Научный руководитель: Сухорукова Ольга Александровна, доцент общеуниверситетской кафедры всеобщей и российской истории Института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат исторических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 93/94

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы современной молодежи, связанные с виртуализацией жизни, приведен исторический опыт скаутского движения как принципиально новой системы внешкольного воспитания, рассмотрены основные идеи скаутского метода, скаутская и коммунистическая идеологии, патриотизм, подчеркнута ключевая роль лидера организации.

Ключевые слова: скаутский метод, исторический опыт, воспитание молодежи, скаутизм, идеология, лидер.

Технический прогресс, урбанизация, постиндустриальное общество в XXI веке привели к выпадению подрастающего поколения из социокультурной и общественной жизни и уходу его в виртуальный мир.

Традиционные формы организации детского досуга становятся все менее востребованными. Нормальная социализация подростков, их подготовка к общественно-полезной деятельности все больше вытесняется виртуальными суррогатами, построенными на сильно ограниченном и упрощенном представлении о реальности.

Игры о живых мертвецах, грабителях и убийцах, либо каналы о нарядах и флиртах – вот стандартный набор современных компьютерных игр и сетевых развлечений, так популярных среди детей и молодежи. При этом геймеры вживаются в роль своих героев.

Компьютерная зависимость подростков с каждым годом приобретает все более угрожающие масштабы. Учащаются случаи, когда даже вполне успешные дети из вполне благополучных семей, активно участвующие в учебной жизни, проявляют немотивированную агрессию.

Даже если в школе нет проблем с учебой, но дети неограниченное время проводят в играх, то из жизнерадостных детей вырастают подростки с неуправляемой агрессией. Как известно, агрессия – это попытка снять свое собственное напряжение, связанное с тем, что тяга к игре всецело овладевает игроком, он хочет скорее закончить, пройти игру до конца, не останавливаясь ни перед какими препятствиями.

Из-за возможности возобновления жизни в игре ценность реальной жизни уменьшается, что приводит к молодежным и даже детским суицидам, о которых так часто в последнее время сообщают нам средства массовой информации.

Что же можно противопоставить этой опасной тенденции?

Если родители просто пытаются запретить игры, ограничить доступ в интернет, то у детей накапливается обида, они резко протестуют, а если это не помогает, то всю свою энергию направляют на поиск обходных путей достижения желаемого.

Покидая стены дома, ребенок стремится скорее вернуться к игре, и не может полностью погрузиться в учебу в школе; дома же ему не позволяет сосредоточиться на выполнении домашнего задания находящийся рядом компьютер или гаджет, где его ждут виртуальные друзья.
Для решения проблемы патологической виртуализации жизни молодежи попробуем обратиться к историческому опыту и выявить успешные методы, способы и формы работы с подростками.

Нужно помнить, что дети подросткового возраста наиболее восприимчивы как к плохому, так и к хорошему, и очень важно заложить в них и далее развивать лучшие зачатки социокультурного воспитания. В последнее время научный интерес проявляется к такому социальному явлению как русское скаутское движение.

Скаутское движение зародилось в Великобритании в начале XX века. Его родоначальником был английский полковник Роберт Баден-Пауэлл. Скаутское движение представляло собой длительную игру в разведчиков. В процессе этой игры дети и подростки получали основы военного дела, обучались оказанию первой помощи, выносливости, наблюдательности – всем тем качествам, которые необходимы будущему разведчику.

«Ребенок предпочитает делать, а не переваривать информацию» – эта мысль Баден Пауэлла стала основной в скаутском образовании [5, с. 144].

В дальнейшем скаутское движение распространилось и на другие страны мира. С 1909 года отряды скаутов стали появляться в России, и к концу 1917 года насчитывалось около 50000 скаутов в 143 городах.

Принципами скаутского движения являются:

  • Долг перед Богом.
  • Долг перед другими.
  • Долг перед собой.

Долг перед Богом в скаутском движении определяется следующим образом: «приверженность духовным ценностям, верность религии, принятие вытекающих из этого обязанностей». И это относится к любой религии в зависимости от традиций страны. «Скаут не может быть атеистом, однако, имеет полную свободу вероисповедания» [5, с. 144].

Скаутский метод закреплен в Скаутском Законе:

  1. Скаут честен и правдив.
  2. Скаут приносит пользу.
  3. Скаут дружелюбен.
  4. Скаут – друг природы.
  5. Скаут чист в мыслях, словах и на деле.
  6. Скаут вежлив.
  7. Скаут весел.
  8. Скаут трудолюбив и настойчив.
  9. Скаут послушен.
  10. Скаут скромен.

На протяжении нескольких десятков лет русских скаутов объединял Старший скаутмастер (СКМ) – О.И. Пантюхов. Он был основателем скаутизма в России.

