе, да и просто разделении учащихся по возрастам и классам (дифференциация по возрастам рекреаций). Все помещения общего пользования, такие как: лаборатории, физкультурный и актовый залы, буфет, учительская, библиотека, вестибюль и гардероб – размещаются в центре здания между учебными блоками. Среди достоинств также отмечалась возможность обучения в здании как мальчиков, так и девочек. Интересно, что в этом проекте спортивный зал подразумевался как отдельный объем здания, соединённый с учебным корпусом.

Минусами данного проекта стали недостаточная компактность здания и превышение общей кубатуры здания на 8 %, использование в строительстве определенных стройматериалов (как например балки для больших пролётов рекреаций). Архитектурный совет постановил возвести в Москве (1952 г.) два экспериментальных здания подобного типа, но дальше экспериментов дело не пошло. [1]

Ещё одним, заслуживающим внимания, стал проект школы К. Джуса на 1080 учащихся. Архитекторами была проделана ещё одна попытка укрупнить школьное здание - перейти к школе на 1360 учеников. Данный проект содержал в себе два комплекса, которые можно было использовать по разным вариантам – например, когда один из корпусов занимает начальная (640 учащихся), а второй – средняя школа (720 учащихся). По второму варианту корпуса предполагалось отдавать под раздельное обучение [1]. При этом школа вмещала в себя бассейн, два буфета, и специальную лекционную аудиторию [7]. Такие школы вполне могли бы размещаться в районах с высокой плотностью застройки, и вмещать больше учащихся вместо стандартной (принятой в 1935 году) цифры в 880 учеников.

Однако, некоторое увеличение учащихся всё-таки произошло. Опытным путем было установлено, что лаборатории биологии, химии и физики на 25,8 % остаются пустыми [1]. З.И. Истровым было подсчитано, что школы, комплектностью 960 учащихся экономически целесообразны для возведения. Подобные школы были разделены на две части по 480 человек каждая. К 1951 году было разработано четыре типа таких школ (высотой от 4 до 5 этажей) по проектам архитекторов А.К. Чалдымова и С.Г. Змеула, В.Е. Быкова и других.

Безусловно, самыми проработанными проектами оказались школы Степановой и Чалдымова. И этот проект, как мы знаем, стал самым распространённым в городе.

В 1952 году Институт архитектуры общественных и промышленных сооружений Академии архитектуры СССР сформулировало задания для архитектурно-планировочного управления Мосгорисполкома – спроектировать, обобщая наработки прошлых лет, школу на всё тех же 880 учащихся, при допустимом лимите кубатуры школ – 14 584,5 м³, объем на одно ученическое место – 16,5 м³ [1]. Тем не менее, учитывались в первую очередь уже ставшими стандартными для больших городов проекты на 880 мест. Так, появился проект пятиэтажной школы архитектора Н.М. Вавиловского. Его утвердили в 1954 году, и он получил название Ю-1 (из-за своей ориентации на юг). Отличить эту школу можно по размещенным по бокам здания, в ризалитах, лестниц. Проект пятиэтажной школы с северной ориентацией, под названием С-1 (и лестницами в задней части здания) выполнил архитектор САКБ Г.В. Вязьмин. Безусловно, в количественном сравнении школы Л.А. Степановой были более распространены [8].

В 1952 году Н.С. Хрущев в отчётном докладе Московской X областной конференции о работе МК ВКП(б) сообщил об отмене в Москве благодаря школьному строительству трёхсменки, а где-то даже и двухсменной системе обучения, появившейся вновь после войны («большой объем школьного строительства позволит в ближайшие годы перевести занятия во всех школах Москвы в одну смену» [10]).

В июле 1954 года постановлением Совета министров СССР с осени 1954 года вновь начинается совместное обучение (1-9 классов, кроме выпускных 10-х) мальчиков и девочек. Эта проблема больше не станет волновать архитекторов идеологов советского школьного строительства. Больше к подобной практике отечественная система образования не возвращалась.

В 1953-1954 годах в стране начинается переход к эпохе индустриального строительства зданий и сооружений. Это затронуло в том числе и школьное проектирование – заканчивается старая и начинается новая эпоха советской архитектуры.

History of construction of schools in Moscow in the period 1945-1954.

Busarov I.V.,
student 4 courses, The Moscow City University, Moscow

Annotation. The article deals with the history of the main trends in the development of school building projects in Moscow from the end of the great Patriotic War (1945) to the beginning of unification and typification in Soviet architecture.
Keywords: architecture, school, classicism, history of school construction, educational process, block construction, typical construction.