Аннотация. В статье предлагается авторский подход к модификации STEAM путем введения исторического контекста. Описывается специфика реализации SHTEAM на примере объяснения дошкольникам устройства и функционирования механических часов.

Ключевые слова: наука, технология, инжиниринг, математика, искусство, история, интеграция, SHTEAM, STEAM.

Научно-техническая революция коренным образом изменила приоритеты как отдельных государств – в целом, так и, в частности, его отдельных граждан. Сегодня важным ресурсом, обеспечивающим национальное благосостояние страны, является «знание, воплощенное в инновации» [6], а также люди, способные генерировать прорывные идеи и воплощать их в конкурентоспособные инновации.

Все эти вызовы меняют характер образования, повышая значимость новых образовательных подходов, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей. В частности, на самом высоком уровне отмечается важность создания и развития национальной системы междисциплинарного образования [10].

Идея междисциплинарной интеграции не нова. Она заложена в трудах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, Дж. Дьюи, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, и многих других ученых [4].

Важность интеграции естественных наук, математики отмечал М.В. Ломоносов: «Вольность и союз наук необходимо требуют взаимного сообщения и беззавистного позволения в том, что кто знает упражняться. Слеп физик без математики, сухорук без химии» [5, с. 35].

В настоящее время одним из перспективных подходов к междисциплинарной интеграции считается STEM [12] и его различные модификации: STEAM [11], STREAM [3] и пр.

Термин «STEAM» представляет собой акроним из пяти слов. Science –наука, Technology – технология, Engineering – инжиниринг, Art – искусство, Math – математика [11]. Не оспаривая важности всех пяти компонентов, считаем, что для развития дошкольников важно учитывать жизненный познавательный опыт, полученный ими в ходе обыденного познания. Как отмечают О.Е. Баксанский [2], Л.Е. Осипенко [8], Ю.В. Сенько и В.Э. Тамарин [9], «чем богаче и разнообразнее жизненный опыт учащихся, тем легче достичь когнитивного консонанса с образовательной средой, а в некоторых случаях - даже резонансного звучания. Полученные в ходе учебных исследований новые сведения «входят в уже сложившуюся у ребенка систему и цементируют ее» [9, с. 29]. Поэтому мы предлагаем STEAM-подход дополнить исторической составляющей (от англ. History – история), предоставив возможность изучать в единой системе естественные науки, инженерию, технологию, математику в совокупности с искусством и историей (рис. 1).

1

Рис. 1. Сущность SHTEAM (автор рисунка – М. Липовских)

Попытки использовать STEM для проектирования образовательных продуктов для российских дошкольников активно используются и в отечественной педагогической науке и практике. Так, Л.Е. Осипенко и Т.И. Новиковой разработана инженерная азбука Шухова [7].

C.А. Аверин, Т.В. Волосовец разработали парциальную модульную программу развития интеллектуальных способностей дошкольников в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно-техническое творчество [1].

Опираясь на вышеперечисленных авторов, продемонстрируем собственное видение SHTEAM-подхода. В качестве примера рассмотрим специфику объяснения дошкольникам устройства механических часов.

С первых лет жизни дети обращают внимание на часы. Сначала они выступают в качестве одного из многих предметов, окружающих ребенка. Но, через некоторое время, они начинают открывать перед ребенком все новые и новые свои атрибуты.

Изучение данного изобретения мы предлагаем начать со стихотворения Абезгаус Александра:

«…Идут дожди, идут часы,
Идут пожарному усы,
Идёт трамвай, идет прохожий,
Весна идёт, учеба тоже».

После предлагается обсудить, как ходит человек, трамвай и часы. Это должно задать для ребенка мотивацию не только для понимания течения времени, но и для понимания внутреннего «устройства» часов. Наиболее приемлемым является изучение механических часов (поскольку для изучения электронных или «умных» часов требуются знания более высокого порядка).

Технологическая составляющая SHTEAM предполагает изучение внутреннего содержания часов (рис.2), основным механизмом которых является шестеренки.

2

Рис. 2. «Часы» Рис.

3

3. «Шаблон шестеренок»

Так, для понимания их принципа работы, ребенку предлагается вырезать шестеренки (рис. 3), подобрать пару и привести ее в действие. Это помогают ребенку усвоить научный аспект SHTEAM.

Инженерную составляющую SHTEAM можно рассмотреть через создание детьми циферблата часов с помощью предложенного взрослым шаблона.

Математическая составляющая SHTEAM предполагает обучение детей определению времени при помощи механических часов.

Художественная составляющая SHTEAM направлена на понимание важности дизайна часов. В совокупности с историческим аспектом SHTEAM, ребенок может прочувствовать жизнь часов, динамику процесса их усовершенствования: от солнечных до умных часов (рис.4).

4

Рисунок 4 «История часов на ленте времени»

Таким образом, современные реалии обусловили важность межпредметного подхода к развитию дошкольников. Одним из примеров интеграции различных дисциплин является SHTEAM. Комплексное объяснение дошкольникам устройства окружающего мира с позиции науки, технологии, инжиниринга, математики, искусства и истории не только обеспечивает интерактивность образования детей, но и позволяет разнообразить их жизненный опыт.

