Аннотация. Автор статьи акцентирует внимание на дневниковых записях XX века: на дневнике Елизаветы Дьяконовой и повести в виде дневниковых записей Валерия Брюсова «Последние страницы из дневника женщины». Подробно рассматривается значение дневника для женщины XX века и восприятие женского вопроса мужчиной. Интерес основан на схожести исторических реалий двух текстов.

Ключевые слова: Елизавета Дьяконова, В. Брюсов, дневник, модус двойного восприятия, женский вопрос.

Благодаря дневниковым записям людей, чьи имена известны многим или вовсе забыты, мы можем приоткрыть завесу тайн прошлого. Дневники раскрывают нам героев своего времени, преодолевших невзгоды, переживших тяжелое время неопределенности и смены менталитета.

Дневниковая запись – исповедь человека, чей жизненный путь совпал со сложнейшим периодом нашей истории: брожение мыслей, декаданс. Если конец XIX века характеризуется новыми порядками, «брожением мысли», потерей ориентира, то XX век – время поиска нового пути, создание нового общества, новой литературы.

В свои права вступил новый век – век кардинальных изменений общества: менялись не только настроения людей, но и их социальный статус. Именно это время характеризуется волной феминизма: менялся мир, изменялось сознание, женщины приобретали новый статус в обществе, показывающий, что они достойны большего.

Дневник Елизаветы Дьяконовой стал открытием, поразившим множество умов не только своим содержанием, но и существованием такой непривычно сильной личности. Это не тот человек, имя которого знает весь мир, это не Лев Толстой, не Александр Блок. Тем не менее она – личность, чья деятельность дала существенный толчок к развитию общества того времени. Елизавета не стала мириться с обычной жизнью, она стремилась к чему-то большему: к тому, что она заслужила, к достойному месту. У нее не было поддержки, общество пыталось навязать свое мнение, но она не поддалась. Происходящее вокруг не устраивало Елизавету, и она решила всё изменить, выбрав свой путь деятеля, а не стороннего наблюдателя. Исповедь этой женщины заслуживает отдельного внимания, ведь она не только констатирует факты времени, но и вдохновляет. Мы предлагаем рассмотреть ее записи и сравнить их с необычной и неожиданной повестью В. Брюсова «Последние страницы из дневника женщины».

Повесть написана в виде дневника, автором которого выступает Наталья. В. Брюсов решил написать «сокровенные» мысли молодой девушки, выбрав жанр дневниковой исповеди, охватывающей период с 15 сентября до 24 октября, с перерывом – последняя запись сделана «около года спустя».

Елизавета Дьяконова вела дневник с 11 лет и всю свою жизнь.

Жизнь каждого человека заслуживает отдельного внимания. Через его мысли постигается новое видение, недоступное современному автору. Когда Елизавета начинала писать дневник, она и не могла представить, насколько важен он будет новым поколениям. В записях Елизавета говорит не только о себе и своих чувствах, но и о дорогих ее сердцу людях, о простых знакомых, чья судьба не может не поразить читателя нашего времени [5]. Жизнь девочек из интерната, чья судьба ограничивается удачным замужеством или уходом в монастырь, в наше время кажется прискорбной и может вызвать только негодование. Невозможность освоить желанную профессию юриста, имея необходимые знания, стало катализатором для женщины, не желавшей иметь статус украшения общества. Елизавета решила бороться: «Для нас, когда число женских профессий чрезвычайно ограничено и конкуренция страшно велика, необходимо расширить права женщины, дать ей более солидное образование, открыть женские университеты или по крайней мере медицинские институты, филологические, естественный, чтобы, получив высшее образование, женщина могла приносить более пользы на избранном ею пути» [4, с. 109]. Девушка погибла при неизвестных обстоятельствах в горах австрийского Тироля, так и не добившись успеха на родине.

Для гениев новой мысли XX века гибель при загадочных обстоятельствах не редкость: вспомним обстоятельства смерти Александра Блока, Сергея Есенина, Владимира Маяковского... Официальная версия известна всем, но что же было на самом деле?

Авторству Елизаветы принадлежат литературные этюды, стихотворения, статьи, касающиеся так называемого «женского вопроса», – всё это затерялось в ходе всевозможных преобразований XX века, но позже дало свои плоды. В призме судьбы Елизаветы Дьяконовой, которая переживала не только за себя, но и за судьбы всех девушек, реализуется рецепция всего века: не сдавайся и меняй мир, который тебя не устраивает.

Елизавета умерла в 1902 году. Спустя три года её брат Александр собрал воедино все записи сестры и опубликовал. В 1910 году в свет выходит повесть В. Брюсова «Последние страницы из дневника женщины».

