Аннотация. В статье рассмотрено состояние медиаобразования в городе Москве на момент начала 2023 года. Авторами проанализированы проект «Медиакласс в московской школе», а также программы высшего образования, направленные на формирование педагогов в сфере медиаобразования. Также проведён опрос с целью изучения состояния и доступности получения медиаобразования в образовательных учреждениях города Москва, уровня заинтересованности в нём респондентов.
Ключевые слова: Медиаобразование, медиапедагогика, навыки, визуализация обучения, профильное обучение.
На сегодняшний день в условиях крайне высокой информационной насыщенности колоссальное значение приобретает систематизация учебной информации и обучение детей правильно с ней взаимодействовать. Необходимость овладения учениками навыками компьютерной грамотности и ежедневной обработки больших объемов информации привело к дополнению Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) такими компетенциями как умение взаимодействовать с информацией, вычленять из нее нужную и полезную, обрабатывать и передавать полученные знания.
Примером этому могут послужить детские проектно-исследовательские работы, где дети на практике изучают интересующие их вопросы, вовлекаются в науку и учатся тому, как наиболее эффективно преподносить информацию, взаимодействовать с аудиторией, защищать свою работу так, чтобы слушатели не отвлекались и запоминали информацию. Ученики на своем опыте взаимодействуют с одним из важнейших принципов современного образования – принципом наглядности, изучая этот аспект со стороны преподавателя. Это одна из наиболее эффективных технологий активизации обучения, другими словами, метод визуализации учебной информации, образовательное значение которого велико и отвечает современным требованиям.
Визуализация – в широком понимании ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания. Образовательный процесс строится на передаче информации, при этом роль наглядного представления информации в обучении достаточно велика. Как было сказано ранее, принцип наглядности является одним из ведущих в современном образовании. Использование таблиц, схем, диаграмм и рисунков способствует более легкому восприятию, а также быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты. После пандемии Covid-19 и длительного периода дистанционного образования стремительно набирают популярность электронные школы, учебные ресурсы с грамотно представленной визуальной информацией и оформленными заданиями, электронные пособия и видео-уроки, смонтированные с учетом необходимой визуальной поддержки.
Таким образом, медиаобразование способствует овладению учениками нужными компетенциями уже на этапах основного и среднего общего образования.
С возрастом темп развития человеческого мышления замедляется, поэтому упущения на этапе обучения в школе абсолютно недопустимы. Большую роль в образовании играет умение правильно преподносить информацию, с учетом и устной, и визуальной форм.
Компетенции для создания подобного рода контента должны закладываться уже на уровне среднего общего образования, поэтому в 2021-2022 учебном году в ряду московских образовательных организаций запущен проект «Медиакласс в московской школе», оператором которого выступает Московский центр качества образования. Здесь развитие способностей каждого отдельного обучающегося – главный фактор, позволяющий судить об успешности проекта, поэтому индивидуализация обучения может вывести развитие способностей творчески одарённых детей на совершенно новый уровень [4, с. 87].
Цель данного проекта – сформировать у школьников умения и навыки, необходимые для работы и жизни в современном высокотехнологичном мире. На данный момент в проекте принимает участие 155 школ, 18 вузов-партнёров (в том числе Московский городской педагогический университет) и 8 медиапартнёров. Обучение ведётся по профилям: медиажурналистика, медиакоммуникации в социальных сетях, фотожурналистика, тележурналистика, радиожурналистика, реклама и связи с общественностью.
В рамках предпрофильного обучения учащимся предложены обязательные учебные предметы, обязательные элективные курсы, вариативные элективные курсы. Для обучающихся 5-9 классов, интересующихся современными творческими специальностями проект предлагает программы дополнительного образования, обусловленные потребностью создать условия для самовыражения обучающихся, их желанием заявить о своей жизненной позиции.
Элективные курсы и программы дополнительного образования направлены на формирование творческой индивидуальности. Актуальность каждой образовательной траектории, имеющей практическую направленность, заключается в предоставлении возможности обучающимся научиться эффективно использовать цифровые технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.
С целью изучения текущего состояния медиаобразования в учреждениях, не принимающих участие в проекте «Медиакласс в московской школе», проведён опрос «Медиаобразование в образовательных учреждениях г. Москвы».
