Аннотация. Данная статья посвящена разработке урока английского языка для 5 класса по теме «Earth In The Universe» в рамках интеграции предметов «Английский язык» и «География». В статье рассматривается значимость темы в расширении представлений обучающихся о солнечной системе. При разработке темы авторы уделили внимание развитию видов речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму, а также совершенствованию лексических и фонетических навыков.

Ключевые слова: география, английский язык, Вселенная, планеты, солнечная система, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Несмотря на все изменения в настоящей жизни, английский язык продолжает сохранять свою важность и актуальность, являясь средством коммуникации, универсальным языком. Общеизвестно, что в некоторых странах наряду с основным языком, на котором говорит население, вторым официальным языком является английский. В РФ английский язык дети могут изучать с дошкольного возраста, в рамках дополнительного образования [3]. В школе дети продолжают изучать английский язык официально со 2 класса, приветствуется практика организации дополнительных занятий по английскому языку для обучающихся школы.

Тема «Земля во Вселенной» на уроках английского языка решает важные обучающие, развивающие и воспитательные задачи. При освоении данной темы обучающиеся пополнят знания в области солнечной системы, уточнят знания о планетах, будут развивать словарный запас, память, мышление, а также познавательные навыки посредством английского языка.

Начиная с давних времен, человечество интересовалось космосом. Постепенно были открыты некоторые планеты, выдвинуты теории и гипотезы относительно происхождения планет солнечной системы, запущен первый спутник, осуществлен полет первых живых существ, а затем и человека в космос. На данный момент человек получил достаточно большое количество знаний о Солнечной системе, но это не является пределом. Несмотря на всем доступную информацию, парадокс современного человечества состоит в удивительно низком уровне знаний о нашем собственном доме – Солнечной системе [1], [2], [5]. Поэтому необходимо привлекать внимание детей к данной теме.

Создание коммуникативной атмосферы на уроках английского языка будет способствовать развитию навыков общения, увеличению интереса к изучению английского языка и географии. Многие темы в УМК Starlight 5 по английскому связаны с предметом «География», некоторые из них закрепляются, некоторые – даются как новые и изучаются более углубленно [6].

Тему урока «Земля во Вселенной» можно изучать в рамках внеурочной деятельности, например, в рамках недели иностранного языка, когда старшеклассники проводят урок по этой теме для обучающихся пятых классов с целью повышения познавательно интереса и совершенствования навыков англоязычного общения [4].

В данной статье представлен план-конспект урока для 5 класса по теме «Earth In The Universe», состоящий из нескольких этапов: организационный момент, основная часть, заключительный этап. В конспекте прописаны формы работы с обучающимися, время проведения каждого этапа и задания, а также предложены варианты выполнения упражнений и заданий. Перед проведением урока учителю необходимо познакомиться с содержанием и последовательностью этапов урока. Представленный конспект можно использовать как базовый, изменяя и дополняя его, в зависимости от уровня знаний учеников.

Таким образом, целью урока является активизация лексики по теме «Earth In The Universe», автоматизация умения составлять вопросы и отвечать на них, совершенствование навыков аудирования, чтения, говорения и письма.

Следует выделить следующие задачи урока:

  • образовательная: расширение представления обучающихся о солнечной системе, порядке расположения планет;
  • воспитательная: формирование познавательного интереса к теме, умения слушать других, работать в группе в паре;
  • развивающая: развитие лингвистической догадки, логического мышления; повышение объема памяти, мотивации к изучению английского языка;
  • практическая: активизация лексики по теме «Earth In The Universe», автоматизация умения составлять вопросы и отвечать на них, совершенствование навыков аудирования, чтения, говорения и письма в рамках темы, формирование умения понимания текста с извлечением основной и детальной информации, закрепление умения понимания главной мысли на слух и оформления ее в письменное высказывание.

Организационный этап

Учитель приветствует обучающихся. (1 мин.)
Good morning! We are glad to see you and hope you are ready to start working. Today we have an unusual lesson. We combine two subjects: the English language and Geography.

Основной этап

Task 1. Фонетическая зарядка. (4 мин.)

