Аннотация. В данной статье отражены возможности включения информационных технологий в процесс обучения информатике, а также обозначение тех информационных технологий, которые наиболее часто применяются на практике.

Ключевые слова: информатика, обучение, информационные технологии.

Средства информационных технологий (далее – ИТ) в настоящее время используются повсеместно, потому как цель их создания, равно как и определение, включают в себя весьма широкий спектр применения. Под ИТ понимается совокупность методов, производственных процессов, программно-технических и лингвистических средств, интегрируемых с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Применение информационных технологий в условиях личностно ориентированного обучения позволяет: индивидуализировать процесс освоения новых для учащихся знаний; дополнить и варьировать учебный материал, уровень его сложности; использовать одновременно несколько каналов передачи мультимедийной информации; повысить статус учащегося как субъекта обучения; активизировать самостоятельные действия учащихся; обеспечить интерактивный и деятельностный характер процесса обучения [2].

В науке имеется представление, что ИТ равносильны информационно-коммуникативным технологиям, что подтверждается рядом источников. В настоящей работе суть состоит вовсе не в том, чтобы разграничивать данные понятия, поэтому представляется допустимым их употребление в качестве синонимов. Основная суть и идея – обозначить, как применить технологии при обучении учеников средней школы, о чём и пойдёт речь дальше.

Для дальнейшего анализа следует обозначить те технологии, которые наиболее часто применяются на практике: интерактивная доска с технологией Smart и программным обеспечением к ней, программа Macromedia Flash, видеоуроки и программы видеозахвата, а также различные интернет-сервисы для создания учебных приложений.

Интерактивная доска выступает ступенью развития обычной школьной доски, однако пишут на интерактивной доске при помощи программного обеспечения. На доске можно рисовать, писать, её можно интерактивно использовать за счёт ИТ, встроенных в неё (Рис.1). Благодаря программному обеспечению учитель сможет не только грамотно и понятно объяснить материал, но и найти подход к любому ученику, а также разнообразить обучение при помощи приложений к доске.

1

Рис. 1. «Перевод из двоичной системы в восьмеричную систему путём сопоставления чисел»

При помощи интерактивной доски можно применять такие приемы, как:

  • запись поверх написанного текста, его выделение, обозначение главных частей;
  • групповая работа со всем классом, в том числе и совместное выполнение заданий учителем и учениками;
  • печать результатов урока для лучшего закрепления материалов.

Помимо этого, связь с компьютером позволяет значительно сэкономить время на уже ненужных действиях.

Для работы с интерактивной доской необходимо программное обеспечение, которое и позволяет реализовать все возможности, скрытые в ней. Для этого, а также и в иных целях используется программа Macromedia Flash, являющейся по своей сути одной из основных как в обсуждаемой сфере, так и вообще в создании приложений.

Технология Macromedia-Flash позволяет добиться активности в процессе обучения, развить именно активные методы, используя при этом образы в представлении необходимого материала в учебном плане. Традиционные методы обучения обладают рядом позитивных моментов, однако в настоящее время всё больше обнаруживается недостаточность таких методов.

Разрабатываемые и применяемые flash-приложения подходят для каждого из этапов обучения, что является весьма удобным для процесса разработки плана урока и дальнейшей его реализации. Например, при объяснении материала подойдёт презентация, разработанная на основе flash-технологии. Наглядность предоставления информации является залогом хорошей успеваемости. Далее, когда материал необходимо закрепить для дальнейшей его пользы, целесообразно применение тестирования на выявление пробелов знаний, которое также будет построено по модели flash-технологий. Программы, основанные на ней, позволяют даже разработать мини-игры, направленные на закрепление материала, или же другие программы, которые помогут в этом.

Следующая технология, применяемая в процессе обучения – видеоуроки и программы видеозахвата. Самым главным преимуществом данной технологии является наглядность, что наиболее важно для учащихся средней школы, потому что большая часть информации усваивается с помощью зрительной памяти и воздействие на эту память очень важно в обучении. Хотя в сравнении с предыдущей технологией, где работает больше видов воздействия, видеоурок и менее значим, всё равно его эффективность остаётся достаточно высокой. В ряде случаев видеоурок даже сравним с занятием с преподавателем.

Отличительной особенностью данной технологии является то, что её можно применять как для дистанционного обучения, так и для развивающего обучения, в котором ведущая роль отводится для теоретических знаний. Видеоуроки могут быть представлены в различных формах, как, например, урок введения нового материала, урок закрепления знаний, умений и отработки навыков, урок обобщения и контроля знаний, умений и навыков.

Видеоуроки на уроке информатики можно использовать как на этапе усвоения новых знаний и умений, так и на этапе закреплений знаний и умений. В первом случае мы можем необычным образом подать ту или иную информацию по конкретной теме урока, а во втором случае вспомнить какие-либо тонкости, касающиеся практической части [1, 3, 5]. Говоря о теме «Системы счисления», видеоурок можно использовать в качестве теории об истории происхождения систем счисления. Данный материал, преобразится благодаря видеофрагментам и заинтересует учащихся.