Опрос создан, чтобы изучить нынешнее состояние медиаобразования и доступность его получения в образовательных учреждениях города Москвы, а также уровень заинтересованности в нём у респондентов. Всего в опросе участие приняли 180 человек, в число которых входят школьники, студенты колледжей и вузов, учителя и родители. Для проведения и обработки результатов опроса использована платформа Google Forms.
Ниже предоставлен анализ результатов опроса и основные выводы.
- «Укажите свой возраст»
Самые крупные группы респондентов (см. рисунок 1) – молодые люди от 16 до 18 лет (составляет 51,7% от всей выборки) и молодые люди от 19 до 22 лет (составляет 37,2% от всех). Помимо них также в опросе принимали участие люди от 31 до 55 лет (составляют 5%), подростки от 12 до 15 лет (2,8%), одинаковое количество респондентов возраста от 23 до 30 лет (1,7%) и старше 56 лет (1,7%). Таким образом, основная часть отвечавших – ученики средней-старшей школы и студенты-бакалавры, составившие 88,9% от общего количества респондентов.
Рис. 1. Ответы участников на вопрос «Укажите свой возраст»
- «Кем Вы являетесь?»
Здесь респондентов попросили указать то, кем они являются в отношении образования. Большую часть респондентов (см. рисунок 2) составляют студенты педагогических ВУЗов (53,9%). Помимо них, две достаточно крупные группы – студенты педагогического колледжа (18,9%) и студенты непедагогических ВУЗов (10%), остальные, не столь крупные группы, но вместе составляющие 17,2%, – родители (3,3%), респонденты, являющиеся и родителями, и учителями (2,8%), а также учителя, школьники средней и школьники старшей школ, которых приняло участие в опросе одинаковое количество (2,2%). Из этих данных становится понятно, что большая часть респондентов – молодые люди, обучающиеся на педагогов в настоящее время и хорошо знакомые с системой образования.
Рис. 2. Ответы участников на вопрос «Кем Вы являетесь?»
- «Понимаете ли Вы значение медиаобразования?»
Данный вопрос задавался с целью узнать, как респонденты ощущают свою осведомленность о медиаобразовании. Считают, что понимают, что представляет из себя медиаобразование, 72,8% опрошенных; тех, кто считает, что не понимает значения медиаобразования, 27,2% (см. рисунок 3) Таким образом, значительно большая часть респондентов считает, что знакома с этим термином.
Рис. 3. Ответы участников на вопрос о понимании значения медиаобразования
- «Медиаобразование – это…»
Данный пункт был добавлен для проверки истинного понимания респондентами данного термина и правдивости их ответов. Здесь респондентам нужно было выбрать правильное определение из трех, среди которых два заведомо неверные. Результаты относительно прошлого пункта изменились: правильный термин выбрали 66,7% отвечавших, когда в прошлом вопросе тех, кто указал, что понимает значение, 72,8%. Часть респондентов, выбравших неправильные определения, составляет 33,3% (см. рисунок 4).
Рис. 4. Ответы участников на вопрос о понимании термина «медиаобразование»
- «Сталкивались ли Вы с возможностью получить медиаобразование в образовательном учреждении?»
На данный вопрос большая часть респондентов – 55,6% – ответили отрицательно, в то время как положительно ответили 44,4% участников опроса (см. рисунок 5). Это позволяет судить о том, что больше, чем у половины опрошенных либо не было возможности получить медиаобразование, либо они не могли узнать о ней.
Рис. 5. Ответы участников на вопрос о возможности получения медиаобразования в ОУ
- «Какого уровня было это образовательное учреждение?»
В данном пункте респондентам дали возможность множественного выбора на случай, если они сталкивались с возможностью получить образование в сфере медиа в нескольких учреждениях, а также предложили вариант «Возможности не было». Однако видно, что результаты изменились относительно прошлого вопроса, в котором ответивших, что они не сталкивались с возможностью получить медиаобразование, было 55,6% от общего количества, в то время как здесь лишь 41,1%. Это различие можно объяснить множественностью выбора, так как один респондент попадает сразу в несколько групп. Таким образом, объём групп, имевших возможность получить медиаобразование, растет, а не имевших такую возможность, соответственно, падает (см. рисунок 6).