Учитель напоминает образование звуков [w], [ɑː]. Ученикам необходимо найти слова с данными звуками. Затем ученики повторяют за учителем.

1)
Stars across the Universe
Stars along the Galaxy
My star is never far away
My star is always near.

2)
Whether the weather be fine
or whether the weather be not.
Whether the weather be cold
or whether the weather be hot.
We’ll weather the weather
Whether we like it or not.

Task 2. Знакомство с новой лексикой. (3 мин.)

Учитель выводит слова на доску и предлагает повторить их за ним. Затем учащимся в парах предлагается составить 2-3 предложения с новыми словами. Выборочно спрашивает 2-3 учеников.

Students, look at the slide. There are some words we’ll learn at the lesson. Listen and repeat after me.

  • Solar System [ˈsōlər ˌsistəm] Солнечная система;
  • Earth [ɜːθ] Земля;
  • Mercury [ˈmɜːkjərɪ] Меркурий;
  • Venus [‘vi:nәs] Венера;
  • Jupiter [‘dзu:pitә] Юпитер;
  • Uranus [‘juәrәnәs] Уран;
  • Neptune [‘neptju:n] Нептун;
  • Pluto [ˈpluːtəʊ] Плутон;
  • Mars [mɑːz] Марс;
  • Space [speɪs] космос;
  • Air [eә] воздух.

Task 3. Упражнение на закрепление новой лексики. (4 мин.)

Учитель читает определения, школьники озвучивают загаданное слово. Фронтальный опрос.

  • It is space and everything that exists in it. (The Universe).
  • It is a huge group of stars and planets. (galaxy).
  • It is a place far above the Earth where there is no air. (a space).
  • It is a rocket or other vehicle that can travel in space. (a spaceship).
  • It is a large, round object that goes round a star. (planet).
  • It is the Sun together with the planets going round it. (The Solar System).

Task 4. Упражнение на закрепление лексики (см. таблицу 1). (2мин.)

Ученикам необходимо найти и выписать в тетрадь слова из темы урока по диагонали, вертикали и горизонтали. (Если есть возможность, то задание можно показать на доске). Ученика работают индивидуально, учитель ставит таймер на 1 минуту для выполнения поиска и написания слов. Учитель уточняет, кто больше всего написал слов, проверяет их. Остальные ученики при проверке обмениваются тетрадями с соседями по парте и самостоятельно проверяют правильность выполнения задания. Верные ответы учитель показывает на доске.

Can you find words connected with our theme? They are written horizontally, vertically, diagonally.

Таблица 1. «Earth In The Universe»

 

Task 5. Аудирование текста «Our Solar System» (см. рисунок 1). (8 мин.)

Этап до прослушивания аудиотекста. Перед началом прослушивания учитель показывает слайд с планетами солнечной системы, обучающиеся вспоминают названия планет и отвечают на вопрос «What will  the text be about?»

Этап прослушивания. Учитель сам читает текст 2 раза для слухового восприятия обучающихся, дает упражнение на заполнение пропусков текста. Ученики выполняют задание индивидуально во время прослушивания и пауз учителя.

Рис. 1. Текст «Our Solar System»

Complete the sentences using the words from the box.

Ученики выполняют задание индивидуально.

Wе live on the ….. It is a …. planet. There are …. planets in our ….. They all go around ….. Some planets are …. than the Earth, some of them are ….. The first planet next to the Sun is ….. Our Earth is the third. There is …. and…. on the Earth. So animals and plants can live on our planet. Other planets of our Solar System haven’t got air or water. But there are other planets in …., which may have it.

Этап после прослушивания. После выполнения задания ученики обсуждают варианты ответов в парах, затем сверяются с ответами, представленными на доске.

Task 6. Работа с текстом (см. рисунок 2). (10 мин.)

До текстовый этап. Учитель читает несколько предложений из текста, задает вопрос What will this text  be about? Учащиеся высказывают предположения, о чем будет идти речь.

Текстовый этап. Учащиеся читают текст самостоятельно, затем в парах составляют вопросы к нему. Цель – составить как можно больше вопросов, передающих основное и детальное содержание текста.