SHTEAM as the author's approach to the modification of technology STEAM

Lebedeva A.A.,
undergraduate 2 courses GAOU VO MGPU, Moscow

Research supervisor:
Osipenko Lyudmila Evgenyevna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of department of pedagogics of Institute of pedagogics and psychology of formation of GAOU VO MGPU

Annotation. The article describes the author's approach to modifying STEAM by introducing a historical context. Describes the specifics of the implementation of SHTEAM on the example of explaining to preschool children the design and operation of a mechanical watches.
Keywords: science, technology, engineering, mathematics, art, history, integrated knowledge, SHTEAM, STEAM.


  1. Аверин C.А., Волосовец, Т.В. STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. URL: https://alt.izh.one/content/stem_obrazovanie.html (дата обращения 05.09.2018).
  2. Баксанский О.Е. Проблема понимания и принятия естественнонаучного объяснения природы. Научное познание и здравый смысл. Обыденные, научные и социальные репрезентации познания. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012.435 с.
  3. Годунова Е.А. Многомерный взгляд на мир, или STEM, STEAM, STREAM подходы в образовательной практике / Е.А. Годунова, Л.В. Рождественская. URL: https://drive.google.com/file/d/0Bw9Unm_5mKPEOW55VHotenFLQlU/view (дата обращения 05.04.2018).
  4. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А.Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2013. 676 с. URL: http://urss.ru/PDF/add_ru/159473-1.pdf (дата обращения: 08.08.2018).
  5. Копанева Н.П. Михаил Васильевич Ломоносов: «К приумножению пользы и славы Отечества» // Наука из первых рук, 2011. №4 (40). С. 21-42.
  6. Макеев С. В. Социально-экономические проблемы модернизации образования в современной России // Электронный журнал «Вестник МГОУ», 2013. № 4. URL: https://evestnik-mgou.ru/vi/Articles/Doc/480 (дата обращения 30.09.18).
  7. Осипенко Л.Е. Инженерная азбука Шухова / Л.Е. Осипенко, Т.И. Новикова // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 2. С. 173-176.
  8. Осипенко Л.Е. Трансформация обыденных представлений дошкольников / Л.Е. Осипенко // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 1. С.17-22.
  9. Сенько Ю.В. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся / Ю.В. Сенько, В.Э. Тамарин. М.: Знание, 1989. 79 с. 
  10. Заседание Совета по науке и образованию от 08.02.2018 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56827 (дата обращения 10.06.2018). 
  11. Miller A. PBL and STEAM Education: A Natural Fit (2014). URL: https://www.edutopia.org/blog/pbl-and-steam-natural-fit-andrew-miller (date of the address 10.03.2018). 
  12. STEM 2026. A Vision for Innovation in STEM Education (2016). URL: https://innovation.ed.gov/files/2016/09/AIR-STEM2026_Report_2016.pdf (date of the address 12.09.2018).
  1. Averin C.A., Volosovets, T.V. of STEM is education of children of preschool and younger school age. URL: https://alt.izh.one/content/stem_obrazovanie.html (date of the address 05.09.2018).
  2. Baksan O.E. Problema of understanding and acceptance of a natural-science explanation of the nature. Scientific knowledge and common sense. Ordinary, scientific and social representations of knowledge. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012.435 pages.
  3. Godunova E.A. A multidimensional view of the world, or STEM, STEAM, STREAM approaches in educational practice / E.A. Godunova, L.V. Rozhdestvenskaya. URL: https://drive.google.com/file/d/0Bw9Unm_5mKPEOW55VHotenFLQlU/view (date of the address 05.04.2018).
  4. History of pedagogics and education: the textbook for bachelors / A.N. Dzhurinsky. the 3rd prod., reslave. and additional M.: Yurait publishing house, 2013. 676 pages. URL: http://urss.ru/PDF/add_ru/159473-1.pdf (date of the address: 08.08.2018).
  5. Kopaneva N.P. Mikhail Vasilyevich Lomonosov: «To enhancement of advantage and glory of the Fatherland» // Science first-hand, 2011. № 4 (40). Page 21-42.
  6. Makeev S.V. Social and economic problems of modernization of education in modern Russia//the Vestnik MGOU Online magazine, 2013. № 4. URL: https://evestnik-mgou.ru/vi/Articles/Doc/480 (date of the address 30.09.18).
  7. Osipenko L.E. Engineering alphabet of Shukhov/ L.E. Osipenko, T.I. Novikova//Education. Science. Scientific shots. 2016. № 2. Page 173-176.
  8. Osipenko L.E. Transformation of ordinary representations of preschool children/L. E. Osipenko//Messenger of the Moscow state regional university. Series: Psychological sciences. 2014. № 1. Page 17-22.
  9. From Yu.V. Training and life informative experience of pupils / Yu.V. Senko, V.E. Tamarin. M.: Knowledge, 1989. 79 pages. 1
  10. A meeting of Council for science and education of 08.02.2018. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56827 (date of the address 10.06.2018). 
  11. Miller A. PBL and STEAM Education: A Natural Fit (2014). URL: https://www.edutopia.org/blog/pbl-and-steam-natural-fit-andrew-miller (date of the address 10.03.2018). 
  12. STEM 2026. A Vision for Innovation in STEM Education (2016). URL: https://innovation.ed.gov/files/2016/09/AIR-STEM2026_Report_2016.pdf (date of the address 12.09.2018).