Аннотация. В статье рассматривается синтетический образ бабочки в рассказе А.П. Платонова, раскрываются его разнонаправленные смыслы, проводится текстуальный и контекстуальный анализ, позволяющий сделать многоплановую интерпретацию образа.

Ключевые слова: бабочка, легенда, образ, миф, мечта, жизнь.

Рассказ «Разноцветная бабочка» Платонов написал в 1946 г. и определил его жанр в подзаголовке – «легенда». Как и во многих произведениях 1930-х гг., писатель «сделал героем… ребенка», оказавшегося перед лицом «огромного неуютного мира» [3, с. 145], но, в отличие от героев рассказов 1930-х гг., маленький Тимоша имеет любящую мать, терпеливо дожидающуюся возвращения сына. На первый взгляд, это рассказ о великой материнской любви и о маленьком Тимоше, безрассудно покинувшем мать и понявшем свою ошибку слишком поздно. Но произведение это намного глубже, чем кажется на первый взгляд.

Цель настоящей статьи – осуществить некоторые подходы к трактовке энтомологического образа, вынесенного в заглавие.
Сюжет рассказа прост: главный герой Тимоша каждый день убегал в горы, «чтобы играть там... и ловить разноцветных бабочек» [4, с. 145], а сердце его матери волновалось за сына, бездумно гонявшегося за красивыми небесными созданиями. Однажды, погнавшись за прекрасной бабочкой, мальчик оказался в глубокой пропасти далеко от дома. В этом контексте образ бабочки прочитывается как символ прекрасной, но ложной мечты.

В Словаре символов Х.Э. Керлота приведено следующее толкование образа бабочки: «символ души и бессознательного влечения к свету» [2]. Действительно, жизнь юного героя наполнена радужными мечтаниями и желаниями. Но когда желание исполнялось, оно не приносило ему удовольствия: «Тимоша гнался по тропинке за бабочкой, гонимой ветром к небу, пока не ухватывал ее рукою. Затем он рассматривал бабочку… и видел, что она увядает в его руках и в разноцветных крыльях ее темнеет свет» [4, с. 145]. Исполненная мечта оказывается непривлекательной и больше не вдохновляет.

Символичен путь восхождения героя. Бабочки-мечты увлекают его высоко в горы. И чем выше поднимался Тимоша, тем меньше интереса проявлял к обычным бабочкам («Внизу около моря, на теплой земле, бабочек было много. Но они все были похожие <…> Тимоша привык к ним и не ловил их» [4, c. 145]). Тем больший азарт испытывал он к охоте за большими разноцветными бабочками, символизирующими красивые мечты. Горы разной высоты на пути мальчика – это уровни и масштабы желаний. Подниматься всегда трудно, но разноцветная, невиданной красоты бабочка, которая «так хороша, что ей не надо... ни с кем говорить и не надо... быть доброй» [4, с. 146-147], становится стимулом движения вверх. И Тимоша, боясь упустить шанс на осуществление мечты, «задыхаясь», бежит за нею.
В погоне за бабочкой мальчик не хочет прислушаться к голосу разума:

  • Ты опять заигрался, ты опять забегался, и ты забыл про меня!
    <…>
  • Ты заблудишься, — услышал он материнский голос. – Скоро ночь – и бабочка улетит от тебя во тьму.
  • А я тогда звезду с неба поймаю! – скоро сказал Тимоша. – Они так близко летают ночью! [4, с. 147].

В этом эпизоде заявлена новая функция образа бабочки – разлучница. Очаровательное создание становится причиной отдаления Тимоши от матери. Мальчик рискует и бежит в темноте за легкой и такой далекой бабочкой, позабыв, что его мать беспокоится за него.
Фрагмент прочитывается в автобиографическом ключе. А.П. Платонов воспитывался в многодетной семье и нежно любил свою мать. Но в 1921 г. он познакомился со своей будущей женой, красавицей Марией Кашинцевой, на которой женился против воли матери, считавшей невестку «разлучницей» [1, с. 57]. Это, вероятно, послужило причиной отдаления будущего писателя от родителей, а позднее породило горькие сожаления о причиненном матери горе.