Самым известным русским скаутом был цесаревич Алексей Романов (см. рисунок 1).

 Портрет Цесаревича Алексея [8]

Рис. 1. Портрет Цесаревича Алексея [8]

Революция 1917 года стала переломным моментом в жизни русских скаутов. Они оказались не нужны новой политической системе, многие были вынуждены покинуть свою Родину вместе со своими родителями, и создавали отряды русских скаутов в зарубежье, где сохраняли привезенную с собой историю и традиции.

В Советском Союзе после революции 1917 года люди были лишены веры. Вместо веры пропагандировался атеизм. Первые поколения советской молодежи еще имели духовно-нравственную опору, которую видели в семье, но со временем эта опора, не подкрепляемая практикой духовной жизни, ослабла. Частично эту проблему решила новая коммунистическая идеология, сплотившая советское общество на десятилетия и заполнившая образовавшуюся духовную пустоту.

С 1922 года основы скаутизма, адаптированные под новую идеологию большевизма, были введены в Советском Союзе на государственном уровне и просуществовали до 1990-х годов под названием «Всесоюзная пионерская организация», которая хотя и основывалась на нормах морали, но не имела прежней духовной опоры – одного из основных принципов скаутского движения.

Попытки привить скаутским организациям коммунистическую идеологию, хотя и имели место («пионерское» движение Иннокентия Жукова и «юкистское» движение «юных коммунистов-скаутов», а также движение «лесных братьев», продолжавших традиции следопытов леса по книгам Сетон-Томпсона), но в результате потерпели неудачу, поскольку комсомол был к ним непримирим. Коммунисты осознали необходимость в собственной детской организации. Н.К. Крупская предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы борьбы и создать детскую организацию, которая бы была «скаутская по форме, но коммунистической по содержанию» [1, с. 26].
«Нам многому надо учиться у бойскаутизма, но поставить бойскаутизму совершенно иные, коммунистические цели», – писала Н.К. Крупская [6, с. 236].

Крупская считала, что участие детей в пионерской организации решит проблему с их воспитанием и сразу направит их в нужное коммунистическое русло: «В пролетарской семье дети часто предоставлены самим себе. Отец работает на фабрике, мать тоже, а если и не работает, то завалена заботами о семье, стряпней, стиркой, поденщиной. Дети мыкаются без призора, легко подпадают влиянию улицы, а если и сидят дома, то видят мало радости: не до них родителям. Участие в организации «юных пионеров» даст им общение с товарищами, даст много радостных переживаний, даст знание борьбы рабочего класса, пробудит их любознательность» [6, с. 230].

Особенно важным считала Н.К. Крупская вовлечение в пионеры девочек, чтобы они не росли, «привязанными к дому», а «пропитывались общественными инстинктами».

Идеи Крупской были развиты и конкретизированы. У скаутов были позаимствованы и сделаны пионерскими отличиями особые значки, форма, знамена, салют, обычаи, специальное приветствие и т.д. Подчеркивалась важность и объединительная роль внешних отличий пионерской формы.

«Замечено, что к тем детским организациям, которые страдают отсутствием внешних отличий, дети относятся безразлично, не интересуются ими. Поэтому детские коммунистические группы, в целях наиболее успешного проведения коммунистического воспитания, должны иметь все те внешние атрибуты, которых требует детская психика. Важно только, чтобы все эти значки, флажки и т.д. были не пустыми побрякушками, а являлись бы символикой той идеи, которая объединяет детей» [4, с. 107-108].

Распад советского государства, а вместе с ним крушение коммунистической идеологии, привели не только к роспуску пионерской организации, но и обозначили большую проблему по воспитанию подрастающего поколения.

Начиная с 1990 года скаутское движение вновь появилось в России. Это были разрозненные небольшие организации. И поскольку они не получали поддержки государства, то их деятельность оказалась неустойчивой, и даже точная численность участников неизвестна.
Тем не менее, интерес к скаутскому движению за десятилетия не пропал, и с новой силой тема скаутизма начала активно исследоваться в XXI веке.

Ю.В. Кудряшов, исследуя проблему занятости детей начала ХХ века, пришел к выводу, что скаутизм появился как принципиально новая система внешкольного воспитания. «Появление его было обусловлено самим ходом развития педагогической мысли и стало одним из закономерных его итогов. Скаутизм вобрал в себя преимущества противостоящих и дополняющих друг друга подходов», - пишет Ю.В. Кудряшов в своей монографии [7, с. 21].

Сегодня скаутский метод дает подрастающему поколению нравственные ориентиры, ставит границы внутренней и внешней свободы, учит любить Бога и Отечество, показывает парадигму мира с его структурой и механизмами.