Рис. 6. Ответы участников об уровне ОУ для получения медиаобразования
Среди ответов, говорящих о наличии возможности получить медиаобразование, лидирует старшая школа, уровень, который отметило 22,8% респондентов, меньшее количество голосов собрали педагогический ВУЗ (14,4%) и средняя школа (11,1%), менее крупные группы (по убыванию): педагогический колледж (6,7%), непедагогический ВУЗ (5%), начальная школа (3,3%), непедагогический колледж (2,2%) и детский сад (1,1%). Таким образом из полученных данных следует, что большая часть респондентов, столкнувшихся с возможностью получить медиаобразование, отметила старшую школу. Это позволяет сделать предположение о распространенности программ из сферы медиаобразования на этом уровне образования.
- «Считаете ли Вы получение медиаобразования и овладение медиаграмотностью нужным/полезным?»
Из ответов, полученных на данный вопрос, следует, что существенно большая часть респондентов отметила получение медиаобразование нужным и полезным и составила 71,7%, помимо этого 23,9% респондентов даже отметили это необходимым на сегодняшний день. Тех, кто отметил получение медиаобразование не нужным, получилось 4,4%. Таким образом, в получении медиаобразования заинтересованы 93,6% респондентов – это крайне высокий показатель (см. рисунок 7).
Рис. 7. Ответы участников на вопрос о необходимости получения медиаобразования
- «С какого возраста стоит давать медиаобразование?»
Большая часть респондентов (61,1%) считает, что медиаобразование стоит давать с подросткового возраста, когда ребенок находится в средней или старшей школе. Меньшая по объему, но тем не менее достаточно заметная группа, составляющая 26,1% от всех опрошенных, подходящим возрастом считает тот, которого ребенок достиг на момент поступления в начальную школу, то есть 6-8 лет. 9,4% респондентов считают подходящим возрастом детсадовский, 2,2% считают таковым возраст, которого человек достигает на момент поступления в колледж или вуз, одинаковое количество респондентов (0,6%) считают, что подходящий возраст ясельный или тот, которого человек достигает при поступлении на магистерские программы. Данные результаты позволяют сделать следующий вывод: большинство считает, что начинать медиаобразование стоит со школьного возраста (см. рисунок 8).
Рис. 8. Ответы участников на вопрос о возрасте, наиболее подходящем для начала получения медиаобразования
- «В рамках медиаобразования школьники должны научиться...»
В данном пункте респондентам предложили выбрать, чему, по их мнению, человек должен научиться в рамках медиаобразования. Опрошенным была дана возможность множественного выбора, а также доступно поле «другое», где они могли своими словами описать желаемые компетенции. Самые интересующие респондентов варианты – умение «вычленять из огромного потока нужную информацию и грамотно работать с ней» (83,2%), «грамотно распоряжаться временем и техникой, а также возможностями в сети Интернет и социальных сетях, которые она даёт» (79,3%), «осознавать свои действия в интернете» (78,2%), «работать с фото- и видео-материалами» (64,2%) и «понимать, как большие объемы информации и времяпрепровождения в сети действуют на психику» (60,9%). Наименее востребованными компетенциями стали обучение основам журналистики (22,9%) и умение вести репортажи (17,9%). Полем «другое» воспользовались 1,8% респондентов, ответы были о том, что получение медиаобразования не обязательно, либо же респондент против него или не знает, что ответить на заданный вопрос. Этот пункт позволяет определиться с наиболее и наименее востребованными компетенциями, ожидаемыми от медиаобразования (см. рисунок 9).
Рис. 9. Ответы участников о предполагаемых результатах медиаобразования
- «По школе от 1 до 5, как Вы считаете, насколько это направление образования развито и доступно в образовательных учреждениях на сегодняшний день?»
Почти половина респондентов (46,7%) оценила доступность и развитие данного направления образования на «3», другие крупные группы на «2» (составляет 32,2%) и на «1» (12,2%). На «4» оценило 7,2% опрошенных и лишь 1,7% на «5». Таким образом, по мнению существенно большей части респондентов (92,1%), медиа-направление образования развито недостаточно, к тому же и доступно не всем желающим (см. рисунок 10). Этому направлению есть куда расти, над ним нужно работать.
