Аннотация. Данная статья посвящена анализу потенциала приема Pecha Kucha для развития умений монологической речи старшеклассников на уроках английского языка. В работе анализируются трудности, возникающие в процессе развития умений монологической речи у старшеклассников и преимущества Pecha Kucha для решения данных трудностей.
Ключевые слова: Развитие умений говорения, монологическая речь, Pecha Kucha, среднее общее образование, иноязычная коммуникативная компетенция, английский язык.
Проблема развития, и, в том числе, интенсификации умений монологической речи находится в фокусе постоянного внимания как учителей-практиков, так и ученых в области лингводидактики. Отчасти это связано с низким уровнем развития умений монологической речи у старшеклассников, а также с результатами ЕГЭ за 2024 год, согласно которым можно сделать вывод о том, что у учащихся присутствуют трудности в задании 42 (составление связного монологического высказывания с элементами рассуждения).
Как следствие, неизменной актуальностью обладает поиск ресурсов и средств для повышения уровня развития умений монологической речи школьников, а также, связанного с этим, повышения эффективности лингводидактического процесса.
Как известно, целью обучения английскому языку школьников является формирование иноязычной коммуникативной компетенции (ИККЪ в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции как способности, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире [8]. Умения монологической речи естественным образом входят в качестве одного из ключевых компонентов иноязычной коммуникативной компетенции (как часть речевой субкомпетенции). Согласно ФГОС за 2025 год, учащийся 11 класса должен обладать следующими умениями:
- Создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа); повествование/сообщение; рассуждение.
- Пересказ основного содержания прочитанного/прослушанного текста без опоры на ключевые слова, план с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте.
- Устное представление (презентация) результатов выполненной проектной работы [8].
Следуя логике Н.Д. Гальсковой «Монологическая речь как форма говорения представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего» [1, с. 190]. Также Н.Д. Гальскова выделяет следующие основные характеристики монологической речи: развернутость высказывания, связность, обоснованность, логичность, смысловая завершенность, наличие распространенных конструкций, грамматическая оформленность, непрерывность [6, с. 220].
Сложная организация монологической формы говорения предполагает ряд проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе обучения. Так, Е.И. Пассов выделяет следующие проблемы:
- Трудности с удержанием логической структуры высказывания.
- Недостаточный уровень лексико-грамматической подготовки.
- Страх совершения ошибки и языковой барьер.
- Неумение использовать средства связи между частями текста [7, с. 214].
Потенциал приема Pecha Kucha для развития умения монологической речи старшеклассников на английском языке уже изучался в некоторых отечественных работах (А.Н. Митрущенкова [4], Р.А. Луца [3], О.А Мосина [5]). Pecha Kucha – это особый прием представления данных с помощью мультимедийных средств, согласно которому, говорящий должен уместить все свое сообщение в 20 слайдов, каждый из которых длится 20 секунд, после чего меняется на следующий слайд автоматически, ограничивая итоговое время презентации 6 минутами и 40 секундами (возможно использовать и другие варианты формата).
Данный формат презентации обладает целым рядом преимуществ. Во-первых, он достаточно нетипичен для дидактических целей. Изначально этот формат был разработан Астрид Кляйн и Марком Дайтэмом из токийского архитектурного бюро Klein Dytham Architecture в 2003 году с целью сократить время на прослушивание доклада, повысив его качество в плане информативности содержания [2, с. 392]. Очень малое количество студентов знакомо с Pecha Kucha, формат будет для них новым и интересным, что повысит их мотивацию. Во-вторых, упор в формате сделан именно на визуальный ряд, а текстовая информация минимизируется, что заметно упрощает восприятие слушающими учащимися. А.Н. Митрущенкова считает, что это дополнительно мотивирует учащихся [4, с. 74]. Кроме того, и выступающий также меньше отвлекается на текст, сосредотачиваясь на процессе говорения. Также, при работе с Pecha Kucha задача учащегося заключается именно в том, чтобы за довольно краткое время четко донести суть материала, свои мысли и идеи до слушателей, поэтому ему придется хорошо продумать, как именно лучше выстраивать своё высказывание. Теперь стоит вернуться к трудностям, выделенным Е.И. Пассовым, и проанализировать, насколько сформулированные преимущества приема Pecha Kucha способствуют их решению:
- Pecha Kucha за счет ограничений по времени заставляет выступающего четко структурировать свое высказывание, продумывая структуру монолога. Визуальная часть служит ориентиром для выступающего, помогая удерживать логическую связь. Минимизация текста на экране вынудит уделить больше времени подготовке, что также позволит лучше проработать структуру монолога. Это может снизить трудности с удержанием логической структуры высказывания.
