Аннотация. В статье анализируется образ женщины-сыщика в русских женских детективах, жанре популярной литературы. В статье говорится о развитии детективного жанра и женской литературы в России и рассматриваются образы главных героинь детективов Дарьи Донцовой и Александры Марининой − Евлампии Романовой и Анастасии Каменской.

Ключевые слова: детектив, женский детектив, Александра Маринина, Дарья Донцова, женщина.

Творчество Александры Марининой и Дарьи Донцовой относится к женской литературе, которую можно определить как особый вид литературного творчества, автором и главным героем которого является женщина. Ирина Савкина пишет: «Самое интересное в женской литературе – то, что есть только в ней и нигде больше: образ женщины, женского начала, увиденный, осмысленный и воссозданный самой женщиной» [2, c. 393]. Женская литература чаще всего представлена жанром детективного романа. Авторами русских детективов в 60-х годах ХХ века были преимущественно мужчины, и их адресатом была, прежде всего, мужская читательская аудитория. Женский детектив в России начал формироваться в середине 1990-х годов, выделяются разные типы этого жанра: иронический детектив, полицейский роман, готический детектив, ретродетектив и другие.

Первые детективы авторства женщин-писателей, появившиеся на российском книжном рынке, были переводными. Прежде всего, стоит отметить переводы детективов авторства польки Иоанны Хмелевской. Первой русской автором-женщиной, которая издала детективную серию «Черный кот», является Марина Алексеева. Она подписывала свои произведения псевдонимом Александра Маринина.

Рост популярности детективного жанра, самой массовой литературы в России во второй половине ХХ века, объяснялся, во-первых, интересом читателя к вымышленному миру как альтернативе повседневной жизни, вызывающему желание сопоставить его с повседневностью. Во-вторых, детектив – это источник позитивного напряжения, эмоции, переживаемые во время чтения, не влияют на личную жизнь, но вызывают у читателя положительные впечатления. В-третьих, детектив можно назвать попыткой удовлетворения чувства справедливости: главный герой, борющийся за справедливость, является примером для подражания в современном мире [7, c. 54].

Факторами, влияющими на повышение популярности детективного жанра в России, являются разнообразные социальные и культурные процессы ХХ в. Главный герой – носитель массового воображения о жизни российского общества. Таким образом, главные героини детективов – Евлампия Романова и Анастасия Каменская – представляют новый тип современной женщины начала «нулевых», которая теперь выполняет новые роли в социальной и профессиональной жизни. Обе героини осваивались с этой ролью по-разному. Каждая из них – это неповторимый пример женщины-сыщика.

Дарья Донцова

Коммерциализация литературы сопутствовала анонимности авторов, а также возникновению сочинений очень похожих друг на друга, объединённых в циклы под одним названием. Цикл романов создает в сознании читателей образ сыщика, главного героя серии [4, c. 157]. В творчестве Донцовой выделяют шесть главных циклов детективных романов, по количеству главных героев. В пяти циклах главными героями являются женщины: Дарья Васильевна, Виола Тараканова, Татьяна Сергеевна, Степанида Козлова, а также Евлампия (Лампа) Романова, главная героиня детектива «Канкан на поминках». Романова – женщина-сыщик, которая проводит частное расследование. Она не действует по заказу, как профессиональный следователь. Поиск правды – это её хобби, способ самореализации.

Автор цикла о Лампе Романовой повествует также и о событиях из личной жизни главной героини. Расследование преступления описано доступным языком, с юмором, нередко с большой иронией [5, c. 185]. Поэтому детективы Дарьи Донцовой часто называют ироническими детективами. Исследователи её творчества отмечают, что эти тексты помогают читателям отвлечься от трудной действительности, a представленные сюжеты всегда имеют счастливый исход. Героиня серии борется с трудностями жизни в новой действительности. Донцова создаёт образ среднестатистической российской женщины, жительницы Москвы конца XX – начала XXI в. Повествование о перипетиях детектива-любителя Романовой осуществляется в двух плоскостях: детективного расследования и семейного мирка, наполненного сложными межличностными отношениями.

Женщина-сыщик в творчестве Донцовой, в отличие от героини Марининой, сохранила большинство стереотипных женских черт. Ею овладевают эмоции, она действует интуитивно, что иногда приводит к ошибкам. По ходу развития сюжета Евлампия всё больше втягивается в расследование, становясь сыщиком-любителем. Принимая решения, она доверяет своей интуиции и действует согласно знаниям, зачерпнутым из любимых детективов. Такой образ женщины близок и самим читающим женщинам.

Евлампия, как и героиня Марининой, – это образ современной женщины: на первое место она ставит свою независимость и стремление к реализации собственных целей. Героиня не является профессиональным сыщиком, но располагает знакомствами в милиции. Из-за своей любознательности Евлампия старается быть в курсе расследования на таком же уровне, как и сотрудники милиции. Со временем она начинает понимать, что не является сотрудником и не станет им, тогда Евлампия решается провести собственное тайное расследование. Она справляется с поставленной задачей как профессиональный сыщик, несмотря на то, что не обладает опытом, а теоретические знания извлекает из любимых детективов.

