Аннотация. Здравоохранение – совокупность государственных мер по охране здоровья граждан. В статье рассмотрено финансовое обеспечение системы здравоохранения города Москвы. Основная цель – проведение анализа динамики и структуры расходов в бюджете, которая позволит выделить перспективы и тенденции данной сферы. Сделаны выводы по результатам исследования.

Ключевые слова: здравоохранение, бюджет, Москва, расходы, программы здравоохранения, медицина.

Одним из главных элементов социальной политики любого государства является развитие системы здравоохранения. Модернизация и оснащенность медицинских учреждений, улучшения качества оказанных услуг оказывают внушительное влияние на состояние и работоспособность граждан, благодаря которым происходит развитие во всех сферах жизни населения Москвы. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что система здравоохранения формирует фундамент социальной и экономической стабильности и благосостояния города, тем самым повышая его экономическую безопасность [4], [9]. Также стоит отметить, что в 2023 году в Москве находилось наибольшее количество больничных (208 объектов) и амбулаторно-поликлинических (1603 объектов) организаций, относительно других регионов Российской Федерации. При этом количество врачей всех специальностей более 13% от их общего числа по стране (98 955 человек) сконцентрировано именно в данном субъекте [5].

Москва продолжает развиваться и внедрять инновации в здравоохранение: применение искусственного интеллекта, новейшее медицинское оборудование, новые отечественные препараты и многое другое. Для достижения поставленных целей по усовершенствованию системы выделяется много финансовых ресурсов. За последние годы можно выделить ряд усилий властей города по улучшению качества медицинских услуг и их доступности. В связи с вышесказанным цель статьи – проанализировать структуру и динамику расходов на здравоохранение в бюджете города Москвы.

Стоит начать анализ с определения общих расходов на здравоохранение и оценки их доли в бюджете мегаполиса. В 2024 году государственная программа «Развитие здравоохранения города Москвы (столичное здравоохранение)» занимает 3 строчку среди программ по наибольшим расходам бюджета (после транспортной системы и социальной поддержки населения). Рассмотрим общие показатели, характеризующие реализацию данной программы (см. таблицу 1).

Таблица 1. Расходы на финансовое обеспечение системы здравоохранения в г. Москве (источник: составлено авторами на основании [2]) 

Показатель

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Отклонение, 2023-2015

Темп прироста, 2023-2015, %

Расходы на здравоохранение, млрд руб.

190,5

204,7

227,8

230,9

320,7

570,3

590,9

558,2

535,3

344,8

1,81

Расходы бюджета, млрд руб.

1521,7

1736,8

2095,2

2315,1

2685,0

3006,4

3445,7

3601,2

4400,5

2878,8

1,89

Доля расходов в расходах бюджета, %

12,5

11,8

10,9

10,0

12,0

19,0

17,2

15,5

12,2

-0,35

-

ВРП, млрд руб.

13521

15122

16538

18778

19797

20261

24266

28507

31844

18323,1

1,36

Доля расходов в ВРП, %

1,41

1,35

1,38

1,23

1,62

2,81

2,44

1,96

1,68

0,27

-

За исследуемый период можно заметить существенное увеличение объемов расходов на здравоохранение в городе Москве, начиная с 190,5 млрд рублей в 2015 году до 535,5 млрд рублей в 2023 году (рост в 2,8 раза). Доля таких расходов в бюджете города за 8 лет, наоборот, снизилась с 12,52% до 12,16%. При этом доля расходов на здравоохранение относительно валового регионального продукта увеличилась с 1,41% до 1,68%. При этом удельный вес расходов относительно бюджета и ВРП достигли пика в 2020 году (19% и 2,8% соответственно). Также можно обратить внимание на следующие изменения в рассматриваемом периоде:

  1. Резкий рост расходов в области здравоохранения в период с 2019 по 2021 год из-за борьбы города с эпидемией новой коронавирусной инфекцией. Данный скачок произошел в результате необходимого увеличения медицинского персонала, больничных коек и оборудования для ускоренной и качественной диагностики пациентов. Также необходимость в массовой вакцинации граждан в короткий промежуток времени требовала больших ресурсов из бюджета Москвы.
  2. Снижение расходов за период с 2021 года по 2023 на 55,6 млрд рублей. Данная ситуация произошла за счет сокращения затрат на борьбу с COVID-19. Восстановление системы здравоохранение по-прежнему требовало финансирования, однако постепенное закрытие ковидных центров позволило работникам вернуться в штатный режим работы. Благодаря этому появилась возможность снизить расходы бюджета на здравоохранение.
  3. Темп прироста расходов на здравоохранение за рассматриваемый период составил 1,81%, что на 0,45% больше по сравнению с темпом прироста валового регионального продукта (1,36%). Это свидетельствует о том, что финансирование здравоохранения считается приоритетной задачей.

Таким образом, можно сделать вывод, что в мегаполисе уделяется значительное внимание финансовому обеспечению системы здравоохранения. Можно отметить и своевременность, полноту и оперативность по решению мировых заболеваний на примере COVID-19.

Теперь перейдем к более детальному анализу и рассмотрим объемы расходов по отдельным подпрограммам. В данной статье будет рассмотрено восемь подпрограмм города Москвы и определены наиболее развивающиеся направления в сфере здравоохранения и находящиеся на этапе зарождения. Власти Москвы стремятся увеличить продолжительность жизни, демографию (с помощью поддержки и охраны материнства), сформировать здоровый образ жизни (как молодого, так и старшего поколения), и др., исходя из потребностей населения, поэтому программа развития здравоохранения в городе включает в себя большое число подпрограмм. Рассмотрим 3 подпрограммы с наибольшим финансированием в бюджете Москвы (см. таблицы 2, 3).

Таблица 2. Структура расходов на финансовое обеспечение системы здравоохранения в Москве 2015-2023 гг., млрд руб. (источник: составлено авторами на основании [2])

Наименование программы/ подпрограммы

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Отклонение, 2023-2015

Темп прироста, 2023-2015, %

Столичное здравоохранение, всего

190,5

204,7

227,8

230,9

320,7

570,3

590,9

558,2

535,3

344,8

181,00

Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Совершенствование первичной медико-санитарной помощи

29,7

40,1

46,6

51,6

63,2

89,1

86,5

107,3

86

56,3

189,56

Формирование эффективной системы организации медицинской помощи. Совершенствование системы территориального планирования

87,2

78,5

82

88,9

147,2

280,5

294,4

298

282,8

195,6

224,31

Совершенствование оказания специализированной мед. помощи

52,9

62,2

75,5

67,7

87,7

178,9

179,7

103,7

121,3

68,4

129,30

Охрана здоровья матери и ребенка

10,1

12

8,9

6,7

6,9

7,3

8,1

6

7,7

-2,4

-23,76

Развитие медицинской реабилитации и санаторно-оздоровительного лечения

1,9

2,1

2,7

2,4

2,2

1,6

1,7

2,2

2,4

0,5

26,32

Кадровое обеспечение гос. системы здравоохранения г.Москвы

2,3

2,4

2,8

2,2

2,1

2,2

5,4

4,3

6

3,7

160,87

Охрана окружающей среды и улучшение экологической ситуации в г.Москве в целях укрепления здоровья населения

6

6,8

8,7

10,9

9,4

9,6

14,4

35,9

28,2

22,2

370

Профилактика зоонозных инфекций, эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие в городе Москве

0,5

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,7

0,7

0,7

0,2

40

Внедрение цифровых технологий для обеспечения развития здравоохранения города Москвы

-

-

-

-

1,3

0,4

0,03

0,1

0,2

-1,1

-84,62

Таблица 3. Структура расходов на финансовое обеспечение системы здравоохранения в Москве 2015-2023 гг., % (источник: составлено авторами на основании данных [2])

Наименование программы / подпрограммы

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение), всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Совершенствование первичной медико-санитарной помощи

15,59

19,59

20,46

22,35

19,71

15,62

14,64

19,22

16,07

Формирование эффективной системы организации медицинской помощи. Совершенствование системы территориального планирования