Итак, потеряв бабочку из виду, Тимоша решил схватить звезду с неба. Платонов использует прием реализации метафоры. Наивный Тимоша сваливается в пропасть, как и сам Платонов, переживший в 1926 г. незаконное увольнение из ЦК профсоюзов и крушение надежд на материальное благополучие. Падение героя – это переломный момент, переоценка им жизненных ценностей.

Интересно, что аллегорическому персонажу Тимоше в пересчете времени бега по вершинам гор (вершинам жизни) на человеческие годы примерно 30-35 лет – возраст «акмэ», когда происходит взросление и перестановка приоритетов. Падение Тимоши означает начало второго этапа жизни, где новой задачей становится упорное движение к истинной цели. Героя уже не интересуют бабочки, летающие где-то в вышине. Он углубляется в темную пещеру, которую сам же и создает, чтобы вернуться домой. Процесс пробивания сквозь гору к своим истокам,

родному дому, матери, можно соотнести с рутинным ритмом жизни. С утра до вечера человек работает, забывая себя. Иногда даже свою конечную цель. Не случайно Платонов включает в текст сны Тимоши о беззаботном времени, когда он мечтал о бабочках. Взрослый герой видит сны о молодости и подсознательно тоскует по ней. В финале рассказа постаревший Тимоша все же пробил каменную гору, совершив героические усилия, которые в конечном итоге привели его к долгожданной встрече с матерью.

В финале рассказа образ бабочки трансформируется и предстает в виде некоей первородной энергии, которую для него сохраняет мать. В словаре Дж. Трессидера представлено следующее толкование образа: «Бабочка в древности являлась символом бессмертия, ее жизненный цикл стал превосходным примером этого: жизнь (яркая гусеница), смерть (темная куколка), возрождение (свободный полет души)» [5].

Встреча с матерью, которой, по легенде, было более ста лет, выводит уже старого Тимошу на новый виток существования. Он как бы соприкасается с Вечностью и Тайной и осознает нечто, называемое в некоторых культурах Просветлением. В этой связи финал рассказа прочитывается как бесконечная смена жизни на земле. Мать Тимоши умирает, но материнская энергия жизни передалась ему, и он вновь стал маленьким, готовым начать свой жизненный путь заново. Так завершается и вновь начинается жизненный цикл человека, что символизирует в рассказе вечный круговорот жизни.

Подводя итог, отметим, что образ бабочки в рассказе А.П. Платонова сложный и многогранный. Он проецируется как на биографию писателя, так и на мифопоэтические образы и символы, сообщающие образу все новые смыслы.

The character of the butterfly in A.P. Platonov's story «Multicolored Butterfly»

Izotov К.S.,
bachelor 2 courses the Moscow City University, Moscow

Annotation. In the article the complex butterfly character of the A. Platonov's novel is unveiled. The multidirectional meanings are unveiled, the textual and extra textual analysis is being done. This allows to do a multidimensional interpretation of the character.
Kewwords: butterfly, legend, character, myth, dream, life.


  1. Варламов В. Андрей Платонов. М.: Молодая гвардия, 2011. 546 с.
  2. Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. 601 с.
  3. Матвеева И.И. «Резцом эпох и молотом времен…»: Судьба и творчество Андрея Платонова. М.: МГПУ, 2013. 184 с.
  4. Платонов А.П. Сухой хлеб: рассказы, сказки. М.: Время, 2011. 416 с.
  5. Тресиддер Д. Словарь символов. М.: «Фаир-Пресс», 2001. 444 с.
  1. Varlamov V. Andrei Platonov. M.: Young Guard, 2011. 546 pages.
  2. Kerlot X.E. Dictionary of Symbols. М.: REFL-book, 1994. 601 pages.
  3. Matveeva I.I. "Cutter of epochs and hammer of times...": Fate and creativity of Andrei Platonov. MOSCOW: MGPU, 2013. 184 pages.
  4. Platonov A.P. Sukhoi bread: stories, fairy tales. M.: Time, 2011. 416 pages.
  5. Tresidder D. Dictionary of Characters. M.: «Fair-Press», 2001. 444 pages.