- Из-за ограничений по времени формат Pecha Kucha требует краткости и ясности изложения. Учащиеся при подготовке могут сами выбирать лексические единицы, которые будут понятны им, и, в то же время, помогут донести суть материала до слушателей. Также, учащийся может заранее выбрать грамматические конструкции, которые будут звучать в его докладе, и практиковать их использование при говорении. Это может повысить уровень лексико-грамматической подготовки.
- Использование ярких визуальных материалов компенсирует языковые неточности, что повышает уверенность выступающего, а из-за краткости выступления учащийся меньше концентрируется на ошибках. Это должно помочь снизить страх совершения ошибки и помочь преодолеть языковой барьер.
- Четкая структура формата Pecha Kucha вынуждает учащегося выстраивать связки между слайдами. Также, учащиеся смогут практиковать использование связующих слов и фраз на слух, что улучшит их умение связывать части текста в целостное высказывание. Это может помочь выстраиванию связи между отдельными частями текста.
Подготовка к выступлению – фундаментальная ступень, от которой зависит успех всего доклада-презентации [5, с. 42]. В качестве методических рекомендаций по работе с активацией приема, можно отметить следующие. Важно сразу поставить учащимся условие – говорить без опоры на текст. Также, учащимся необходимо качественно подготовиться к выступлению: выполнить сбор и анализ отобранной информации, подобрать визуальный ряд, оформление, подготовить и тщательным образом отрепетировать речь. Р.А. Луца также отмечает, что важно объяснить учащимся основные принципы ораторского искусства [3, с. 69].
На основании данных рекомендаций приведём возможный вариант использования технологии Pecha Kucha:
- Коммуникативно-рецептивный этап. Данный этап инициирует индуктивный подход к усвоению материала. Ученикам даётся образцовый монолог на произвольную тему (например, TED Talk). Учащимся предлагается прослушать и проанализировать данный монолог, выделить понравившиеся моменты и составить список того, что делает данный монолог образцовым.
- Провокационно-продуктивный этап. На данном этапе происходит создание коммуникативного прецендента. Учащимся даётся готовая презентация формата Pecha Kucha, и следующее задание: неподготовленный монолог по данной презентации под запись с таймером (6 секунд на описание одного слайда). Ожидается, что учащимся будет очень тяжело справиться с заданием, и в их монологической речи будет множество ошибок.
- Рефлексивно-аналитический этап. Учащиеся анализируют себя со стороны, осознавая совершенные собой ошибки в ходе монолога. Учитель даёт учащимся правила и рекомендации при работе с Pecha Kucha (можно также представить учащимся образцовый монолог по Pecha Kucha). Учитель и учащиеся совместно разбирают, как достичь максимально качественного монолога с презентацией Pecha Kucha.
- Репродуктивный этап. Воссоздание прецедентного высказывания. На данном этапе осуществляется подготовленное монологическое высказывание по Pecha Kucha. Один ученик (или пара / группа учащихся) должен произвести монологическое высказывание по презентации Pecha Kucha, опираясь на ранее разобранные и проанализированные рекомендации (если есть возможность, рекомендуется также записать выступление). Затем, учащиеся оценивают себя, свои успехи и неудачи, анализируют совершенные ошибки, думают, как можно сделать свой монолог ещё лучше.
