Аннотация. В статье рассмотрены особенности обучения компьютерной графике в рамках школьного курса информатики. Изучены разные авторские учебные пособия и делается вывод о недостаточном количестве времени, уделяемом данной теме.

Ключевые слова: компьютерная графика, информатика, обучение, содержание обучения.

Работа с компьютерной графикой одно из популярных направлений в области информатики. Она находит применение не только в компьютерном мире, но и в различных сферах человеческой деятельности. Без компьютерной графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа. Это необходимый инструмент в таких областях как реклама, создание компьютерных игр, технические чертежи. Трудно найти область человеческой деятельности, где не используется компьютерная графика.

Обучение компьютерной графике – один из важнейших компонентов образования. Ее изучение является обязательным в курсе основной школы. Рассмотрев учебный и программно-методический комплекс, можно увидеть, что на изучение компьютерной графики отведено недостаточно времени. Данная тема представлена в основном простыми графическими редакторами, а разнообразие программных средств ставит перед учителем следующие задачи: во-первых, необходимость выбора конкретного программного продукта, во-вторых, разработка методики обучения компьютерной графики. В основном при изучении компьютерной графики используется графический редактор Paint. В результате у учащихся может сложиться впечатление о слабых возможностях программных средств по обработке графической информации.

В существующих учебных пособиях используется в основном репродуктивные методы обучения, направленные на усвоение и воспроизведение готового материала. К тому же данная тема либо не содержится в них, либо предлагается простейший материал, который не позволяет сформировать у учащихся целостное представление о компьютерной графике. Теряется интерес к изучению данной темы, связи с отсутствием возможности применения полученных знаний и умений в сфере своей будущей профессиональной деятельности [8].

Например, в учебнике Л.Л. Боссовой «Информатика. 7 класс» [1] есть глава «Обработка графической информации», на изучение которой отведено всего 4 часа. В учебнике рассматриваются такие понятия: пиксель, пространственное разрешение монитора, глубина цвета, компьютерная графика, растр, графический редактор. В учебнике очень много теоретического материала и мало заданий для практических занятий. Все практические задания выполняются в графическом редакторе Paint.

При изучении информатики по учебникам И.Г. Семакина учащиеся начинают изучать компьютерную графику в 7 классе [3]. Но за 6 часов, предусмотренных программой, учащиеся постигают теорию, без практических занятий. В учебниках за 10-11 класс нет ни теории, ни практических заданий по графике [4].

В учебнике Н.Д. Угриновича «Информатика. 7 класс» [5] компьютерная графика рассматривается в главе «Обработка графической информации». Учебник написан сложным для ученика языком и в то же время недостаточен для получения объема знаний, необходимого для создания образов и изображений и их редактирования, хотя на изучение темы отведено 8 часов. Те же претензии можно предъявить к учебникам для 10 и 11 класса [6, 7].

Если рассматривать другие учебные программы по информатике, то можно отметить, что для углубленного изучения информатики в 9 классе на рассматриваемую тему отводится 15 часов, но сделано это за счет расширения темы путем добавления основ мультипликации, без глубокого раскрытия содержания темы.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в существующих программах учебного плана недостаточно освещены вопросы, связанные с изучением компьютерной графики. Это не позволяет учащимся получать необходимые навыки для создания и обработки графических объектов. Кроме того, количество часов, выделенных на изучение данной темы, слишком мало по сравнению с содержанием, которое нужно освоить.

Изучение компьютерной графики в школьном курсе информатике в урочное время имеет существенный ряд недостатков. Во-первых, во всех учебных программах очень много теории, причем написанной на сложном для учащихся языке. Во-вторых, присутствует скудное количество практических заданий либо они отсутствуют вовсе. В-третьих, практические задания выполняются на простейшем графическом редакторе Paint, что не позволяет учащимся полноценно изучить возможности обработки графических объектов.

В условиях ограниченного количества часов, выделяемого на этот раздел, особое внимание следует уделить подбору содержимого и изучаемым в рамках темы графическим редакторам. Необходимо подбирать индивидуальные задания для развития самостоятельности учащихся.

Поэтому изучение «Компьютерной графики» реализуются на достойном уровне лишь на элективных и факультативных занятиях, где учащиеся могут проявлять самостоятельность, исследовательскую деятельность. Для достижения наилучшего результата следует переходить от простых программных средств к более сложным, обладающим большими функциональными возможностями. К тому же изучение компьютерной графики позволит не только увеличить эффективность обучения информатики, но и другим предметам, за счет наглядности.

Especially the study of computer graphics in the school course of informatics

Timokhin D.V.,
undergraduate 2 courses GAOU VO MGPU, Moscow

Annotation. The article deals with the features of teaching computer graphics in the school course of computer science. Various author's manuals are studied and it is concluded that there is not enough time devoted to this topic.
Keywords: computer graphics, Informatics, training, training content.


  1. Босова Л.Л. Информатика. 7 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 240 с.
  2. Лапчик М.П. Теория и методика обучения информатике / М.П. Лапчик, И.Г Семакин, Е.К. Хеннер. М.: Академия, 2008. 592 с.
  3. Семакин И. Г. Информатика. 7 класс: учебник / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 168 с.
  4. Семакин И. Г. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч., ч.2 / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 232 с.
  5. Угринович Н.Д. Информатика. 7 класс: учебник. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 208 с.
  6. Угринович Н.Д. Информатика. 10 класс. Базовый уровень: учебник. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 288 с.
  7. Угринович Н. Д. Информатика. 11 класс. Базовый уровень: учебник. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 272 с.
  8. Шаляев А.А. Компьютерная графика в школе // Современная педагогика. 2014. № 6. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2452 (дата обращения: 07.12.2018).
  1. Bosova L.L. Informatics. Grade 7: textbook / L.L. Bosova / L.Yu. Bosova. M.: BINOM. Knowledge laboratory, 2016. 240 pages.
  2. Lapchik M.P. Theory and methods of teaching Informatics/ M.P. Lapchik, I.G. Semakin, E.K. Henner. M.: Academy, 2008. 592 pages.
  3. Semakin I.G. Informatics. Grade 7: textbook / I.G. Semakin, L.A. Salahova, S.V. Rusakov, L.V. Shestakova. M.: BINOM. Knowledge laboratory, 2016. 168 pages.
  4. Semakin I.G. Informatics. Advanced level : textbook for grade 10: 2 h ,h 2 / Semakin I.G., Sheina T.Yu., Shestakova L.V. M.: BINOM. Knowledge laboratory, 2014. 232 pages.
  5. Ugrinovich N.D. Computer Science. Grade 7: textbook. M.: BINOM. Knowledge laboratory, 2016. 208 pages.
  6. Ugrinovich N.D. Computer Science. Class 10. Basic level: textbook. M.: BINOM. Knowledge laboratory, 2016. 288 pages.
  7. Ugrinovich N. D. Computer Science. Grade 11. Basic level: textbook. M.: BINOM. Knowledge laboratory, 2016. 272 pages.
  8. Shalyaev A.A. Computer graphics in school // Modern pedagogy. 2014. № 6. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2452 (date accessed: 07.12.2018).