Частное расследование она ведёт, как говорит сама, в свободное от работы время. Но читатель быстро убеждается в том, что героиня полностью сосредоточена на расследовании дела, что негативно отражается на других ее обязанностях. В мире романа «Канкан на поминках» женщины помогают друг другу, живя как бы в отдельном мире, рядом с мужчинами. Помощь занятой Лампе в домашних обязанностях предлагает беременная Ксюша, бывшая партнёрша Володи Костина, делом которого занималась главная героиня.

Евлампия – это честный человек, она старается соблюдать закон, определяет себя как добропорядочную гражданку. Основным принципом её действий является лояльность по отношению к другу, убеждение в его невиновности, а также желание, чтобы победила справедливость. Евлампия перемещается по Москве на машине, это отличает её от других женщин, ведь женщин-водителей в конце XX века в России была еще не очень много.

Сыщик Романова не знает тюремного сленга, а преступная среда ей чужда. В частном расследовании Лампа может рассчитывать на помощь знакомого милиционера, который является одним из информаторов. Кроме знакомств в милицейской среде сыщик не располагает никакими возможностями и контактами, которые могли бы помочь в деле. Но героиня – очень смелая женщина, не лишенная креативности. Она может с легкостью рассказать нужному человеку придуманную историю, чтобы он доверчиво передал всю необходимую информацию. Лампа прибегает к обману, выдаёт себя за сотрудника милиции, собирающего информацию. Иногда притворяется близким или дальним родственником собеседника, чтобы добиться его доверия к себе. Во время беседы, которая больше похожа на допрос, Лампа пользуется соответствующими оборотами, прекрасно подбирает лексику, стилизуя свою речь под речь сотрудника милиции.

Часто прошлое и опыт главной героини оказываются полезными в расследовании. Например, то, что она закончила московскую консерваторию, сближает её с одним из информаторов. Женщина узнаёт в Романовой знакомую по музыкальной школе, признаёт её «своей» и решается – на самом деле чужой женщине – рассказать свою историю, а также передать ей важную информацию. Такого рода «удачные стечения обстоятельств» часто случаются во время следствия.

Несмотря на внимательность, такт и осторожность, в действиях женщины-сыщика случаются неудачи. Пытаясь необдуманно вручить взятку тюремному охраннику, Евлампия не отдаёт себе отчёт в том, чем ей это угрожает. Последствия личного вовлечения в расследование отражаются и на ее психике: загадка, которую Евлампия хочет разгадать, очень сильно воздействует на нее. Не будучи профессиональным сыщиком, а лишь обычной москвичкой, примеряющей на себя роль опытного сыщика, женщина часто страдает от психических нагрузок. Она постоянно думает о деле, эмоционально вовлечена в него, всё это находит отражение в кошмарных снах, ее мучает бессонница, иногда ее нервы сдают.

Символично название романа «Канкан на поминках», оно подчеркивает желание Евлампии доказать заблуждение о двойной жизни покойного близкого друга, сотрудника милиции, а также защитить его доброе имя. Лампа борется, чтобы достичь своей цели – восстановить доброе имя друга. Перемещаясь с одного конца Москвы в другой, кружась между разными информаторами, Евлампия как будто бы совершает странный танец увлечённой и целеустремленной женщины-сыщика. Энергичные движения этого танца и его темп действительно могут напоминать канкан.

Александра Маринина

Марина Анатольевна Алексеева под псевдонимом Александра Маринина с 1993 г. публиковала в России новый тип женского детективного романа и по 1998 г. была единственной автором-женщиной, работающей в этом жанре. В связи с успехом женского детектива в России жанр этот начал развиваться. Возникли, среди прочих, полицейские романы в совершенно новой форме, предшественником которых была Маринина, бывшая сотрудница МВД, подполковник милиции. Значимое место в детективах Марининой занимает расследование преступлений. Главной целью следователей и сыщиков является не розыск преступников, а ответ на вопрос: как и почему совершено преступление [3, c. 99-105].

Главный герой в детективном романе конца XX – начала XXI века выполняет дидактическую функцию, что определяет его индивидуальность и занимаемую им активную жизненную позицию. Героиня детективов рубежа веков – это самостоятельная женщина, способная провести собственное следствие (раньше в качестве сыщика обычно выступал представитель милиции), она может быть оперативным сотрудником, следователем, сотрудником службы безопасности или частным лицом [1, c. 15].

Анастасия Каменская является типичной представительницей среднего класса, что позволяет читателю отождествить себя с главной героиней. Как и героиня Донцовой, Каменская – жительница Москвы, по образованию она политолог. Однако, в отличие от Романовой, она профессионально занимается расследованием преступлений, потому что является сотрудником уголовного розыска в МВД. Она обладает качествами, позволяющими ей быть хорошим сыщиком. Настя – человек сдержанный, не слишком эмоциональный, благодаря чему она всегда способна принимать правильные решения. Женщина-сыщик Каменская очень внимательна, и, вопреки обычному стереотипу, она отличный следователь, так как обладает способностью думать аналитически. Одновременно Каменская представляет образ современной женщины, активной в семейной и профессиональной жизни.