Рис. 2. Текст «The EARTH»

После текстовый этап. Каждая пара задает 2 вопроса ребятам в классе. Важно не повторяться в вопросах.

Заключительный этап.

Task 6. Задание на аудирование и письмо. Описание планеты. (9 мин.)

Обучающиеся делятся на 3 команды (групповая работа). In 4 minutes looking at the board or in some cases using smartphones children need during and after listening write down the name of each planet with its description. Учитель вместе с детьми обсуждает аудио текст [7] (QR-code представлен на рисунке 3) и проверяет правильность написания задания, отмечает тех учеников, которые написали больше ответов и сделали меньше ошибок.

Рис. 3. QR-code to the app

Рефлексия. Подведение итогов. (2 мин.)

  1. Shall we sum up the results of our lesson? What did you learn today?
  2. Do you have any problems? Do you have any difficulties? What worked best for you? Did you enjoy working in a group?
  3. Describe your (mood) in three words: for example: happy, relaxed, enthusiastic.

Homework. (2мин.)

  1. Write down your homework, choosing the one option you feel most comfortable with:
  2. Create your quiz on «Earth in the Universe» in English (5 - 10 questions).
  3. Create your own crossword on the topic discussed, consists of 5 -10 words.
  4. Create a presentation on the topic «Solar system» (5-10 slides).

Литература:

  1. Беков А.П. Атлас планет и объектов строения нашей Солнечной системы. Фундаментальная наука. М.: Грааль, 2019. 644 c.
  2. География. Начальный курс. 5 класс: учебник. / И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. М.: Дрофа, 2012. 144 с.
  3. Маякова Е.В. Раннее овладение английским языком в рамках деятельностного подхода. Учебно-методическое пособие. М.: МГПУ, 2020. 100 с.
  4. Павлова А.С., Маякова Е.В. Методический конструктор организации внеурочной деятельности по иностранному языку в общеобразовательной школе. // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021. №3-4(63). С. 72-80.
  5. Садил Йозеф. Планеты Солнечной системы. М.: Артия, 1967. 192 c.
  6. Starlight Student’s book. Звёздный английский 5 класс. / Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. // Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. М.: Просвещение, 2018. 185 с.
  7. The Solar System Song (дата обращения: 07.01.2023).

Design of English lesson «Earth in the Universe» for 5th grade students

Sannikova А.A.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Nemtseva Е.V.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mayakova Elizaveta Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages, Leading researcher at the Laboratory of Educational Infrastructures of the Institute of System Projects, Moscow City University, candidate of pedagogical sciences

Annotation. This article is devoted to the development of the English lesson for the 5th grade on the topic «Earth in The Universe» within the integration of the subjects «English» and «Geography». The article discusses the importance of the topic in expanding students' understanding of the solar system. In developing the topic, the authors paid attention to the development of speech activities: speaking, listening, reading, and writing, as well as the improvement of lexical and phonetic skills.
Keywords: geography, English, Universe, planets, Solar System, Mercury, Venus, Earth, Mars, Jupiter, Saturn, Uranus, Neptune, Pluto.

Literature:

  1. Bekov A.P. Atlas of planets and objects of the structure of our solar system. Fundamental science. Moscow: Graal, 2019. 644 pages.
  2. Elementary course. 5 Grade: Textbook / I.I. Barinova, A.A. Pleshakov, N.I. Sonin. Moscow: Drofa, 2012. 144 pages.
  3. Mayakova E.V. Early Learning of English Language in the Framework of Activity-Based Approach. Textbook / Moscow: Moscow City University, 2020. 100 pages.
  4. Pavlova A.S. Mayakova E.V. Methodological constructor of organizing extracurricular activities in foreign language in secondary school. // New in psycho-pedagogical research. 2021. №3-4(63). Page: 72-80.
  5. Sadil Josef. Planets of the solar system. Moscow: Artia, 1967. 192 pages.
  6. Starlight 5. Student’s book. Starlight English 5 grade. / Baranova K.M., Dooley D., Kopylova V.V., Milrud R.P., Evans V. // Textbook for general educational institutions and schools with advanced study of English. Moscow: Enlightenment, 2018. 185
  7. The Solar System Song (date of the address: 07.01.2023).