Рис. 10. Ответы участников на вопрос о доступности медиаобразования
Несмотря на существование проекта «Медиакласс в московской школе», на данный момент времени не существует программ, которые можно освоить педагогу, чтобы получить медиаобразование. Поэтому в классах по медиаобразованию обучают либо педагоги, не имеющие квалификации, отвечающим стандартам образования в данной сфере, либо сотрудники, не имеющие педагогического образования вовсе.
Стоит отметить, что в МПГУ существуют программы магистратуры по направлениям «Педагогическое образование (Медиаобразование)» и «Педагогическое образование (Медиаобразование в социокультурной сфере)». Однако по данным опросов, основной причиной подачи документов в магистратуру является смена специальности или расширение знаний о специальности в другой, смежной области [3]. Респонденты также отметили, что поступают на программы магистратуры из-за престижа. При этом подавляющее большинство опрошенных магистрантов и поступающих заявляют, что предпочитают техническое направление в 4 раза больше, чем творческое и гуманитарное направления вместе взятые.
В Институте психологии и педагогики образования МГПУ также существовала магистерская программа «Детская журналистика», направленная на подготовку специалистов в сфере медиапедагогики. Однако, с 2022/2023 уч. года набор на данную программу больше не производится.
Представленные выше возможности получения медиаобразования имеют один недостаток – они появляются слишком поздно для включения в образовательную траекторию среднестатистического человека.
В 2016 году Житковым К.В. и Платоновым был проведён анализ системы высшего образования России с точки зрения современных тенденций развития программ магистратуры в российских вузах [1, с. 12]. В 2016 году количество бакалавров превышало количество магистрантов по направлению педагогического образования в 4 раза (см. рисунок 11).
Рис. 11. Число поступивших в магистратуру по направлениям и формам обучения
Приведенные выше факты позволяют сделать вывод о том, что период обучения в бакалавриате – самый подходящий для получения медиаобразования, но такая возможность на текущий момент в образовательных учреждениях высшего образования в Москве отсутствует.
Литература:
- Житков К.В., Платонова Д.П. Магистратура в России: рост спроса и предложения, дифференциация по регионам и вузам. М.: Высшая Школа Экономики. 16 с. (дата обращения: 16.01.2023).
- Петровских Л.И., Янченко К.С. Формирование информационной и медийной грамотности в профессиональном образовании: актуальность, требования ФГОС, дидактические подходы. // Наука и перспективы. 2017. №1 (дата обращения: 24.01.2023).
- Почему студенты все чаще меняют специальность при поступлении в магистратуру. // Ведомости (дата обращения: 16.01.2023).
- Хасьянов Д.А. Индивидуализация обучения в рамках проекта «Медиакласс в московской школе». // Менеджмент в образовании: перезагрузка. М.: 2022 г. С. 87-91 (дата обращения: 05.01.2023).
Assessment of the quality of media education in educational institutions of Moscow City
Khasyanov D.A.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Coauthor:
Khoroneko E.P.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Khokhlov A.B.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Annotation. The article considers the state of media education in the city of Moscow at the beginning of 2023. The authors analyzed the project «Media class in the Moscow school», as well as higher education programs aimed at the formation of teachers in the field of media education. A survey was also conducted to study the state and availability of media education in educational institutions of the city of Moscow, the level of interest of respondents in it.
Keywords: media education, media pedagogy, skills, learning visualization, specialized education.
Literature:
- Zhitkov K.V., Platonova D.P. Master's degree in Russia: the growth of supply and demand, differentiation by regions and universities. Moscow: Higher School of Economics 16 pages (date of the address: 16.01.2023).
- Petrovskikh L.I., Yanchenko K.S. Formation of information and media literacy in vocational education: relevance, requirements of the Federal State Educational Standards, didactic approaches. // Science and Perspectives. 2017. №1 (date of the address: 24.01.2023).
- Why students are increasingly changing their specialty when entering the magistracy. // Vedomosti (date of the address: 16.01.2023).
- Khasyanov D.A. Individualization of education within the framework of the project «Media class in the Moscow School». // Management in Education: Reloaded. Moscow: 2022. Page: 87-91 (date of the address: 05.01.2023).