Художественная биография имеет модус двойного восприятия: открывается не только внутренний мир героини, но и окружающее ее общество. Свою повесть символист оформляет в виде дневника Натальи Глебовны, чья исповедь поразила современников безнравственностью [3]. Именно безнравственность правит на протяжении всего повествования: смерть нелюбимого мужа, два противоречивых любовника, обнажение заповедей матери героини, убийственная ревность, нехристианская любовь сестры [6]. Наталья, как и Елизавета Дьяконова, хочет собственной свободы в этом мире: «Боже мой! Я молода, хороша собой, богата – зачем же я отдам всё это в чужие руки? Почему о Модесте я должна думать больше, чем о себе самой?» [1, с. 42]. Наталья желает того, что в наше время доступно большинству современных девушек: быть собой, хочет жить для себя, в комфорте, что вызвало негодование общества того времени, ведь «благовоспитанность состоит в том, чтобы ничем не отличаться от других». Нежелание Натальи вписываться в общепринятые рамки напоминает и об эпатажности Лили Брик, произведшей фурор своей необычной личной жизнью. Однако Наталья несколько скромнее, нежели Лиля Брик, и старается не выделяться историями со своими любовниками. Свобода привела героиню к непривычному, даже по современным меркам, выбору: к любовной истории с сестрой, но уже за пределами родины – во Франции.

В. Брюсов не только обнажил женский вопрос, написав о свободе, которую так желают женщины, но и сам погрузился в таинства женской души, мастерски описав мысли и раскаяния. Женщина должна жить, имея возможность выбора, а не надеждой на человека, чьим украшением она стала [2].

В призме судьбы Натальи реализуется рецепция эры новых, свободных в собственном выборе женщин. Это последние страницы, в которых Наталья делает выбор, и он отнюдь не в пользу мужчины, ведь «говорить правду мужчинам нельзя» [1, с. 28]: она выбирает сестру – девушку, так же открыто жаждущую свободы. Она хочет любить свою сестру не так, как желает общество, а как желает она, что она признала без страха.

Дневник представляет собой фабулу с разрозненным сюжетом, создаваемым длительное время, конец его будет известен через определенный срок. Ввиду того, что исповеди Елизаветы и Натальи известны, повторное чтение может только подчеркнуть их стремление к свободе, известной современным женщинам, но не тем девушкам. «О боже мой! что за день был сегодня!» [4, с. 7], – пишет Елизавета Дьяконова. Аналогичное высказывание мы можем увидеть в начале повести В. Брюсова, где дневник Натальи начинается с предложения: «Событие совершенно неожиданное» [1, с. 6].

Написав «Последние страницы из дневника женщины» в виде дневника, В. Брюсов смог подчеркнуть внутренний мир женщины, ее мысли, ее выбор и показал, что женская судьба достойна большего внимания. При это примечательны такие черты дневника:

  • нежелание делиться глубинными мыслями, которые по тем или иным причинам не найдут одобрения у общества;
  • внутренний девиз – познание самой себя;
  • выделение жизненных фактов, которые формируют личность автора.

Таким образом, через метафорику постигается судьба автора. Елизавета Дьяконова в начале своих записей иногда обращается к своему дневнику как к слушателю: «Долго, очень долго я не говорила с тобой, мой миленький дневник» [4, с. 7], «Давно я не писала, не то лень, не то некогда было» [4, с. 24], «С чего начать? Господи, какой день сегодня!» [4, с. 46], «О, мой дневник, послушай, что расскажу я тебе...» [4, с. 51] и т.д. В подобных строчках присутствует одиночество автора, Елизаветы Дьяконовой, которое наблюдается аж с ее одиннадцати лет, ее отстраненность от общества. Девушка время от времени и перечитывает свои записи: «Вот сегодня ровно год, с тех пор как я начала вести заметки. Я вчера прочитала их немного сначала: смешное все такое написано...» [4, с. 33], «Читаю я свой дневник, и вижу расписание каждого дня» [4, с. 38], «Перечитывая дневник за последние дни, я вижу, что это ни более ни менее как отчаянный крик неудержимого горя» [4, с. 78] и т.д.) – и познает новую себя, критикует прошлое и ищет себя будущую: «Мне кажется, что моя теперешняя жизнь должна несомненно отразиться в будущем, и влияние ее будет гибельно. О, неужели я сойду с ума?..» [4, с. 72]. Своими предсказаниями о невозможной любви Елизавета сама сформировала свое печальное будущее: «Ложась спать, я подумала, что ведь никто и никогда не любил меня так, как могут любить и любят других, что я даже никогда никому не нравилась, и мне стало грустно. <...> что за любовь в наш век?» [4, с. 89]. Этими строчками девушка сама выделила себя из толпы, отстранила от общества и своим неверием сформировала одинокое будущее. Мысли о смерти не редкость в записях. Таким образом, Елизавета нашла для себя жизненный путь: ни на кого не полагаться, достигать всё самой и добиваться невозможного.

