Научный руководитель: Шульгина Ольга Владимировна, зав. кафедрой географии ГАОУ ВО МГПУ, кандидат географических наук, доктор исторических наук, профессор
Код уникальной десятичной классификации: УДК 911.9

Аннотация. В статье поднимается актуальный вопрос о туристическом образе Германии в мире. Рассмотрено о положении дел на современном туристическом рынке Германии и наиболее развитые отрасли туризма. Выявлены факторы, обеспечивающие Германии возможность быть в числе первых в туриндустрии.

Ключевые слова: туризм в Германии, туристский рынок Германии, выездной туризм, факторы и особенности развития туризма.

Туризм в Германии обеспечивает 8 % ВВП государства, в туриндустрии трудится около 3 млн. человек, по доходности туризм – вторая отрасль после автомобилестроения. Германию посещают более 18 млн. туристов (голландцы, американцы, англичане, др.) [5]. В Германии туристов привлекают исторические и культурные достопримечательности; упрощенный визовый режим, высокий уровень сервиса, отрасли туризма: «культурный туризм», «агротуризм», «событийный туризм», «интернет-технологии», и др. [6].

Бурное развитие туризма в государстве началось после Второй мировой войны. Все существующие сегодня маленькие турфирмы Германии сосредоточены вокруг нескольких мощных объединений. В Германии нет департамента по туризму. Хорошо развит транзитный и выездной туризм. Это ведущее государство мира по выездному туризму. Вся туристическая индустрия принадлежит министерству экономики [2, с. 77].

В государстве создан Федеральный туристический союз, члены союза работают в парламенте, в стране создан Национальный совет по туризму. Создано очень много рычагов лоббирования или воздействия на государственном уровне в пользу туризма. Выездной туризм основан на частной собственности, государство может выделять определенные суммы для поддержания туризма [2, с. 77].

Сами немцы посещают Испанию, Турцию, Таиланд, др. В стране сложилось так, что если житель Германии два года подряд не выезжает за границу, то на третий год он обязательно посещает другие страны. Немцы часто совершают однодневные путешествия – по делам или в частном порядке [7].

Туристский рынок в Германии стал зеркалом рынка труда и показателем уровня доходов. Работа, доходы и уровень образования определяют массовость путешествующих. Самые дешевые поездки в Германии внутри страны. Безработные могут позволить себе отпуск на крестьянском дворе или в кемпинге [4, с. 11].

Берлин, Гамбург, Бремен, Баден-Баден принимают участие в городском туризме, имеют неплохие показатели. В городах отмечается рост числа деловых поездок и просмотров мюзиклов, культурных событий городов (крупных межрегиональных выставок, спортивных мероприятий, др.). Тенденция к коротким отпускам делает туризм в городах еще популярнее.

Вопреки мнению о рачительном расходовании денег немцами, они в особых случаях готовы на высокие расходы. Следует учитывать, то, что для Германии наступили времена сокращения доходов населения, сегодня растет спрос на недорогие пансионаты [1, с.74].

Сложившийся образ Германии на туристическом рынке – это образ государства с чрезвычайно насыщенной промышленностью (заводы, шахты, дым, др.), в Германии принято больше работать, чем отдыхать. Однако в настоящее время Германия – это страна, где практически отсутствует металлургия и многие экологически вредные отрасли, в стране чистый воздух, прозрачные реки. Сегодня сознание большинства людей о Германии меняется [3, с.45].

В целом, Германия – страна с высокоразвитой туриндустрией, России можно многому поучиться у Германии. Доля туризма в составе ВВП Германии в 2016 году составляла 10,8 %, тогда как в России эта доля едва доходила до 5 %. По величине доходов от туризма Германия занимает седьмое место в мире, уступая только США, Китаю, Великобритании, Испании, Франции, Тайланду, а Россия по доходам от туриндустрии пока лишь на 25-ом месте [8].

Factors and features of tourism development in germany

E.S. Khvan,
student of GAOU VO MGPU, Moscow

Abstract. The article raises the topical issue of the tourist image of Germany in the world. The state of affairs in the modern tourist market in Germany and the most developed tourism industries are considered. Factors have been identified that will enable Germany to be among the first in the tourism industry.

Key words: tourism in Germany, tourist market in Germany, outbound tourism, factors and features of tourism development.