Касаемо программ видеозахвата стоит сказать, что подобно видеоурокам, они могут использоваться для создания видеофрагментов для дистанционного обучения, и развивающего обучения. Отличительной особенностью данной технологии является захват экрана компьютера и действий на экране. Как и в видеоуроках, имеется возможность записать аудио комментирование своих действий на экране. Данные программы можно использовать для объяснения наиболее сложных моментов в обучении, в отличие от видеоуроков, в которых разобрать можно основные моменты и теоретическую часть [4, 6, 7]. На уроках информатики данные видео можно использовать скорее на этапе практики. Например, при переводе чисел из одной системы счисления в другую. Благодаря анимации школьникам будет более наглядно дана информация о переводе чисел.

Интернет-сервис Learningapps.org, который тоже может быть применён в процессе обучения, является весьма мобильным вариантом передачи учебного материала обучающимся (Рис. 2). Отдельными особенностями этого ресурса являются простота освоения материала, его легкодоступность, а также (для учителей) – простоту его создания и введения в действие. По сути, этот вариант передачи информации тесно связан с технологией flash, потому как все возможности применения на уроках созданных материалов, которые были ранее описаны для программы Macromedia Flash, будут и здесь.

2

Рис. 2. Приложение в Learningapps.org на тему «Соотношение римских и арабских чисел»

Интерактивные задания, создаваемые при помощи данного ресурса, не требуют особых временных и иных затрат, и помимо того – вариантов таких приложений большое количество; к тому же, интернет-сервис позволяет увидеть и даже применить приложениях, созданные другими людьми.

Сервисы, позволяющие создать контрольные работы, либо тесты могут быть использованы в качестве необычной формы проведения контрольных работ. Более того, на различных сервисах имеется ряд автоматических расчетов оценок, что является существенным плюсом.

На большинстве сервисов ведется онлайн-мониторинг результатов контрольных работ, что позволяет нам отследить результаты выполнения контрольной. Имеется ряд полезных функций, например, «На вопрос нельзя ответить повторно». Благодаря данной функции, мы можем частично избавиться от списывания, но также навредить, ведь возможно ребенок самостоятельно перепроверил номер и выявил ошибку.

Данные сервисы можно использовать при контроле знаний на уроках информатики. Можно использовать совместно с другими ИТ. Например, повторить материал с помощью видеозахвата / видеоурока, а провести контрольную непосредственно с помощью интернет-сервиса для создания контрольной работы.

Хочется отметить необходимость применения информационных технологий в процессе обучения. Для каждой темы можно подобрать конкретные информационные технологии, при использовании которых, значительно повыситься эффективность обучения.

Possibilities of use of information technologies in training in information science

Kutsenko A. A.,
undergraduate 2 courses GAOU VO MGPU, Moscow

Research supervisor:
Levchenko Irina Vitalyevna, doctor of pedagogical sciences, professor of department of information science and applied mathematics of Institute of digital formation of GAOU VO MGPU, Moscow

Annotation. Possibilities of inclusion of information technologies in training activity to information science and also designation of those information technologies which are most often put into practice are reflected in this article.
Key word: information science, training, information technologies.


  1. Босова Л.Л. Информатика. 7 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 240 с.
  2. Лапчик М.П. Теория и методика обучения информатике / М.П. Лапчик, И.Г Семакин, Е.К. Хеннер. М.: Академия, 2008. 592 с.
  3. Семакин И. Г. Информатика. 7 класс: учебник / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 168 с.
  4. Семакин И. Г. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч., ч.2 / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 232 с.
  5. Угринович Н.Д. Информатика. 7 класс: учебник. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 208 с.
  6. Угринович Н.Д. Информатика. 10 класс. Базовый уровень: учебник. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 288 с.
  7. Угринович Н. Д. Информатика. 11 класс. Базовый уровень: учебник. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 272 с.
  1. Bosova L.L. Informatics. Grade 7: textbook / L.L. Bosova / L.Yu. Bosova. M.: BINOM. Knowledge laboratory, 2016. 240 pages.
  2. Lapchik M.P. Theory and methods of teaching Informatics/ M.P. Lapchik, I.G. Semakin, E.K. Henner. M.: Academy, 2008. 592 pages.
  3. Semakin I.G. Informatics. Grade 7: textbook / I.G. Semakin, L.A. Salahova, S.V. Rusakov, L.V. Shestakova. M.: BINOM. Knowledge laboratory, 2016. 168 pages.
  4. Semakin I.G. Informatics. Advanced level : textbook for grade 10: 2 h ,h 2 / Semakin I.G., Sheina T.Yu., Shestakova L.V. M.: BINOM. Knowledge laboratory, 2014. 232 pages.
  5. Ugrinovich N.D. Computer Science. Grade 7: textbook. M.: BINOM. Knowledge laboratory, 2016. 208 pages.
  6. Ugrinovich N.D. Computer Science. Class 10. Basic level: textbook. M.: BINOM. Knowledge laboratory, 2016. 288 pages.
  7. Ugrinovich N.D. Computer Science. Grade 11. Basic level: textbook. M.: BINOM. Knowledge laboratory, 2016. 272 pages.