Аннотация. В статье рассмотрен образ счастья и удовольствия в зависимости от традиций и обычаев, взглядов и исторического происхождения в русском сознании на примере рекламы.
Ключевые слова: реклама, образ счастья и удовольствия, образ русской культуры
В любой рыночной системе реклама занимает одну из ключевых позиций. Реклама стимулирует развитие конкуренции, считается, что там, где нет рекламы, царит монополия. В мире существуют целые институты, изучающие, как правильно преподнести товар и заинтересовать потребителя каким-либо продуктом или услугой [1]. Реклама в зависимости от вида товара создается под определенный контингент, он может характеризоваться местом жительства, национальными традициями и другими параметрами [2].
В попытках увеличить свою прибыль и найти новые рынки сбыта, человеку приходится искать оригинальность в большом разнообразии рекламы и предложений. Предприниматели начинают разрабатывать различные системы и схемы как привлечь внимание к своему товару или услугам, а также занимаются изучением потребителя в своём регионе. Они обращают внимание на все мелочи, как живут люди в том или ином районе. Огромную и, пожалуй, основную роль в создании рекламы играет психология [3]. Благодаря психологическому воздействию на определенные качества и чувства людей, реклама заставляет обратить внимание на ту или иную вещь, представленную в ней [4]. Потенциальному потребителю представляют товар или услугу как необходимость или как параметр, который доставит ему счастье и удовольствие, предлагают ему образ, в котором он должен представить себя, приобретая товар [5].
Жителям России исторически всегда было нелегко, из-за сложных природных условий и непростой политической ситуации. Поэтому вопрос счастья и удовольствия для русского человека особо тонкий и важный. Можно всё чаще и чаще увидеть рекламу, построенную в образах русской культуры. Русские народные песни, перефразированные для описания того или иного товара, танцы и сказки. А также исторические личности, как будто вернувшиеся из прошлого для того, чтобы прорекламировать новый шоколадный батончик, придающий сил и энергии покупателю. Всем известная в наши дни реклама про сухарики, в которой Павел Воля представлен в образе Русского царя или купца, предлагающего отведать «деликатес» за царским столом.
Вопрос семьи в русской культуре – это важный и требующий особого внимания момент. Сегодня особо стала востребована реклама определенного товара в семейном контексте. Всем известны многочисленные рекламные ролики самых разных предметов, начиная от продуктов питания и заканчивая мебелью и электронной техникой, которые способны принести счастье в дом. В них изображается идеальная семья: папа, мама, счастливые дети, пользующиеся данным товаром. Естественно, такая реклама – образ счастья – дает положительные результаты, товар пользуется солидным спросом.
Также можно привести пример рекламу компании «ГАЗпром», рассказывающую о строящемся в Китае газопроводе «Сила Сибири», якобы рассказывающую о новом экономическом проекте наравне с культурными и национальными ценностями. В этой рекламе затронуты важные составляющие счастья Русского человека, такие как семья, традиции, сила, воля и т.п. Очередной газопровод позиционируется как неотъемлемая часть русских традиций, но этот проект скорее всего важен только в экономическом плане, а не в культурно-этическом.
В заключение можно сказать, что образ счастья в русском сознании чрезвычайно широк и разнопланов, так как наша страна многонациональна и демонстрирует сплетение большого количества культур. Для каждого народа, населяющего Россию, счастье представляется с помощью своих собственных представлений и оснований, в зависимости от традиций и обычаев, взглядов и исторического происхождения.
Ethno-cultural specificity of the values "happiness" in russian culture for example advertising
Popova D.A.,
undergraduate 2 courses The Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Vashunina Irina Vladimirovna,
doctor filologichskikh of sciences, associate professor «Linguistics and cross-cultural communication» faculty of humanitarian technologies of ANO VO «Russian new university», Moscow
Abstract. The article considers the image of happiness and pleasure depending on traditions and customs, views and historical origin in the Russian consciousness on the example of advertising.
Keywords: advertising, image of happiness and pleasure, image of Russian culture
- Дмитриева Л.М. Основы рекламы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 9-20
- Дрю Ж.-М. Ломая стереотипы: разрыв: реклама, разрушающая общепринятое. М.: АСТ, 2003. 272 с.
- Зарецкая Е.Н. Психология рекламы. // Пси-фактор : информ.-ресурсный центр практ. психологии. [Б.м.], 2002. URL: http://psyfactor.org/lib/psyrecl.html (дата обращения: 12.02.2019).
- Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. Питер, 2003. С. 368
- Резепов И.Ш. Психология рекламы и PR. Дашков и Ко, 2009. С.42
- Dmitriyeva L.M. Advertizing bases. M.: UNITY-DANA, 2015. Page 9-20
- Drew Zh. - M. Lomaya stereotypes: gap: the advertizing destroying standard. M.: Nuclear heating plant, 2003. 272 pages.
- Zaretskaya E.N. Advertizing psychology.//Psi-faktor: inform. - the resource center практ. psychology. [B. m], 2002. URL: http://psyfactor.org/lib/psyrecl.html (date of the address: 12.02.2019).
- Lebedev-Lyubimov A.N. Advertizing psychology. St. Petersburg, 2003. Page 368
- Rezepov I.Sh. Psychology of advertizing and PR. Dashkov and To, 2009. Page 42