Аннотация. Данная статья посвящена применению инновационных интерактивных методов при обучении школьников основам налоговой грамотности на уроках обществознания. Налоги являются основой финансовой системы, понимание принципов их уплаты поможет школьникам уже с ранних лет ориентироваться в мире финансов. Опрос учащихся 7-11 классов продемонстрировал важность применения интерактивных методов обучения, в связи с чем для эффективного обучения основам налоговой грамотности авторы статьи приводят 5 технологий облегчения запоминания и дальнейшего воспроизведения информации учениками и представляют возможности их конкретного применения на уроках обществознания при прохождении тем, связанных с налогами.

Ключевые слова: метод, обществознание, налоговая грамотность, школьники.

В современном мире управление финансами является не просто полезным навыком, а настоящей необходимостью – государству необходимо осведомлять население о важных элементах экономики, просвещать по ключевым аспектам. Одной из наиболее важных групп населения в данном направлении являются школьники – очень важно с юных лет воспитывать в гражданах налоговую культуру [10], так как неотъемлемой частью жизни современных граждан является уплата законно установленных налогов и сборов, данная обязанность прописана в Конституции Российской Федерации. Это делает данную тему в школьном курсе обществознания очень важной. Налоги являются основой финансовой системы, понимание их принципов поможет школьникам уже с ранних лет ориентироваться в мире финансов, а также подготовит к переходу во взрослую жизнь. Благодаря изучению данной темы у школьников формируется понимание ответственности за общество и его деятельность, ведь углубляясь в изучение налогов ученики осознают, что именно благодаря им финансируются школы, строятся больницы, развивается инфраструктура, а осознание причастности к важному делу помогает сформировать активную гражданскую позицию.

В 2024 году в рамках Исследовательского проекта «Финансовая грамотность -2024» [8] Национальным агентством финансовых исследований было проведено социологическое исследование, которое показало, что индекс финансовой грамотности россиян составляет 12,77 по шкале от 0 до 21. Согласно исследованиям агентства, среди молодежи 18-24 лет только 29% полностью осведомлены о системе налогов и о своих обязательствах перед государством. Отдельные региональные исследования также показывают сопоставимые показатели [2]. Данная статистика подчеркивает необходимость внедрения мер по привитию школьникам налоговой грамотности.

Правительство Российской Федерации уже приняло ряд необходимых мер по внедрению финансовой грамотности в образовательные учреждения. Так, в 2024 году была утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года», согласно которой все школьники и студенты СПО должны получать базовые знания по данной теме [1], а элементы финансовой грамотности уже несколько лет как включены в требования к результатам освоения отдельных предметов (например, математики) в школе. Это еще раз подтверждает актуальность и важность изучения данной темы учащимися.

Вопрос повышения финансовой, а в особенности налоговой грамотности населения как ее составляющей, стоит очень остро, согласно динамике опросов можно сделать вывод, что не все применяемые в обучении методы являются эффективными для решения поставленной задачи, так как повышение показателей незначительно. В современном мире с развитием гаджетов заинтересовать учеников становится всё сложнее, что приводит к малой осведомлённости по важным обществоведческим темам. Это свидетельствует о том, что необходимо внедрять интерактивные методики в изучение различных аспектов на уроках обществознания, в особенности финансам. Педагогу необходимо уметь найти подход к обучающимся и донести сложную информацию в интересном формате, что повысит эффективность усвоения информации [5], [7], [9]. Для более ясного понимания темы в педагогической деятельности используется множество техник и приемов, но, к сожалению, по мнению авторов статьи, только малая часть педагогов применяет их на практике.

Анализируя данную проблему, мы провели опрос среди учащихся 7-11 классов МБОУ «Школа 53» г. Рязани, в котором приняли участие 50 человек. Им были заданы вопросы об интерактивных методах и частоте их использования педагогами в образовательном учреждении. Результаты представлены на рисунках 1-3.

Рис. 1. Ответы учащихся на вопрос «Знаете ли Вы, что такое интерактивные методы обучения?»

Рис. 2. Ответы учащихся на вопрос «Часто ли учителя используют интерактивные методы обучения (кейсы, дебаты, квизы, видео и т.д.)?»

Рис. 3. Хотелось бы Вам изучать обществознание на интересных примерах, с ассоциациями, простым языком?»

Опрос показал, что необходимо использовать интерактивные методы преподнесения информации, а также подтвердил гипотезу авторов, что лишь малая доля педагогов уделяет данным методам внимание, многие предпочитают пользоваться стандартными приемами донесения информации.