Как сыщик-профессионал, Каменская не берется судить о добре и зле. Она выступает в разных ролях, выполняет разные функции, которые могут помочь расследованию преступления. В отличие от Евлампии, она не вовлекается в следствие по личному поводу, что помогает ей сохранять нейтральное отношение во время следствия. Она пытается смотреть объективно на дело, не допускает, чтобы сильные эмоции влияли на его ход.

Не только в профессиональной сфере Настя сдержанна и рассудительна. Вопреки стереотипам, она склонна к анализу, обдумывает каждое своё решение, пытается быть самостоятельной. Много времени она проводит, размышляя над поведением своим и других людей. Женщина-детектив Каменская удивляет прямотой, ее речь характеризуется конкретными, короткими ответами, строгим тоном, что вряд ли можно назвать сугубо женскими качествами.

Когда ситуация усложняется, Каменская (как и Романова) быстро осваивается и адаптируется к новым условиям. Она классифицирует факты и выдвигает правильные подозрения, замечает некоторые неточности, легко ориентируется в большом объеме информации, замечает, когда кто-то врёт. Как сыщик-профессионал, она обладает доступом к информации и источникам. Каменская анализирует факты, подводит итоги, выстраивает новые теории. Как и Евлампия, она полностью посвящает себя следствию.

Каменская замечательно чувствует себя в роли сыщика. Её интеллект вызывает восхищение и уважение среди коллег-мужчин. Настя иногда становится примером для подражания, например, во время выступления на телемосте «Женщины необычной профессии» (в книге «Седьмая жертва»). Популярность персонажа Каменской и её успехи в профессиональной жизни создают образ, разрушающий стереотипное разделение на женские и мужские роли в обществе. Примером нетипичного разделения роли в книге является любимый мужчина (а потом и супруг) Каменской, который в их быту выполняет роль, традиционно присущую женщине-домохозяйке.

Как и в ироническом детективе Донцовой, так и в полицейском романе Марининой, самым важным является не наказание преступника, а изображение процесса расследования, в которое читатель вовлекается вместе с главной героиней.

Персонажи Донцовой и Марининой ломают стереотипы, касающиеся представительниц своего пола, реализуясь в профессиональной сфере, отодвигая семейную жизнь на второй план. И Каменская, и Романова, хотя представляют собой разные образы женщин-сыщиков, олицетворяют новый тип современной женщины: сильную, самостоятельную и независимую, а также осуществляющую свои мечты.

Female detective in detectives A. Marinina and D. Dontsova crime stories

Bernat A.,
undergraduate 2 courses, Wroclaw university, Wroclaw, Republic of Poland (Uniwersytet Wrocławski).

Annotation. The article presents figures of characters in Russian crimes which are a part of popular literature. Author analyses main female characters of Darya Dontsova and Alexandra Marinina crime stories in the context of female literature. The first chapter shortly presents history of crime genre and female literature in Russia. In two next chapters author analyses characters of Eulampia Romanova and Anastasia Kamenskaya.
Keywords: crime story, female crime story, Alexandra Marinina, Darya Dontsova, woman.


  1. Казачкова A.В. Жанровая стратегия детективных романов Бориса Акунина 1990 – начала 2000-х гг. / автореф. на соиск. учен. степ. дис. канд. филолог. наук. Н. Новгород: 2015. 22 с.
  2. Савкина И. Жена, которая умела летать. Петрозаводск, 1993. 432 с.
  3. Чернявская Ю.О. К жанровому определению детективов А. Марининой // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. №08 (59). с. 99-105.
  4. Darska B. Śledztwo i płeć. O bohaterkach powieści kryminalnych, Gdańsk 2013. 664 pages.
  5. Stadnik M. Caryce kryminału. Kryminał kobiecy w Rosji, «Kultury wschodniosłowiańskie – oblicza i dialog», t. IV: 2014. Page 181-188
  6. Żak E. Mieszkańcy rosyjskiej świadomości zbiorowej XX i XXI wieku. Bohater kryminałów Aleksandry Marininej i Borysa Akunina, Kraków. T.17. 2014. Page 333-358.
  1. Kazatkova A.V. Genre strategy of detective novels Boris Akunin 1990 - early 2000s/autoref. To a co-search. Wuchang. step. yew. edging. philologist. sciences. N. Novgorod: 2015. 22 pages.
  2. Savkin I. The wife who knew how to fly. Petrozavodsk, 1993. 432 pages.
  3. Chernyavskaya Yu.O. To the genre definition of detectives A. Marinina//Journal of the Tomsk State Pedagogical University. 2006. №08 (59). Page 99-105.
  4. Darska B. Śledztwo i płeć. O bohaterkach powieści kryminalnych, Gdańsk 2013. 664 pages.
  5. Stadnik M. Caryce kryminału. Kryminał kobiecy w Rosji, «Kultury wschodniosłowiańskie – oblicza i dialog», t. IV: 2014. Page 181-188
  6. Żak E. Mieszkańcy rosyjskiej świadomości zbiorowej XX i XXI wieku. Bohater kryminałów Aleksandry Marininej i Borysa Akunina, Kraków. T.17. 2014. Page 333-358.