- Продуктивный этап. Создание своей Pecha Kucha. Здесь стоит выделить несколько подэтапов. В ходе проектировочного этапа каждый учащийся делает презентацию формата Pecha Kucha для своего партнёра по той же теме. Учащиеся находят фокусную проблему в теме (например, по теме презентации «Ecological problems of Moscow» учащиеся могут выделить проблемы по типу «умею ли я сортировать мусор?» или «знаю ли я разницу между видами отходов?»), подбирают подходящие иллюстрации по теме, вникают в тему и создают презентацию для одноклассника. Затем следует этап построения опыта монологической речи. Учащиеся обмениваются презентациями и производят монологическое высказывание по Pecha Kucha партнёра. На этапе сравнения ученики обмениваются Pecha Kucha в обратном порядке. Учащийся слушает сокращенный вариант монолога по Pecha Kucha от её автора и сравнивает его со своим монологическим высказыванием. После этого следует peer assessment. Автор Pecha Kucha оценивает монолог партнёра (можно использовать подготовленный чек-лист). В конце проводится итоговая рефлексия.
Прием Pecha Kucha, несмотря на относительную длительность использования, все еще недостаточно исследован в дидактических целях. Однако, он имеет ряд преимуществ над обычным форматом презентаций и над другими приемами, направленными на развитие умений говорения. Развитие умений монологической речи старшеклассников на английском языке посредством Pecha Kucha будет крайне эффективным и, несомненно, поможет учителю на уроках английского языка.
Список литературы:
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. 8-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2015. 363 с.
- Калинина Е.Э., Сысоева Д.А. Использование презентаций pecha kucha в формировании коммуникативных навыков обучающихся // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. С. 389-393.
- Луца Р.А. Потенциал технологий TED и Pecha Kucha в обучении РКИ // Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве. Псков: Псковский государственный университет , 2020. С. 67-71.
- Митрущенкова А.Н. Презентация в формате PechaKucha как средство развития навыков говорения в процессе изучения иностранного языка // Историческая и социально-образовательная мысль, 2015 С. 74-78.
- Мосина О.А. Применение формата «печа-куча» на занятиях по иностранному языку в военном вузе // Известия саратовского военного института войск национальной гвардии. 2024. №1(14). С. 39-44.
- Основы методики обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. М.: ООО «Издательство «КноРус», 2017 390 c.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Просвещение, 1991. 64 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО). (дата обращения: 25.01.2025).
Developing High School Students' Monologic Speaking Skills in English Lessons Using the Pecha Kucha Technique
Bessarab A.S.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Goncharova Victoria Anatolyevna,
Associate Professor of the Department of English and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Abstract. The paper analyzes the potential of the Pecha Kucha technique for developing high school students' monologic speaking skills in English lessons. The study examines the difficulties that arise in the process of developing monologic speaking skills among high school students and the advantages of Pecha Kucha in overcoming these challenges.
Keywords: Speaking skills development, monologic speech, Pecha Kucha, secondary education, foreign language communicative competence, English language.
References:
- Galskova N.D., Gez N.I. Theory of Teaching Foreign Languages: Linguodidactics and Methodology: A Textbook for Higher Education Students. 8th ed., revised and supplemented. Moscow: Akademiya, 2015. 363 p.
- Kalinina E.E., Sysoeva D.A. Using Pecha Kucha Presentations in Developing Students' Communicative Skills // Modern Methods and Technologies of Teaching Foreign Languages. Cheboksary: I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, 2019.: 389-393.
- Lutsa R.A. The Potential of TED and Pecha Kucha Technologies in Teaching Russian as a Foreign Language // A World Without Borders: Russian as a Foreign Language in the International Educational Space. Pskov: Pskov State University, 2020.: 67-71.
- Mitrushchenkova A.N. PechaKucha Presentations as a Tool for Developing Speaking Skills in Foreign Language Learning // Historical and Socio-Educational Thought, 2015.: 74-78.
- Mosina O.A. Application of the Pecha Kucha Format in Foreign Language Classes at a Military University // Proceedings of the Saratov Military Institute of the National Guard Troops, 2024. №1(14).: 39-44.
- Fundamentals of Foreign Language Teaching Methodology / N.D. Galskova, A.P. Vasilevich, N.F. Koryakovtseva, N.V. Akimova. Moscow: Knorus Publishing House, 2017. 390 p.
- Passov E.I. The Communicative Method of Teaching Foreign Language Speaking. Moscow: Prosveshchenie, 1991. 64 p.
- Federal State Educational Standard for Secondary General Education. (date of the address: 25.01.2025).