Рассматривая тему налоговой системы в Российской Федерации и ее изучение в школьном курсе обществознания, стоит уделить большое внимание приемам и техникам, помогающим в усвоении информации. Для наилучшего понимания темы налогов в обществознании можно выделить 5 интерактивных методов обучения:

  1. Внедрение игровых методик

Обучающихся в любом возрасте привлекает возможность попасть в воображаемую ситуацию и попробовать себя в разных ролях. Именно опробование на практике различных поведенческих ситуаций и стратегий взаимодействия между собой увеличивают вовлеченность обучающихся в определенную тему и желание более подробно в ней разобраться. С точки зрения налоговой системы можно предложить ученикам почувствовать себя в роли предпринимателя. Задача первого этапа создать свой бизнес, сделать рекламу и заполнить упрощенную форму документов индивидуального предпринимателя. Второй этап – ключевой в данной игре, обучающимся необходимо взаимодействовать между собой, обмениваясь ресурсами и получая прибыль, но в этот же момент действует налоговая служба. Ключевая задача 2 этапа – верно уплачивать необходимые налоги и грамотно их высчитывать согласно памятке педагога. Третий этап – заключительный, на нем каждому ученику необходимо подсчитать заработанный капитал и получить обратную связь от педагога – налоговой инспекции по уплате установленных сумм, победу одерживает игрок, получивший максимальную прибыль с минимальной погрешностью в подсчете и времени выплаты налогов.

  1. Мнемотехники

Для запоминания большого количества информации обучающимся необходимо задействовать не только когнитивные процессы, но и моторную память, это ускоряет процесс усвоения информации и облегчает ее воспроизведение в будущем [3], [4]. Запомнить виды налогов по способу платежа можно с легкостью через движения: прямые (показываем прямую линию), косвенные (зиг-заг). Запомнить их подробную классификацию также возможно через двигательные ассоциации, косвенные налоги делятся на: таможенные пошлины (снимаем фуражку), налог на добавленную стоимость (показываем кассира и чек) и акцизные сборы (хлопаем, будто клеим наклейку). Помимо мнемотехник через движения, возможно применять ассоциативные техники, например, определение фискальной функции налогов можно запомнить через ассоциацию: «огр», представить себе большого зеленого монстра и расшифровать его название как О- обеспечение, Г -государственных, Р- расходов.

  1. Короткие видеоролики

В современном мире все большую популярность набирает клиповое мышление, то есть восприятие информации через короткую яркую запоминающуюся картинку. Многие ученые считают это негативной тенденцией, но с точки зрения образования, можно использовать данное мышление в свою пользу. Создавая короткие видеоролики, мы поможем обучающимся быстро обрабатывать и усваивать сложный материал на понятных примерах, а также легко актуализировать материал за короткое время. Например, можно снять видео о видах налогов по территориальному критерию, в котором главный герой будет спускаться по лестнице, показывая их иерархию и объясняя каждую ступень с использованием изображений. Местные налоги: земельный налог, торговый сбор, налог на имущество физических лиц (земля, торговля, человек). Региональные: транспортный налог, на игорный бизнес и на имущество предприятий (машина, казино, фирма).

  1. Проектная деятельность

Данный метод делает учебный процесс более увлекательным и эффективным, обучающимся предлагается поработать над проблемной ситуацией в парах или группах, что в первую очередь развивает их коммуникативные навыки и умение сотрудничать, а также помогает углубить знания по изучаемой теме и усвоить их в процессе обсуждения [6]. В данном методе при изучении темы налогов возможно дать обучающимся реальную налоговую ситуацию и предложить проанализировать, например, проценты уплаты налогов за разные годы или мнение граждан о важности данных сборов в Российской Федерации. Также, при применении данной техники в заключении урока необходимо провести дебаты, разделив учеников на несколько групп с разными позициями по одной теме, например, какой налог самый важный при формировании государственного бюджета, преподаватель выступает в роли медиатора. Таким образом, обучающиеся в интересной форме изучат непростую для понимания тему.

  1. Развлекательно – познавательная деятельность

Данный прием совмещает в себе процесс обучения и развлечения учеников, именно при балансе двух данных составляющих формируется эффективность обучения. Налоговую систему РФ на уроках обществознания возможно изучать через известную игру «Крокодил», где каждому ученику дается возможность объяснить без однокоренных слов понятие, вытянутое вслепую. Помимо этого, эффективным методом закрепления информации является работа в группах при решении квиза, викторины или головоломок на экономическую тематику. Не менее интересным способом можно изучить системы налогообложения, попросив обучающихся представить в виде сценок или коротких зарисовок пропорциональную, прогрессивную и регрессивную системы и продемонстрировать их классу.

Подводя итог, важно отметить, что интерактивные методы обучения являются неотъемлемой частью образовательного процесса и должны применяться большинством педагогов при объяснении сложных тем, в особенности по экономической тематике, например, налогов. Внедрение подобных практик в образовательный процесс позволит подготовить новое поколение граждан, способных уверенно ориентироваться в финансовых вопросах и вносить свой вклад в развитие нашей страны.