45,77

38,35

36,00

38,50

45,90

49,18

49,82

53,39

52,83

Совершенствование оказания специализированной медицинской помощи

27,77

30,39

33,14

29,32

27,35

31,37

30,41

18,58

22,66

Охрана здоровья матери и ребенка

5,30

5,86

3,91

2,90

2,15

1,28

1,37

1,07

1,44

Развитие медицинской реабилитации и санаторно-оздоровительного лечения

1,00

1,03

1,19

1,04

0,69

0,28

0,29

0,39

0,45

Кадровое обеспечение государственной системы здравоохранения города Москвы

1,21

1,17

1,23

0,95

0,65

0,39

0,91

0,77

1,12

Охрана окружающей среды и улучшение экологической ситуации в городе Москве в целях укрепления здоровья населения

3,15

3,32

3,82

4,72

2,93

1,68

2,44

6,43

5,27

Профилактика зоонозных инфекций, эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие в городе Москве

0,26

0,29

0,26

0,26

0,19

0,11

0,12

0,13

0,13

Внедрение цифровых технологий для обеспечения развития здравоохранения города Москвы

-

-

-

-

0,41

0,07

0,01

0,02

0,04

Из таблиц 2 и 3 видно, что больше всего средств в Москве расходуется на подпрограмму «Формирование эффективной системы организации медицинской помощи. Совершенствование системы территориального планирования» – именно она занимает 45,78% в 2015 и 53,83% в 2023 г., относительно общих затрат на программу здравоохранения. Объем расходов на нее с 2015 по 2023 год увеличился на 195,6 млрд рублей (темп прироста составил 224,31%). Наибольший скачок за период произошел в 2020 году на 90,6%, что связанно с пандемией и необходимостью оптимизации структуры медицинских учреждений (среднее время ожидание приема, оказание помощи и др.).

На втором месте находится подпрограмма «Совершенствование оказания специализированной медицинской помощи», занимающая 22,66% от общей доли в 2023 году, что ниже в сравнении с 2015 (на 5,11%). Объем ее финансового обеспечения за рассматриваемый период вырос на 68,4 млрд рублей (темп прироста 129,3%). Основные направление данной подпрограммы – статистические показатели здорового населения при социально-значимых заболеваниях (туберкулёз, злокачественные образования и др.) и оказание специализированной медицинской помощи.

На третьем месте относится подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Совершенствование первичной медико-санитарной помощи», финансирование которой обходится на 16,07% от общих затрат. Расходы на эту подпрограмму увеличились на 56,3 млрд рублей (темп прироста 189,56%).

Рассмотрим подпрограммы относительно стабильного удельного веса по структуре расходов на них за исследуемый период: «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-оздоровительного лечения», колебания которого оставались в диапазоне 0,06% – 0,35% и «Кадровое обеспечение государственной системы здравоохранения города Москвы» от 0,04% до 0,5%. Стоит отметить финансирование подпрограммы «Профилактика зоонозных инфекций в диапазоне, эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие в городе Москве», которое подверглось наименьшим изменениям в диапазоне 0,01% – 0,08%.