В настоящее время скаутский метод не потерял своей актуальности. Скаутское движение продолжает действовать во всем мире. Принципы скаутизма могут быть с успехом использованы и в России, в частности, в военно-патриотической и духовно-нравственной подготовке подрастающего поколения.

Каждый скаут должен заботиться об укреплении морального и физического здоровья, развивать свой ум, совершенствовать знания и умения, чтобы в дальнейшем стать достойным защитником Отечества. Именно эти качества и свойства характера необходимы подросткам во все времена. И наиболее полноценно и быстро ими можно овладеть, участвуя в организации.

Совершенно очевидно, что в современном российском государстве ни скаутская, ни пионерская организация не может быть применена в первоначальном виде. Тем не менее, для нахождения компромисса и создания новой организации (или движения), за основу нужно брать элементы скаутизма.

В центре внимания организации должна стоять идеология. В скаутизме это – вера в Бога, в пионерской организации – вера в Коммунистическую партию. Для большинства современных детей это непонятно и далеко. Что объединяет русских скаутов, советских пионеров и современных российских детей? Основополагающая объединяющая идея – любовь к Родине, любовь к Отечеству.

Л. Бондарь в своей книге для скаутов поясняет, что включает любовь к Родине это: «отношение к тем местам, где человек родился и рос; забота о родных и близких, о друзьях, и в целом, забота о человеке; забота о своем собственном доме, дворе, улице, районе. Любовь к Родине проявляется в уважении традиций и символов, обрядов и ценностей, которые веками хранит каждое большое и маленькое общество» [1, с. 124].

Необходимо популяризировать методы скаутизма как базовые, давая возможность широким массам людей к получению теоретических сведений. Также важно создание молодежных скаутских рубрик в средствах массовой информации и интернете с привлечением как студентов журфака, так и опытных журналистов.

Основное же внимание должно быть уделено практике. Для развития практических навыков нужно повышать интерес к различным формам исторических реконструкций, военно-патриотическим клубам, туристическим слетам, летним скаутским лагерям и сборам. Такая область деятельности будет интересна для волонтеров и для всех, кто имеет активную жизненную позицию.

В скаутизме важна иерархия. Скауты поделены на отряды, в которых есть руководители разных уровней, младшие подчиняются старшим.

Отрядом руководит скаутмастер. Обычно это человек, бывший сам скаутом, но уже совершеннолетний. Старшие создают позитивную социальную среду подросткам, занимают их полезной деятельностью, направив энергию в правильное русло.

Для любой организации ключевую роль играет лидер. На эту позицию подходит как реальный человек, живущий в настоящем, так и исторический персонаж. Основная задача лидера – объединение всех скаутов под единым началом.

Для русских скаутов ХХ века таким человеком стал полковник Олег Иванович Пантюхов (1882-1973). Мало кто из скаутов лично был знаком с О.И. Пантюховым, но все видели его изображение на фотографиях, марках и открытках. Его имя использовали для единения скаутов всего мира. Как Ленин был символом коммунизма, так Пантюхов стал символом скаутизма. Подробно этот образ показан в книге Булатова И.А. «Олег Иванович Пантюхов – старший русский скаут».

«Пример скаутской жизни Олега Ивановича показывает, что ключевыми моментами в развитии русских детских движений являются люди, занимающиеся этими движениями, и та среда, в которой это происходит», - считает И.А. Булатов [2, с. 160].

Русские скауты начала ХХ века опирались в своей жизни на идеи из книги Александра Васильевича Суворова «Наука побеждать», написанной им в 1795 г.

«Молись Богу, от Него победа. Будь верен Государю и Отечеству. Широкий шаг ведет к победе.» – эти и другие мысли и инструкции А.В. Суворова использовались в скаутских организациях для идеологической подготовки молодежи [3].

Величайший полководец, основоположник отечественной военной теории, национальный герой России, не проигравший ни одного сражения из более 60 крупных сражений, часто имея меньшую численность, чем противник, заботился о солдатах. Прошел этапы военной карьеры от поручика до генералиссимуса. Чем не образец лидера для скаутского движения?

Historical experience of scouting in Russia
Chertsova L.A..
undergraduate of 2 course the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Sukhorukova Olga Aleksandrovna,
Associate Professor of the General University Department of General and Russian History of the Institute of Humanities of GAOU VO MGPU, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

Annotation. The article deals with the problems of modern youth associated with the virtualization of life, presents the historical experience of the scout movement as a fundamentally new system of extracurricular education, considers the main ideas of the scout method, scouting and Communist ideology, patriotism, emphasizes the key role of the leader of the organization.
Keywords: Scout method, historical experience, youth education, scouting, ideology, leader.