Литература:

  1. Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. №2958-р. (дата обращения: 01.04.2025).
  2. Ильиных С.А. Налоговая грамотность: опыт эмпирического исследования субъекта Российской Федерации // Terra Economicus, 2025. №23(1). С. 66-78.
  3. Крикун Е.А. Мнемотехника, или о приёмах активного запоминания // Флагман науки, 2024. №12(23). С. 209-211.
  4. Кузьмина А.В., Селезнева А.С. Использование метода мнемотехники на уроках обществознания для повышения финансовой грамотности детей школьного возраста // Развитие Российской экономики в условиях создания технологического суверенитета: Сборник научных трудов по итогам научной конференции, Москва, 10-11 сентября 2024 года. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2024. С. 129-136.
  5. Никитина Н.Е., Никитин А.А. Инновационные методы обучения: новые подходы к образованию // Молодой ученый, 2024. №11(510). С. 250-252.
  6. Пономаренко Е.В. Проектная деятельность: история возникновения метода «проектная деятельность» и его значимость // Молодой ученый, 2024. №27(526). С. 294-296.
  7. Финансовая грамотность: игровые комплексы: методический комплекс деловых игр / О.В. Карабанова, О.А. Ломовцева, А.И. Мозговой [и др.]. М.: Московский городской педагогический университет, 2024. 124 с.
  8. Финансовая грамотность россиян 2024. Результаты ежегодного всероссийского социологического мониторинга. Аналитический центр НАФИ. (дата обращения: 15.03.2025).
  9. Шинкарева О.В. Онлайн-квест как метод инновационного обучения школьников основам финансовой грамотности / О.В. Шинкарева, А.О. Орлова, К.Г. Миронова // Вестник МГПУ. Серия: Экономика, 2022. №3(33). С. 101-111.
  10. Шинкарева О.В., Павлова М.Н. Уроки налоговой грамотности для школьников как способ формирования налоговой культуры граждан России // Вестник МГПУ. Серия: Экономика, 2022. №2(32). С. 99-106.

The role of interactive teaching methods in forming the tax culture of schoolchildren

Kuzmina A.V., 
student of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Selezneva A.S.,
student of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Shinkareva Olga Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Institute of Economics, Management and Law of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Moscow City University, PhD in Economics, Associate professor

Abstract. This article is devoted to the use of innovative interactive methods in teaching schoolchildren the basics of tax literacy in social studies. Taxes are the basis of the financial system, understanding the principles of their payment will help schoolchildren from an early age to navigate the world of finance. The survey of students in grades 7-11 demonstrated the importance of using interactive teaching methods, and therefore, for effective training in the basics of tax literacy, the authors of the article provide 5 technologies to facilitate the memorization and further reproduction of information by students and present the possibilities of their specific application in social studies lessons when passing topics related to taxes.
Keywords: method, social studies discipline, tax literacy, school children.

References:

  1. Strategy for improving financial literacy and the formation of a financial culture until 2030. Order of the Government of the Russian Federation of October 24, 2023 №2958-r. (date of the address: 01.04.2025).
  2. Ilinykh S.A. Tax literacy: experience in empirical research of a constituent entity of the Russian Federation // Terra Economicus, 2025. №23(1).: 66-78.
  3. Krikun E.A. Mnemonics, or about the methods of active memorization // Flagship of science, 2024. №12(23).: 209-211.
  4. Kuzmina A.V., Selezneva A.S. The use of the method of mnemonics in social studies lessons to increase the financial literacy of school-age children // Development of the Russian economy in the context of the creation of technological sovereignty: Collection of scientific papers based on the results of a scientific conference, Moscow, September 10-11, 2024. Moscow: Dashkov & K Publishing and Trading Corporation, 2024.: 129-136.
  5. Nikitina N.E., Nikitin A.A. Innovative teaching methods: new approaches to education // Young scientist, 2024. №11(510).: 250-252.
  6. Ponomarenko E.V. Project activity: the history of the «project activity» method and its significance // Young scientist, 2024. №27(526).: 294-296.
  7. Financial literacy: game complexes: a methodological complex of business games / O.V. Karabanova, O.A. Lomovtseva, A.I. Mozgovoy [and others]. Moscow: Moscow City Pedagogical University, 2024. 124 p.
  8. Financial literacy of Russians 2024. Results of the annual all-Russian sociological monitoring. Analytical center NAFI. (date of the address: 15.03.2025).
  9. Shinkareva O.V. Online quest as a method of innovative teaching of schoolchildren the basics of financial literacy / O.V. Shinkareva, A.O. Orlova, K.G. Mironova // Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Economics, 2022. №3(33).: 101-111.
  10. Shinkareva O.V., Pavlova M.N. Tax literacy lessons for schoolchildren as a way to form the tax culture of Russian citizens // Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Economics, №2(32).: 99-106.