Также рассмотрим две подпрограммы, на которые в Москве снизилось финансирование за рассматриваемый период. Первая подпрограмма – «Внедрение цифровых технологий для обеспечения развития здравоохранения города «Москвы». Она является относительно новой, потому что ее стали выделять только в 2019 году. Из таблицы видно, что за рассматриваемый период времени по сравнению с другими подпрограммами у «Внедрения цифровых технологий» самое небольшое финансовое обеспечение со стороны города – всего 0,04% от общей доли расходов в 2023 году. Несмотря на то, что в городе сейчас проводят много мероприятий по созданию единой системы здравоохранения, в которой отражаются все результаты анализов, обследований, обращений в медицинские учреждения, расходы на подпрограмму «Внедрение цифровых технологий» снизились с 2019 по 2023 год на 1,1 млрд рублей. Данное снижение можно объяснить тем, что большая часть работ по цифровизации здравоохранения уже проведена. Так, во многих клиниках действует сервис «Цифровая реанимация». Его суть заключается в переносе всех результатов анализов и заключений врача во время лечения в отделении реанимации и интенсивной терапии в электронный формат, что позволяет увидеть полную картину состояния пациента. Также в лабораториях используют цифровые изображения при проведении патоморфологических исследований. Эта инновация сократила на 20% время диагностики онкозаболеваний. Кроме того, во многих медицинских учреждениях используют искусственный интеллект, который помогает врачу поставить диагноз больному [1]. Особенность этой цифровой технологии заключатся в следующем: она учитывает результаты анализов и исследований за последние два года, что способствует постановке более точной причинно-следственной связи при том или ином заболевании. Также стоит упомянуть систему цифрового управления «дашборд». После ее внедрения значительно упростилась работа главврачей и заведующих по контролю соблюдения нормативов оказания экстренной помощи. И, конечно же, были внесены новшества, которые предназначены только для пациентов. Теперь работает портал ЕМИАС, в котором можно записаться к врачу в удобное время и место [6].

Поэтому дальнейшее финансирование подпрограммы «Внедрение цифровых технологий для обеспечения развития здравоохранения города «Москвы» направлено в первую очередь на точечное улучшение, а не на масштабные реформы, а сама подпрограмма, по словам мэра Москвы, Сергея Собянина, является одним из приоритетных направлений, потому что благодаря современным цифровым технологиям существенно увеличивается качество медицинской помощи и число, спасенных пациентов [8]. Действительно, цифровые технологии повышают доступность и сокращают время получения медицинской помощи. Так, одна из главных целей на будущее – это использование искусственного интеллекта в качестве базовой медицинской технологии. Следует отметить, что цифровизация не только позволяет улучшить качество оказания медицинской помощи пациентам, но и сделать работу медицинских организаций города «прозрачной» для любых контролирующих органов, что ведет к повышению качества государственного финансового контроля [10] и повышению эффективности расходования средств, выделенных на медицину.

Вторая подпрограмма – это «Охрана здоровья матери и ребенка». В ней заметно снижение затрат – с 2015 по 2023 год на 2,4 млрд руб. Можно отметить здесь определенный риск – если не увеличится эффективность использования средств, выделяемых на данную подпрограмму, то возникнет риск увеличения детских заболеваний, на что властям города надо обратить особое внимание.

Кроме того, рассмотрим подпрограмму «Кадровое обеспечение государственной системы здравоохранения города Москвы». Несмотря на долю затрат (1,12% в 2023 году), она играет одну из ключевых ролей в системе здравоохранения, потому что связана с наймом и работой медицинского персонала. Именно от профессионализма и опыта медиков зависит дальнейшая судьба пациента, поэтому финансовое обеспечение этой подпрограммы особенно важно для города. В 2023 оно достигло 6 млрд руб., что на 160,87% больше, чем в 2015 году. Заметный рост финансирования произошел в 2021 году на 3,2 млрд руб. в результате увеличения заработной платы и введение стимулирующих выплат медицинским работникам.

Обобщая все результаты проведенного анализа, сформулируем несколько основных выводов.

Система здравоохранения в городе Москва работает эффективно. Если обратиться к показателям, то можно заметить: за последние годы средняя продолжительность жизни достигла 78,4 года, только за 2023 год было построено и реконструировано 1,2 миллиона квадратных метров медучреждений [7]. Внедрение новых цифровых технологий является толчком для удобного получения медицинских услуг, что способствует более детальной и эффективной работе с каждым пациентом. Также Москва поддерживает клинические испытания препаратов, только за последние несколько лет было проведено около 100 исследований [3]. Благодаря тесной коммуникации и поддержке города, появляется возможность развивать научную медицину и создавать лекарства (в результате политики импортозамещения), недоступные из-за наложенных санкций. Всё это позволяет городу Москве занимать лидирующие позиции в области здравоохранения и в дальнейшем развиваться в данном направлении. Однако с 2022 года появилась необходимость в увеличении демографии по всей территории Российской Федерации. В перечне расходов на различные направления здравоохранения необходимо увеличить финансирование подпрограммы «Охрана здоровья матери и ребенка», тем самым поддержать молодые семьи. Уже сейчас в Москве для беременных или многодетных женщин создаются проекты, которые помогают справиться с физиологическими или ментальными трудностями, проблемами с самореализацией и другими вопросами.