В дневнике Натальи из повести В. Брюсова посредством метафорики выражена судьба главной героини. Ее записи отличаются от записей Елизаветы Дьяконовой: Наталья говорит не с дневником, а со сторонним человеком – с читателем. И у Натальи, как у Елизаветы, прослеживается выделение себя в глазах других: «Люблю ли я Володю? Вряд ли. В нём мне нравится моё создание» [1, с. 16], «Все говорили, что в трауре я была очень эффектна» [1, с. 20], но героиня Брюсова оправдывает себя жестким и праведным утверждением: «Прежде всего я хочу принадлежать самой себе» [1, с. 11]. Именно в этой фразе читается дальнейшая судьба героини, в которой она не станет выбирать одного из любовников для замужества и останется свободной.

В повести В. Брюсова прослеживается и характерный для писателя символизм: дневниковые записи датированы с 15 сентября по 24 октября, то есть осенью, когда все старое увядает и отцветает, а последняя запись сделана и вовсе «около года спустя», что наталкивает на мысль: желаемое будет достигнуто, хоть и не скоро, а через какой-то неопределенный срок.

Дневниковых исповедей XX века существует огромное количество: в меняющемся мире их вели многие, чтобы не потерять себя и не упустить важные моменты истории. Личные записи позволяют понять, что все эти люди, о которых мы что-то знаем или только узнаём, были не просто именами на бумаге, а реальными живыми людьми, не знающими событий завтрашнего дня. Чужая судьба переживается как своя и находится в поисках ускользающей истины преображающегося мира.

Литература:

  1. Брюсов В.Я. Последние страницы из дневника женщины. Повесть. СПб.: Аркадия, 2022. 112 с.
  2. Брюсов В. Повести и рассказы. М.: Сов. Россия, 1983. 36 с.
  3. Гречишкин С.С., Лавров А.В. Последние страницы из дневника женщины. Примечания к повести // В. Брюсов. Повести и рассказы. М.: Сов. Россия, 1983. С. 349-354.
  4. Дьяконова Е.А. Дневник русской женщины. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. 672 с.
  5. Кудряшова А.А. Дневник Елизаветы Дьяконовой как источник по истории гендера в России // Журнал института наследия. 2022. №1(28). (дата обращения: 10.05.2023).
  6. Тамарченко Н.Д. Сюжет испытания: опыт типологии (на материале русской повести Серебряного века) // Новый филологический вестник. 2006. №2. С. 243-247. (дата обращения: 10.05.2023).

Another fate as our own: a diary confession (on the example of Elizaveta Dyakonova's diary and Valery Bryusov's story «Last Pages from a Woman's Diary»)

Voloshina I.A.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Garipova Gulchira Talgatovna,
Professor of the Department of the Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Doctor of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. The author of the article focuses on the diary entries of the 20th century: on the diary of Elizaveta Dyakonova and the story in the form of diary entries by Valery Bryusov «The Last Pages from the Diary of a Woman». The significance of the diary for a woman of the 20th century and the perception of a woman's issue by a man are considered in detail. Interest is based on the similarity of the historical realities of the two works.
Keywords: Elizaveta Dyakonova, Valery Bryusov, diary, dual perception mode, women's issue.

Literature:

  1. Bryusov V.Ya. The last pages of a woman's diary. Tale. St. Petersburg: Arcadia, 2022. 112 pages.
  2. Bryusov V. Novels and stories. Moscow: Soviet Russia, 1983. 368 pages.
  3. Grechishkin S.S., Lavrov A.V. The last pages of a woman's diary. Notes to the story // V. Bryusov. Novels and stories. Moscow: Soviet Russia, 1983. Page: 349-354.
  4. Dyakonova E.A. Diary of a Russian woman. Moscow: Publishing House of the International University in Moscow, 2006. 672 pages.
  5. Kudryashova A.A. Diary of Elizaveta Dyakonova as a source on the history of gender in Russia // Journal of the Heritage Institute. 2022. №1(28). (date of access: 05.10.2023).
  6. Tamarchenko N.D. The plot of the test: the experience of typology (on the material of the Russian story of the Silver Age) // New Philological Bulletin. 2006. №2. Page: 243-247. (date of access: 05.10.2023).