Список литературы:

  1. Блохина Е.В., Безымянный А.С. Технологии искусственного интеллекта в деятельности первичного звена здравоохранения города Москвы // Digital Diagnostics. 2024. Т. 5, №S1. С. 21-23.
  2. Государственные программы. Портал «Открытый бюджет г. Москвы». (дата обращения: 29.12.2024)
  3. На протяжении двух лет Москва поддержала 100 клинических исследований лекарств. (дата обращения: 10.12.2024).
  4. Проблемы экономической безопасности: теория и практика: Коллективная монография / О.В. Шинкарева, А.В. Минаков, Е.В. Егорова [и др.]; Уральский государственный лесотехнический университет. Том 1. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», 2020. 213 с.
  5. Росстат. Официальный сайт. (дата обращения: 29.12.2024).
  6. Сергей Собянин рассказал, как цифровизация изменила столичное здравоохранение. (дата обращения: 10.12.2024).
  7. Сергей Собянин рассказал о развитии столичной системы здравоохранения. (дата обращения: 10.12.2024).
  8. Стратегия развития здравоохранения. Часть III. Цифровизация столичного здравоохранения. Сайт Сергея Собянина. (дата обращения: 10.12.2024).
  9. Тархов К.Ю., Иванченко Ю.С. Инфраструктурный потенциал столичного здравоохранения в разрезе финансирования государственной программы «Развитие здравоохранения города Москвы» // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30, №S. С. 1127-1134.
  10. Шинкарева О.В. Государственный и муниципальный финансовый контроль: международные стандарты ИНТОСАИ и российское законодательство // Финансы. №11. С. 56-60.

Analysis of the dynamics of financial support of the Moscow City health care system 2015-2023

Anikushina V.A.,
student of 3 course of the Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University

Coauthor:
Fedorova T.N.,
student of 3 course of the Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University

Research supervisor:
Shinkareva Olga Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Institute of Economics, Management and Law of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Moscow City University, PhD in Economics, Associate professor

Abstract. Healthcare is a set of state measures to protect the health of citizens. The article discusses the financial support of the Moscow city health care system. The main goal is to analyze the dynamics and structure of expenditures in the budget, which will highlight the prospects and trends in this area. Conclusions were drawn from the results of the study.
Keywords: health care, budget, Moscow, expenses, health programs, medicine.

References:

  1. Blokhina E.V., Bezymyanny A.S. Artificial intelligence technologies in the activities of primary health care in the city of Moscow // Digital Diagnostics. 2024. Vol. 5, №S1.: 21-23.
  2. Government programs. Portal «Open budget of Moscow». (date of the address: 29.12.2024).
  3. For two years, Moscow has supported 100 clinical trials of drugs. (date of the address: 10.12.2024).
  4. Economic security problems: theory and practice: Collective monograph/O.V. Shinkareva, A.V. Minakov, E.V. Egorova [and others]; Ural State Forestry University. Volume 1. Yekaterinburg: Ural State Forestry University, 2020. 213 p.
  5. Rosstat. Official website. (date of the address: 29.12.2024).
  6. Sergei Sobyanin told how digitalization has changed the capital's healthcare. (date of the address: 10.12.2024).
  7. Sergei Sobyanin spoke about the development of the capital's health care system. (date of the address: 10.12.2024).
  8. Health development strategy. Part III. Digitalization of metropolitan health care. Sergey Sobyanin website. (date of the address: 10.12.2024).
  9. Tarkhov K.Yu., Ivanchenko Yu.S. The infrastructure potential of the capital's health care in the context of financing the state program «Development of health care in the city of Moscow» // Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2022. Vol. 30, №S.: 1127-1134.
  10. Shinkareva O.V. State and Municipal Financial Control: INTOSAI International Standards and Russian Legislation // Finance. 2015. №11.: 56-60.